Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования ценностей в структуре деятельности государственных служащих 10
1.1 Сущность и структура ценностей государственных служащих 10
1.2 Факторы, влияющие на формирование ценностей государственных служащих 19
1.3 Международные тенденции формирования ценностей государственных служащих 25
Глава 2. Специфика формирования и развития ценностной системы государственной службы в РФ 34
2.1 Анализ ценностных ориентаций государственных служащих на современном этапе 34
2.2 Проблемы формирования ценностей государственных служащих 40
Заключение 47
Библиографический список 51
На современном этапе в условиях активного реформирования системы государственного управления в Российской Федерации особую значимость приобретает вопрос формирования высокопрофессионального корпуса государственных гражданских служащих, разделяющих общие ценности государственной службы. Эффективность государственного аппарата во многом определяется наличием у гражданских служащих четких представлений об общественном предназначении государственной службы, ее целях и ценностных основах.
С принятием Федерального закона от 27 июля 2004 г. No 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» были закреплены базовые принципы построения и функционирования системы государственной службы в РФ, в том числе принципы приоритета прав и свобод человека и гражданина, стабильности кадрового состава гражданской службы, добросовестного исполнения должностных обязанностей, открытости гражданской службы и другие, отражающие ее ценностные основы .
Вместе с тем практика реализации кадровой политики в системе государственной гражданской службы в последние годы обнаруживает существенные проблемы. Среди них можно выделить недостаточный уровень профессионализма и компетентности ряда государственных служащих, их невысокую мотивацию к результативному труду, наличие в системе госслужбы бюрократических барьеров и коррупционных проявлений.
Данные негативные тенденции во многом обусловлены кризисом системы ценностей современного российского чиновничества, размыванием традиционных представлений об общественном долге и ответственности государственных служащих. В связи с этим остро встает задача формирования у гражданских служащих системы ценностей, соответствующей целям и принципам государственной службы в демократическом правовом государстве.
Для выработки эффективных мер по решению данной проблемы необходим комплексный анализ причин и факторов, обуславливающих кризис ценностных оснований профессиональной деятельности современных российских госслужащих.
Во-первых, существенное влияние оказывают недостатки правового регулирования и организационного обеспечения государственной гражданской службы. Несмотря на принятие базового Федерального закона No79-ФЗ, до настоящего времени не завершено формирование целостной нормативно-правовой базы, регламентирующей прохождение гражданской службы. Ряд ведомственных нормативных правовых актов противоречит положениям федерального законодательства либо дублирует его нормы.
Кроме того, существующая система профессионального развития гражданских служащих не в полной мере отвечает современным требованиям. В образовательных программах для госслужащих недостаточное внимание уделяется формированию системы профессиональных ценностей и мотивации.
Во-вторых, весомое негативное влияние на ценностные установки госслужащих оказывает недостаточная эффективность механизмов стимулирования добросовестного и результативного исполнения должностных обязанностей.
С одной стороны, уровень оплаты труда рядовых госслужащих не позволяет обеспечить достойные условия жизни, что порождает иждивенческие настроения и корыстную мотивацию.
С другой стороны, практика присвоения классных чинов гражданской службы и выплаты стимулирующих надбавок зачастую носит формальный характер, слабо увязана с реальными заслугами конкретных специалистов.
В результате у рядовых госслужащих не формируется устойчивая мотивация к достижению высоких профессиональных результатов, повышению своей квалификации и служебному росту.
В-третьих, весомое влияние на систему ценностных ориентаций госаппарата оказывают негативные тенденции, связанные с распространением бюрократизма и коррупции. Указанные явления во многом обусловлены чрезмерной централизацией властных полномочий, закрытостью механизмов принятия управленческих решений, слабостью общественного контроля за деятельностью госслужащих.
Распространение бюрократизма и коррупции приводит к девальвации традиционных ценностей честной, бескорыстной службы на благо Отечества. У госслужащих формируется пренебрежительное, инструментальное отношение к исполнению своего профессионального долга.
Таким образом, актуальность темы определяется насущной необходимостью теоретического осмысления и практического решения проблемы формирования системы базовых ценностей профессиональной государственно-служебной деятельности в современной России с учетом приоритетов устойчивого развития страны и общества.
Цель работы – на основе анализа существующей системы ценностных ориентаций государственных гражданских служащих в РФ выделить существующие проблемы и разработать рекомендации по совершенствованию реализации принципа этичности государственной службы.
Данная цель реализуема посредством решения ряда задач:
1. раскрыть сущность и структуру ценностей государственных служащих;
2. рассмотреть факторы, влияющие на формирование ценностей государственных служащих;
3. выявить международные тенденции формирования ценностей государственных служащих;
4. провести анализ ценностных ориентаций государственных служащих на современном этапе;
5. определить проблемы формирования ценностей государственных служащих, определить пути решения.
Объект исследования – профессиональная служебная деятельность государственных служащих РФ.
Предмет исследования – ценностные ориентации в структуре деятельности государственных служащих.
Степень разработанности темы. Проблеме ценностей на государственной службе посвящен ряд работ отечественных исследователей.
Так, Е. А. Бойко и В. Н. Меньшова анализируют декларируемые и реально действующие ценности российской госслужбы, отмечая значительный разрыв между ними .
О. Я. Емельянова исследует связь ценностных ориентаций гражданских служащих с особенностями их профессиональной адаптации.
Роль мотивации к общественному служению проанализирована в работе А. С. Калгина на основе зарубежных исследований в этой сфере.
Влияние ценностей на структуру деятельности госслужащих рассматривает А. Н. Мишина . Связь ценностных стратегий государственных служащих с их социальной направленностью исследуют Е. В. Селезнева и Ю. К. Баркова .
Особо следует выделить труды Шуваловой Н.Н., внесшей значительный вклад в развитие нравственных основ государственной службы .
Однако ряд аспектов остается малоизученным. В частности, недостаточны данные о реальном восприятии ценности общественного служения самими госслужащими. Кроме того, требуют обновления подходы к формированию ценностно-мотивационной сферы госаппарата с учетом современных реалий.
Таким образом, актуальным представляется дальнейшее комплексное исследование данной темы.
В исследовании проблемы оптимизации ценностных оснований профессиональной деятельности государственных гражданских служащих РФ был применен комплекс методов, позволивших осуществить всесторонний анализ данного феномена:
1. с помощью метода теоретического анализа и обобщения российской и зарубежной научной литературы по проблемам государственной службы были выявлены подходы различных исследователей к определению понятия «ценностные ориентации госслужащих», структурированы представления об их роли и функциях в профессиональной деятельности госаппарата;
2. сравнительный анализ российского и зарубежного опыта правового регулирования и организационного обеспечения процесса формирования ценностно-мотивационной сферы госслужащих позволил выявить наиболее эффективные механизмы оптимизации данного процесса с учетом как общих закономерностей развития госаппарата, так и специфики российской госслужбы;
3. вторичный анализ эмпирических данных об особенностях ценностных ориентаций действующих госслужащих РФ, факторах, оказывающих на них позитивное и негативное воздействие. Обработка и анализ результатов социологических исследований позволили определить основные направления оптимизации ценностно-мотивационной сферы госаппарата;
4. посредством статистико-экономического анализа данных официальной государственной статистики была оценена динамика количественных показателей, отражающих текущее состояние ценностных оснований профессиональной деятельности госслужащих (уровень коррупции в госсекторе, текучесть кадров, количество нарушений присяги госслужащих и пр.), что позволило количественно оценить масштаб существующих проблем в данной сфере.
Теоретическую основу исследования проблемы оптимизации ценностных оснований профессиональной деятельности государственных гражданских служащих РФ составили фундаментальные труды отечественных ученых в области теории и практики государственного управления.
В частности, существенный вклад в исследование данной проблематики внесли работы таких авторов, как В.А. Бродская, Ю.В. Золотарева, Д.М. Ким, Т.А. Москалева, Е.В. Охотский, В.А. Сидорова, А.И. Турчинов и др. В трудах этих ученых на основе междисциплинарного подхода проанализированы правовые, организационные и социально-психологические аспекты формирования ценностно-мотивацинной сферы госслужащих.
Нормативно-правовая базу исследования включает нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование государственной гражданской службы в РФ: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон от 27.07.2004 No 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указ Президента РФ от 12.08.2002 N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих, Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих и др.
Эмпирическую базу исследования проблемы оптимизации ценностных оснований профессиональной деятельности государственных гражданских служащих РФ составили следующие группы источников:
1. данные официальной государственной статистики, характеризующие кадровый состав и динамику развития института госслужбы в РФ. В частности, проанализирована статистика Росстата и Минтруда России о численности и структуре госслужащих, текучести кадров, количестве работников, уволенных за нарушение присяги и служебной этики;
2. результаты социологических исследований российских и зарубежных авторов, посвященных изучению ценностных ориентаций и мотивации профессиональной деятельности госслужащих;
3. экспертные оценки представителей научного сообщества относительно состояния и перспектив оптимизации ценностно-мотивационной сферы современного российского госаппарата.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются его цель и задачи, определяются объект и предмет, описываются степень разработанности темы и использованные методы, перечисляются теоретическая, эмпирическая, нормативно-правовая база раскрывается структура работы.
В первой главе на основе анализа теоретических источников рассматриваются понятие и роль ценностных ориентаций в профессиональной деятельности государственных служащих, факторы, влияющие на их формирование, а также международный опыт правового и организационного обеспечения данного процесса.
Во второй главе анализируется специфика ценностных ориентаций российских госслужащих на современном этапе, проблемы в сфере формирования их ценностно-мотивационной сферы, а также определяются основные направления совершенствования механизмов оптимизации ценностных оснований профессиональной деятельности госаппарата.
В заключении подводятся итоги исследования в соответствии с поставленными целью и задачами, формулируются конкретные рекомендации по оптимизации ценностных ориентиров современных российских госслужащих.
В первой главе были рассмотрены ключевые аспекты, связанные с сущностью и формированием ценностей государственных служащих. Прежде всего, были изучены общетеоретические подходы к пониманию ценностей, их видов, источников и роли в жизни организаций. Ценности представляют собой сложную систему значимых смыслов, убеждений, идеалов и ориентиров деятельности, которые могут быть материальными и духовными, положительными и отрицательными, терминальными и инструментальными, индивидуальными и общественными.
Было установлено, что в контексте государственной службы фундаментальные ценности должны основываться на принципах служения обществу, приоритете общественных интересов над личными, соблюдении законности и этических норм. В то же время декларируемые ценности призваны транслировать цели повышения эффективности, укрепления доверия граждан и совершенствования качества оказываемых услуг. Достижение гармонии между фундаментальными и декларируемыми ценностями является важной задачей.
Далее были выделены и подробно рассмотрены ключевые группы ценностей, характерных для государственных служащих:
1. Ценности служения обществу и приоритета общественных интересов, пронизывающие всю деятельность госслужащих.
2. Этические ценности честности, беспристрастности, неподкупности, уважения к закону, исключающие коррупцию и нарушения.
3. Профессиональные ценности компетентности, ответственности, стремления к развитию для эффективного исполнения обязанностей.
4. Организационные ценности преданности организации, следования процедурам, обеспечивающие слаженность работы учреждений.
5. Ценности взаимодействия с гражданами, такие как клиентоориентированность и уважение, необходимые для качественного обслуживания населения.
Была рассмотрена сложная структура ценностей госслужащих, включающая фундаментальные ценности, инструментальные ценности для их реализации, а также личностные, профессиональные, организационные и общественные источники формирования этих ценностей. Поддержание баланса и согласованности между различными элементами этой системы требует постоянной работы.
Важную часть главы составил анализ международных тенденций и передового опыта в сфере формирования ценностей государственных служащих. Были изучены подходы влиятельных международных организаций, таких как ОЭСР и ООН, а также практики отдельных стран-лидеров.
Среди ключевых ценностных ориентиров, выделяемых на международном уровне, можно назвать:
Высокие этические стандарты и профессионализм, закрепляемые в этических кодексах и антикоррупционных мерах.
Прозрачность и подотчетность государственных органов, достигаемые за счет мер по раскрытию информации и введения эффективных механизмов контроля.
Ориентация на результат и повышение эффективности, связанная с внедрением соответствующих систем управления и инновационных технологий.
Инклюзивность, учет разнообразия и равные возможности для всех групп населения в государственной службе.
Устойчивое развитие и защита окружающей среды как неотъемлемые ценности современного государственного управления.
Таким образом, первая глава дает комплексное представление о ценностях госслужащих, их сущности, структуре и источниках формирования, а также о передовых международных подходах к развитию желаемых ценностных установок, что создает прочную теоретическую и эмпирическую базу для дальнейшего исследования проблемы и разработки практических рекомендаций по совершенствованию системы ценностей российских государственных служащих с учетом современных вызовов и лучших мировых практик.
Во второе главе исследуется современное состояние развития ценностной системы государственной службы в РФ.
В результате анализа было выявлено, что этим вопросам уделяется серьезное внимание на законодательном уровне и в рамках стратегических документов органов исполнительной власти.
Основным законодательным актом, определяющим ценности госслужбы, названы Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» и Типовой кодекс этики и служебного поведения госслужащих. В них закреплены такие принципы как приоритет прав человека, беспристрастность, честность, нетерпимость к коррупции и др.
Среди ключевых стратегических документов выделены Программа по антикоррупционному просвещению на 2021-2024 гг., Национальный план противодействия коррупции на тот же период, а также обновленное Положение о президентской Комиссии по кадровой политике, предусматривающие меры антикоррупционного обучения чиновников, совершенствование образовательных программ, оценку коррупционных рисков.
На современном этапе отмечается развитие системы повышения квалификации и обучения ценностным установкам для действующих и будущих госслужащих, в том числе обязательных дисциплин по этике и противодействию коррупции в образовательных стандартах, создаются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению.
Вместе с тем, констатируется, что эффективность принимаемых мер остается неоднозначной, о чем свидетельствуют данные социологических опросов об относительно низком доверии граждан к властям и госинститутам.
В качестве позитивного примера приводится создание специализированного Управления Президента по противодействию коррупции, а также развитие общественного мониторинга через проект ОНФ «Народная экспертиза».
Так, в России формируется комплексная система мер по развитию ценностной базы госслужбы, однако реальное внедрение этических стандартов отстает от заявленных целей, вследствие чего необходима дальнейшая активизация усилий властей и гражданского общества.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6- ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 5-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 6-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 7-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 8-ФКЗ) // Российская газета. 2022. № 144.
2. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 N 58-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – N 22. – Ст. 2063.
3. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.
4. Указ Президента РФ от 12.08.2002 N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (ред. от 25.08.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 52. – Ст. 3196.
5. Указ Президента Российской Федерации от 13.02.2020 г. № 117 «Об утверждении состава Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и состава президиума этого Совета» // Система ГАРАНТ. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://base.garant.ru/73556020/?ysclid=lvvjva7v6u579580916 (дата обращения: 10.04.2024).
6. Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. N 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы» // Система ГАРАНТ. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://base.garant.ru/402619978/?ysclid=lvviyddaw771319775 (дата обращения: 10.12.2023).
7. Указ Президента РФ от 11.05.2022 N 286 (ред. от 26.06.2023) «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики в некоторых федеральных государственных органах» (вместе с «Положением о Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики в некоторых федеральных государственных органах») // ЮИС Легалакт. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-11052022-n-286-o-komissii/?ysclid=lvvjbb1dh8415462594 (дата обращения: 10.12.2023).
8. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих: одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол №21) // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: Законодательство: Версия Проф. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113505/ (дата обращения: 10.12.2023).
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 марта 2024 г. № 637-р “Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления” // Система ГАРАНТ. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408634367/?ysclid=lvvjoxdndn131260729 (дата обращения: 10.12.2023).
10. Распоряжение Минобрнауки России от 14.12.2021 N 475-р «Об утверждении программы по антикоррупционному просвещению населения на 2021-2024 годы» // Министерство науки и высшего образования РФ. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/upload/2022/01/ (дата обращения: 10.12.2023).
Научная литература, статистические источники, справочные и информационные издания
11. Аль-Янаи, Е. К. Сущность и генезис понятий «ценность», «ценностные ориентации», «ценностное отношение» в педагогике / Е. К. Аль-Янаи // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – №4. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/59PDMN420.pdf (дата обращения: 10.04.2024).
12. Багян, Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г.А. Багян, В.И. Лукащук // Modern Science. – 2020. – № 5-1. – С. 450-454.
13. Богатырев, Е. Д. Этика государственной и муниципальной службы: учебник и практикум для вузов / Е.Д. Богатырев, А.М. Беляев, С.Г. Еремин; под редакцией С.Е. Прокофьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 326 с.
14. Бойко, Е. А. Ценности государственной службы России - от деклараций к действиям / Е.А. Бойко, В.Н. Меньшова // Вопросы управления. – 2017. – №1 (44). – С. 7-16.
15. Борщевский, Г.А. Государственная служба: учебник и практикум для вузов / Г.А. Борщевский. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 480 с.
16. Васильева, В.М. Государственная политика и управление: учебник и практикум для вузов / В.М. Васильева, Е.А. Колеснева, И.А. Иншаков. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 441 с.
17. Вечер, Л. С. Государственная кадровая политика и государственная служба: учебник / Л.С. Вечер. – Минск: Вышэйшая школа, 2020. – 384 с.
18. Гартиг, О. В. Современные подходы к определению понятия «государственная гражданская служба» // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы современной науки, достижения и инновации: Сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2021. – C.110-118.
19. Государственная служба: учебник и практикум для вузов / Е.В. Охотский [и др.]; под общей редакцией Е.В. Охотского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 309 с.
20. Димаева, И. А. Зарубежный опыт в системе управления кадрами на государственной гражданской службе и его адаптация в российской практике / И.А. Димаева, Д.Ю. Знаменский // Вестник университета. – 2020. – № 9. – С. 58-63.
21. Добрынин, Н. М. Государственное управление: Эффективность и качество. Современная версия новейшей истории государства: Учебник / Н.М. Добрынин. – Новосибирск: Наука, 2019. – 941 с.
22. Емельянова, О. Я. Диагностика ценностных ориентаций в контексте исследования профессиональной адаптации государственных гражданских служащих // Вестник алтайской академии экономики и права. – 2020. – №12 (3). – C. 523-529.
23. Иванова, А. А. Научные основы государственного и муниципального управления. Учебное пособие. – Ижевск: ИЭиУ ФГБОУ ВО «УдГУ», 2018. – 52 с.
24. Иерусалимская, Е. А. Становление института государственной службы в Российской империи / Е.А. Иерусалимская, О.С. Головачева // Развитие научного знания в глобализирующемся мире: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 декабря 2020 г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. – С. 97-101.
25. Каунов, Е. Н. Формирование этики государственных служащих: традиционные и современные подходы / Е.Н. Каунов, А.П. Миронова // Лидерство и менеджмент. – 2021. – Том 8. – № 2. – С. 241-252.
26. Калгин, А. С. Источники и последствия наличия мотивации к государственной службе (public service motivation): обзор исследовательской области // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2020. – №2. – С. 215–239.
27. Катков, И. М. Аксиологический компонент в правовых актах, регулирующих гражданскую службу // Государственная служба. – 2018. – № 5 (115). – С.35-42.
28. Каячев, Г.Ф. Эволюция ценностного подхода в управлении компанией / Г.Ф. Каячев, Д.А. Локтионов // Лидерство и менеджмент. – 2019. – Т. 6. – № 4. – С. 397-408.
29. Купряшин, Г. Л. Основы государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Г.Л. Купряшин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 574 с.
30. Мишина, А. Н. Ценности в структуре деятельности государственных служащих // Экономика и социум. – 2019. – № 12 (67). – С. 689-693.
31. Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1: учебник для вузов / Р.Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 299 с.
32. Осейчук, В. И. Теория государственного управления: учебник и практикум для вузов / В.И. Осейчук. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 342 с.
33. Павроз, А. В. Противоречия восприятия коррупции населением России и ее презентации в официальном дискурсе // Социум и власть. – 2021. – №1 (87). – C.7-21.
34. Подольский, Д. А. К вопросу о ценностном измерении управленческой деятельности // Мир психологии. – 2021. – № 4. – С. 65-76.
35. Прохоров, А. В. «Глобальная революция ценностей» в государственной службе / А.В. Прохоров, Н.Н. Кадыров // Вестник МГИМО-Университета. – 2022. – № 15 (1). – С. 259-269.
36. Псарева, Н. Ю. Ценностно-ориентированное управление организацией / Н.Ю. Псарева // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 5-3. – С. 414-420.
37. Раджабова, Е. А. Нормативный правовой характер этических требований к служебному поведению публичного должностного лица // Вопросы российской юстиции. – 2020. – №1. – С.584-596.
38. Саморуков, А. А. Этическое регулирование поведения государственных служащих // Вестник Поволжского института управления. – 2021. – Т. 21. – № 2. – С. 32-38.
39. Селезнева, Е. В. Представления российских государственных служащих о ценности общественного служения // Государственное управление. – 2023. – № 96. – С.88-100.
40. Синягин, Ю. В. Жизненные стратегии руководителей системы государственного управления / Ю.В. Синягин, Е.В. Селезнева, Ю.К. Баркова // Мир психологии. – 2020. – № 4 (104). – С. 187-199.
41. Термелева, Е. Е. Государственная и муниципальная служба: учебное пособие / Е.Е. Термелева. – Самара: Издательство Самарского университета, 2020. – 92 с.
42. Трипузова, А. А. Нравственные ценности государственной службы в контексте корпоративной идеологии // Молодежь в науке. – 2020. – № 9. – C.324-327.
43. Уманская, В. П. Государственное управление и государственная служба в современной России: монография / В.П. Уманская, Ю.В. Малеванова. – М.: Норма, 2023. – 176 с.
44. Фионова, Л. Р. Основные вопросы этики и этикета государственного служащего: учеб. пособие / Л.Р. Фионова. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2021. – 100 с.
45. Фролова, Е. В. Социокультурные и ценностные ориентации государственных гражданских служащих в России / Е.В. Фролова, Т.М. Рябова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2018. – №1. – С. 191-200.
46. Ходырев, А. М. Современный взгляд на категорию «ценности» / А. М. Ходырев // Ярославский педагогический вестник. – 2023. – № 5 (134). – С. 20-30.
47. Чепунов, О. И. К вопросу об организации государственного управления // Социально-политические науки. – 2018. – №1. – С.20-25.
48. Шарин, В. И. Проблемы общественного служения российских чиновников // Вестник университета. – 2020. – № 3. – С. 38-44.
49. Штумф, Б. А. Опыт зарубежных стран по декларированию доходов и расходов государственных служащих / Б. А. Штумф // Молодой ученый. – 2021. – № 51 (393). – С. 281-284.
50. Шувалова, Н. Н. Этика и этикет государственной и муниципальной службы : учебник и практикум для вузов / Н. Н. Шувалова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 368 с.
51. Barfort S., Harmon N.A., Hjorth F., Olsen A.L. Sustaining Honesty in Public Service: The Role of Selection // American Eco№mic Journal: Eco№mic Policy. – 2019. – Vol. 11. – Is. 4. – P. 96-123.
Электронные ресурсы
52. Генпрокуратура раскрыла число уволенных за утрату доверия чиновников // АО «РБК». – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/06/04/2023/642e97a79a79473c5e28e449 (дата обращения: 10.04.2024).
53. Институциональное доверие: сентябрь 2023 // Левада Центр. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.levada.ru/2023/10/12/institutsionalnoe-doverie-sentyabr-2023/?ysclid=lvvkfrji82288512045 (дата обращения: 10.04.2024).
54. Информационная открытость и подотчетность власти в Канаде // Ежедневный журнал. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.ej2020.ru/?a=note&id=31116 (дата обращения: 10.04.2024).
55. Колледж Государственной гражданской службы Сингапура: техники обучения и развития госслужащих Сингапура // Civil Service College Singapore. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://mguu.ru/wp-content/uploads/2014/06/gunchinhuat.pdf?ysclid=lvvfoqi87q914402550 (дата обращения: 10.04.2024).
56. Количество жалоб на ненадлежащую реакцию органов власти с годами растет // РАПСИ. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://rapsinews.ru/human_rights_protection_news/20220606/307998303.html?ysclid=lvw82xahuw786066843 (дата обращения: 10.04.2024).
57. Опыт Швеции, Франции и Нидерландов в повышении гендерного равенства // «Мировое и национальное хозяйство» (World and National Economy). – 2023. – №2 (62). –Электрон. дан. – Режим доступа: https://mirec.mgimo.ru/2023/2023-02/sweden-france-netherlands-advancing-gender-equality (дата обращения: 10.04.2024)
58. Перспективы развития политики мультикультурализма в Канаде // Международные гуманитарные связи: материалы студенческих научных конференций. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://mgs.org.ru/kiseleva/ (дата обращения: 10.04.2024).
59. Система раскрытия финансовой информации представителями органов исполнительной власти Соединенных Штатов // Межправительственная рабочая группа открытого состава по предупреждению коррупции. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/WorkingGroups/workinggroup4/2012-August-27-29/V1255548r.pdf (дата обращения: 10.04.2024).
60. Стандарты поведения для международной гражданской службы // ООН. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.iaea.org/sites/default/files/19/09/standards-conduct-isc-rus.pdf (дата обращения: 10.04.2024).
61. Цели в области устойчивого развития // ООН. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (дата обращения: 10.04.2024).
62. Центр «Народная экспертиза» займётся совершенствованием госконтроля в области ЖКХ // «Парламентская газета». – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.pnp.ru/politics/centr-narodnaya-ekspertiza-zaymyotsya-sovershenstvovaniem-goskontrolya-v-oblasti-zhkkh.html?ysclid=lvvk3yax7j392347422https://www.pnp.ru/politics/centr-narodnaya-ekspertiza-zaymyotsya-sovershenstvovaniem-goskontrolya-v-oblasti-zhkkh.html?ysclid=lvvk3yax7j392347422 (дата обращения: 10.04.2024).
63. Электронное правительство. Опыт Великобритании // ICTNEWS. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://ictnews.uz/02/05/2017/egov-uk/ (дата обращения: 10.04.2024).
64. Code of Conduct for the State Services: Standards of Integrity and Conduct // New Zealand State Services Commission. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://fyi.org.nz/request/10541/response/36643/attach/3/19%20E%200394%20departmental%20OIA%20Enderby%20RESPONSE.pdf (дата обращения: 10.04.2024).
65. Integration und Integrationspolitik in Deutschland // Bundeszentrale für politische Bildung. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.bpb.de/themen/migration-integration/laenderprofile/deutschland/344036/integration-und-integrationspolitik-in-deutschland/ (дата обращения: 10.04.2024).
66. Federal Ministry for the Environment, Nature Conservation, Nuclear Safety and Consumer Protection (BMUV) // BMUV. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.bmuv.de/en/ (дата обращения: 10.04.2024).
67. Fighting pollution bills in the New Mexico Legislature. It's something that's gone and failed // USA TODAY. – Электрон. дан. – Режим доступа: https/www.usatoday.com/story/news/2023/03/21/pollution-oil-gas-bill-new-mexico-legislature-house-senate-energy-environment-nuclear-climate-chang/70016993007/ (дата обращения: 10.04.2024).
68. Ley general del sistema nacional anticorrupción // Cámara de diputados del h. congreso de la Unión. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.diputados.gob.mx/LeyesBiblio/pdf/LGSNA_200521.pdf (дата обращения: 10.04.2024).
69. New Zealand State Services Commission // Te Kawa Mataaho Public Service Commission. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.publicservice.govt.nz/ (дата обращения: 10.04.2024).
70. OECD advises public sector staff on what a purpose-fitting public service looks like // CSW. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.civilserviceworld.com/professions/article/oecd-consults-public-sector-staff-on-what-fitforpurpose-civil-service-looks-like (дата обращения: 10.04.2024).
71. Pratama, I. Preventive, education, and repressive strategies on the performance of indonesian government civil servants, with anti- fraud supervision as an intervention // ResearchGate. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/374813147 (дата обращения: 10.04.2024).
72. Political Neutrality Guidance // The New Zealand State Services Commission. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.publicservice.govt.nz/role-and-purpose/principles-and-values/politically-neutral (дата обращения: 10.04.2024).
73. Public Service Act 1999 // Australian Government. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.legislation.gov.au/C2004A00538/2009-07-01/text (дата обращения: 10.04.2024).
74. Values and Ethics Code for the Public Sector // Canadian Government Publishing. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://anti-corruption.org/wp-content/uploads/2016/11/Values-and-Ethics-Codes-for-the-Public-Service.pdf (дата обращения: 10.04.2024).