ФУНКЦИИ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ИМЁН В БРИТАНСКИХ И НЕМЕЦКИХ СМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРЕЦЕДЕНТНОСТИ В МЕДИАТЕКСТАХ 8
1.1. Интертекстуальность и прецедентность: соотношение понятий 8
1.1.1. Базовые положения теории интертекстуальности 8
1.1.2. Сущность и основные понятия теории прецедентности 12
1.2. Прецедентные имена в контексте современных исследований 16
1.2.1. Понятие прецедентных феноменов и их классификации 16
1.2.2. Функции прецедентных феноменов 22
1.2.3. Аспекты изучения прецедентных имён 26
1.3. Медиатекст как объект медиалингвистики 32
1.3.1. Понятие медиатекста и его основные признаки 32
1.3.2. Интертекстуальность и прецедентность как базовые когнитивные
категории медиадискурса 35
1.3.3. Методика анализа прецедентных феноменов в медиатексте 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 42
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ИМЕН В СОВРЕМЕННЫХ
БРИТАНСКИХ И НЕМЕЦКИХ МЕДИАТЕКСТАХ 44
2.1. Функции прецедентных имён в британской жёлтой прессе 46
2.1.1. Номинативная функция 46
2.1.2. Людическая функция 50
2.1.3. Функция оценки 55
2.1.4. Дисфемистическая функция 59
2.2. Функции прецедентных имён в немецкой жёлтой прессе 62
2.2.1. Номинативная функция 63
2.2.2. Людическая функция 66
2.2.3. Функция оценки 69
2.2.4. Дисфемистическая функция 72
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРЕЦЕДЕНТНОСТИ В МЕДИАТЕКСТАХ 8
1.1. Интертекстуальность и прецедентность: соотношение понятий 8
1.1.1. Базовые положения теории интертекстуальности 8
1.1.2. Сущность и основные понятия теории прецедентности 12
1.2. Прецедентные имена в контексте современных исследований 16
1.2.1. Понятие прецедентных феноменов и их классификации 16
1.2.2. Функции прецедентных феноменов 22
1.2.3. Аспекты изучения прецедентных имён 26
1.3. Медиатекст как объект медиалингвистики 32
1.3.1. Понятие медиатекста и его основные признаки 32
1.3.2. Интертекстуальность и прецедентность как базовые когнитивные
категории медиадискурса 35
1.3.3. Методика анализа прецедентных феноменов в медиатексте 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 42
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ИМЕН В СОВРЕМЕННЫХ
БРИТАНСКИХ И НЕМЕЦКИХ МЕДИАТЕКСТАХ 44
2.1. Функции прецедентных имён в британской жёлтой прессе 46
2.1.1. Номинативная функция 46
2.1.2. Людическая функция 50
2.1.3. Функция оценки 55
2.1.4. Дисфемистическая функция 59
2.2. Функции прецедентных имён в немецкой жёлтой прессе 62
2.2.1. Номинативная функция 63
2.2.2. Людическая функция 66
2.2.3. Функция оценки 69
2.2.4. Дисфемистическая функция 72
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
Имена появились в эпоху сознательного использования языка человеком. Термин «имена собственные» представлял интерес для изучения древнеегипетскими, древнегреческими и древнеримскими учёными. Как отдельный класс слов «имена собственные» были выделены философом Хрисиппом, жившим в третьем веке до нашей эры.
Употребление широко известного собственного имени, отдельно от своего владельца, с целью передачи его качеств и отдельных присущих ему черт дало начало такому понятию, как прецедентное имя. Данный термин был открыт относительно недавно, поэтому для учёных предоставлено обширное поле деятельности для изучения возникновения и функционирования прецедентных имён. Многие учёные посвятили свои научные работы прецедентным именам, среди них: Н.С. Бирюкова [2005], Д.Б. Гудков [1997, 1998, 1999, 2001, 2003], Ю.Н. Караулов [1986, 1987, 2007], В.В. Красных [1997, 2001, 2002, 2003] и др.
Прецедентное имя отображает национальную картину мира; данный феномен является совокупностью культурных ценностей предыдущих поколений народа, которая впоследствии устанавливает уровень языковой личности. Прецедентные имена широко используются в текстах СМИ. С их помощью автор показывает свои интеллектуальные способности, привлекает внимание читателей и демонстрирует свою причастность к отдельному лингвокультурному сообществу, способному понять его замысел.
Актуальность проблемы исследования обусловлена интересом к систематизации вариантов использования прецедентных имён в англоязычных и немецкоязычных медиатекстах. Прецедентные имена имеют большую ценность как ориентиры, помогающие при восприятии и оценивании текстов. Помимо этого, возрос интерес лингвистов к изучению языка современных СМИ. Тексты СМИ оказывают огромное влияние на общественность, а именно на отношение читателей к той или иной ситуации, представленной в публицистических текстах.
Общение между современными людьми строится на основе глобализации и использовании различных средств общения, что отвечает научным принципам интертекстуальности. Опираясь на основополагающие принципы интертекстуальности, появилась теория прецедентности. Отечественные ученые исследуют различные типы прецедентных имен как материализованные знаки интертекстуальности и ее тезаурусные формы.
Исследование лингвистической реальности с применением когнитивного и культурологического подходов позволяет рассматривать вербальные единицы как способы передачи и сохранения информации, обладающие особым знанием и культурными коннотациями.
Изложенные выше факторы свидетельствуют о перспективности исследования закономерностей использования прецедентных имен в дискурсе печатных СМИ, которое соответствует современным тенденциям в развитии лингвистики.
Цель данной работы заключается в выявлении, анализе и описании основных функций прецедентных имен в британских и немецких медиатекстах.
Объектом данного исследования являются прецедентные имена в современных медиатекстах Великобритании и Германии.
Предметом исследования выступают основные функции прецедентных имен в дискурсе британской и немецкой жёлтой прессы.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить терминологическое поле понятия «прецедентность», рассмотреть основные положения теории интертекстуальности.
2. Рассмотреть современные направления изучения понятий прецедентных феноменов и их классификации.
3. Выявить сущность прецедентного имени и описать аспекты его изучения.
4. Изучить понятие «медиатекст» в аспекте теории прецедентности и рассмотреть его основные признаки.
5. Выделить, проанализировать и описать основные функции прецедентных имён в текстах британских СМИ.
6. Выделить, проанализировать и описать основные функции прецедентных имён в текстах немецких СМИ.
7. Провести сравнительный анализ функций прецедентных имён в текстах британских и немецких СМИ.
Основную теоретико-методологическую базу исследования составили научные труды следующих учёных:
1) в области изучения интертекстуальности: Р. Барт, М.М. Бахтин, О.Г. Зырянова, Ю. Кристева, Ч. Пирс, Н.А. Фатеева и др.;
2) в области изучения прецедентности: Д.В. Багаева, Д.Б. Гудков,
О.А. Ворожцова, И.В. Захаренко, Ю.Н. Караулов, В.В. Красных,
Н.А. Кузьмина, Н.В. Смыкунова и др.;
3) в области изучения функций прецедентных феноменов: Э.М. Аникина, Ю.Н. Караулов, Е.А. Нахимова, Г.Г. Слышкин, Н.А. Фатеева и др.;
4) в области изучения медиатекста: И.В. Анненкова, Э.В. Будаев, М.Ю. Казак, Л.М. Майданова, А.А. Махова, А. Моль, В.Е. Чернявская и др.
Основными методами исследования в работе являются метод анализа и синтеза теоретического материала, метод сплошной выборки текстового материала, описательно-аналитический и контекстуальный методы.
В процессе исследования кроме лингвистических привлекались лингвокультурологические данные, необходимые для анализа исследуемых единиц с учетом национального своеобразия английской и немецкой культур.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения результатов в учебных курсах по лингвистическим дисциплинам, таким как лингвокультурология, межкультурная коммуникация, когнитивная лингвистика, социолингвистика и др.
Материалом данного исследования послужили британские и немецкие медиатексты, представленные в газетах “Mirror”, “The Sun”, “Bild” в период с 01.01.2023 по 01.01.2024. Общее количество текстов составляет 394 единицы, 18 из которых послужили иллюстративным материалом в практической главе исследования.
Структура работы определяется поставленной целью и задачами исследования, а также спецификой материала. Выпускная квалификационная работа общим объемом в 85 страницы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 63 наименования.
Во Введении обосновываются выбор темы исследования, ее актуальность, состояние изученности вопроса, указываются объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи работы, описывается ее общая методика, практическая значимость, называются источники фактического материала, приводятся данные о ее структуре.
В Главе 1 «Теоретические основы изучения прецедентности в медиатекстах» рассматриваются подходы к определению понятия «прецедентность». Уточняется понятие прецедентных феноменов, рассматриваются их основные классификации, а также классификации прецедентных имен. Описываются и рассматриваются функции прецедентных имен. Дается определение понятию «медиатекст» и описываются его особенности в рамках теории прецедентности.
В Главе 2 «Функции прецедентных имён в современных британских и немецких медиатекстах» выявляются и описываются реализации функций в британских и немецких медиатекстах. Особое внимание уделяется номинативной, людической, дисфемистической функциям, а также функции оценки.
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными во введении, и намечаются перспективы дальнейшего изучения рассматриваемых в работе проблем.
Употребление широко известного собственного имени, отдельно от своего владельца, с целью передачи его качеств и отдельных присущих ему черт дало начало такому понятию, как прецедентное имя. Данный термин был открыт относительно недавно, поэтому для учёных предоставлено обширное поле деятельности для изучения возникновения и функционирования прецедентных имён. Многие учёные посвятили свои научные работы прецедентным именам, среди них: Н.С. Бирюкова [2005], Д.Б. Гудков [1997, 1998, 1999, 2001, 2003], Ю.Н. Караулов [1986, 1987, 2007], В.В. Красных [1997, 2001, 2002, 2003] и др.
Прецедентное имя отображает национальную картину мира; данный феномен является совокупностью культурных ценностей предыдущих поколений народа, которая впоследствии устанавливает уровень языковой личности. Прецедентные имена широко используются в текстах СМИ. С их помощью автор показывает свои интеллектуальные способности, привлекает внимание читателей и демонстрирует свою причастность к отдельному лингвокультурному сообществу, способному понять его замысел.
Актуальность проблемы исследования обусловлена интересом к систематизации вариантов использования прецедентных имён в англоязычных и немецкоязычных медиатекстах. Прецедентные имена имеют большую ценность как ориентиры, помогающие при восприятии и оценивании текстов. Помимо этого, возрос интерес лингвистов к изучению языка современных СМИ. Тексты СМИ оказывают огромное влияние на общественность, а именно на отношение читателей к той или иной ситуации, представленной в публицистических текстах.
Общение между современными людьми строится на основе глобализации и использовании различных средств общения, что отвечает научным принципам интертекстуальности. Опираясь на основополагающие принципы интертекстуальности, появилась теория прецедентности. Отечественные ученые исследуют различные типы прецедентных имен как материализованные знаки интертекстуальности и ее тезаурусные формы.
Исследование лингвистической реальности с применением когнитивного и культурологического подходов позволяет рассматривать вербальные единицы как способы передачи и сохранения информации, обладающие особым знанием и культурными коннотациями.
Изложенные выше факторы свидетельствуют о перспективности исследования закономерностей использования прецедентных имен в дискурсе печатных СМИ, которое соответствует современным тенденциям в развитии лингвистики.
Цель данной работы заключается в выявлении, анализе и описании основных функций прецедентных имен в британских и немецких медиатекстах.
Объектом данного исследования являются прецедентные имена в современных медиатекстах Великобритании и Германии.
Предметом исследования выступают основные функции прецедентных имен в дискурсе британской и немецкой жёлтой прессы.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить терминологическое поле понятия «прецедентность», рассмотреть основные положения теории интертекстуальности.
2. Рассмотреть современные направления изучения понятий прецедентных феноменов и их классификации.
3. Выявить сущность прецедентного имени и описать аспекты его изучения.
4. Изучить понятие «медиатекст» в аспекте теории прецедентности и рассмотреть его основные признаки.
5. Выделить, проанализировать и описать основные функции прецедентных имён в текстах британских СМИ.
6. Выделить, проанализировать и описать основные функции прецедентных имён в текстах немецких СМИ.
7. Провести сравнительный анализ функций прецедентных имён в текстах британских и немецких СМИ.
Основную теоретико-методологическую базу исследования составили научные труды следующих учёных:
1) в области изучения интертекстуальности: Р. Барт, М.М. Бахтин, О.Г. Зырянова, Ю. Кристева, Ч. Пирс, Н.А. Фатеева и др.;
2) в области изучения прецедентности: Д.В. Багаева, Д.Б. Гудков,
О.А. Ворожцова, И.В. Захаренко, Ю.Н. Караулов, В.В. Красных,
Н.А. Кузьмина, Н.В. Смыкунова и др.;
3) в области изучения функций прецедентных феноменов: Э.М. Аникина, Ю.Н. Караулов, Е.А. Нахимова, Г.Г. Слышкин, Н.А. Фатеева и др.;
4) в области изучения медиатекста: И.В. Анненкова, Э.В. Будаев, М.Ю. Казак, Л.М. Майданова, А.А. Махова, А. Моль, В.Е. Чернявская и др.
Основными методами исследования в работе являются метод анализа и синтеза теоретического материала, метод сплошной выборки текстового материала, описательно-аналитический и контекстуальный методы.
В процессе исследования кроме лингвистических привлекались лингвокультурологические данные, необходимые для анализа исследуемых единиц с учетом национального своеобразия английской и немецкой культур.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения результатов в учебных курсах по лингвистическим дисциплинам, таким как лингвокультурология, межкультурная коммуникация, когнитивная лингвистика, социолингвистика и др.
Материалом данного исследования послужили британские и немецкие медиатексты, представленные в газетах “Mirror”, “The Sun”, “Bild” в период с 01.01.2023 по 01.01.2024. Общее количество текстов составляет 394 единицы, 18 из которых послужили иллюстративным материалом в практической главе исследования.
Структура работы определяется поставленной целью и задачами исследования, а также спецификой материала. Выпускная квалификационная работа общим объемом в 85 страницы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 63 наименования.
Во Введении обосновываются выбор темы исследования, ее актуальность, состояние изученности вопроса, указываются объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи работы, описывается ее общая методика, практическая значимость, называются источники фактического материала, приводятся данные о ее структуре.
В Главе 1 «Теоретические основы изучения прецедентности в медиатекстах» рассматриваются подходы к определению понятия «прецедентность». Уточняется понятие прецедентных феноменов, рассматриваются их основные классификации, а также классификации прецедентных имен. Описываются и рассматриваются функции прецедентных имен. Дается определение понятию «медиатекст» и описываются его особенности в рамках теории прецедентности.
В Главе 2 «Функции прецедентных имён в современных британских и немецких медиатекстах» выявляются и описываются реализации функций в британских и немецких медиатекстах. Особое внимание уделяется номинативной, людической, дисфемистической функциям, а также функции оценки.
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными во введении, и намечаются перспективы дальнейшего изучения рассматриваемых в работе проблем.
Прецедентность - это свойство текста, которое основано на его способности вызывать в сознании читателя ассоциации с другими существующими текстами или событиями. Терминологическое поле понятия прецедентность включает в себя следующие термины: прецедентный текст, прецедентное высказывание, прецедентное имя и прецедентная ситуация.
Теория прецедентности тесто связана с теорией интертекстуальности. Теория интертекстуальности — это концепция, которая рассматривает тексты не как изолированные произведения, а как части более широкой культурной и литературной традиции. Согласно этой теории, каждый текст содержит элементы других текстов, которые могут быть явными или скрытыми, прямыми или косвенными. К основным положениям теории интертекстуальности относятся прецедентные феномены, как элементы одного текста, которые отсылают к другому тексту, диалогичность текстов, многоуровневость смыслов одного текста, повторение элементов предыдущих текстов в новых произведениях.
В современной лингвистике существует несколько направлений исследования и классификации прецедентных феноменов: по критерию вербальности или невербальности, по соотнесённости с исходным текстом, по степени известности и распространённости, по сфере бытования, по критерию канонизированности или неканонизированности.
Одним из типов прецедентных феноменов, выделенных по критерию соотнесённости с исходным текстом, является прецедентное имя. Прецедентное имя — это широко известное имя собственное, которое используется в коммуникации для отсылки к определённому лицу или объекту. Оно может быть связано с историческими событиями, литературными персонажами, политическими деятелями и др. Изучение прецедентного имени включает в себя несколько аспектов: лексико-грамматический, интертекстуальный, прецедентный, межкультурный, когнивный, социокультурный и др.
В аспекте теории прецедентности медиатекст представляет собой сложное явление, которое может включать в себя различные элементы прецедентных феноменов: тексты, высказывания, имена и ситуации. Эти элементы могут использоваться для создания новых смыслов, привлечения внимания аудитории и формирования определённого отношения к информации. Основными признаками медиатекста считаются массовость, доступность, актуальность, поликодовость, медийность, интерактивность и одноразовость.
В текстах британских СМИ выделено 115 случаев употребления прецедентных имён, из которых 60 прецедентных имён актуализировали людическую функцию. В Великобритании автор в большинстве случаев использует языковую игру для привлечения внимания адресатов, что можно объяснить уникальным подходом британцев к юмору и каламбурам.
В текстах немецких СМИ выделено 74 случая употребления прецедентных имён, из которых 45 прецедентных имён реализовывали номинативную функцию. Прецедентное имя представляет собой набор характеристик первичного феномена и представляет собой вычленение элементов действительности для выстраивания в сознании реципиента точного представления о них, что может говорить о прагматичности немецкого народа.
Перспективы дальнейшего исследования представляют собой включение в работу прецедентных текстов, прецедентных высказываний и прецедентных ситуаций. Кроме того, перспективу для дальнейшего анализа функций прецедентных феноменов в медиатекстах социальных сетей, например, Telegram.
Теория прецедентности тесто связана с теорией интертекстуальности. Теория интертекстуальности — это концепция, которая рассматривает тексты не как изолированные произведения, а как части более широкой культурной и литературной традиции. Согласно этой теории, каждый текст содержит элементы других текстов, которые могут быть явными или скрытыми, прямыми или косвенными. К основным положениям теории интертекстуальности относятся прецедентные феномены, как элементы одного текста, которые отсылают к другому тексту, диалогичность текстов, многоуровневость смыслов одного текста, повторение элементов предыдущих текстов в новых произведениях.
В современной лингвистике существует несколько направлений исследования и классификации прецедентных феноменов: по критерию вербальности или невербальности, по соотнесённости с исходным текстом, по степени известности и распространённости, по сфере бытования, по критерию канонизированности или неканонизированности.
Одним из типов прецедентных феноменов, выделенных по критерию соотнесённости с исходным текстом, является прецедентное имя. Прецедентное имя — это широко известное имя собственное, которое используется в коммуникации для отсылки к определённому лицу или объекту. Оно может быть связано с историческими событиями, литературными персонажами, политическими деятелями и др. Изучение прецедентного имени включает в себя несколько аспектов: лексико-грамматический, интертекстуальный, прецедентный, межкультурный, когнивный, социокультурный и др.
В аспекте теории прецедентности медиатекст представляет собой сложное явление, которое может включать в себя различные элементы прецедентных феноменов: тексты, высказывания, имена и ситуации. Эти элементы могут использоваться для создания новых смыслов, привлечения внимания аудитории и формирования определённого отношения к информации. Основными признаками медиатекста считаются массовость, доступность, актуальность, поликодовость, медийность, интерактивность и одноразовость.
В текстах британских СМИ выделено 115 случаев употребления прецедентных имён, из которых 60 прецедентных имён актуализировали людическую функцию. В Великобритании автор в большинстве случаев использует языковую игру для привлечения внимания адресатов, что можно объяснить уникальным подходом британцев к юмору и каламбурам.
В текстах немецких СМИ выделено 74 случая употребления прецедентных имён, из которых 45 прецедентных имён реализовывали номинативную функцию. Прецедентное имя представляет собой набор характеристик первичного феномена и представляет собой вычленение элементов действительности для выстраивания в сознании реципиента точного представления о них, что может говорить о прагматичности немецкого народа.
Перспективы дальнейшего исследования представляют собой включение в работу прецедентных текстов, прецедентных высказываний и прецедентных ситуаций. Кроме того, перспективу для дальнейшего анализа функций прецедентных феноменов в медиатекстах социальных сетей, например, Telegram.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ
ФЕНОМЕНОВ В МАСС-МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ИНТЕРВЬЮ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ МУЗЫКАНТОВ)
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Типы и функции заголовков в монастырском уставе (на материале “Benediktiner Regel”)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2016 - ЗАГОЛОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС СТАТЬИ В ЛИНГВОТИПОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПУБЛИКАЦИЙ В ЖУРНАЛЕ SPIEGELONLINE)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2016 - РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОЗЫ А.П. ЧЕХОВА)
Магистерская диссертация, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Лингвостилистические особенности англо американских публицистических текстов ( на
материале тестов связанных с арктической тематикой)
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



