Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №165027

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2022
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы формирования математической грамотности
младших школьников 8
1. 1 Математическая грамотность: понятие и характеристика 8
1. 2 Международные исследования математической грамотности: виды, уровни 12
1. 3 Анализ УМК на предмет формирования и оценки математической
грамотности младших школьников 17
2 Практические аспекты формирования математической грамотности на
уроках математики в начальной школе 24
2. 1 Диагностика сформированное™ математической грамотности младших
школьников 24
2. 2 Реализация заданий, направленных на формирование математической грамотности младших школьников 29
2. 3 Оценка результативности комплекса заданий по формированию математической грамотности младших школьников на уроках математики .. 36 Заключение 43
Список использованных источников 47
Приложение А Диагностика 54
Приложение Б Диагностическая карта 57


Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетные направления в образовании подрастающего поколения. Так, одним из главных направлений модернизации российского образования выступает формирование математической грамотности обучающихся. Этот тезис подтверждается нормативно-правовой документацией, обеспечивающей образовательный процесс в Российской Федерации. Задачами развития математического образования, согласно концепции его развития, выступает : «модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением их преемственности) исходя из потребностей, обучающихся и потребностей общества во всеобщей математической грамотности...; обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося...» [30].
Вышесказанные положения отмечают, что модернизация такого рода должна касаться всех уровней образования. Однако стоит отметить, что именно младший школьный возраст является сензитивным периодом формирования предпосылок к теоретическому сознанию и мышлению, которые в свою очередь являются основанием для формирования математической грамотности. В ФГОС НОО, основном регламентирующем документе начального общего образования, обозначены следующие предметные результаты освоения данной программы : «использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно¬практических задач» [29].
Исследованиями вопросов формирования математической грамотности младших школьников занимались такие известные ученые как Н. Ф. Талызина, Е. А. Маркушевская, Л. О. Рослова, И. М. Хаконова и др.
Однако, несмотря на пристальное внимание к данному вопросу педагогическим сообществом отмечается существующее противоречие между необходимостью формирования математической грамотности в начальной школе и недостаточной оснащенностью этого процесса конкретными методическими рекомендациями.
Исходя из актуальности проблемы, была сформулирована тема выпускной квалификационной работы «Формирование математической грамотности младших школьников»...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетность формирования математической грамотности обучающихся. Задачами развития математического образования, согласно концепции его развития, выступает: «модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением их преемственности) исходя из потребностей, обучающихся и потребностей общества во всеобщей математической грамотности...; обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося...» [30].
Рассмотрев сущность понятия «математическая грамотность» мы пришли к выводу, что в самом общем смысле она заключается в «способности индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира» [5]. Однако при характеристике данного понятия стоит учитывать два основополагающих столпа математической грамотности, а именно фундаментальные математические идеи и математическую компетентность, которые представляют собой обязательность взаимопроникновения теории и практики математического образования.
Международные исследования математической грамотности представлены двумя крупными проектами PISA (подростки 15-ти лет) и TIMSS (4 и 8 классы). Отличительной особенностью исследования PISA является нестандартность задач и разнообразие их контекстов (личная жизнь, образование, общественная жизнь и научная деятельность). А структура тестирования TIMSS представляет собой тестовые вопросы, разделенные на 3 блока в четвертом классе (числа, геометрия, анализ данных) и 4 блока в восьмом (числа, алгебра, геометрия, анализ данных).
Проанализировав учебно-методические комплекты начальной школы (УМК «Начальная школа XXI века», УМК «Школа России», УМК «Гармония») на предмет формирования и оценки математической грамот мы пришли к выводу, что в данных УМК присутствуют задания по формированию и оценке математической грамотности. Стоит также отметить, что в каждой из УМК представлены задания для всех уровней математической грамотности. Также при анализе нами была выделена дополнительная методическая литература по формированию и оценке математической грамотности младших школьников («Сборник математических задач «ОФГ», «Математика. Учимся решать задачи», «Учимся решать комбинаторные задачи. Тетрадь по Математике» и др.) К тому же для формирования и оценки математической грамотности возможно использовать электронные образовательные ресурсы («ЛогикЛайк» и «IQrna» и др.)...


1. Аверьянова, С. Ю. Формирование функциональной математической грамотности будущих учителей начальной школы / С. Ю. Аверьянова // Парадигмальные установки естественных и гуманитарных наук: междисциплинарный аспект : Материалы XVI Международной научно¬практической конференции / Южный университет. - Ростов-на-Дону, 2021. - С. 96 - 98.
2. Авилова, С. Ю. Математический онлайн тренажёр матрешка, как средство повышения математической грамотности ученика начальной школы / С. Ю. Авилова // Вестник ТОГИРРО. - 2015. - № 2(32). - С. 30 - 34.
3. Адамович, К. А. Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA-2018 и их интерпретация / К. А. Адамович, А. В. Капуза, А. Б. Захаров и др. // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - 2019. - С. 28 - 36.
4. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - Москва: Издательство ИКАР, 2019. - 448 с.
5. Басалаева, Н. В. Современные представления о математической грамотности и креативном мышлении как компонентах функциональной грамотности / Н. В. Басалаева, А. В. Фирер, Т. В. Захарова // Перспективы науки. - 2021. - № 4(139). - С. 117 - 119.
6. Беляева, Е. В. Формирование математической грамотности обучающихся в начальной школе / Е. В. Беляева // Альманах мировой науки. - 2020. - № 1(37). - С. 34 - 35.
7. Бизяева, Н. В. Роль и место математической грамотности младших школьников в системе учебно-исследовательской деятельности современной школы / Н. В. Бизяева // ЦИТИСЭ. - 2020. - № 4(26). - С. 7 - 16.
8. Боровских, А. В. О понятии математической грамотности / А. В. Боровских // Педагогика. - 2022. - Т. 86. - № 3. - С. 33 - 45.
9. Буряк, И. Г. Формирование математической грамотности на уроках математики / И. Г. Буряк // Вестник ТОГИРРО. - 2021. - № 2(47). - С. 14.
10. Валеев, И. И. Функциональная математическая грамотность как основа формирования и развития математической компетенции / И. И. Валеев // Бизнес. Образование. Право. - 2020. - № 4(53). - С. 353 - 360.
11. Вершинина, Н. В. Как учителю младших классов формировать математическую грамотность школьников / Н. В. Вершинина // Альманах мировой науки. - 2020. - № 5(41). - С. 47 - 49.
12. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова - Москва : НМЦ СПО, 2019. - 538 с.
13. Воробьева, С. В. Современные средства оценивания результатов обучения в общеобразовательной школе : учебник для вузов / С. В. Воробьева. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 770 с.
14. Дюкарева, О. А. Развитие математической грамотности младших школьников / О. А. Дюкарева // Школьная педагогика. - 2021. - № 1(20). - С. 7 - 8.
15. Евтыхова, Н. М. Межпредметная интеграция как средство повышения эффективности обучения младших школьников решению текстовых арифметических задач : специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (математика) : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Н. М. Евтыхова ; Адыгейский государственный университет. - Майкоп, 2016. - 199 с...47


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ