Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников 6
1.1. Формирование логических универсальных учебных действий:
исторический и теоретический аспекты 6
1.2. Формирование логических универсальных учебных действий в младшем
школьном возрасте 11
1.3. Методические особенности организации формирования логических
универсальных учебных действий на уроках математики 13
Вывод по 1 главе 17
Глава 2. Исследование актуального уровня сформированности логических универсальных учебных действий у младших школьников 19
2.1. Методика проведения констатирующего исследования уровня
сформированности логических универсальных учебных действий у младших школьников 19
2.2. Результаты исследования уровня сформированности логических
универсальных учебных действий у младших школьников 25
2.3. Комплекс упражнений, направленных на формирование логических
универсальных учебных действий у младших школьников 30
Вывод по 2 главе 40
Заключение 42
Список литературы 44
Приложение 1 50
Приложение 2 52
Приложение 3 53
Приложение 4 54
Приложение 5 55
Приложение 6 57
С введением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения перед начальным образованием установились новые цели. Главной целью образовательного учреждения является развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать путь их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, а это значит сформировать умения учиться. [58]
В начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Из этого следует, что одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, позволяющих строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы. Системнодеятельностный подход, который лежит в основе Федерального Государственного образовательного стандарта, предусматривает создание условий, при которых деятельность обучающегося направлена на становление его личности и сознания в целом. [28]
Математика в начальных классах- играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Учащиеся начальных классов усваивают систему важнейших математических понятий, овладевают умениями и навыками в области счета, письма, речи.
Исходя из наблюдения педагогов, с каждым годом учащиеся равнодушнее относятся к учебному процессу, а также понижается познавательный интерес. Большинству обучающимся математика кажется скучным и не интересным предметом.
Основные результаты обучения школьников в начальной школе- это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться, способности к самоорганизации с целью решения учебных задач. В результате обучения у учащихся должны формироваться: желание и умение учиться, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности. [50]
Таким образом, данная проблема действительно является актуальной, и чтобы определить дальнейшую стратегию ее решения, необходимо понимать, что такое логические универсальные учебные действия, иметь представления об актуальном уровне сформированности логических универсальных учебных действий у младших школьников.
Объект- процесс формирования логических универсальных учебных действий младших школьников.
Цель исследования -выявить особенности формирования логических универсальных учебных действий, разработать комплекс упражнений, которые будут направлены на формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет- актуальное состояние формирования логических универсальных учебных действий у 2 класса и способы его изменения.
Гипотеза- процесс формирования логических универсальных учебных действий у обучающихся 2 класса характеризуется такими критериями как: осуществление анализа и сравнения; выделение существенных признаков; умения строить закономерности и находится преимущественно на среднем уровне.
Задачи:
1. Провести анализ теоретического и методического материала по формированию логических универсальных учебных действий у младших школьников;
2. Определить актуальный уровень формирования логических учебных универсальных действий, обучающихся 2 класса;
3. Провести обработку результатов и представить их в виде диаграмм и таблиц;
4. Представить содержательный анализ, убедиться, что гипотеза верна;
5. Разработать комплекс упражнений, направленных на улучшение актуального уровня формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников.
Методы исследования: констатирующий эксперимент, анализ психологопедагогической и методической литературы по теме, методы качественного и количественного анализа.
Базы исследования: обучающиеся 2 «Б» класса МАОУ «Средней школы- интернат № 1 им. В. П. Синякова» г. Красноярска. В эксперименте приняли участия 25 человек в возрасте 7-8 лет.
На основании анализа литературы по теме исследования, мы пришли к выводу, что проблема логических универсальных учебных действий, действительна актуально и требует дальнейшего исследования.
Математика в начальных классах является одним из основных учебных предметов, выполняет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Также в программе по математике нет ограничений в отношении подбора задач, поэтому учитель может включать упражнения в структуру урока. Важно при этом помнить, отвечают ли они требованиям ФГОС НОО, а также учитывать возрастные особенности младших школьников.
Для выявления уровня сформированности логических универсальных учебных действий, были проведены методики. По результатам исследования методик, можно отметить, что большая часть исследуемого класса имеет средний уровень сформированности логических универсальных учебных действий. Остальные 24% имеют высокий и низкий уровни. Результаты методик представлены в виде таблиц и диаграмм.
Было выявлено, что большинство ошибок было допущено из-за того, что учащиеся выбирали сразу только те предметы, которые бросались им в глаза, для этого нужно было детально рассмотреть предложенные картинки, возникли трудно с понятием «существенные признаки», а также обучающиеся путали цифры в последовательности действий. Что говорит о наличии дефицитов в формировании логических универсальных учебных действий.
Способ решения данной проблемы становится разработка комплекса упражнений, направленных на развитие логических универсальных действий.
Выделили три блока упражнений, определили содержание каждого блока и подобрали соответствующие задания. Определили задачи каждого блока упражнений по математике. Мы представили комплекс упражнений, направленный на изменение уровня формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников, то есть это упражнения на умение осуществлять анализ и сравнивать, выделения существенных признаков, выявить уровень сформированности умения строить закономерности в построении числового ряда. Предполагаем, что данные упражнения способствуют изменению уровня формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников.
1. Беляева Т.А. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе/Т.А.Беляева// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», — 2013. — №34. — С. 20-22
2. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курслекций: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - С.455
3. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли /А. Г. Асмолов. М.: Академия, 2010.
338 с.
4. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2011. 1008 с.
5. Власова И.Н. Формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников при обучении математики И.Н. Власова // Герценовские чтения. Начальное образование. 2014. № 1. С. 179-186.
6. Гладилина И. Развитие математических способностей в учебновоспитательной деятельности / И.Гладилина // Воспитание школьников. — 2016.
№9. с. 14-17
7. Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста: учебное пособие / О.
О. Гонина. М.: Флинта, 2014. 271 с.
8. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и
экспериментального психологического исследования. М.: Директмедиа
Паблишинг, 2008. 613 с.
9. Деятельность учителя по формированию универсальных учебных действий./
Е.Л. Бахметьева. [Электронный ресурс].Режим доступа:
ййрз://игок.1зер1.ги/статьи/631169/
10. Джумакаева Н. К. Новые образовательные стандарты. Формирование и развитие универсальных учебных действий в современной школе // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 823-826.
11. Для определения уровня сформированности УУД младших школьников "Школа 2100". Диагностические материалы "Диагностика метапредметных и личностьных результатов начального образования. Проверочные работы. - М.:Баласс, 2012 (авторы Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В.) позволяют выявить, насколько успешно формируются УУД у каждого школьника.
12. Ефремов О. Ю. Педагогика / О. Ю. Ефремов. СПб.: Питер, 2010. 351 с.
13. Егорина В. С. Формирование универсальных логических действий младших школьников и повышение эффективности образования / В. С. Егорина. // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 10. С. 38-43.
14. Зайцева С.А. Методика обучения математике в начальной школе / С.А. Зайцева, И.Б Румянцева, И.И. Целищева. М.:Владос,2014. 192 с.
15. Зимняя А.И. Педагогическая психология // 2-ое издание. М.: Логос, 2015.148 с....60