Методика обучения технике выполнения штрафных бросков на уроках физической культуры с учащимися 10-11 классов
|
Введение
Глава I. Проблемы повышения точности штрафных бросков в баскетболе и способы их решения
в системе школьного физического воспитания
1.1. Анализ научно-методической литературы по проблеме
1.2. Особенности технических и тактических действий игры баскетбол и игровая деятельность
1.3. Техника штрафного броска в баскетболе
1.4. Биокинематическая схема двигательного действия и особенности движений тел при штрафном броске
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1. Методы исследования
2.2. Организация исследования
Глава 3. Результаты исследования и обоснование факторов, влияющих на точность выполнения штрафных бросков
у учащихся 10-11 классов
3.1. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение
3.3. Методы и средства, направленные на повышение точности бросков мяча в кольцо
Заключение
Литература
Приложение
Глава I. Проблемы повышения точности штрафных бросков в баскетболе и способы их решения
в системе школьного физического воспитания
1.1. Анализ научно-методической литературы по проблеме
1.2. Особенности технических и тактических действий игры баскетбол и игровая деятельность
1.3. Техника штрафного броска в баскетболе
1.4. Биокинематическая схема двигательного действия и особенности движений тел при штрафном броске
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1. Методы исследования
2.2. Организация исследования
Глава 3. Результаты исследования и обоснование факторов, влияющих на точность выполнения штрафных бросков
у учащихся 10-11 классов
3.1. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение
3.3. Методы и средства, направленные на повышение точности бросков мяча в кольцо
Заключение
Литература
Приложение
Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного образования.
В системе физкультурного образования баскетбол включен в программу физического воспитания школьников, общего среднего, среднего, профессионального, среднего специального и высшего образования.
Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.
Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.
Одна из важнейших задач общеобразовательной школы - воспитание у школьников потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями. Решение этой задачи требует от учителя физической культуры настойчивости, творчества, много умений и знаний.
Анализируя 70 научно-методических источников, пришли к выводу, что:
- баскетбол привлекает подростков и молодежь своей зрелищностью, обилием разнообразных технико-тактических приемов, эмоциональностью, воздушностью, динамичностью, одновременно коллективизмом и индивидуализмом и к тому же является, по моему мнению, и многих специалистов, самым эффективным средством для всестороннего физического развития;
- баскетбол, пожалуй, единственный из популярных видов спорта, дата и место возникновения которого доподлинно известны, об этом знаменательном событии написан не один десяток книг;
- штрафной бросок - это возможность, предоставляемая игроку, набрать одно очко броском в корзину без помех с позиции за линией штрафного броска и внутри полукруга;
- штрафной бросок - азарт игры, не только способ добывания очка, но и средство психологического воздействия на противника. Но успех в штраф¬ных бросках может принести только систематическая тренировка в них.
В связи с вышесказанным, можно сказать, что баскетбол - самая популярная спортивная игра, так как за свою вековую историю он снискал огромное число почитателей во всем мире, в том числе в России и Туве. Присущие ему высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей привлекают к игре всевозрастающий интерес подрастающего поколения. Интерес школьников к игре баскетбол возникает уже с изучения баскетбола в школе.
Мы уже знаем, что баскетбол - это командная игра с мячом, в которой игроки одной команды, передавая друг другу мяч руками или продвигаясь с ним, стремятся наибольшее количество раз забросить мяч в корзину команды противника, но при этом решает образовательные, воспитательные задачи.
Также баскетбол решает в большей степени физическое и моторное развитие детей и подростков, так как является динамичной игрой, вызывает тренировку всех жизненно важных обучающихся, особенно в школьные годы одним из главных в физической подготовке старшеклассников являются воспитание физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. В работу вовлекаются практически все функциональные системы его организма, включаются основные механизмы энергообеспечения.
Кроме физических качеств баскетбол воспитывает у старшеклассников, психологические качества: целеустремленность, настойчивость, решительность, смелость уверенность в себе, чувства коллективизма, что потом во взрослой жизни будут нужны. Играя и обучаясь приемам баскетбола, учащиеся становятся подвижными, отлично координированными, быстро мыслящими не только на площадке, но и в других жизненных ситуациях.
Из анализа литературных источников нужно сделать вывод, что особенно в старших классах по теме «баскетбол» нужно отводить больше часов в школьной программе физической культуры, так как на наш взгляд, баскетбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, финты, защитные приемы и т.д.), а игра с мячом (ловля, передача, ведение,броски) увлекает подростков и вызывает у них интерес к занятиям физической культуры и спорта. Но самым увлекательным здесь является - конечно, бросок, но особенно штрафной. Поэтому мы изучаем штрафной бросок, так как многие делают «фолы» - где после фиксации - сразу назначаются штрафные броски в корзину от специально отведенной черты. Порой от штрафных бросков зависит и победа. Поэтому, мы выбрали в дипломной работе исследование повышения точности выполнения штрафных бросков в баскетболе с учащимися 10-11 классов.
На основе работ ведущих специалистов России, нами в дипломной работе составлена программа для 10-11 классов, в разделе «спортивные игры», направленная больше на изучение и совершенствование техники и тактики штрафного броска в баскетболе.
Проведя педагогический эксперимент в 10-11 классах, хотели доказать эффективность предложенной программы и методики изучения техники и тактики броска для повышения точности выполнения штрафного броска в баскетболе, также вызвать мотивацию учеников к баскетболу в системе школьного физического воспитания.
общеобразовательной школы.
Предмет исследования: средства и методы повышения точности выполнения штрафных бросков у старшеклассников.
Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать методику обучения точности выполнения штрафных бросков учащимися 10¬11 классов на уроках баскетбола.
Задачи исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Определить основные средства и методы проведения уроков, выявить
значимые факторы повышения точности выполнения штрафных бросков старшеклассниками.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность методики обучения в повышении точности выполнения штрафных бросков, учащимися 10-11 классов на уроках баскетбола.
Гипотеза: методика обучения точности выполнения штрафных бросков на уроках баскетбола учащимися 10-11 классов будет педагогически
целесообразной и эффективной, если при построении урока учитывать:
- основные факторы, влияющие на точное выполнение штрафных бросков во время уроков физической культуры по разделу «спортивные игры» по теме - баскетбол;
- наиболее эффективные средства и методы точности попадания штрафных бросков учащимися 10-11 классов, учитывать мотивирующие факторы в решении вопроса результативности броска;
- последовательность использования специальных упражнений, направленных на повышение точности выполнения штрафных бросков учащимися старших классов во время уроков баскетбола.
Теоретико-методологические основы исследования:
- при выработке общей концепции исследования в качестве основополагающих использованы идеи системного подхода (Л. Фон Берталанфи, А.И. Берг, И.Б. Новиков, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин);
- теория оптимального функционирования системы спортивной подготовки (В.К Бальсевич, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов);
- совершенствования системы подготовки баскетболистов (А.С. Белов, А.И. Бондарь, А.И. Вальтин, А.Я. Гомельский, В.Г. Луничкин, В.К. Пельменев, Е.Р. Яхонтов);
- совершенствовании уроков физической культуры: Ю.М. Портнов, Белов С.В., Бондарь А.И., Вальтин А.И., Голомазов В.А., Ковлев В.Д., Мельников А.Г., Кудряшов В.А., Рудаков В.И., Кузин В.В., Палиевский С.А., Литвинов Е.Н., Виленский М.Я., Туркунов Б.И., Лях В.И., Кофман Д.Б., Мейксон Г.Б и др.
Научная новизна заключается в попытке нами на основе анализа литературных источников выявить оптимальные средства и методы в повышении качества бросков у старшеклассников на уроках физической культуры по теме «баскетбол»;
- в попытке, на материале своих исследований - выявить эффективные специальные упражнения для тувинских старшеклассников, которые им по их антропометрическим параметрам, будет соответствуют объему в ходе уроков физической культуры и соревновательных игр во внеклассных мероприятий школы;
- доказать эффективность использования соревновательного метода во время уроков баскетбола в методике обучения точности выполнения штрафных бросков.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанной нами методикой повышения точности попаданий штрафных бросков у старшеклассников могут пользоваться молодые специалисты, тренера ДЮСШ и учителя физической культуры, при подготовке программного и методического материала для школ. Также могут пользоваться студенты педагогического колледжа и училища Олимпийского резерва, факультета «Физическая культура и спорт» в подготовке к теории спорта, реферативным, курсовым и квалификационным работам.
В системе физкультурного образования баскетбол включен в программу физического воспитания школьников, общего среднего, среднего, профессионального, среднего специального и высшего образования.
Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.
Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.
Одна из важнейших задач общеобразовательной школы - воспитание у школьников потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями. Решение этой задачи требует от учителя физической культуры настойчивости, творчества, много умений и знаний.
Анализируя 70 научно-методических источников, пришли к выводу, что:
- баскетбол привлекает подростков и молодежь своей зрелищностью, обилием разнообразных технико-тактических приемов, эмоциональностью, воздушностью, динамичностью, одновременно коллективизмом и индивидуализмом и к тому же является, по моему мнению, и многих специалистов, самым эффективным средством для всестороннего физического развития;
- баскетбол, пожалуй, единственный из популярных видов спорта, дата и место возникновения которого доподлинно известны, об этом знаменательном событии написан не один десяток книг;
- штрафной бросок - это возможность, предоставляемая игроку, набрать одно очко броском в корзину без помех с позиции за линией штрафного броска и внутри полукруга;
- штрафной бросок - азарт игры, не только способ добывания очка, но и средство психологического воздействия на противника. Но успех в штраф¬ных бросках может принести только систематическая тренировка в них.
В связи с вышесказанным, можно сказать, что баскетбол - самая популярная спортивная игра, так как за свою вековую историю он снискал огромное число почитателей во всем мире, в том числе в России и Туве. Присущие ему высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей привлекают к игре всевозрастающий интерес подрастающего поколения. Интерес школьников к игре баскетбол возникает уже с изучения баскетбола в школе.
Мы уже знаем, что баскетбол - это командная игра с мячом, в которой игроки одной команды, передавая друг другу мяч руками или продвигаясь с ним, стремятся наибольшее количество раз забросить мяч в корзину команды противника, но при этом решает образовательные, воспитательные задачи.
Также баскетбол решает в большей степени физическое и моторное развитие детей и подростков, так как является динамичной игрой, вызывает тренировку всех жизненно важных обучающихся, особенно в школьные годы одним из главных в физической подготовке старшеклассников являются воспитание физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. В работу вовлекаются практически все функциональные системы его организма, включаются основные механизмы энергообеспечения.
Кроме физических качеств баскетбол воспитывает у старшеклассников, психологические качества: целеустремленность, настойчивость, решительность, смелость уверенность в себе, чувства коллективизма, что потом во взрослой жизни будут нужны. Играя и обучаясь приемам баскетбола, учащиеся становятся подвижными, отлично координированными, быстро мыслящими не только на площадке, но и в других жизненных ситуациях.
Из анализа литературных источников нужно сделать вывод, что особенно в старших классах по теме «баскетбол» нужно отводить больше часов в школьной программе физической культуры, так как на наш взгляд, баскетбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, финты, защитные приемы и т.д.), а игра с мячом (ловля, передача, ведение,броски) увлекает подростков и вызывает у них интерес к занятиям физической культуры и спорта. Но самым увлекательным здесь является - конечно, бросок, но особенно штрафной. Поэтому мы изучаем штрафной бросок, так как многие делают «фолы» - где после фиксации - сразу назначаются штрафные броски в корзину от специально отведенной черты. Порой от штрафных бросков зависит и победа. Поэтому, мы выбрали в дипломной работе исследование повышения точности выполнения штрафных бросков в баскетболе с учащимися 10-11 классов.
На основе работ ведущих специалистов России, нами в дипломной работе составлена программа для 10-11 классов, в разделе «спортивные игры», направленная больше на изучение и совершенствование техники и тактики штрафного броска в баскетболе.
Проведя педагогический эксперимент в 10-11 классах, хотели доказать эффективность предложенной программы и методики изучения техники и тактики броска для повышения точности выполнения штрафного броска в баскетболе, также вызвать мотивацию учеников к баскетболу в системе школьного физического воспитания.
общеобразовательной школы.
Предмет исследования: средства и методы повышения точности выполнения штрафных бросков у старшеклассников.
Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать методику обучения точности выполнения штрафных бросков учащимися 10¬11 классов на уроках баскетбола.
Задачи исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Определить основные средства и методы проведения уроков, выявить
значимые факторы повышения точности выполнения штрафных бросков старшеклассниками.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность методики обучения в повышении точности выполнения штрафных бросков, учащимися 10-11 классов на уроках баскетбола.
Гипотеза: методика обучения точности выполнения штрафных бросков на уроках баскетбола учащимися 10-11 классов будет педагогически
целесообразной и эффективной, если при построении урока учитывать:
- основные факторы, влияющие на точное выполнение штрафных бросков во время уроков физической культуры по разделу «спортивные игры» по теме - баскетбол;
- наиболее эффективные средства и методы точности попадания штрафных бросков учащимися 10-11 классов, учитывать мотивирующие факторы в решении вопроса результативности броска;
- последовательность использования специальных упражнений, направленных на повышение точности выполнения штрафных бросков учащимися старших классов во время уроков баскетбола.
Теоретико-методологические основы исследования:
- при выработке общей концепции исследования в качестве основополагающих использованы идеи системного подхода (Л. Фон Берталанфи, А.И. Берг, И.Б. Новиков, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин);
- теория оптимального функционирования системы спортивной подготовки (В.К Бальсевич, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов);
- совершенствования системы подготовки баскетболистов (А.С. Белов, А.И. Бондарь, А.И. Вальтин, А.Я. Гомельский, В.Г. Луничкин, В.К. Пельменев, Е.Р. Яхонтов);
- совершенствовании уроков физической культуры: Ю.М. Портнов, Белов С.В., Бондарь А.И., Вальтин А.И., Голомазов В.А., Ковлев В.Д., Мельников А.Г., Кудряшов В.А., Рудаков В.И., Кузин В.В., Палиевский С.А., Литвинов Е.Н., Виленский М.Я., Туркунов Б.И., Лях В.И., Кофман Д.Б., Мейксон Г.Б и др.
Научная новизна заключается в попытке нами на основе анализа литературных источников выявить оптимальные средства и методы в повышении качества бросков у старшеклассников на уроках физической культуры по теме «баскетбол»;
- в попытке, на материале своих исследований - выявить эффективные специальные упражнения для тувинских старшеклассников, которые им по их антропометрическим параметрам, будет соответствуют объему в ходе уроков физической культуры и соревновательных игр во внеклассных мероприятий школы;
- доказать эффективность использования соревновательного метода во время уроков баскетбола в методике обучения точности выполнения штрафных бросков.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанной нами методикой повышения точности попаданий штрафных бросков у старшеклассников могут пользоваться молодые специалисты, тренера ДЮСШ и учителя физической культуры, при подготовке программного и методического материала для школ. Также могут пользоваться студенты педагогического колледжа и училища Олимпийского резерва, факультета «Физическая культура и спорт» в подготовке к теории спорта, реферативным, курсовым и квалификационным работам.
Анализ средств, применяемых при совершенствовании точности бросков, позволил отобразить упражнения, наиболее часто встречающиеся в современной практике. К таким упражнениям в первую очередь следует отнести серийное выполнение бросков мяча в кольцо со средней и дальней дистанции. В практике баскетбола существует несколько разновидностей их выполнения. В основном все они сводятся к повышению интенсивности их выполнения, которая достигается за счет увеличения количества мячей, активного сопротивления защитника и различного количества участников их выполнения.
Таким образом, из анализа 70 литературных источников мы выявили, что группу средств при совершенствовании бросков мяча в кольцо составляют комбинационные упражнения, применяемые в процессе тактической и технической подготовки юных спортсменов. В связи с изменением правил игры в последние годы значительное место в процессе подготовки команд занимают упражнения, способствующие повышению точности штрафного броска. Наиболее распространенными являются: а)серийное выполнение штрафных бросков, когда один баскетболист выполняет серию (обычно 10 - 15 бросков), а второй подает мяч; б) серийное выполнение двух штрафных бросков; в) выполнение штрафных бросков с заданием, когда баскетболисту необходимо попасть несколько раз подряд. Чтобы приблизить выполнение штрафных бросков к игровым условиям, специальные упражнения были классифицированы.
Таким образом, из анализа 70 литературных источников мы выявили, что группу средств при совершенствовании бросков мяча в кольцо составляют комбинационные упражнения, применяемые в процессе тактической и технической подготовки юных спортсменов. В связи с изменением правил игры в последние годы значительное место в процессе подготовки команд занимают упражнения, способствующие повышению точности штрафного броска. Наиболее распространенными являются: а)серийное выполнение штрафных бросков, когда один баскетболист выполняет серию (обычно 10 - 15 бросков), а второй подает мяч; б) серийное выполнение двух штрафных бросков; в) выполнение штрафных бросков с заданием, когда баскетболисту необходимо попасть несколько раз подряд. Чтобы приблизить выполнение штрафных бросков к игровым условиям, специальные упражнения были классифицированы.
Подобные работы
- МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 14-15 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Обучение технике штрафного броска в баскетболе обучающихся 5 классов
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018



