ДОСТИЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЦЕПТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 5
1 Теоретические основы формирования коммуникативной компетенции во
внеурочной деятельности обучающихся по иностранному языку 9
1.1 Понятие коммуникативной компетенции в иноязычном образовании .... 9
1.2 Понятие, специфика, содержание и формы внеурочной деятельности
обучающихся по иностранному языку 19
1.3 Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности по иностранному
языку 27
1.4 Анализ опыта работы учителей иностранного языка по организации
внеурочной деятельности по иностранному языку 38
2 Опытно-экспериментальная работа по организации внеурочной
деятельности обучающихся по иностранному языку. Сущность, этапы и анализ результатов 47
Заключение 56
Список использованных источников 59
Приложение А Анкета для учителей «Изучение особенностей организации внеурочной деятельности в школе» 65
1 Теоретические основы формирования коммуникативной компетенции во
внеурочной деятельности обучающихся по иностранному языку 9
1.1 Понятие коммуникативной компетенции в иноязычном образовании .... 9
1.2 Понятие, специфика, содержание и формы внеурочной деятельности
обучающихся по иностранному языку 19
1.3 Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности по иностранному
языку 27
1.4 Анализ опыта работы учителей иностранного языка по организации
внеурочной деятельности по иностранному языку 38
2 Опытно-экспериментальная работа по организации внеурочной
деятельности обучающихся по иностранному языку. Сущность, этапы и анализ результатов 47
Заключение 56
Список использованных источников 59
Приложение А Анкета для учителей «Изучение особенностей организации внеурочной деятельности в школе» 65
К началу XXI в. наш мир претерпел ряд немаловажных изменений, которые связаны с развитием социально-политической и экономической жизни. В этой череде кардинальных изменений образование - не исключение. Объяснение этому феномену достаточно очевидное, потому что благодаря образованию качественно меняется каждое новое поколение, приобретая новые компетенции, необходимые для жизни в эпоху четвертой промышленной революции [44].
Но образование - это один из основных путей формирования не только умственных способностей, но и целого комплекса сторон личности, которые определяют дальнейший путь обучающегося в жизни. Согласно многим современным исследованиям сегодня невозможно представить ни образовательную систему, ни любую другую сферу деятельности вне коммуникативной деятельности [13]. Умение устанавливать контакты с окружающими не зависит от пола, возраста, социального и политического положения, территориальной, религиозной или национальной принадлежности. Всем нам приходится постоянно запрашивать, хранить и передавать какую- либо информацию, осуществляя коммуникативную деятельность, взаимодействие с разными людьми, вступая с ними в контакты.
В то же время, несмотря на актуальность проблемы коммуникации, она не решается должным образом. Как показывает практика, особенно остро она обозначена в школьном образовании. Это происходит, несмотря на то, что многие учителя-практики исходят в своей деятельности из того, что учить общению и развивать коммуникативные умения необходимо, прежде всего, на уроках. Давно доказано, что каждый предмет обладает своими потенциальными возможностями для решения этой задачи, но иностранный язык как школьный предмет обладает для этого особыми ресурсами.
Вне сомнения, коммуникативная сущность предмета «иностранный язык» заставила пересмотреть и кардинально поменять методику преподавания иностранного языка (особенно английского) как учебного предмета в нашей стране и за рубежом за последние десятилетия. Это было связано еще и с тем, что современный мир в последние десятилетия обратился к идее компетентностного подхода [46]. На фоне новых требований обострились противоречия между новыми целями образования и традиционной школьной системой, наблюдалось и продолжает иметь место снижение мотивации к обучению, углубился кризис классно-урочной системы, остро встал вопрос об использовании новых средств и технологий обучения. Все это явилось предпосылками к появлению федерального государственного образовательного стандарта [39], который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который направлен на формирование у обучающихся готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. С введением ФГОС изменилась значимость всех предметов, «иностранный язык» - не исключение.
Учитывая все вышесказанное, мы можем предположить, что актуальность нашей работы вызвана приоритетностью компетентностного подхода в образовательном иноязычном образовании. Исходя из этого, мы будем рассматривать обучение как процесс овладения компетенциями.
За последние десятилетия проблема формирования коммуникативной компетенции в области иностранного языка подробно рассматривалась такими известными учеными, как: Л. Н. Булыгина, Р. П. Дондокова, К. П. Зайцева, И. А. Зимняя, О. В. Кудашкина, Е. И. Пассов, Г. В. Рогова, Л. Р. Сакаева, Л. Р. Сафина, В. В. Сафонова, А. В. Хуторской, А. Холлидей, Д. Хаймс и др.
Но, несмотря на значительные успехи педагогической науки и практики в исследовании и внедрении идей формирования и развития коммуникативной компетенции, остается еще немало нерешенных проблем в этой области. Полагаем, что в настоящее время возможности внеурочной деятельности как ресурса для формирования коммуникативной компетенции обучающихся недостаточно изучены и апробированы.
Цель работы - разработать и апробировать комплекс мероприятий по формированию коммуникативной компетенции во внеурочной деятельности по иностранному языку на основе анализа теоретического и практического аспектов проблемы.
В формулировании гипотезы мы исходим из того, что коммуникативная компетенция во внеурочной деятельности будет формироваться более эффективно, если будет использоваться комплекс разнообразных форм внеурочной работы.
Объект исследования - процесс формирования коммуникативной компетенции во внеурочной деятельности по иностранному языку.
Предмет исследования - возможности внеурочной деятельности по иностранному языку для формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие коммуникативной компетенции в иноязычном образовании.
2. Раскрыть понятие, специфику, содержание и формы внеурочной деятельности обучающихся по иностранному языку
3. Выявить взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности по иностранному языку.
4. Изучить и проанализировать опыт работы учителей иностранного языка по организации внеурочной деятельности по иностранному языку.
5. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию коммуникативной компетенции во внеурочной деятельности по иностранному языку.
Методологической основой исследования являются системно-деятельностный и компетентностный подходы.
Методы исследования:
- изучение литературы по теме исследования;
- анализ;
- синтез;
- обобщение;
- описание;
- сравнение;
- анализ продуктов деятельности обучающихся;
- анализ передового педагогического опыта;
- тестирование;
- анкетирование;
- опытно-экспериментальный метод;
- методы математической обработки данных.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использовать результаты исследования в педагогической деятельности учителей иностранного языка, а также студентами на педагогической практике.
База исследования: муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 г. Минусинска.
Структура выпускной квалификационной работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Некоторые результаты исследования были опубликованы в статье:
Вильникова Н. Л. Метод проектов во внеурочной деятельности в школьном иноязычном образовании / сб. статей II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и межкультурной коммуникации: язык, культура, образование и экономика». - Санкт-Петербург, 2021. С. 84-90.
Но образование - это один из основных путей формирования не только умственных способностей, но и целого комплекса сторон личности, которые определяют дальнейший путь обучающегося в жизни. Согласно многим современным исследованиям сегодня невозможно представить ни образовательную систему, ни любую другую сферу деятельности вне коммуникативной деятельности [13]. Умение устанавливать контакты с окружающими не зависит от пола, возраста, социального и политического положения, территориальной, религиозной или национальной принадлежности. Всем нам приходится постоянно запрашивать, хранить и передавать какую- либо информацию, осуществляя коммуникативную деятельность, взаимодействие с разными людьми, вступая с ними в контакты.
В то же время, несмотря на актуальность проблемы коммуникации, она не решается должным образом. Как показывает практика, особенно остро она обозначена в школьном образовании. Это происходит, несмотря на то, что многие учителя-практики исходят в своей деятельности из того, что учить общению и развивать коммуникативные умения необходимо, прежде всего, на уроках. Давно доказано, что каждый предмет обладает своими потенциальными возможностями для решения этой задачи, но иностранный язык как школьный предмет обладает для этого особыми ресурсами.
Вне сомнения, коммуникативная сущность предмета «иностранный язык» заставила пересмотреть и кардинально поменять методику преподавания иностранного языка (особенно английского) как учебного предмета в нашей стране и за рубежом за последние десятилетия. Это было связано еще и с тем, что современный мир в последние десятилетия обратился к идее компетентностного подхода [46]. На фоне новых требований обострились противоречия между новыми целями образования и традиционной школьной системой, наблюдалось и продолжает иметь место снижение мотивации к обучению, углубился кризис классно-урочной системы, остро встал вопрос об использовании новых средств и технологий обучения. Все это явилось предпосылками к появлению федерального государственного образовательного стандарта [39], который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который направлен на формирование у обучающихся готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. С введением ФГОС изменилась значимость всех предметов, «иностранный язык» - не исключение.
Учитывая все вышесказанное, мы можем предположить, что актуальность нашей работы вызвана приоритетностью компетентностного подхода в образовательном иноязычном образовании. Исходя из этого, мы будем рассматривать обучение как процесс овладения компетенциями.
За последние десятилетия проблема формирования коммуникативной компетенции в области иностранного языка подробно рассматривалась такими известными учеными, как: Л. Н. Булыгина, Р. П. Дондокова, К. П. Зайцева, И. А. Зимняя, О. В. Кудашкина, Е. И. Пассов, Г. В. Рогова, Л. Р. Сакаева, Л. Р. Сафина, В. В. Сафонова, А. В. Хуторской, А. Холлидей, Д. Хаймс и др.
Но, несмотря на значительные успехи педагогической науки и практики в исследовании и внедрении идей формирования и развития коммуникативной компетенции, остается еще немало нерешенных проблем в этой области. Полагаем, что в настоящее время возможности внеурочной деятельности как ресурса для формирования коммуникативной компетенции обучающихся недостаточно изучены и апробированы.
Цель работы - разработать и апробировать комплекс мероприятий по формированию коммуникативной компетенции во внеурочной деятельности по иностранному языку на основе анализа теоретического и практического аспектов проблемы.
В формулировании гипотезы мы исходим из того, что коммуникативная компетенция во внеурочной деятельности будет формироваться более эффективно, если будет использоваться комплекс разнообразных форм внеурочной работы.
Объект исследования - процесс формирования коммуникативной компетенции во внеурочной деятельности по иностранному языку.
Предмет исследования - возможности внеурочной деятельности по иностранному языку для формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие коммуникативной компетенции в иноязычном образовании.
2. Раскрыть понятие, специфику, содержание и формы внеурочной деятельности обучающихся по иностранному языку
3. Выявить взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности по иностранному языку.
4. Изучить и проанализировать опыт работы учителей иностранного языка по организации внеурочной деятельности по иностранному языку.
5. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию коммуникативной компетенции во внеурочной деятельности по иностранному языку.
Методологической основой исследования являются системно-деятельностный и компетентностный подходы.
Методы исследования:
- изучение литературы по теме исследования;
- анализ;
- синтез;
- обобщение;
- описание;
- сравнение;
- анализ продуктов деятельности обучающихся;
- анализ передового педагогического опыта;
- тестирование;
- анкетирование;
- опытно-экспериментальный метод;
- методы математической обработки данных.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использовать результаты исследования в педагогической деятельности учителей иностранного языка, а также студентами на педагогической практике.
База исследования: муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 г. Минусинска.
Структура выпускной квалификационной работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Некоторые результаты исследования были опубликованы в статье:
Вильникова Н. Л. Метод проектов во внеурочной деятельности в школьном иноязычном образовании / сб. статей II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и межкультурной коммуникации: язык, культура, образование и экономика». - Санкт-Петербург, 2021. С. 84-90.
В ходе проведения исследования мы выяснили, что коммуникативная компетенция - это умение обучающихся ориентироваться в различных языковых ситуациях и решать возникающие проблемы с помощью языковых средств. Она может выражаться в умении слушать собеседника и самостоятельно находить общий язык с собеседниками любого возраста, социального статуса и степени близости знакомства, в знании и соблюдении норм общения, в наличии собственного мнения и умения его доказывать и отстаивать.
Коммуникативная компетенция - это целый комплекс знаний, умений и навыков, направленных на обеспечение успешного и адекватного взаимодействия обучающегося с окружающими его людьми.
Также мы выяснили, что формирование коммуникативной компетенции происходит наиболее продуктивно в неформальной обстановке и в условиях свободного общения, которые сложно обеспечить в рамках урочной деятельности. Поэтому для формирования данной компетенции наиболее подходит внеурочная деятельность.
Проведенная работа доказала, что внеурочная деятельность - это деятельность, специально организуемая учителем и создающая благоприятные условия для комфортного и продуктивного получения и развития навыков при изучении иностранных языков, а также для развития самостоятельности и творческих способностей обучающихся.
Изучив источники по теме исследования, мы выявили основные направления и формы организации внеурочной деятельности обучающихся. Внеурочная деятельность по иностранному языку организуется по трем основным направлениям: общеинтеллектуальное, творческо-деятельностное и общекультурное.
Мы выявили взаимосвязь между урочной и внеурочной деятельностью.
Кроме того, нам удалось определить и описать основные формы, в которых реализуется внеурочная деятельность.
Изученные направления и формы организации внеурочной деятельности обучающихся по иностранным языкам призваны способствовать дальнейшему совершенствованию практического владения обучающимися иностранными языками, способствовать развитию коммуникативной компетенции обучающихся и умению адаптироваться в современном поликультурном мире.
В ходе эксперимента мы доказали гипотезу о том, что привлечение различных, часто сменяющихся форм внеурочной деятельности не только обеспечивает поддержание мотивации обучающихся и их интереса к дальнейшему изучению иностранного языка, но также положительно влияет на формирование коммуникативной компетенции.
В ходе нашего эксперимента мы использовали такие методы и приемы обучения диалогической и монологической речи как квизы, беседы и обсуждения насущных проблем обучающихся с учителем и сверстниками, тематические сюжетно-ролевые и подвижные игры.
В подтверждение всего теоретического материала, который был нами изучен, мы провели анкетирование и провели личные беседы с учителями иностранных языков, чтобы выяснить их отношение к организации внеурочной деятельности. Проанализировав все ответы, мы выяснили, что в целом, у учителей за годы их работы в школе, сложилось положительное отношение к данному виду работы с обучающимися. Более половины учителей считают, что внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса. Абсолютно все учителя, организующие для своих обучающихся внеурочную деятельность, замечают ее положительное влияние на всестороннее развитие обучающихся. Самым популярным направлением организации внеурочной деятельности является общенаучное, а самыми признанными формами стали работа над исследовательскими проектами и организация фестивалей, концертов и тематических площадок.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности использования комплекса разнообразных форм внеурочной работы при формирования коммуникативной компетенции обучающихся. Наш эксперимент, который состоял из пяти этапов, показал, что мероприятия, которые были организованы в такой форме, что обучающиеся в основном общались не только с учителем, но и друг с другом. Для многих это сняло языковой барьер, т.к. здесь не было «оценщиков», постоянно пытающихся поправить, сделать замечание, измерить уровень их знаний и выставить за это баллы. В ходе игр и бесед, обучающиеся познакомились с учащимися из других параллелей, переняли друг от друга навыки общения и способы коммуникации, улучшили свои приемы невербального общения и, главное, обрели мотив, по которому будут продолжать свое дальнейшее изучение иностранного языка.
Таким образом, мы на практике выяснили, и подтвердили свою гипотезу о том, что, если во внеурочной деятельности по иностранному языку применять различные методы и формы работы для развития коммуникационной компетенции, то коммуникативная компетенция будет формироваться эффективнее.
Подводя итог, мы можем сказать, что мы выполнили поставленную перед собой цель, заключавшуюся в разработке и апробации комплекса мероприятий по формированию коммуникативной компетенции во внеурочной деятельности по иностранному языку на основе анализа теоретического и практического аспектов проблемы.
Коммуникативная компетенция - это целый комплекс знаний, умений и навыков, направленных на обеспечение успешного и адекватного взаимодействия обучающегося с окружающими его людьми.
Также мы выяснили, что формирование коммуникативной компетенции происходит наиболее продуктивно в неформальной обстановке и в условиях свободного общения, которые сложно обеспечить в рамках урочной деятельности. Поэтому для формирования данной компетенции наиболее подходит внеурочная деятельность.
Проведенная работа доказала, что внеурочная деятельность - это деятельность, специально организуемая учителем и создающая благоприятные условия для комфортного и продуктивного получения и развития навыков при изучении иностранных языков, а также для развития самостоятельности и творческих способностей обучающихся.
Изучив источники по теме исследования, мы выявили основные направления и формы организации внеурочной деятельности обучающихся. Внеурочная деятельность по иностранному языку организуется по трем основным направлениям: общеинтеллектуальное, творческо-деятельностное и общекультурное.
Мы выявили взаимосвязь между урочной и внеурочной деятельностью.
Кроме того, нам удалось определить и описать основные формы, в которых реализуется внеурочная деятельность.
Изученные направления и формы организации внеурочной деятельности обучающихся по иностранным языкам призваны способствовать дальнейшему совершенствованию практического владения обучающимися иностранными языками, способствовать развитию коммуникативной компетенции обучающихся и умению адаптироваться в современном поликультурном мире.
В ходе эксперимента мы доказали гипотезу о том, что привлечение различных, часто сменяющихся форм внеурочной деятельности не только обеспечивает поддержание мотивации обучающихся и их интереса к дальнейшему изучению иностранного языка, но также положительно влияет на формирование коммуникативной компетенции.
В ходе нашего эксперимента мы использовали такие методы и приемы обучения диалогической и монологической речи как квизы, беседы и обсуждения насущных проблем обучающихся с учителем и сверстниками, тематические сюжетно-ролевые и подвижные игры.
В подтверждение всего теоретического материала, который был нами изучен, мы провели анкетирование и провели личные беседы с учителями иностранных языков, чтобы выяснить их отношение к организации внеурочной деятельности. Проанализировав все ответы, мы выяснили, что в целом, у учителей за годы их работы в школе, сложилось положительное отношение к данному виду работы с обучающимися. Более половины учителей считают, что внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса. Абсолютно все учителя, организующие для своих обучающихся внеурочную деятельность, замечают ее положительное влияние на всестороннее развитие обучающихся. Самым популярным направлением организации внеурочной деятельности является общенаучное, а самыми признанными формами стали работа над исследовательскими проектами и организация фестивалей, концертов и тематических площадок.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности использования комплекса разнообразных форм внеурочной работы при формирования коммуникативной компетенции обучающихся. Наш эксперимент, который состоял из пяти этапов, показал, что мероприятия, которые были организованы в такой форме, что обучающиеся в основном общались не только с учителем, но и друг с другом. Для многих это сняло языковой барьер, т.к. здесь не было «оценщиков», постоянно пытающихся поправить, сделать замечание, измерить уровень их знаний и выставить за это баллы. В ходе игр и бесед, обучающиеся познакомились с учащимися из других параллелей, переняли друг от друга навыки общения и способы коммуникации, улучшили свои приемы невербального общения и, главное, обрели мотив, по которому будут продолжать свое дальнейшее изучение иностранного языка.
Таким образом, мы на практике выяснили, и подтвердили свою гипотезу о том, что, если во внеурочной деятельности по иностранному языку применять различные методы и формы работы для развития коммуникационной компетенции, то коммуникативная компетенция будет формироваться эффективнее.
Подводя итог, мы можем сказать, что мы выполнили поставленную перед собой цель, заключавшуюся в разработке и апробации комплекса мероприятий по формированию коммуникативной компетенции во внеурочной деятельности по иностранному языку на основе анализа теоретического и практического аспектов проблемы.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С
ПЕСЕННЫМ ТЕКСТОМ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОСКАЗОК ПРИ ОБУЧЕНИИ
АУДИРОВАНИЮ В 5 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА КАК ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО В 7 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Ситуативно-тематические упражнения как средство развития навыков
говорения на уроках английского языка в условиях дополнительного
образования взрослых
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Использование материалов англоязычного сайта в формировании межкультурной компетенции на занятиях по английскому языку
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Достижение предметных результатов посредством изучающего чтения
аутентичных текстов в 9 классе в условиях реализации ФГОС (на материале
газетных статей)
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Использование игровых технологий для развития речевой компетенции
будущих преподавателей иностранных языков на занятиях по английскому языку (уровень бакалавриат)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Работа над типологически специфичными языковыми единицами современного английского языка при обучении чтению в 8-9 классах (на примере лексикализованных комплексов типа «Put-it-back-on»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018



