Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №165275

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы школьной тревожности младших школьников 6
1.1 Сущность понятия тревожности. Её виды 6
1.2 Причины тревожности младших школьников 16
1.3 Основные требования к организации коррекционной работы по
снижению тревожности 23
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Изучение уровня школьной тревожности младших школьников 32
2.1 Описание методов исследования 31
2.2 Проведение исследования и его результаты 33
2.3 Программа по коррекции школьной тревожности у детей младшего
школьного возраста 42
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Список литературы 56
Приложения 61

В современном мире стремительно растет количество тревожных детей. Такие дети характеризуются беспокойством, быстрой сменой настроения, им не присуща уверенность в себе и своих силах, всё это негативно сказывается на формировании психики ребенка. В школе повышенный уровень тревожности может быть вызван различными причинами: заниженной самооценкой, недостаточной поддержкой со
стороны родителей или учителя, игнорированием взрослыми успехов младшего школьника, боязнью показать свои способности, завышенными требованиями педагогов, неприятностями в отношениях с друзьями и т.д. В свою очередь, у учащихся начальной школы тревожность может стать причиной различного рода нарушений психического развития.
Частое переживание чувства тревоги, её высокая интенсивность, повышение психологической напряженности появляется из-за накопления негативного опыта. Тревожность может стать устойчивым личностным образованием к 12-13 годам. Для преодоления и предупреждения этого нежелательного явления следует осуществлять целенаправленную и своевременную психокоррекционную и психопрофилактическую работу.
В связи с этим актуальными становятся вопросы изучения тревожности у детей и разработка эффективных методов её коррекции.
В психологии феномен тревожности раскрывается в работах З. Фрейда, К. Хорни, А. Фрейд, А. Прихожан и др.
Особенности развития детей младшего школьного возраста исследовали Л. С. Выготский, В.А. Прокофьева, В.В. Лебединский, И.В. Дубровина и др.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей младшего
школьного возраста.
Предмет исследования: особенности проявления тревожности в
младшем школьном возрасте.
Цель: исследовать особенности школьной тревожности младших школьников и на основе выявленных особенностей разработать программу её коррекции.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что тревожность у детей младшего школьного возраста имеет особенности и проявляется через:
1) средний уровень школьных страхов;
2) высокий уровень нестабильных физиологических проявлений ;
3) средний уровень нестабильного психоэмоционального состояния
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить причины тревожности младших школьников.
3. Экспериментально изучить тревожность детей младшего школьного возраста.
4. Разработать программу коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста.
Методологическую основу исследования составили теоретические положения в области исследования феномена тревожности (А. М. Прихожан,
З. Фрейд, В.В. Лебединский, И.В. Дубровина, А. Фрейд, К. Хорни и др.)
Методы исследования:
теоретические: изучение психолого - педагогической литературы; эмпирические: методы количественной и качественной обработки результатов.
Методики исследования:
1. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса;
2. «Шкала тревожности» Кондаша.
Экспериментальная база исследования.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №98» г. Красноярск
Теоретическая значимость исследования. Настоящее исследование расширяет представления о тревожности детей младшего школьного возраста и возможностях её коррекции.
Практическая значимость исследования. Полученные в ходе экспериментального исследования данные, а также разработанная на их основе программа коррекции тревожности младших школьников могут быть использованы в практике психолого-педагогического сопровождения учащихся рассматриваемой категории.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ состояния проблемы в психолого-педагогической литературе, показал, что повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую,
когнитивную. Дети с повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, аддитивному поведению, эмоциональным нарушениям личности. Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта.
Таким образом, причины тревожности младших школьников проявляются в основном, в общении. Тревожный ребёнок испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, поведение - приневротического характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к учёбе снижен. Ему свойственна неуверенность, боязливость, наличие псевдокомпенсирующих механизмов, минимальная самореализация.
Выявлено, что повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально­
волевую, когнитивную.
Для успешного обучения в школе и личностного роста ребенок должен пребывать в устойчивом положительном настроении, не испытывать тревоги и как её следствия повышенной тревожности. Поэтому очень важно организовать в период начала школьного обучения работу по диагностике, профилактике и коррекции детской тревожности.
Изучение уровня тревожности детей младшего школьного возраста включало констатирующий этап. На котором осуществлялось изучение тревожности младших школьников с применением психодиагностических методик.
Результаты исследования свидетельствуют, что для детей рассматриваемого класса характерен средний уровень тревожности.
Полученные в ходе констатирующего
свидетельствуют о необходимости разработки и реализации мер, направленных на коррекцию тревожности детей младшего школьного возраста.
Нами была разработана программа по коррекции тревожности у младших школьников средствами сказкотерапии, в которую включен комплекс из десяти занятий-встреч. В свою работу мы включили многочисленные формы работы со сказкой: и чтение ведущим, и чтение детьми по ролям (элементы инсценировки), и арт-терапия, и конструирование собственной сказки, и т.д.


1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2000. - 416с.
2. Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал. М., 2007. №2. С. 65.
3. Афанасьев С.П., Коморин С.В. 300 творческих конкурсов для детей, подростков, взрослых. М., 2001. 256 с.
4. Бардышевская, М.К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей / М.К. Бардышевская, В.В. Лебединский. - М.: Психология, 2003. - 186 с.
5. Батаршев, А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога / А.В. Батаршев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2003. - 224 с.
6. Выготский Л. Собрание сочинений в шести томах/ Выготский Л./ М: «Педагогика» 1984. -433с
7. Горбатов, Д.С. Практикум по психологическому исследованию /Д.С. Горбатов. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. - 248с.
8. Гормоза, Т.В. Динамика тревожности в младшем школьном возрасте / Т.В. Гормоза. - Мн.: Наука, 2000. - 264 с.
9. Горянина, В.А. Психология общения / В.А. Горянина. - М.: Академия,
2002. - 416с.
10. Дубровина И.В. Психологическое здоровье детей и подростков. М., 2000. 107 с.
11. Еникеев, М.И. Психологическая диагностика. Стандартизированные тесты / М.И. Еникеев. - М.: "Приор-издат", 2003. - 288 с.
12. Забрамная С., Костенкова Ю. Неуспеваемость как она есть// Школьный психолог.-2010. - № 45. - С.27-30.
13. Зотова, Ф.Р. Сравнительный анализ школьной тревожности учащихся школ разного типа / Ф.Р. Зотова, Л.М. Закирова // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 163-168.
14. Каджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Каджаспирова, А.Ю. Каджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 176с.
15. Калошин В.Ф. Причины неудач учащихся в обучении / В.Ф. Калошин // Педагогика. - 2012. - № 2. - С. 68 - 72....54


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ