Введение 2
1. Современное состояние изучаемой проблемы использования подвижных
игр как одного из методов развития вестибулярной устойчивости юных танцоров 4
1.1 Вестибулярная устойчивость в танцевальном спорте 4
1.2 Подвижные игры и их основная характеристика. Значение
подвижных игр 8
1.3. Виды подвижных игр
2. Организация исследования 11
2.1 Методы и организация исследования 11
2.2 Организация исследования 12
3. Развитие вестибулярной устойчивости при помощи подвижных игр в
тренировочном процессе юных танцоров, занимающихся танцевальным
спортом, на этапе начальной специализации 13
3.1. Результаты исследования и их обсуждение
Заключение 17
Список использованных источников 18
Приложение А 21
Вестибулярная устойчивость - одно из неоспоримо важных физических качеств в танцевальном спорте, которое имеет значительное влияние на результативность спортсмена. По мнению ряда авторов, уровень вестибулярной устойчивости являются критерием высокого спортивного мастерства. Н.А. Чертихина и Н.А. Шевчук отмечают, что в связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники к юным спортсменам предъявляются высокие требования в плане проявления равновесия и вестибулярной устойчивости [34]. Это обусловливает необходимость поиска новых путей, с помощью которых можно лучше и быстрее научить детей управлять своими движениями.
Специфика танцевального спорта заключается в том, что композиции соревновательной программы представляют собой сложнейшее перемещение танцевальных пар по площадке в заданном музыкальном ритме, а также происходит постоянное увеличение и усложнение сложнокоординационных технических упражнений. Способность сохранять устойчивость позы (баланс) также имеет важное значение в процессе фиксации тех или иных положений тела или по ходу выполнения движений в процессе выступления. Это требует от занимающихся оптимального уровня формирования вестибулярной устойчивости, особенно в детском и подростковом возрасте.
Вместе с тем практически отсутствуют научно обоснованные средства и методы развития вестибулярной функции у танцоров на ранних этапах. В то же время этап начальной специализации, соответствующий возрасту 7-9 лет - возрастная категория «Дети-1», является важным не только для достижения высоких спортивных результатов, но и для становления спортивной карьеры в целом [21,22]. Таким образом представляется актуальным научный поиск и экспериментальное обоснование специализированных средств и методов формирования вестибулярной устойчивости в танцевальном спорте.
Цель: теоретическое обоснование и проверка эффективности применения комплекса подвижных игр, развивающих вестибулярную устойчивость в тренировочном процессе девочек 7-9 лет, занимающихся танцевальным спортом.
Объект исследования: процесс развития вестибулярной устойчивости в тренировочном процессе девочек 7-9 лет, занимающихся танцевальным спортом.
Предмет исследования: комплекс подвижных игр для развития вестибулярной устойчивости в тренировочном процессе девочек 7-9 лет, занимающихся танцевальным спортом.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по теме развитие вестибулярной устойчивости при помощи подвижных игр в тренировочном процессе девочек 7-9 лет, занимающихся танцевальным спортом.
2. Разработать комплекс подвижных игр для развития вестибулярной устойчивости в тренировочном процессе девочек 7-9 лет, занимающихся танцевальным спортом.
3. Определить эффективность применения комплекса подвижных игр для развития вестибулярной устойчивости в тренировочном процессе девочек 7-9 лет, занимающихся танцевальным спортом.
Гипотеза исследования: предполагалось, что разработанный нами комплекс подвижных игр будет способствовать более эффективному развитию вестибулярной устойчивости у девочек 7-9 лет, занимающихся танцевальным спортом.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников;
2. Педагогическое тестирование;
3. Педагогический эксперимент;
4. Математическая статистика.
1. В результате проведения анализа литературных источников установлено, что на этапе начальной специализации в подготовке спортсменов, занимающихся танцевальным, возможно использование подвижных игр. Существует большое разнообразие игр, которые будут способствовать развитию вестибулярной устойчивости. Именно подвижные игры являются одним из основных средств развития данного физического качества.
2. На основе изучения научно-методической литературы и беседы с тренерами, нами был разработан комплекс применения подвижных игр, направленных на развитие вестибулярной устойчивости.
3. Экспериментально доказана эффективность разработанного нами комплекса подвижных игр, развивающих вестибулярную устойчивость. Об этом говорят результаты, полученные в ходе эксперимента.
В контрольной группе прирост результатов во всех контрольных тестах оказался не значительным, в среднем прирост по всем контрольным упражнениям составил - 6, 24%.
В экспериментальной группе в результате внедрения в тренировочный процесс разработанного нами комплекса подвижных игр, развивающих вестибулярную устойчивость, нам удалось добиться более значительного прироста результатов по всем контрольным тестам. В среднем прирост результатов по всем контрольным пробам составил -28,8%.
Проведенный педагогический эксперимент доказал, что разработанный нами комплекс подвижных игр, развивающий вестибулярную устойчивость эффективен, об этом свидетельствует большой прирост результатов экспериментальной группы.
1. Байкалова, Л. В. Физическая культура как основополагающий фактор сохранения, укрепления и формирования здоровья школьников / Л. В. Байкалова //Ukrainian Journal of Ecology. - 2015. - С. 15 - 19.
2. Бисярина, В. П. Анатомо-физиологические особености детского возраста / В.П. Бисярина - Москва, 2014. - 224 c.
3. Болдырева В. Б. Физкультурно-оздоровительные занятия учащихся младшего школьного возраста средствами подвижных игр / В. Б. Болдырева, М. Ю. Богданов, К. В. Болдырев // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - № 6. - С. 167 - 169.
4. Волошина, Л.Н. Спортивные и подвижные игры в системе физического воспитания / Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова, - Белгород, 2013. - 239 с.
5. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - №6. - С. 62-68.
6. Горелов А. А. Подвижные и спортивные игры как вид деятельности и средство социализации растущего человека / А. А. Горелов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 41 - 47.
7. Дворкина, Н. И. Развитие физических качеств детей дошкольного возраста на основе подвижных игр / Н. И. Дворкина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 2. - С. 65.
8. Егорова, М.А. Функциональные пробы. Учебное пособие по курсу «Основам врачебного контроля» / М.А. Егорова. - Брянск, 2013. - 48 с.
9. Зазнобин А. В. Подвижные игры на занятиях единоборствами с младшеклассниками / А. В. Зазнобин // Физическая культура в школе. - 2012. - №1. - С. 55 - 57.
10. Капустин, А. Г. Влияние технологии игровой деятельности на психическую сферу учащихся / А. Г. Капустин // Физическая культура в школе. - 2015. - № 8. - С. 40 - 42. 18, 4
11. Кожухова В. К. Образовательное и воспитательное значение подвижных игр / В. К. Кожухова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2012. - № 14. - С. 143 - 145.
12. Коренькова, О. Н. Использование подвижных игр и игровых упражнений для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста в оздоровительной работе в режиме дня / О. Н. Коренькова // Проблемы педагогики. - 2015. - С. 1-2.
13. Коротков, И.М. Подвижные игры / И.М. Коротков, Л.В. Былеева, - Москова, 2002. - 229 с.
14. Кулибанова, Ю.Л. Влияние движений вращательного характера на координационные возможности фигуристов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. Кулибанова Юлия Львовна - Санкт-Петербург, 2003. - 168 с.
15. Леонтьев, А.Н., Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, - Москва, 1995. - 144 с.
16. Малков, В. В. Подвижная игра как форма и метод в физическом воспитании учащихся / В. В. Малков // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология.Социокинетика. - 2008. - С. 102 - 104.
17. Маслобойщиков В. С. Подвижные игры как средство развития метапредметных результатов во внеурочной деятельности / В. С. Маслобойщиков // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.
- 2015. - № 1. - С. 46 - 48.
18. Мезенцева В. А. Подвижные игры в занятиях спортом / В. А. Мезенцева, С. Е. Бородачева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2012. - № 14. - С. 23 - 28.
19. Николенко В. Р. Подвижные игры. Зачем детям нудны подвижные игры / В. Р. Николенко // Нравственное воспитание в современном мире: психологический и педагогический аспект: сб. тр. конф. - Уфа: АЭТЕРНА, 2018. - С. 134 - 136.
20. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду / Т.И. Осокина, - Москва, 1986. - 304 с.
21. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 26.12.2014. «Об
утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта танцевальный спорт» [Электронный источник] / https://www.minsport.gov.ru/sport/prikaz1077ot26122014.pdf (дата
обращения 05.01.2020)
22. Путинцева, Е.В. Комплексная начальная подготовка детей 7-9 лет в спортивных танцах / Е.В. Путинцева, Г.Н. Пшеничникова // Омский научный вестник. - 2006. - № 2 (35). - С. 233-235.
23. Сальченко, И.Н. Комплекс устройств для исследования координационных и кинематических характеристик спортивных движений / И.Н. Сальченко, Е.А. Крапивина // Электроника и спорт-VIII : тез. докл. Всесоюз. науч.- техн. конф. - Ленинград, 1986 - С. 86-92.
24. Сираковская Я. В. Формирование познавательных и регулятивных универсальных учебных действий на уроках физической культуры в начальной школе / Я. В. Сираковская, Ю. Р. Зайнуллина // Учение записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 147 - 150.
25. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А. С. Солодков, Е.Б. Сологуб - Москва : Олимпия Пресс, 2005. - 528 с.
26. Солопов, И.Н. Функциональные свойства подготовленности спортсменов и их оптимизация / И.Н. Солопов, Н.Н. Сентябрев, Е.П. Горбанева - Волгоград, 2009. - 183 с.
27. Степаненкова, Е.А. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Е.А. Степаненкова, - Москва, 2007. - 241 с.
28. Тимофеева, Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста / Е.А. Тимофеева, - Москва, 1989. - 96 с.
29. Туров, Б.Д. Разработка средств и методов развития вестибулярной устойчивости у высоквалифицированных спортсменов в видах спорта со сложно-координационной структурой движений: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. Туров Борис Дмитриевич - Киев, 1987. - 154 с.
30. Уокер, Р. Анатомия человека. Иллюстрированный атлас для детей / Р. Уокер. - Москва, 2011. - 807 с.
31. Фетисова, С.Л. Подвижные игры в образовательных и коррекционных учреждениях / С.Л. Фетисова, А.М. Фокин, - Санкт-Петербург, 2015. - 239 с.
32. Филяков, А. И. Развитие физических качеств у детей 12-13 лет / А. И. Филяков // Вестник Бурятского государственного университета.Педагогика. Филология. Философия. - 2009. - № 15. - С. 250 - 253. 47
33. Чертихина Н.А. Комплексное развитие вестибулярной устойчивости в
художественной гимнастике на этапе начальной подготовки: дис канд.
пед. наук: 13.00.04. Чертихина Наталья Александровна - Волгоград, 2013. - 125 с.
34. Чертихина, Н.А. Методика комплексного развития вестибулярной устойчивости в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки / Н.А. Чертихина, Н.А. Шевчук // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2013. - № 1 (5). - С. 56-67.
35. Чикалова, Г.А. Формирование рабочей осанки у юных спортсменов
танцоров на этапе начальной подготовки с использованием статодинамических упражнений / Г.А. Чикалова, Е.А Репникова. -
Волгоград, 2015. - 184 с.
36. Шестаков, М.Н Использование стабилометрии в спорте / М.П. Шестаков
- Москва, 2007. - 106 с.
37. Шорин, Г.А. Оценка вестибулярных функций спортсменов / Г.А. Шорин.
- Санкт-Петербург, 1995. - 327 с.
38. Шулик Ю.А. Дзюдо. Базовая технико-тактическая подготовка для
начинающих / Ю. А. Шулик, Я, К. Коблев, Ю. М. Схаляхо, Ю. В. Подоруев.
- Москва: Феникс, 2006. - 543 с.