Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы школьной тревожности младших школьников 6
1.1 Сущность понятия тревожности. Её виды 6
1.2 Причины тревожности младших школьников 16
1.3 Основные требования к организации коррекционной работы по
снижению тревожности 23
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Изучение уровня школьной тревожности младших школьников 32
2.1 Описание методов исследования 31
2.2 Проведение исследования и его результаты 33
2.3 Программа по коррекции школьной тревожности у детей младшего
школьного возраста 42
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Список литературы 56
Приложения 61
В современном мире стремительно растет количество тревожных детей. Такие дети характеризуются беспокойством, быстрой сменой настроения, им не присуща уверенность в себе и своих силах, всё это негативно сказывается на формировании психики ребенка. В школе повышенный уровень тревожности может быть вызван различными причинами: заниженной самооценкой, недостаточной поддержкой со
стороны родителей или учителя, игнорированием взрослыми успехов младшего школьника, боязнью показать свои способности, завышенными требованиями педагогов, неприятностями в отношениях с друзьями и т.д. В свою очередь, у учащихся начальной школы тревожность может стать причиной различного рода нарушений психического развития.
Частое переживание чувства тревоги, её высокая интенсивность, повышение психологической напряженности появляется из-за накопления негативного опыта. Тревожность может стать устойчивым личностным образованием к 12-13 годам. Для преодоления и предупреждения этого нежелательного явления следует осуществлять целенаправленную и своевременную психокоррекционную и психопрофилактическую работу.
В связи с этим актуальными становятся вопросы изучения тревожности у детей и разработка эффективных методов её коррекции.
В психологии феномен тревожности раскрывается в работах З. Фрейда, К. Хорни, А. Фрейд, А. Прихожан и др.
Особенности развития детей младшего школьного возраста исследовали Л. С. Выготский, В.А. Прокофьева, В.В. Лебединский, И.В. Дубровина и др.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей младшего
школьного возраста.
Предмет исследования: особенности проявления тревожности в
младшем школьном возрасте.
Цель: исследовать особенности школьной тревожности младших школьников и на основе выявленных особенностей разработать программу её коррекции.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что тревожность у детей младшего школьного возраста имеет особенности и проявляется через:
1) средний уровень школьных страхов;
2) высокий уровень нестабильных физиологических проявлений ;
3) средний уровень нестабильного психоэмоционального состояния
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить причины тревожности младших школьников.
3. Экспериментально изучить тревожность детей младшего школьного возраста.
4. Разработать программу коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста.
Методологическую основу исследования составили теоретические положения в области исследования феномена тревожности (А. М. Прихожан,
З. Фрейд, В.В. Лебединский, И.В. Дубровина, А. Фрейд, К. Хорни и др.)
Методы исследования:
теоретические: изучение психолого - педагогической литературы; эмпирические: методы количественной и качественной обработки результатов.
Методики исследования:
1. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса;
2. «Шкала тревожности» Кондаша.
Экспериментальная база исследования.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №98» г. Красноярск
Теоретическая значимость исследования. Настоящее исследование расширяет представления о тревожности детей младшего школьного возраста и возможностях её коррекции.
Практическая значимость исследования. Полученные в ходе экспериментального исследования данные, а также разработанная на их основе программа коррекции тревожности младших школьников могут быть использованы в практике психолого-педагогического сопровождения учащихся рассматриваемой категории.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Анализ состояния проблемы в психолого-педагогической литературе, показал, что повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую,
когнитивную. Дети с повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, аддитивному поведению, эмоциональным нарушениям личности. Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта.
Таким образом, причины тревожности младших школьников проявляются в основном, в общении. Тревожный ребёнок испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, поведение - приневротического характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к учёбе снижен. Ему свойственна неуверенность, боязливость, наличие псевдокомпенсирующих механизмов, минимальная самореализация.
Выявлено, что повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально
волевую, когнитивную.
Для успешного обучения в школе и личностного роста ребенок должен пребывать в устойчивом положительном настроении, не испытывать тревоги и как её следствия повышенной тревожности. Поэтому очень важно организовать в период начала школьного обучения работу по диагностике, профилактике и коррекции детской тревожности.
Изучение уровня тревожности детей младшего школьного возраста включало констатирующий этап. На котором осуществлялось изучение тревожности младших школьников с применением психодиагностических методик.
Результаты исследования свидетельствуют, что для детей рассматриваемого класса характерен средний уровень тревожности.
Полученные в ходе констатирующего
свидетельствуют о необходимости разработки и реализации мер, направленных на коррекцию тревожности детей младшего школьного возраста.
Нами была разработана программа по коррекции тревожности у младших школьников средствами сказкотерапии, в которую включен комплекс из десяти занятий-встреч. В свою работу мы включили многочисленные формы работы со сказкой: и чтение ведущим, и чтение детьми по ролям (элементы инсценировки), и арт-терапия, и конструирование собственной сказки, и т.д.