Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика обучения технике выполнения штрафных бросков на уроках физической культуры с учащимися 10-11 классов

Работа №16514

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы73
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1088
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Проблемы повышения точности штрафных бросков в баскетболе и способы их решения
в системе школьного физического воспитания
1.1. Анализ научно-методической литературы по проблеме
1.2. Особенности технических и тактических действий игры баскетбол и игровая деятельность
1.3. Техника штрафного броска в баскетболе
1.4. Биокинематическая схема двигательного действия и особенности движений тел при штрафном броске
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1. Методы исследования
2.2. Организация исследования
Глава 3. Результаты исследования и обоснование факторов, влияющих на точность выполнения штрафных бросков
у учащихся 10-11 классов
3.1. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение
3.3. Методы и средства, направленные на повышение точности бросков мяча в кольцо
Заключение
Литература
Приложение

Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного образования.
В системе физкультурного образования баскетбол включен в программу физического воспитания школьников, общего среднего, среднего, профессионального, среднего специального и высшего образования.
Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.
Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.
Одна из важнейших задач общеобразовательной школы - воспитание у школьников потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями. Решение этой задачи требует от учителя физической культуры настойчивости, творчества, много умений и знаний.
Анализируя 70 научно-методических источников, пришли к выводу, что:
- баскетбол привлекает подростков и молодежь своей зрелищностью, обилием разнообразных технико-тактических приемов, эмоциональностью, воздушностью, динамичностью, одновременно коллективизмом и индивидуализмом и к тому же является, по моему мнению, и многих специалистов, самым эффективным средством для всестороннего физического развития;
- баскетбол, пожалуй, единственный из популярных видов спорта, дата и место возникновения которого доподлинно известны, об этом знаменательном событии написан не один десяток книг;
- штрафной бросок - это возможность, предоставляемая игроку, набрать одно очко броском в корзину без помех с позиции за линией штрафного броска и внутри полукруга;
- штрафной бросок - азарт игры, не только способ добывания очка, но и средство психологического воздействия на противника. Но успех в штраф¬ных бросках может принести только систематическая тренировка в них.
В связи с вышесказанным, можно сказать, что баскетбол - самая популярная спортивная игра, так как за свою вековую историю он снискал огромное число почитателей во всем мире, в том числе в России и Туве. Присущие ему высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей привлекают к игре всевозрастающий интерес подрастающего поколения. Интерес школьников к игре баскетбол возникает уже с изучения баскетбола в школе.
Мы уже знаем, что баскетбол - это командная игра с мячом, в которой игроки одной команды, передавая друг другу мяч руками или продвигаясь с ним, стремятся наибольшее количество раз забросить мяч в корзину команды противника, но при этом решает образовательные, воспитательные задачи.
Также баскетбол решает в большей степени физическое и моторное развитие детей и подростков, так как является динамичной игрой, вызывает тренировку всех жизненно важных обучающихся, особенно в школьные годы одним из главных в физической подготовке старшеклассников являются воспитание физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. В работу вовлекаются практически все функциональные системы его организма, включаются основные механизмы энергообеспечения.
Кроме физических качеств баскетбол воспитывает у старшеклассников, психологические качества: целеустремленность, настойчивость, решительность, смелость уверенность в себе, чувства коллективизма, что потом во взрослой жизни будут нужны. Играя и обучаясь приемам баскетбола, учащиеся становятся подвижными, отлично координированными, быстро мыслящими не только на площадке, но и в других жизненных ситуациях.
Из анализа литературных источников нужно сделать вывод, что особенно в старших классах по теме «баскетбол» нужно отводить больше часов в школьной программе физической культуры, так как на наш взгляд, баскетбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, финты, защитные приемы и т.д.), а игра с мячом (ловля, передача, ведение,броски) увлекает подростков и вызывает у них интерес к занятиям физической культуры и спорта. Но самым увлекательным здесь является - конечно, бросок, но особенно штрафной. Поэтому мы изучаем штрафной бросок, так как многие делают «фолы» - где после фиксации - сразу назначаются штрафные броски в корзину от специально отведенной черты. Порой от штрафных бросков зависит и победа. Поэтому, мы выбрали в дипломной работе исследование повышения точности выполнения штрафных бросков в баскетболе с учащимися 10-11 классов.
На основе работ ведущих специалистов России, нами в дипломной работе составлена программа для 10-11 классов, в разделе «спортивные игры», направленная больше на изучение и совершенствование техники и тактики штрафного броска в баскетболе.
Проведя педагогический эксперимент в 10-11 классах, хотели доказать эффективность предложенной программы и методики изучения техники и тактики броска для повышения точности выполнения штрафного броска в баскетболе, также вызвать мотивацию учеников к баскетболу в системе школьного физического воспитания.
общеобразовательной школы.
Предмет исследования: средства и методы повышения точности выполнения штрафных бросков у старшеклассников.
Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать методику обучения точности выполнения штрафных бросков учащимися 10¬11 классов на уроках баскетбола.
Задачи исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Определить основные средства и методы проведения уроков, выявить
значимые факторы повышения точности выполнения штрафных бросков старшеклассниками.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность методики обучения в повышении точности выполнения штрафных бросков, учащимися 10-11 классов на уроках баскетбола.
Гипотеза: методика обучения точности выполнения штрафных бросков на уроках баскетбола учащимися 10-11 классов будет педагогически
целесообразной и эффективной, если при построении урока учитывать:
- основные факторы, влияющие на точное выполнение штрафных бросков во время уроков физической культуры по разделу «спортивные игры» по теме - баскетбол;
- наиболее эффективные средства и методы точности попадания штрафных бросков учащимися 10-11 классов, учитывать мотивирующие факторы в решении вопроса результативности броска;
- последовательность использования специальных упражнений, направленных на повышение точности выполнения штрафных бросков учащимися старших классов во время уроков баскетбола.
Теоретико-методологические основы исследования:
- при выработке общей концепции исследования в качестве основополагающих использованы идеи системного подхода (Л. Фон Берталанфи, А.И. Берг, И.Б. Новиков, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин);
- теория оптимального функционирования системы спортивной подготовки (В.К Бальсевич, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов);
- совершенствования системы подготовки баскетболистов (А.С. Белов, А.И. Бондарь, А.И. Вальтин, А.Я. Гомельский, В.Г. Луничкин, В.К. Пельменев, Е.Р. Яхонтов);
- совершенствовании уроков физической культуры: Ю.М. Портнов, Белов С.В., Бондарь А.И., Вальтин А.И., Голомазов В.А., Ковлев В.Д., Мельников А.Г., Кудряшов В.А., Рудаков В.И., Кузин В.В., Палиевский С.А., Литвинов Е.Н., Виленский М.Я., Туркунов Б.И., Лях В.И., Кофман Д.Б., Мейксон Г.Б и др.
Научная новизна заключается в попытке нами на основе анализа литературных источников выявить оптимальные средства и методы в повышении качества бросков у старшеклассников на уроках физической культуры по теме «баскетбол»;
- в попытке, на материале своих исследований - выявить эффективные специальные упражнения для тувинских старшеклассников, которые им по их антропометрическим параметрам, будет соответствуют объему в ходе уроков физической культуры и соревновательных игр во внеклассных мероприятий школы;
- доказать эффективность использования соревновательного метода во время уроков баскетбола в методике обучения точности выполнения штрафных бросков.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанной нами методикой повышения точности попаданий штрафных бросков у старшеклассников могут пользоваться молодые специалисты, тренера ДЮСШ и учителя физической культуры, при подготовке программного и методического материала для школ. Также могут пользоваться студенты педагогического колледжа и училища Олимпийского резерва, факультета «Физическая культура и спорт» в подготовке к теории спорта, реферативным, курсовым и квалификационным работам.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ средств, применяемых при совершенствовании точности бросков, позволил отобразить упражнения, наиболее часто встречающиеся в современной практике. К таким упражнениям в первую очередь следует отнести серийное выполнение бросков мяча в кольцо со средней и дальней дистанции. В практике баскетбола существует несколько разновидностей их выполнения. В основном все они сводятся к повышению интенсивности их выполнения, которая достигается за счет увеличения количества мячей, активного сопротивления защитника и различного количества участников их выполнения.
Таким образом, из анализа 70 литературных источников мы выявили, что группу средств при совершенствовании бросков мяча в кольцо составляют комбинационные упражнения, применяемые в процессе тактической и технической подготовки юных спортсменов. В связи с изменением правил игры в последние годы значительное место в процессе подготовки команд занимают упражнения, способствующие повышению точности штрафного броска. Наиболее распространенными являются: а)серийное выполнение штрафных бросков, когда один баскетболист выполняет серию (обычно 10 - 15 бросков), а второй подает мяч; б) серийное выполнение двух штрафных бросков; в) выполнение штрафных бросков с заданием, когда баскетболисту необходимо попасть несколько раз подряд. Чтобы приблизить выполнение штрафных бросков к игровым условиям, специальные упражнения были классифицированы.



1. Айропетянц Л.Р., Гадик М.А. Спортивные игры; М.: - «просвещение»,2001. - С. 35.
2. Анохин П.К. Очерки физиологии функциональных систем. - М.: Медгиз, 1986.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: ФиС, 1978.
4. Баскетбол в школе// Журнал - 2004, № 1. - С. 66,68,74,23.
5. Белов С. Баскетбол. Броски по кольцу: Советы мастера; М., 2007. - С. 47.
6. Белов С.А. Тем, кто хочет стать снайпером // Спортивные игры. — 1984. — №3. — С.7-9
7. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1966.
8. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол; - М.: Терра-Спорт, 2003. - С. 39.
9. Вайнбаум Я. С. Задачи баскетбола: Учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин - тов. - М.: Просвещение, 2002. - С. 36
10. Вайцеховский С.М. Пульсометрия как критерий интенсивности тренировочной нагрузки// Теория и практика физической культуры. - 1966. - №1. - С. 45 - 46.
11. Вальтин А.И. Проблемы современного баскетбола. — К.: Здоров'я, 2003. — 150с.
12. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: ФиС, 1988. - 134с.
13. Взаимосвязь общей и специальной подготовки в баскетболе//Теория и практика физической культуры. - 2006, № 8. - С. 11.
14. Виру А.А. О некоторых факторах, меняющих успешность игровых действий баскетболистов// Проблемы психологии спорта. - Вып. 2. - М., 1962. - С. 261 - 266.
15. Вуден Д. Современный баскетбол: Пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - С. 98.
16. Вяземский М.Н. Специальная подготовка в баскетболе//Теория и практика физической культуры. - 2001, № 8. - С. 17,99.
17. Гогунов Е.Н. Спортивные игры. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - С. 27,30.
18. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: ФиС, 1980. -120с.
19. Голомазов С.В. Исследование механизмов управления точностью движений и экспериментальное обоснование методики ее повышения (на примере баскетбольных бросков). - М., 1973. -С.89-90.
20. Гомельский А.Я. Технико-тактическая подготовка юных баскетболистов. - М.: 2004.
21. Гомельский А.Я. Технико-тактическая подготовка юных баскетболистов. - М.: 2004.
22. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастера. 1000 баскетбольных упражнений; М. 1992. - С. 100,118.
23. Грасис А.М. Специальные упражнения баскетболистов. - М.: ФиС, 1967. -69с.
24. Донской Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники. — М.: Физкультура и спорт, 1998. — 124с.
25. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 2002. — 212с.
26. Захаров Е. Н. Баскетбол. Тактика. Издательство «Культура и традиции», М., 2003.
27. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. - М.: ФиС, 1979.
28. Зимкин Н.В. Физиологические основы формирования двигательных навыков и обучение спортивной технике// Спортивная физиология: Учебник/ Под общ. ред. Я.М. Коца. - М.: ФиС, 1986. - С. 117.
29. Зинин А.М. Первые шаги в баскетболе Лит. запись В.Ульянова. М.: «Физкультура и спорт», 1972. - 159 с.: ил.
30. Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 2003. — 184с.
31. Ильишкин А.Ф.Учись играть в баскетбол: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., с испр. и доп. - Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - С. 77.
32. Келлер В.С., Мозола Р.С. Исследование особенностей выполнения штрафных бросков в баскетболе. - Киев, 1970. С. 61 - 63.
33. Кераминас С.А. Исследование методики обучения баскетболиста приемам техники игры(броски мяча в корзину). - М., 1955. -123с.
34. Корягин В., Паулкаускас М. Выносливость и мастерство - современный баскетбол// Спортивные игры. - 1984. - №3. - С. 6 - 7.
35. Краузе, Джерри В. Баскетбол - навыки и упражнения: пер. с англ./Джерри В. Краузе. Дон Мейер, Джерри Мейер. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 211, [13]с.: ил.
36. Кудряшов В.А., Мирошникова Р.В. Технические приемы игры в баскетбол; Теория и практика физической культуры. - 2002. - С. 81,35.
37. Лебедев, А. И. Средства для обучения технике игры в баскетбол: учебное пособие для учителей физкультуры и тренеров ДЮСШ / А. И. Лебедев; Средства для обучения технике игры в баскетбол: Новокузнецк: НИПКиПРО, 2007
38. Летунов С.П., Мотылянская Р.Е. Спорт и сердце. - М.: ФиС, 1966.
39. Линдберг Ф. Баскетбол: игра и обучение. - М.: ФиС, 1971.
40. Лукашев М. Н. Баскетбол. 10 тысяч путей к победе. - М.: Мол. гвардия,2002. -С.145.
41. Матвеев Л.П. Теория и практика физической культуры (Общие основы теории и методики физического воспитания: теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: ФиС, 1991. -140с.
42. Мечников А.Р. Техника и тактика баскетбола. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005.
43. Моррелл Ф. // ЭЭГ-исследования высшей нервной деятельности. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - С. 54.
44. Найманова Э. Спортивные игры на урока физкультуры. Книга для учителя. - Ростов-н/Д: Феникс, 2001 - С. 81.
45. Обвивальнев Г.Н., Букин В.К. Специальная подготовка баскетболистов// - 2007, № 5. - С. 65.
46. Пельменев В.К. Исследование эффективности сопряженного метода совершенствования точности бросков мяча в кольцо у баскетболистов старших разрядов. - Л., 1976.
47. Платонов В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2006.
48. Половцева Л.М. Соотношение объема и интенсивности тренировочных нагрузок у баскетболистов на этапе спортивного совершенствования. - Таллин, 1988. - С. 159 - 160.
49. Полянцева Н.В. Тренировка точности выполнения технических приемов у юных баскетболистов 10-12 лет; - Мн.: Харвест, 2005. - С. 124,126.
50. Преображенский И., Клешева И. На тренировке, как в игре. Микроциклы в практике американских баскетбольных тренеров (Д-Смита) /1986. - №3. - С. 10 - 11.; №4. - С. 10 - 12.
51. Ратов И.П. Использование технических средств и методических приемов «искусственной управляющей среды» в подготовке спортсменов // ССС подготовки. — М.: СААМ, 2005. — С. 323-327.
52. Рыбалкин С.Н. Анализ соревновательной деятельности квалифицированных баскетбольных команд // Материалы II Международной научно-практической конференции «Здоровье для всех» (Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь, 20-22 мая 2010 г.). - Пинск: ПолесГУ, 2010. - С. 159-162.
53. Рыбалкин С.Н. Зависимость результативности соревновательных игр
квалифицированных баскетболистов от точности попадания их штрафных бросков // «Теория и практика физической культуры и спорта в условиях модернизации образования: Всероссийская научно-практическая
конференция, посвященная 60-летию педагогического факультета физической культуры УГУ, 3-4 июня 2009 года г. Ижевск. - Изд-во УГУ, 2009. - С. 67-69.
54. Рыбалкин С.Н. Зависимость соревновательной точности штрафных бросков баскетболистов от их психологического состояния // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. - Ставрополь, 2011. -С. 92-93.
55. Рыбалкин С.Н. Зависимость точности попадания штрафных бросков в соревновательных играх баскетболистов от их амплуа // Инновационные подходы в подготовке специалистов для сферы физической культуры и спорта: Труды Всероссийской научно-практической конференции Россия, г. Волгоград, 10-11 июня 2008 г. - Волгоград, 2008. - С.124-126.
56. Рыбалкин С.Н. Зависимость точности попадания штрафных бросков высококвалифицированных баскетболистов от психологической напряженности соревнований // Проблемы модернизации учебного процесса по физической культуре в образовательных учреждениях: Материалы научно-практической конференции (22 июня 2007 г.). - Волгоград, 2007. - С. 158-160 (в соавт., авторских 60 %).
57. Рыбалкин С.Н. Проблемы индивидуализации тренировочного процесса в спортивных играх // Материалы всероссийской научно¬практической конференции «Вопросы духовности и нравственности в российском обществе, культуре и литературе» 18 октября 2007 г. - часть II. - Михайловка, 2007. - С. 76-79 (в соавт., авторские 50 %).
58. Рыбалкин С.Н. Технология повышения точности выполнения штрафных бросков квалифицированными баскетболистами // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 142-146.
59. Серов Р. С. Баскетбол. //Теория и практика физической культуры. - 2004, № 8. - С. 93.
60. Смирнов Ю.И., Белов А.С., Полякова Л.С. Зависимость точности броска в баскетболе от способа, направления и дистанции// ТПФК . - 1973. - №4. - С. 12 - 17.
61. Специальные баскетбольные упражнения//Теория и практика физической культуры. - 2005, № 10.
62. Спортивные игры Машин М.М. - М.: издательский центр "Наука",2003.
63. Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/Ю.Д.Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин и др., Под. Ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: издательский центр "Академия", 2004. - С. 92.
64. Спортивные игры: техника, тактика обучения: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/Ю.Д.Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков; Под. Ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: издательский центр "Академия", 2001. - С. 88.
65. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры. Под общей ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. Изд. 2-е, испр. и доп. (В 2-х т.). М., «Физкультура и спорт», 2006.
66. Техника и тактика баскетбола//Теория и практика физической культуры. - 2008, № 7. - С.73.
67. Федоров В. Чудеса без чудес(Подготовка баскетболистов) // Спортивные игры. - 1989. - №7. С. 12 - 13, 33.
68. Хромаев З.М. Подготовка баскетболистов высокой квалификации в микроциклах соревновательного периода. - К., 2002. - 144с.
69. Хромаев З.М. Подготовка баскетболистов высокой квалификации в микроциклах соревновательного периода. - К., 2002. - 144с.
70. Яхонтов Е.Р. Один на один с кольцом// Спортивные игры. - 1973. - №3. - С. 24 - 25.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ