Введение 2
1. Современное состояние изучаемой проблемы использования подвижных
игр как одного из методов развития вестибулярной устойчивости юных танцоров 4
1.1 Вестибулярная устойчивость в танцевальном спорте 4
1.2 Подвижные игры и их основная характеристика. Значение
подвижных игр 8
1.3. Виды подвижных игр
2. Организация исследования 11
2.1 Методы и организация исследования 11
2.2 Организация исследования 12
3. Развитие вестибулярной устойчивости при помощи подвижных игр в
тренировочном процессе юных танцоров, занимающихся танцевальным
спортом, на этапе начальной специализации 13
3.1. Результаты исследования и их обсуждение
Заключение 17
Список использованных источников 18
Приложение А 21
Вестибулярная устойчивость - одно из неоспоримо важных физических качеств в танцевальном спорте, которое имеет значительное влияние на результативность спортсмена. По мнению ряда авторов, уровень вестибулярной устойчивости являются критерием высокого спортивного мастерства. Н.А. Чертихина и Н.А. Шевчук отмечают, что в связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники к юным спортсменам предъявляются высокие требования в плане проявления равновесия и вестибулярной устойчивости [34]. Это обусловливает необходимость поиска новых путей, с помощью которых можно лучше и быстрее научить детей управлять своими движениями.
Специфика танцевального спорта заключается в том, что композиции соревновательной программы представляют собой сложнейшее перемещение танцевальных пар по площадке в заданном музыкальном ритме, а также происходит постоянное увеличение и усложнение сложнокоординационных технических упражнений. Способность сохранять устойчивость позы (баланс) также имеет важное значение в процессе фиксации тех или иных положений тела или по ходу выполнения движений в процессе выступления. Это требует от занимающихся оптимального уровня формирования вестибулярной устойчивости, особенно в детском и подростковом возрасте.
Вместе с тем практически отсутствуют научно обоснованные средства и методы развития вестибулярной функции у танцоров на ранних этапах. В то же время этап начальной специализации, соответствующий возрасту 7-9 лет - возрастная категория «Дети-1», является важным не только для достижения высоких спортивных результатов, но и для становления спортивной карьеры в целом [21,22]. Таким образом представляется актуальным научный поиск и экспериментальное обоснование специализированных средств и методов формирования вестибулярной устойчивости в танцевальном спорте.
Цель: теоретическое обоснование и проверка эффективности применения комплекса подвижных игр, развивающих вестибулярную устойчивость в тренировочном процессе девочек 7-9 лет, занимающихся танцевальным спортом.
Объект исследования: процесс развития вестибулярной устойчивости в тренировочном процессе девочек 7-9 лет, занимающихся танцевальным спортом.
Предмет исследования: комплекс подвижных игр для развития вестибулярной устойчивости в тренировочном процессе девочек 7-9 лет, занимающихся танцевальным спортом.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по теме развитие вестибулярной устойчивости при помощи подвижных игр в тренировочном процессе девочек 7-9 лет, занимающихся танцевальным спортом.
2. Разработать комплекс подвижных игр для развития вестибулярной устойчивости в тренировочном процессе девочек 7-9 лет, занимающихся танцевальным спортом.
3. Определить эффективность применения комплекса подвижных игр для развития вестибулярной устойчивости в тренировочном процессе девочек 7-9 лет, занимающихся танцевальным спортом.
Гипотеза исследования: предполагалось, что разработанный нами комплекс подвижных игр будет способствовать более эффективному развитию вестибулярной устойчивости у девочек 7-9 лет, занимающихся танцевальным спортом.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников;
2. Педагогическое тестирование;
3. Педагогический эксперимент;
4. Математическая статистика.
1. В результате проведения анализа литературных источников установлено, что на этапе начальной специализации в подготовке спортсменов, занимающихся танцевальным, возможно использование подвижных игр. Существует большое разнообразие игр, которые будут способствовать развитию вестибулярной устойчивости. Именно подвижные игры являются одним из основных средств развития данного физического качества.
2. На основе изучения научно-методической литературы и беседы с тренерами, нами был разработан комплекс применения подвижных игр, направленных на развитие вестибулярной устойчивости.
3. Экспериментально доказана эффективность разработанного нами комплекса подвижных игр, развивающих вестибулярную устойчивость. Об этом говорят результаты, полученные в ходе эксперимента.
В контрольной группе прирост результатов во всех контрольных тестах оказался не значительным, в среднем прирост по всем контрольным упражнениям составил - 6, 24%.
В экспериментальной группе в результате внедрения в тренировочный процесс разработанного нами комплекса подвижных игр, развивающих вестибулярную устойчивость, нам удалось добиться более значительного прироста результатов по всем контрольным тестам. В среднем прирост результатов по всем контрольным пробам составил -28,8%.
Проведенный педагогический эксперимент доказал, что разработанный нами комплекс подвижных игр, развивающий вестибулярную устойчивость эффективен, об этом свидетельствует большой прирост результатов экспериментальной группы.