Работа носит методический характер.
Есть приложения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития эмоциональной сферы у детей раннего возраста….5
1.1. Различные подходы к понятию об эмоциях в трудах отечественных и зарубежных психологов…5
1.2. Особенности эмоциональной сферы детей раннего возраста…….…9
1.3. Психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей раннего возраста…15
Глава 2. Опытно-практическая работа по изучению особенностей эмоционального развития детей раннего возраста……………19
2.1. Описание методик исследования особенностей развития эмоциональной сферы у детей раннего возраста……………………..…19
2.2. Планирование работы по развитию эмоциональной сферы у детей раннего возраста…25
2.3. Рекомендации для родителей по эмоциональному развитию детей раннего возраста…26
Заключение………………………………………………………………...……..28
Список источников…………30
Приложение…………………………………………………………………...….32
Каждая ступень развития ребенка как индивида и личности должна быть прожита им полноценно, без неоправданного ускорения, - ведь тем самым закладывается основа для перехода на следующую ступень развития. В случае нарушения этого принципа имеют место негативные последствия. Так, ограничение ребенка в раннем возрасте в ласке, любви и физическом контакте приводит к его отставанию в познании окружающего мира, к снижению активности и нарастанию вялости, апатичности, к затрудненному развитию навыков общения. В результате недостаточности эмоционального опыта на ранних этапах развития у ребенка впоследствии возникают проблемы в адаптации, неспособность выразить словами и описать собственные эмоциональные переживания, неумение распознавать и учитывать чувства других людей (эмоциональная невосприимчивость) [25].Не случайно многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, М. И. Лисина и др.) утверждают, что формирование эмоций человека - важнейшее условие развития его как личности.
Таким образом, изучение развития эмоциональной сферы детей раннего возраста является актуальным.
Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир "взрослых" предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла, ребенок ждет от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков. Вокруг таких совместных действий и разворачиваются новые для ребенка формы общения со взрослыми.
Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не становится еще полноценным.
Цель курсовой работы: изучение особенностей развития эмоциональной сферы у детей раннего возраста.
Объект исследования: развитие эмоциональной сферы у детей раннего возраста.
Предмет исследования: эмоциональная сфера у детей раннего возраста.
В соответствии с целью и объектом исследования определены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной сферы у детей раннего возраста;
2. выявить психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей раннего возраста;
3. изучить диагностические методики для исследования особенностей развития эмоциональной сферы у детей раннего возраста;
4. спланировать практическую работу по развитию эмоциональной сферы у детей раннего возраста.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (наблюдение; опросник «Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка», методика «Паровозик»).
Раннее детство - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Исследователи отмечают, что от того, в каких условиях будет протекать эта стадия развития, во многом зависит будущее ребенка. К концу первого года жизни с расширением возможностей возрастает активность ребенка, теперь его интерес направлен на манипуляции с предметами, расширяется круг социальных контактов. Активность и самостоятельность ребенка требуют изменения его отношений со взрослым, который должен учитывать потребности ребенка, опираться на его возможности.
Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста имеет свои особенности. особенности эмоционального развития в раннем возрасте следующие: эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения; происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности, и ребенок осваивает способы их выражения; развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда; включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их протекание и в совокупности с установлением связи между чувством и представлением создает предпосылки для их регуляции.
Основным условием развития ребенка раннего возраста является его общение с близким взрослым. Именно в общении со взрослыми происходит развитие высших психических функций, ребенок усваивает нормы и образцы поведения.
В общении взрослый проявляет любовь и заботу, тем самым, демонстрируя принятие ребенка, а это основное условие формирования базового доверия к миру. Важную роль в развитии детей раннего возраста играют прародители. Вклад старшего поколения в воспитание ребёнка зависит не только от возраста, образования, условий проживания пожилого человека и видов родственных связей, но также от социальных и личностных норм его жизни, от общественных потребностей и ожиданий.
Результаты эмпирического исследования особенностей развития эмоциональной сферы детей раннего возраста позволяют сделать вывод о том, что в тех семьях, где родители (матери) используют адекватную практику родительского отношения, принимают активное участие в эмоциональном развитии детей, бережно относятся к индивидуальным особенностям своего ребенка, заинтересованы в его делах и занятиях, уверенны в его достижениях и, вместе с тем - требовательны и последовательны в воспитательных воздействиях, детям более присущ положительный эмоциональный фон, который характеризует достаточно стабильное и конструктивное принятие себя и окружающей действительности.
1. Абульханова - Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К.А. Абульханова - Славская. - М.: 2010.
2.Авдеева Н. Н. Развитие личности на ранних этапах детства / Н. Н.Авдеева, М. Г. Елагина, С. Ю. Мещерякова. - М., 2017.
3. Адлер А. Понять природу человека. М: Академический проект, 2020. - 256 с.
4. Анохин П.К. Эмоции. - Тексты под редакцией Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. - 278 с.
5. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери/ Д.В. Винникотт. - М.: Класс, 1998.
6. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Раннее детство / Л. С Выготский. - М.: Педагогика, 1984.
7. Г. Мюнстерберг Основы Воспитание.Искуство.Наука. М.: Масс Медиа, 1995.
8. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2003. - 384 с.
9. Косякова О. О. Логопсихология. Издательство "Феникс" Серия "Высшее образование" 2007.
10.Кошелева.А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.И. Перегуда, О.А. Шаграева; Шаграева, Ольга Аркадьевна, Козлова, С.А.. -М.: Академия, 2003.-176 с.
11. Киселева Л. А., Помазуева Т. Н. Мир эмоций человека и регуляция деятельности: учебно-методическое пособие. Екатеринбург, Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2007, 68с.
12. Ларечина Е. В Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. / Е. В Ларечина. СПб.: Речь, 2004. -160 с.
13. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения/ М.И Лисина. - М., Педагогика,1986.
14. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / / Лисина М. И. Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. - М., 1980.
15. Мухина В.С. Детская психология/ В.С Мухина. - М., 1985.
16. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец / Р.Ж Мухамедрахимов. - М.: Родная речь, 2003.
17. Обухова Л.Ф. Детская психология/ Л.Ф Обухова. - М., 1995.
18. Палагина Н. Н. Ребенок в раннем и дошкольном детстве/ Н. Н.Палагина . Фрунзе, 1982.
19. Психология детей дошкольного возраста/ под ред. А.В Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М.,1964.
20. Развитие общения у дошкольников/ под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М.,1964.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - 4-е издание. - Издательство МГУ, 1998. - 582 с.
22. Сатир В. Психотерапия семьи / В. Сатир. - СПб., 2000. - 283с.
23. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
24. Стайнер Д. Вашему ребенку 1 год: (Поймите вашего ребенка ) / Д. Стайнер. - М.: Полина, 1995. - 108 с.
25. Стерн В. Психология раннего детства / В. Стерн. - Минск: Харвест, 2003. 400с.
26. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: "Академия", 2001. - 336с.
27. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды/ Д.Б Эльконин - М.:
28. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д.Б Эльконин. - М.: Просвещение, 1978.