Введение 5
1 Теоретические основы формирования математической грамотности
младших школьников 8
1. 1 Математическая грамотность: понятие и характеристика 8
1. 2 Международные исследования математической грамотности: виды, уровни 12
1. 3 Анализ УМК на предмет формирования и оценки математической
грамотности младших школьников 17
2 Практические аспекты формирования математической грамотности на
уроках математики в начальной школе 24
2. 1 Диагностика сформированное™ математической грамотности младших
школьников 24
2. 2 Реализация заданий, направленных на формирование математической грамотности младших школьников 29
2. 3 Оценка результативности комплекса заданий по формированию математической грамотности младших школьников на уроках математики .. 36 Заключение 43
Список использованных источников 47
Приложение А Диагностика 54
Приложение Б Диагностическая карта 57
Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетные направления в образовании подрастающего поколения. Так, одним из главных направлений модернизации российского образования выступает формирование математической грамотности обучающихся. Этот тезис подтверждается нормативно-правовой документацией, обеспечивающей образовательный процесс в Российской Федерации. Задачами развития математического образования, согласно концепции его развития, выступает : «модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением их преемственности) исходя из потребностей, обучающихся и потребностей общества во всеобщей математической грамотности...; обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося...» [30].
Вышесказанные положения отмечают, что модернизация такого рода должна касаться всех уровней образования. Однако стоит отметить, что именно младший школьный возраст является сензитивным периодом формирования предпосылок к теоретическому сознанию и мышлению, которые в свою очередь являются основанием для формирования математической грамотности. В ФГОС НОО, основном регламентирующем документе начального общего образования, обозначены следующие предметные результаты освоения данной программы : «использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно¬практических задач» [29].
Исследованиями вопросов формирования математической грамотности младших школьников занимались такие известные ученые как Н. Ф. Талызина, Е. А. Маркушевская, Л. О. Рослова, И. М. Хаконова и др.
Однако, несмотря на пристальное внимание к данному вопросу педагогическим сообществом отмечается существующее противоречие между необходимостью формирования математической грамотности в начальной школе и недостаточной оснащенностью этого процесса конкретными методическими рекомендациями.
Исходя из актуальности проблемы, была сформулирована тема выпускной квалификационной работы «Формирование математической грамотности младших школьников»...
Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетность формирования математической грамотности обучающихся. Задачами развития математического образования, согласно концепции его развития, выступает: «модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением их преемственности) исходя из потребностей, обучающихся и потребностей общества во всеобщей математической грамотности...; обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося...» [30].
Рассмотрев сущность понятия «математическая грамотность» мы пришли к выводу, что в самом общем смысле она заключается в «способности индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира» [5]. Однако при характеристике данного понятия стоит учитывать два основополагающих столпа математической грамотности, а именно фундаментальные математические идеи и математическую компетентность, которые представляют собой обязательность взаимопроникновения теории и практики математического образования.
Международные исследования математической грамотности представлены двумя крупными проектами PISA (подростки 15-ти лет) и TIMSS (4 и 8 классы). Отличительной особенностью исследования PISA является нестандартность задач и разнообразие их контекстов (личная жизнь, образование, общественная жизнь и научная деятельность). А структура тестирования TIMSS представляет собой тестовые вопросы, разделенные на 3 блока в четвертом классе (числа, геометрия, анализ данных) и 4 блока в восьмом (числа, алгебра, геометрия, анализ данных).
Проанализировав учебно-методические комплекты начальной школы (УМК «Начальная школа XXI века», УМК «Школа России», УМК «Гармония») на предмет формирования и оценки математической грамот мы пришли к выводу, что в данных УМК присутствуют задания по формированию и оценке математической грамотности. Стоит также отметить, что в каждой из УМК представлены задания для всех уровней математической грамотности. Также при анализе нами была выделена дополнительная методическая литература по формированию и оценке математической грамотности младших школьников («Сборник математических задач «ОФГ», «Математика. Учимся решать задачи», «Учимся решать комбинаторные задачи. Тетрадь по Математике» и др.) К тому же для формирования и оценки математической грамотности возможно использовать электронные образовательные ресурсы («ЛогикЛайк» и «IQrna» и др.)...
1. Аверьянова, С. Ю. Формирование функциональной математической грамотности будущих учителей начальной школы / С. Ю. Аверьянова // Парадигмальные установки естественных и гуманитарных наук: междисциплинарный аспект : Материалы XVI Международной научно¬практической конференции / Южный университет. - Ростов-на-Дону, 2021. - С. 96 - 98.
2. Авилова, С. Ю. Математический онлайн тренажёр матрешка, как средство повышения математической грамотности ученика начальной школы / С. Ю. Авилова // Вестник ТОГИРРО. - 2015. - № 2(32). - С. 30 - 34.
3. Адамович, К. А. Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA-2018 и их интерпретация / К. А. Адамович, А. В. Капуза, А. Б. Захаров и др. // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - 2019. - С. 28 - 36.
4. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - Москва: Издательство ИКАР, 2019. - 448 с.
5. Басалаева, Н. В. Современные представления о математической грамотности и креативном мышлении как компонентах функциональной грамотности / Н. В. Басалаева, А. В. Фирер, Т. В. Захарова // Перспективы науки. - 2021. - № 4(139). - С. 117 - 119.
6. Беляева, Е. В. Формирование математической грамотности обучающихся в начальной школе / Е. В. Беляева // Альманах мировой науки. - 2020. - № 1(37). - С. 34 - 35.
7. Бизяева, Н. В. Роль и место математической грамотности младших школьников в системе учебно-исследовательской деятельности современной школы / Н. В. Бизяева // ЦИТИСЭ. - 2020. - № 4(26). - С. 7 - 16.
8. Боровских, А. В. О понятии математической грамотности / А. В. Боровских // Педагогика. - 2022. - Т. 86. - № 3. - С. 33 - 45.
9. Буряк, И. Г. Формирование математической грамотности на уроках математики / И. Г. Буряк // Вестник ТОГИРРО. - 2021. - № 2(47). - С. 14.
10. Валеев, И. И. Функциональная математическая грамотность как основа формирования и развития математической компетенции / И. И. Валеев // Бизнес. Образование. Право. - 2020. - № 4(53). - С. 353 - 360.
11. Вершинина, Н. В. Как учителю младших классов формировать математическую грамотность школьников / Н. В. Вершинина // Альманах мировой науки. - 2020. - № 5(41). - С. 47 - 49.
12. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова - Москва : НМЦ СПО, 2019. - 538 с.
13. Воробьева, С. В. Современные средства оценивания результатов обучения в общеобразовательной школе : учебник для вузов / С. В. Воробьева. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 770 с.
14. Дюкарева, О. А. Развитие математической грамотности младших школьников / О. А. Дюкарева // Школьная педагогика. - 2021. - № 1(20). - С. 7 - 8.
15. Евтыхова, Н. М. Межпредметная интеграция как средство повышения эффективности обучения младших школьников решению текстовых арифметических задач : специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (математика) : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Н. М. Евтыхова ; Адыгейский государственный университет. - Майкоп, 2016. - 199 с...47