РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
|
Реферат
Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения толерантности младших
подростков 7
1.1 Толерантность: понятие, характеристики 7
1.2 Причины и проявление развития толерантности у младших подростков... 15
1.3 Возможности развития толерантности у младших подростков 18
2 Экспериментальное исследование толерантности у младших подростков и его
развитие 23
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной
диагностики 23
2.2 Описание системы занятий «Мы вместе», направленные на развития
толерантности у младших подростков 28
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 31
Заключение 36
Список использованных источников 38
Приложение А Результаты первичной диагностики развития толерантности у младших подростков 43
Приложение Б Система занятий «Мы вместе», направленные на развитие толерантности у младших подростков 45
Приложение В Результаты повторной диагностики развития толерантности у младших подростков 57
Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения толерантности младших
подростков 7
1.1 Толерантность: понятие, характеристики 7
1.2 Причины и проявление развития толерантности у младших подростков... 15
1.3 Возможности развития толерантности у младших подростков 18
2 Экспериментальное исследование толерантности у младших подростков и его
развитие 23
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной
диагностики 23
2.2 Описание системы занятий «Мы вместе», направленные на развития
толерантности у младших подростков 28
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 31
Заключение 36
Список использованных источников 38
Приложение А Результаты первичной диагностики развития толерантности у младших подростков 43
Приложение Б Система занятий «Мы вместе», направленные на развитие толерантности у младших подростков 45
Приложение В Результаты повторной диагностики развития толерантности у младших подростков 57
Актуальность выпускной квалификационной работы предопределена тем, что на сегодняшний день современная Россия сталкивается с социальноэкономическими изменениями, которые затронули современное общество. Развитие толерантности является необходимым для развития социальных, политических и культурных отношений в системе образования. Наше образование даёт всестороннее развитие и в разных областях есть свои результаты, но на сегодняшний день развитие толерантности является особенно распространённым и востребованным.
Существует ряд вопросов в необходимости развития толерантности у младших подростков таких как: сформировать толерантность у младших подростков, разработать и реализовать систему занятий по развитию толерантности.
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. № 273-82 говорится о формировании человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего обостренным чувством понимания и уважения к другим культурам, умении жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вер.
Развитие толерантности младших подростков должно происходить, как можно раньше. Младшие подростки в данном возрасте подражают поведению близких людей, особенно родителям. Семья как главный институт, где формируется человеческая толерантность.
В связи с актуальностью рассматриваемой проблемы целью нашего исследования является изучение и развитие толерантности у младших подростков.
Объект исследования: толерантность как психологический феномен.
Предмет исследования: развитие толерантности у младших подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития толерантности у младших подростков;
- описать методы развития толерантности у младших подростков;
- охарактеризовать возможности развития толерантности у младших подростков;
- провести экспериментальное исследование, направленное на развитие толерантности у младших подростков;
- разработать и апробировать систему занятий, направленных на развитие толерантности у младших подростков.
Для решения поставленных задач в качестве методов исследования нами были использованы:
- анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- эмпирические методы: тестирование (экспресс-опросник «Индекс
толерантности» (авторы - Г.У Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), методика «Уровень межэтнической толерантности» (автор - С.Д. Щеколдина));
- методы количественной и качественной и обработки полученных данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме развитие толерантности у младших подростков (Рубинштейн С.Л., Симонов П. В. и др.);
- психологи, занимающиеся вопросами развития толерантности (Гаврилова Т.Г., Еремеева В.Д., Селюкова Е.А., Турская Е. Р., Шмидт В.Р., Шуманская Т.З. и др.).
Эмпирическая база исследования представлена МБОУ «Белоярская СШ». Исследование проводилось в декабре 2022 г - мае 2023 г.
Выборка представлена младшими подростками в количестве 15 человек. Возраст испытуемых 11-12 лет.
...
Существует ряд вопросов в необходимости развития толерантности у младших подростков таких как: сформировать толерантность у младших подростков, разработать и реализовать систему занятий по развитию толерантности.
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. № 273-82 говорится о формировании человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего обостренным чувством понимания и уважения к другим культурам, умении жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вер.
Развитие толерантности младших подростков должно происходить, как можно раньше. Младшие подростки в данном возрасте подражают поведению близких людей, особенно родителям. Семья как главный институт, где формируется человеческая толерантность.
В связи с актуальностью рассматриваемой проблемы целью нашего исследования является изучение и развитие толерантности у младших подростков.
Объект исследования: толерантность как психологический феномен.
Предмет исследования: развитие толерантности у младших подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития толерантности у младших подростков;
- описать методы развития толерантности у младших подростков;
- охарактеризовать возможности развития толерантности у младших подростков;
- провести экспериментальное исследование, направленное на развитие толерантности у младших подростков;
- разработать и апробировать систему занятий, направленных на развитие толерантности у младших подростков.
Для решения поставленных задач в качестве методов исследования нами были использованы:
- анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- эмпирические методы: тестирование (экспресс-опросник «Индекс
толерантности» (авторы - Г.У Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), методика «Уровень межэтнической толерантности» (автор - С.Д. Щеколдина));
- методы количественной и качественной и обработки полученных данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме развитие толерантности у младших подростков (Рубинштейн С.Л., Симонов П. В. и др.);
- психологи, занимающиеся вопросами развития толерантности (Гаврилова Т.Г., Еремеева В.Д., Селюкова Е.А., Турская Е. Р., Шмидт В.Р., Шуманская Т.З. и др.).
Эмпирическая база исследования представлена МБОУ «Белоярская СШ». Исследование проводилось в декабре 2022 г - мае 2023 г.
Выборка представлена младшими подростками в количестве 15 человек. Возраст испытуемых 11-12 лет.
...
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что существует множество подходов и взглядов к пониманию развития толерантности. Вслед за Т.З. Шуманской, в нашей работе мы раскрываем определение толерантности, как взаимообмен друг с другом, проявление различных чувств и эмоциональных откликов в общении другого субъекта, проявление сочувствия и сопереживания к субъекту.
Обобщая различные точки зрения отечественных и зарубежных ученых, мы отмечаем, что проявление толерантности начинает закладываться у ребенка с самого детства, многие ученые считают, что именно семья, как важный институт является базовым началом закладки всех качеств и толерантность не исключение. Ребенок, находясь с родителями, получает от них как хорошие, так и плохие качества, которые могут сказаться на будущем ребёнка.
Возможность развития толерантности стоит с принятием общества, различных направлений к которым относиться религиозность, гендерная предрасположенность, географическое положение, физиологические особенности, образ жизни школьников.
Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на развитие толерантности у младших подростков, на базе МБОУ «Белоярская СШ» с. Белый яр. Выборка представлена младшими подростками 6 класса в количестве 15 человек. В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методики: методика «Индекс толерантности» (авторы -
Г.У Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), методика «Уровень межэтнической толерантности» (автор - С.Д. Щеколдина).
Мы констатируем, что для 60 % младших подростков (9 человек) характерен низкий уровень развития толерантности. Эти младшие подростки могут демонстрировать неприязнь и плохое отношение к отдельным межэтническим группам, негативно относиться к окружающим, не принимать многокультурность нашей страны. У младших подростков отсутствует снисходительное отношение к людям.
На основе полученных результатов мы разработали и реализовали систему занятий «Мы вместе» с младшими подростками, направленную на развитие толерантности у младших подростков.
По результатам повторной диагностики, направленной на развитие толерантности с использованием тех же методик, мы пришли к выводу, что у 60% младших подростков из числа ранее выявленных нами, повысился уровень развития толерантности, то есть только у 2 младших подростков имеется низкий показатель развития толерантности.
Таким образом, мы можем сделать заключение, о том, что разработанная и реализованная нами система занятий «Мы вместе» оказалась эффективной для развития толерантности младших подростков, вследствие чего может быть использована в практике педагогом-психологом в рамках образовательного учреждения.
Цели и задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе исследования.
Обобщая различные точки зрения отечественных и зарубежных ученых, мы отмечаем, что проявление толерантности начинает закладываться у ребенка с самого детства, многие ученые считают, что именно семья, как важный институт является базовым началом закладки всех качеств и толерантность не исключение. Ребенок, находясь с родителями, получает от них как хорошие, так и плохие качества, которые могут сказаться на будущем ребёнка.
Возможность развития толерантности стоит с принятием общества, различных направлений к которым относиться религиозность, гендерная предрасположенность, географическое положение, физиологические особенности, образ жизни школьников.
Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на развитие толерантности у младших подростков, на базе МБОУ «Белоярская СШ» с. Белый яр. Выборка представлена младшими подростками 6 класса в количестве 15 человек. В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методики: методика «Индекс толерантности» (авторы -
Г.У Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), методика «Уровень межэтнической толерантности» (автор - С.Д. Щеколдина).
Мы констатируем, что для 60 % младших подростков (9 человек) характерен низкий уровень развития толерантности. Эти младшие подростки могут демонстрировать неприязнь и плохое отношение к отдельным межэтническим группам, негативно относиться к окружающим, не принимать многокультурность нашей страны. У младших подростков отсутствует снисходительное отношение к людям.
На основе полученных результатов мы разработали и реализовали систему занятий «Мы вместе» с младшими подростками, направленную на развитие толерантности у младших подростков.
По результатам повторной диагностики, направленной на развитие толерантности с использованием тех же методик, мы пришли к выводу, что у 60% младших подростков из числа ранее выявленных нами, повысился уровень развития толерантности, то есть только у 2 младших подростков имеется низкий показатель развития толерантности.
Таким образом, мы можем сделать заключение, о том, что разработанная и реализованная нами система занятий «Мы вместе» оказалась эффективной для развития толерантности младших подростков, вследствие чего может быть использована в практике педагогом-психологом в рамках образовательного учреждения.
Цели и задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе исследования.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Развитие этнокультурной компетентности младших подростков
в условиях народного хореографического коллектива
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Развитие толерантности у младших школьников посредством игровых методов
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022 - Структура социальной идентичности и особенности её влияния на уровень толерантности младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Общешкольный фестиваль народных культур и традиций «Калейдоскоп национальностей» как средство развития культуры межнационального общения младших подростков
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Общешкольный фестиваль народных культур и традиций «Калейдоскоп национальностей» как средство развития культуры межнационального общения младших подростков
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ К ИНОЭТНИЧНЫМ СВЕРСТНИКАМ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019





