Реферат
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. Глагол в грамматической системе русского языка.
1.1. Глагол как часть речи. 9
1.2. Основные грамматические категории глагола. 13
1.2.1. Видовые корреляции глагола. 17
1.2.2. Категория наклонения и времени глагола. 20
1.3. Словообразование глаголов. 23
ГЛАВА II. Индивидуально-авторские глаголы в произведениях А.Белого «Серебряный голубь», «Петербург» и их изучение в школе.
2.1. Творчество А.Белого в контексте исканий эстетики
серебряного века. 25
2.2. Индивидуально-авторские слова в русском языке 28
2.3. Общая характеристика индивидуально-авторских слов
А.Белого в повести «Серебряный голубь» и романе «Петербург». 32
2.4. Индивидуально-авторские глаголы в произведениях А.Белого
«Серебряный голубь» и «Петербург». 36
2.4.1. Особенности семантики 38
2.4.2. Способы создания глагольного слова 43
2.4.3. Особенности выражения наклонения и времени
индивидуально-авторских глаголов. 45
2.4.4. Особенности выражения видовых значений 48
2.4.5. Специфика морфемной структуры индивидуальноавторских слов. 49
2.5. Изучение индивидуально-авторских слов в школе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Диаграммы 1, 2. Процентное соотношение индивидуально-
авторских слов А.Белого в произведениях «Серебряный 62
голубь» и «Петербург» по частям речи
2. Словник контекстов из повести А.Белого «Серебряный 63
голубь» 66
3. Словник контекстов из романа А.Белого «Петербург»
4. Словник индивидуально-авторских глаголов А.Белого из 71 произведений «Серебряный голубь» и «Петербург»
5. Схемы 1, 2. Семантические группы индивидуально-авторских 73 глаголов
6. Схемы 3. Способы образования индивидуально-авторских 74
глаголов
7. Диаграммы 3, 4. Частотность способов образования 75
индивидуально-авторских глаголов у А. Белого.
8. Диаграммы 5, 6. Процентное соотношение видов 76
индивидуально-авторских глаголов
9. Диаграммы 7, 8. Процентное соотношение временных форм 77 индивидуально-авторских глаголов
10. Схемы 4, 5. Морфемы, участвующие в образовании 78
индивидуально-авторского глагола
11. Диаграммы 9, 10. Частотность префиксов, участвующих в 79 образовании индивидуально-авторских слов
12. Диаграммы 11, 12. Частотность суффиксов, участвующих в 80 образовании индивидуально-авторских слов
13. Технологическая карта факультативного занятия в 10-м классе на тему «Окказионализмы в художественных произведениях»
Язык как всеохватывающая система не может оставаться статичным явлением. Он развивается вместе с людьми. Но это развитие заключается не только в добавлении в словарь новых слов, и терминов, связанных с появлением новых открытий, изобретений, тесного контакта с другими языками, но и со стремлением человека изменить уже имеющуюся парадигму.
Человечество стремится изменить всё, желает быть услышанным среди бесчисленного числа конкурентов, таким образом рождаются окказионализмы (индивидуально-авторские слова). Это, безусловно, привлекает внимание ученых. Изначально особый интерес представляли тексты особо выделяющихся с этой точки зрения авторов - футуристов. В настояще время ученые пришли к выводам, что окказионализмы встречаются не только в художественных произведениях, но и в речи детей и творчестве детей (диссертация: Кулакова Н.В. - «Использование словообразовательных
окказионализмов как текстообразуещего средства при написании сочинений младшими школьниками» [Кулакова 2005]; статья: Солодвник Е.М. - «Детские окказионализмы. Анализ словаря детских словообразовательных инноваций С.Н. Цейтлин» [Солодовник 2015] ), в СМИ, Интернете (диссертации: Комлева М.Н «Окказиональное слово в языке СМИ новейшего времени: модели и функции» [Комлева 2023]; Матвеева Е.С. - «Окказионализмы в Интернет - СМИ» [Матвеева 2016])
Индивидуально-авторское слово исследуется как разноплановое явление, которое, во-первых, связано с взаимодействием языка и речи. Во-вторых, индивидуально-авторское слово представляет собой важное стилеобразующее средство в системе языка писателя.
В настоящей работе рассматривается словообразовательный потенциал индивидуально-авторских глаголов в произведениях А. Белого «Серебряный голубь» и «Петербург».
«Андрей Белый - самый значительный русский писатель последней литературной эпохи, самый оригинальный, создавший совершенно новую форму в художественной прозе, совершенно новый ритм» [Бердяев 1994 : 440]. Д. С. Мирский, историк литературы, характеризует первый роман Белого - «Серебряный голубь» - как «одно из самых богатых сокровищами произведений русской литературы», которое оказало «огромное влияние на историю русской прозы» [Мирский 1992 : 716], а «Петербург» же -
«сложнейшее произведение, не имеющее, пожалуй, литературной аналогии ни в отечественной, ни в зарубежной романистике» [Утехин 1990 : 17].
Андрей Белый - известный автор серебряного века, литературоведы до сих пор спорят, к какому течению он относится: символизму или футуризму, т.к в его творчестве отражается, можно сказать, весь дух этого периода. Его произведения индивидуальны, ни на что не похожи. В них много абстрактного, космического, того, что порой сложно понять, но завораживает своей непохожестью, правдивостью, необычностью.
«Стремление А. Белого как представителя символизма отказаться в своих симфониях от «натурализма» и «публицистичности», присущих, по его мнению, реалистической литературе, подчинить свое повествование законам музыкальной композиции привело его к созданию совершенно оригинальных, стоящих особняком не только в русской, но и мировой литературе произведений» [Утехин 1990 : 8]. Хотя многие не разделяли его мнения, но так или иначе на он повлиял на мировоззрение многих. «Я далеко не разделял всех воззрений Белого, но он повлиял на меня сильнее кого бы то ни было из людей, которых я знал», - писал Владислав Ходасевич [Ходасевич 2002 : 164].
«В известном смысле А. Белый - единственный настоящий, значительный футурист в русской литературе. В нем погибает старая, кристальная красота воплощенного мира и порождается новый мир, в котором нет еще красоты» [Бердяев 1994 : 441]. Как и все футуристы, он отвергал то, что есть. Поэтому искал новые символы, создавал новые слова. Порой он даже не следовал уже имеющимся схемам словообразования, а придумывал свои. Так в его творчестве немало слов с неизвестным, ранее нигде не встречавшимся корнем, но при этом каждое индивидуально-авторское слово выступает у него в роли символа.
Актуальность настоящей работы обусловлена высоким ростом словотворчества, которое охватывает различные стороны жизни человека. Несмотря на то, что лингвистика изобилует научными работами, посвященными данному вопросу, интерес ученых к окказиональному слову растет. Это связано с тем, что индивидуально-авторское словообразование - это динамика языка. Исследуя окказионализмы, можно увидеть язык в действии, процесс зарождения нового слова, его функциональность, роль. Индивидуально-авторские слова будучи не языковым, а речевым явлением, бесспорно, относятся к так называемой области непереводимого, которая в последнее время все чаще оказывается в центре внимания переводческих исследований.
«Глагол - самая сложная и самая емкая грамматическая категория русского языка. Глагол наиболее конструктивен, по сравнению со всеми другими категориями частей речи. Глагольные конструкции имеют решающее влияние на именные словосочетания и предложения» [Виноградов 1972 : 372]. Эта емкость и обозначает актуальность нашей темы, потому что окказиональные глаголы принимают новые значения, обозначают новые, еще не исследованные действия, процессы, что мы и попробуем изучить. Не изучены окончательно способы образования индивидуально-авторских глаголов, так нет их единой классификации.
Предметом данного исследования являются индивидуально-авторские глаголы произведений.
Объектом исследования является структура и семантика индивидуально - авторских глаголов
Цель настоящей работы - представить структурный и семантический анализ индивидуально-авторских глаголов повести «Серебряный голубь» и «Петербург» А. Белого.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1. Дать понятие окказиональному слову, определить его роль в художественном тексте, предварительно изучив монографическую литературу по проблеме исследования;
2. Охарактеризовать глагол, как часть речи, описать особенности его словообразования и формообразования;
3. Выделить индивидуально-авторские новообразования в романе и повести, представить их общую характеристику;
4. Определить семантику индивидуально-авторского
слова и выявить их семантические группы;
5. Выделить способы образования индивидуальноавторских глаголов;
6. Выявить и охарактеризовать особенности выражения наклонения и времени индивидуально-авторских глаголов;
7. Охарактеризовать специфику морфемной структуры индивидуально-авторских глаголов;
8. Сравнить специфику структуры и семантики индивидуально-авторских глаголов повести и романа.
9. Разработать технологическую карту факультативного занятия в 10-м классе на тему «Окказионализмы в художественных произведениях»
Для достижения поставленных задач использованы следующие методы, позволяющие осуществить комплексный подход к изучению окказиональных глаголов в произведениях А. Белого «Петербург» и «Серебряный голубь»:
• теоретический метод (обзор и анализ научной литературы);
• контекстуальный анализ (выявление значения индивидуально-
авторского слова в контексте);
• описательный метод (наблюдение, интерпретация и обобщение);
• компонентный анализ новых лексических единиц (разложение индивидуально-авторских слов на компоненты и выявление их смысла);
индивидуально-авторских глаголов произведений А.Белого «Серебряный голубь» и «Петербург»).
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты анализа индивидуально-авторских глаголов из произведений А. Белого «Петербург» и «Серебряный голубь» по способам образования могут быть использованы при составлении новых словарей окказиональной лексики, в курсах лексикологии, стилистики, при переводе газетной прессы. Отдельные положения нашего исследования можно использовать при чтении курса «Современный русский язык», «Стилистика», «Словообразование». Данная работа позволит лучше понять роман, что могут использовать литературоведы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава - теоретическая, в ней представлены общие сведения о глаголах и индивидуально-авторских словах. Вторая глава - практическая, в ней представлено исследование индивидуально- авторских глаголов, их систематизация.
Материалом для работы послужили роман Андрея Белого «Петербург» и повесть «Серебряный голубь». В качестве сопоставительного материала привлечены словари и Национальный корпус русского языка:
1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение [Аванесов 1984]
2. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь [Ефремова 2005].
3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Ожегов, Шведова 1992].
4. Бабенко Л., Волчкова И., Казарин Ю., Кусова М., Мухин М.,
Плотникова А., Плотникова Е., Попова Т., Сивкова Т. Большой толковый словарь русских глаголов [Бабенко, Волчкова, Казарин, Кусова, Мухин, Плотникова, Попова, Сивкова 2009].
5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Даль 1866].
6. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка [Зализняк 1977].
7. Русский орфографический словарь: около 200 000 слов. Под ред. В.В. Лопатина [Под ред. Лопатина 2013].
8. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка
[Тихонов 1990].
9. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка.
Произношение. Ударение. Грамматические формы [Иванова 2005].
10. Гридина Т.А., Ковалева Н.И., Бурцева В.В. Новый орфоэпический словарь для твсех, кто хочет стать граммотным [Гридина,Ковалева, Бурцева В.В 2013]
11. Национальный корпус русского языка [http://ruscorpora.ru]
Критерий определения окказиональности: только в том случае, если выделенное нами из повести или романа слово не отмечено во всех этих источниках, оно определено нами как индивидуально -авторское. При этом в Национальном корпусе русского языка данные слова были выданы только в контексте повести или романа А.Белого.
1. Андрей Белый - один из самых знаменитых писателей XX века. Повесть «Серебряный голубь» - это его первое прозаическое произведение, поражающая своей языковой уникальностью и необычностью. Роман «Петербург» считается лучшим произведением Андрея Белого. Оно уникально, в нем переплетается реальное с фантастическим, причем на таком уровне, что сразу даже сложно воспринимать такой текст, такое повествование. Хотя после прочтения уже первых двух частей, понимаешь, насколько интересно это произведение, а самое главное, талантливо.
Несмотря на многочисленные исследования его творчества, его проза, а в частности, окказиональные явления изучены недостаточно. Например, Кошелева С.В. выделяет только префиксальный, суффиксальный и префиксально-суффиксальный способы образования окказиональных слов. Отчасти она права, но ведь у глагола большее значение имеет категория вида, образуя новые слова от уже имеющихся, чаще всего мы изменяем именно вид глагола, а он словно притягивает изменение семантики слова. При этом на основе видоизменения еще никто не рассматривал окказиональное словообразование.
2. Индивидуально-авторские слова - это слова, которые «изобрел» автор произведения, смысл таких слов можно с точностью понять только в контексте. Эти слова, как визитные карточки авторов, как их краски, которыми они пишут великие полотна.
У окказионализмов есть специфические свойства, которые открывают путь для творчества писателя. Это такие свойства, как: экспрессивность, принадлежность к речи, такие слова обычно одноразовы, и они могут принадлежать индивидуально какому-либо автору.
Авторы сами творят слова чаще всего для того, чтобы выразить точно свои мысли, так как обычные слова уже использовались многими авторами и ничего нового, интересного почти не несут (хотя это зависит еще и от того, как преподнести слова), а вот новые, никому не известные языковые единицы, но при этом понятные из контекста, пробуждают интерес читателя, затягивают в мир произведения и наиболее полно раскрывают тайны мысли его создателя.
Таким образом, изменив слово пианино на «пьянино», автор показывает в каких ситуациях пальчики баронессы прикоснуться к клавишам этого утонченного музыкально инструмента. А добавив всего один суффикс -ын- к слову «учительница», Белый показывает все пренебрежение, неуважение знатных героев к девушке данной профессии. Образуя окказионализмы, писатель передает с их помощью новый смысл, они пронизывают, входят в души людей. А порой несут предупреждение.
В романе «Петербург» Андрей Белый часто использует окказионализмы, связанные со светом, тьмой (разблистался, просерел, прочернел, светоножка, промерцавшую), и повторяет их на протяжении всего романа, указывая на то, что жители ищут свет, хотя сами укутываются во тьму и гниль устаревшего. Такие слова помогают кратко выразить мысль автора, т.к. они могут заменить словосочетания или даже предложения. Например: красношуршащей рукой. Из контекста мы понимаем, что это не рука, а рукав красного, шуршащего домино. Часто с помощью индивидуально-авторских слов автор передает свое отношение к образам своего произведения, например, к городу (черномраморный, тяжелокаменный, бытийственен).
В анализируемых источниках нами было выделено 254 окказиональных слова разных частей речи: прилагательные, существительные, глаголы, наречия. Окказиональных глаголов в романе было представлено наибольшее количество (103 единицы).
В повести было найдено 137 индивидуально-авторских слов, 72 из которых являются глаголами.
3. Глагол, как уже говорилось выше, самая сложная часть речи. Она характеризуется сложностью морфологической системы и разнообразием синтаксического употребления.
Глагол - самая излюбленная часть речи Андрея Белого. Буквально на каждой странице романа и повести можно встретить окказиональный глагол.
В своей работе мы уделили особое внимание именно этой части речи, потому что окказиональные глаголы представлены в большей степени, нежели другие части речи, индивидуально-авторские глаголы раскрывают нам специфичность действия повести и романа.
При этом все окказиональные глаголы можно поделить на семантические группы. В повести мы выделили их 4. Интересно, как звук Андрей Белый перевоплощает в глагол и заполняет им всю повесть (тарарыкнуть, дилинькать, затеренькать), еще одна особенность его глаголов в том, что автор присваивает им функцию эпитетов - обозначение признака предмета (загорбилась (выгнула спину горбом), заерошился (насупился, занервничал)). Так автор пытается точнее передать атмосферу, изображенную в повести, точно описать персонажей и их действия.
Среди индивидуально-авторских глаголов А. Белого в романе «Петербург» мы выделили 9 семантических групп. Все они между собой взаимосвязаны и способствуют изображению как бы двух сторон бытия: светлого и темного, обыденного и космического. А. Белый, как пророк, указывает на мрачность мира, на недостатки и страхи людей перед изменением жизни. Он показывает, как их бездействие может решить их судьбу. Семантическая группа «свет» проникает во все остальные группы, но в то же время автор указывает на недостаток этого света, на заполнение города туманом, мраком, как бы рисуя ошибочность существования, его ложность и бессмысленность.
4. В ходе нашего исследования мы выделили группы по образованию индивидуально-авторских глаголов. Их получилось всего 4. Не удивительно, что самая многочисленная связана с преобразованием вида глагола, т.к. вид - одна из важнейших категорий глагола. В романе представлено 73% индивидуально-авторских глаголов совершенного вида, а в повести 55%. Хотя цели таких преобразований в этих двух произведениях различны. В первом случае Андрей Белый хочет указать на то, что жизнь Дарьяльского и деятельность голубей достигли своей наивысшей точки. Дарьяльский - это символ России.
5. В словообразовательном отношении глагол характеризуется исключительно богатой префиксацией и почти полным отсутствием сложных слов.
В глаголе префиксы играют большую роль, чем суффиксы. Порой один префикс меняет смысл слова полностью. Именно поэтому Андрей Белый, создавая индивидуально-авторские глаголы, чаще всего использует префиксы.
Самые частотные приставки в повести «Серебряный голубь» за- и по-. В отличие от романа, они имеют по несколько значений. Таким способом автор смог с ювелирной точность передать каждую тонкость действия. Например, он берет слово чихнул (нейтральное) и добавляет приставку с-, образуя слово «счихнуть», и сразу стилистическая окраска, и значение меняются (понюхал сладкого табачку и себе прилично счихнул в рукав).
По- и про- самые частотные приставки в романе «Петербург» (стоит заметить, что и в повести и в романе автор наиболее часто использует приставку по-). Эти приставки образуют совершенный вид и несут значение полного завершения действия. Больше не к чему стремиться, нечего добиваться и изменять. Точнее есть и к чему и что, но менять нужно все коренным образом, круша старое, дряхлое, уже не способное существовать. Это отражение футуристических взглядов и ценностей автора.
6. Глагол - это единственная часть речи, которая имеет значение времени. Благодаря ему мы понимаем, событие прошло, происходит в данный момент или только произойдет в будущем.
В повести Андрей Белый использует в основном только форму прошедшего времени. Ведь он писал в предисловии к повести, что у данного сюжета будет продолжение, поэтому эти события уже прошли и не могут измениться, эта история закончилась, и должна была начаться новая в романе «Путники». Тогда невольно возникает вопрос: почему же тогда встречается настоящее и будущее? Ответ довольно прост. Ведь все настоящее связано с природой и тенями. А тени - это символ! Это то, что осталось от людей. Они уже все погибли, как только уверовали в голубей, а вот тени от их душ продолжают сновать по улицам.
В романе автор не изменяет себе и продолжает писать в прошедшем времени, это указывает, что и в Петербурге он не находит света и жизни. Настоящее если и встречается, то оно звучит из уст героев и то с огромной опаской и недоверием к собственным словам. Будущее время изредка мелькает в романе, но имеет значение неизбежного, т.е. иначе поступить просто невозможно и несет оттенок черного, мрачного. Такие глаголы связаны обычно с печальными, грустными событиями.
1. Аванесов, Р. И. Русское литературное произношение / Р.И. Аванесов. - 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1984. — С. 384
2. Авилова Н.С. Вид глагола и семантика глагольного слова. М. 1976.
3. Александрова, О.И. Неологизмы и окказионализмы / О.И. Александрова // Вопросы русского современного словообразования, лексики и стилистики: Научн. тр. Куйбышев. гос. пед. ин-та. Куйбышев, 1974, - 145 с.
4. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов 2-е изд. / О.С. Ахманова. - М., 1969, - 438 с.
5. Бабенко, Н.Г. Окказиональное в художественном тексте. Структурносемантический анализ / Н.Г. Бабенко. - Калинингр. ун-т., 1997, - 157 с.
6. Белокурова, С.П. Словарь литературоведческих терминов [Электронный ресурс] / С.П. Белокурова. - Режим доступа: http://www.gramma.ru
7. Белошапкова, В.А. Современный русский язык / В.А. Белошапкова, Е.А. Брызгунова, Е.А. Земская. Под ред. В.А. Белошапковой. - М. : Азбуковник, 2002. - 354
8. Белый, А. Петербург / А. Белый. - Санкт-Петербург: Кристалл, 1999. - 449 с
9. Белый, А. На рубеже двух столетий. Серия литературных мемуаров / А. Белый. - Санкт-Петербург : Художественная литература, 1989.- 541 с.
10. Белый, А. На рубеже двух столетий. Серия литературных мемуаров / А. Белый. - М. : Художественная литература, 1989. - 543 с.
11. Бердяев, Н. Философия творчества, культуры и искусства / Н. Бердяев. - М. : Искусство, 1994 - с. 438-447.
12. Бабенко, Л. Большой толковый словарь русских глаголов / Л. Бабенко, И. Волчкова, Ю. Казарин, М. Кусова, М. Мухин, А. Плотникова, Е. Плотникова, Т. Попова, Т. Сивкова - М. : АСТ-Пресс Книга, 2009. - 872
13. Буланин, Л.Л. Трудные вопросы по морфологии. Пособие для учителей / Л.Л. Буланин. -М. : Просвещение, 1976. - 208 с.
14. Виноградов, В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове / В.В. Виноградов. - М. : Высшая школа, 1972. - 339 с.
15. Гатауллин, Р. Г. Влияние контекста на интерпретацию словообразовательных конструкций [Текст] / Р. Г. Гатауллин // Вестник Башкирского Университета. - 2001 . - №3. - С. 45-51....60