ЖАНР СОНЕТА В ЛИРИКЕ А.ФЕТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОРИГИНАЛЬНЫЕ СОНЕТЫ 6
1.1. Сонеты о поэте и поэзии 7
1.1.1. «Сонет» как название 8
1.1.2. Сонет-послание «26 мая 1880 года. К памятнику Пушкина» 16
1.2. Сонеты-молитвы 21
Глава II. СОНЕТЫ - ПЕРЕВОДЫ 31
2.1. Сонет «Москва» (из Кёрнера) 33
2.2. Сонеты Мицкевича «Свидание в лесу» и «Степь» 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5
Приложение
Глава 1. ОРИГИНАЛЬНЫЕ СОНЕТЫ 6
1.1. Сонеты о поэте и поэзии 7
1.1.1. «Сонет» как название 8
1.1.2. Сонет-послание «26 мая 1880 года. К памятнику Пушкина» 16
1.2. Сонеты-молитвы 21
Глава II. СОНЕТЫ - ПЕРЕВОДЫ 31
2.1. Сонет «Москва» (из Кёрнера) 33
2.2. Сонеты Мицкевича «Свидание в лесу» и «Степь» 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5
Приложение
Поэзия Афанасия Афанасьевича Фета (1820 - 1892), несмотря на неоднозначные оценки современников, оказала огромное влияние на последующие этапы развития истории русской литературы. Критики и литературоведы оценивали его сочинения с самых первых публикаций с середины XIX века. Постоянно обращаются к анализу его творчества ученые, рассматривающие формально-содержательные особенности исторической эволюции русской литературы: лирики, стихосложения и другие аспекты.
Наиболее наглядно проблемы изучения творчества Фета и позиции ученых-исследователей концентрированно представлены в научных публикациях сборников «Фетовских чтений» и сборников, посвященных юбилейным датам («А. А. Фет. Поэт и мыслитель», 1999; «А. А. Фет и русская литература» , 2000, 2002, «Афанасий Фет и русская литература», 2005 и др.).
Если писатели и критики-современники в XIX веке больше внимания обращали на «лирическую» суть творчества Фета, то великого поэта в нем видели представители модернистских течений: символисты, акмеисты и даже футуристы. В советский период долгое время доминировал тенденциозный идейно-тематический подход, особенно к трактовке лирических сочинений Фета - поэта «чистого искусства» [Бухштаб, 1973; Благой, 1981 и др.].
В современном литературоведении даже самые, казалось бы, хорошо изученные, известные со школы стихотворения Фета рассматриваются с новых позиций, с применением новых подходов, учитывая современные литературоведческие и культурологические тенденции [Дунаев, 2003; Козин, Стрельникова, 2012]. Особенно интересна обзорная работа В. А. Кошелева «О месте Фета в истории русской культуры и его новом собрании сочинений» [Кошелев, 2012].
Таким образом, актуальность и новизна данной научной работы заключается в попытке нового, отличающегося от предшествующих подхода к, казалось бы, исследованной теме «Жанр сонета в лирике А. А. Фета».
Объект исследования - лирика Фета.
Предмет - жанр сонета в лирике поэта.
Материалом стали выбранные стихотворения в жанре сонета из собраний сочинений Фета в книжном и электронном формате [Фет, 1959; 1981], а также сборник «Русский сонет» (1983) и поэтические тексты оригинальных произведений К. Т. Кёрнера и А. Мицкевича, переведенные Фетом.
Научно-методологической основой работы стало изучение научной литературы по поставленной проблеме: монографии и статьи ученых по теории жанра, в частности, жанра сонета, и по творчеству Фета; а также применение аналитического и сопоставительного метода с элементами биографического подхода к анализу выбранных поэтических текстов Фета.
Целью работы является исследование жанра сонета в лирике Фета. Данная цель обусловливает следующие задачи:
• изучить научную литературу по теме;
• опираясь на суть литературоведческих понятий «жанр» и «сонет» и на жанровые составляющие сонета,
• найти и проанализировать лирические произведения Фета в жанре сонета;
• на основе проведенных наблюдений выявить в лирике Фета как прототипические черты лирического жанра сонета, так и образно-тематические и формальные индивидуальные начала его сонетных произведений;
• доказать, что в жанре сонета Фет не просто следовал классическим образцам или повторял мотивы поэтов- предшественников, но находился в постоянном творческом поиске и внес значительный вклад в развитие жанра сонета в русской литературе.
Структура продиктована целями и задачами работы.
Во Введении помимо традиционных положений необходимо уточнить определение жанра: «Жанр - исторически складывающийся тип (вид) художественного произведения (в единстве специфических свойств его формы и содержания), принадлежащий к разным литературным родам.
Жанр - явление типологическое, исторически устойчивое, свойственное произведениям разных эпох и направлений. Основу жанра (жанрообразующие признаки) составляют: а) содержание произведения (тематика, проблематика); б) способ повествования, описания, воспроизведения событий, явлений, системы образов, героев; в) отношение автора к изображаемому; г) характер конфликтов и их развитие в сюжете; д) пафос произведения; е) приемы обрисовки, изобразительно-выразительные средства; ж) стилевая манера [Введение ... , 2005, с. 300].
Сонет будет пониматься как «твердая форма» - «стихотворение из 14 строк, образующих два четверостишия и два трехстишия. Каждая строфа - своего рода ступень в развитии единой диалектической мысли («Поэту», «Мадонна» А. С. Пушкина, сонеты А. А. Фета.» [там же, с. 306].
Две главы соответственно посвящены раскрытию основной проблемы: раскрытию особенностей жанра оригинальных сонетов (первая глава) и переводных сонетов Фета (вторая глава).
Выводы по главам обобщаются в Заключении.
Список литературы по теме работы включает публикации произведений Фета, учебно-энциклопедические издания, монографии, статьи и интернет-публикации, что подтверждает достоверность материалов и самостоятельность исследования.
В Приложении в таблице наглядно показаны формальные особенности всех анализируемых сонетов Фета и приведены тексты произведений.
Практическая значимость. Материалы могут быть использованы в
процессе вузовских занятий по теории литературы и по творчеству Фета, на
уроках и во время внеурочных занятий в школе, для дальнейших научных исследований.
Апробация работы прошла на кафедре русского языка и литературы ТувГУ во время предварительной защиты.
Наиболее наглядно проблемы изучения творчества Фета и позиции ученых-исследователей концентрированно представлены в научных публикациях сборников «Фетовских чтений» и сборников, посвященных юбилейным датам («А. А. Фет. Поэт и мыслитель», 1999; «А. А. Фет и русская литература» , 2000, 2002, «Афанасий Фет и русская литература», 2005 и др.).
Если писатели и критики-современники в XIX веке больше внимания обращали на «лирическую» суть творчества Фета, то великого поэта в нем видели представители модернистских течений: символисты, акмеисты и даже футуристы. В советский период долгое время доминировал тенденциозный идейно-тематический подход, особенно к трактовке лирических сочинений Фета - поэта «чистого искусства» [Бухштаб, 1973; Благой, 1981 и др.].
В современном литературоведении даже самые, казалось бы, хорошо изученные, известные со школы стихотворения Фета рассматриваются с новых позиций, с применением новых подходов, учитывая современные литературоведческие и культурологические тенденции [Дунаев, 2003; Козин, Стрельникова, 2012]. Особенно интересна обзорная работа В. А. Кошелева «О месте Фета в истории русской культуры и его новом собрании сочинений» [Кошелев, 2012].
Таким образом, актуальность и новизна данной научной работы заключается в попытке нового, отличающегося от предшествующих подхода к, казалось бы, исследованной теме «Жанр сонета в лирике А. А. Фета».
Объект исследования - лирика Фета.
Предмет - жанр сонета в лирике поэта.
Материалом стали выбранные стихотворения в жанре сонета из собраний сочинений Фета в книжном и электронном формате [Фет, 1959; 1981], а также сборник «Русский сонет» (1983) и поэтические тексты оригинальных произведений К. Т. Кёрнера и А. Мицкевича, переведенные Фетом.
Научно-методологической основой работы стало изучение научной литературы по поставленной проблеме: монографии и статьи ученых по теории жанра, в частности, жанра сонета, и по творчеству Фета; а также применение аналитического и сопоставительного метода с элементами биографического подхода к анализу выбранных поэтических текстов Фета.
Целью работы является исследование жанра сонета в лирике Фета. Данная цель обусловливает следующие задачи:
• изучить научную литературу по теме;
• опираясь на суть литературоведческих понятий «жанр» и «сонет» и на жанровые составляющие сонета,
• найти и проанализировать лирические произведения Фета в жанре сонета;
• на основе проведенных наблюдений выявить в лирике Фета как прототипические черты лирического жанра сонета, так и образно-тематические и формальные индивидуальные начала его сонетных произведений;
• доказать, что в жанре сонета Фет не просто следовал классическим образцам или повторял мотивы поэтов- предшественников, но находился в постоянном творческом поиске и внес значительный вклад в развитие жанра сонета в русской литературе.
Структура продиктована целями и задачами работы.
Во Введении помимо традиционных положений необходимо уточнить определение жанра: «Жанр - исторически складывающийся тип (вид) художественного произведения (в единстве специфических свойств его формы и содержания), принадлежащий к разным литературным родам.
Жанр - явление типологическое, исторически устойчивое, свойственное произведениям разных эпох и направлений. Основу жанра (жанрообразующие признаки) составляют: а) содержание произведения (тематика, проблематика); б) способ повествования, описания, воспроизведения событий, явлений, системы образов, героев; в) отношение автора к изображаемому; г) характер конфликтов и их развитие в сюжете; д) пафос произведения; е) приемы обрисовки, изобразительно-выразительные средства; ж) стилевая манера [Введение ... , 2005, с. 300].
Сонет будет пониматься как «твердая форма» - «стихотворение из 14 строк, образующих два четверостишия и два трехстишия. Каждая строфа - своего рода ступень в развитии единой диалектической мысли («Поэту», «Мадонна» А. С. Пушкина, сонеты А. А. Фета.» [там же, с. 306].
Две главы соответственно посвящены раскрытию основной проблемы: раскрытию особенностей жанра оригинальных сонетов (первая глава) и переводных сонетов Фета (вторая глава).
Выводы по главам обобщаются в Заключении.
Список литературы по теме работы включает публикации произведений Фета, учебно-энциклопедические издания, монографии, статьи и интернет-публикации, что подтверждает достоверность материалов и самостоятельность исследования.
В Приложении в таблице наглядно показаны формальные особенности всех анализируемых сонетов Фета и приведены тексты произведений.
Практическая значимость. Материалы могут быть использованы в
процессе вузовских занятий по теории литературы и по творчеству Фета, на
уроках и во время внеурочных занятий в школе, для дальнейших научных исследований.
Апробация работы прошла на кафедре русского языка и литературы ТувГУ во время предварительной защиты.
Рассмотрев тему «Жанр сонета в лирике А.А. Фета» можно сделать следующие выводы.
Жанр сонета в поэзии Фета присутствует на протяжении сорока лет (с 1842 по 1882 год) из его почти полувековой писательской жизни.
Несмотря на то, что в лирике Фета стихотворений-сонетов немного (обнаружено всего 13 стихотворений), тематика их разнообразна.
Наряду с сонетами, главными темами которых традиционно для Фета являются тема любви и тема размышления о жизни и смерти, у поэта можно встретить сонеты, написанные на тему творчества, искусства, объединяемые темой красоты. Любимая поэтом тема природы в анализируемых сонетах не отмечена.
Фетовские сонеты продолжают пушкинскую традицию, об это свидетельствует, активное включение пушкинских мотивов и образов, а также присущие музыкальность и естественность, свойственные всей лирике Фета.
Большее количество сонетов - оригинальные. Обнаружены только три перевода, выполненные в первый период творчества: сонет немецкого поэта- романтика Карла Теодора Кёрнера «Москва» 1843 года и сонеты польского поэта-романтика Адама Мицкевича «Свидание в лесу» и «Степь» («Всплываю на простор сухого океана.»), созданные в 1854 году.
Фет при переводе стремится найти русское соответствие каждой строчке оригинала, но он не копирует оригинал. В переводах сонетов Фет экспериментирует с образами и формой и в результате проявляет собственный поэтический талант.
Интересно, что из всех оригинальных и переводных сонетов только один сонет «Москва», едва ли не единственный из всех лирических стихотворений Фета, имеет историческую тему, которая вообще не характерна для поэта.
Жанровые разновидности сонетов Фета также демонстрируют богатство тематики и широту художественных поисков. По тематике кроме любовной («Рассказывал я много глупых снов.», 1844), «Смотреть на высь и странно мне и больно.», 1847), «О для тебя я сделаюсь поэтом!», 1847) выделена группа стихотворений о поэте и поэзии. Три из них имеют жанровое определение «сонет» в названии - «Сонет» (Офелии)» (1842), «Сонет» («Угрюм и празден часто я брожу...»6 1857) и «Сонет» («Когда от хмелю преступлений...», 1866), и сонет «26 мая 1880 года. К памятнику Пушкина».
По взаимодействию «автор - читатель» - интересны разновидности сонета-поэтического манифеста («Сонет (Офелии)»), сонета-посвящения («Сонет (Офелии)»), сонета-послания «26 мая 1880 года. К памятнику Пушкина»), сонета-молитвы («Владычица Сиона, пред тобою.», «Мадонна», «К Сикстинской мадонне»), сонета-диалога («Свидание в лесу»).
Сонеты Фета отличаются разнообразием ритмометрических рисунков. «Твердая форма» сонета в лирике Фета представлена вариациями рифм и рифмовок, экспериментами со строфикой и размером.
Жанр сонета в лирике Фета наглядно демонстрирует его постоянные поэтические поиски и убедительно доказывает талант Фета-поэта.
Жанр сонета в поэзии Фета присутствует на протяжении сорока лет (с 1842 по 1882 год) из его почти полувековой писательской жизни.
Несмотря на то, что в лирике Фета стихотворений-сонетов немного (обнаружено всего 13 стихотворений), тематика их разнообразна.
Наряду с сонетами, главными темами которых традиционно для Фета являются тема любви и тема размышления о жизни и смерти, у поэта можно встретить сонеты, написанные на тему творчества, искусства, объединяемые темой красоты. Любимая поэтом тема природы в анализируемых сонетах не отмечена.
Фетовские сонеты продолжают пушкинскую традицию, об это свидетельствует, активное включение пушкинских мотивов и образов, а также присущие музыкальность и естественность, свойственные всей лирике Фета.
Большее количество сонетов - оригинальные. Обнаружены только три перевода, выполненные в первый период творчества: сонет немецкого поэта- романтика Карла Теодора Кёрнера «Москва» 1843 года и сонеты польского поэта-романтика Адама Мицкевича «Свидание в лесу» и «Степь» («Всплываю на простор сухого океана.»), созданные в 1854 году.
Фет при переводе стремится найти русское соответствие каждой строчке оригинала, но он не копирует оригинал. В переводах сонетов Фет экспериментирует с образами и формой и в результате проявляет собственный поэтический талант.
Интересно, что из всех оригинальных и переводных сонетов только один сонет «Москва», едва ли не единственный из всех лирических стихотворений Фета, имеет историческую тему, которая вообще не характерна для поэта.
Жанровые разновидности сонетов Фета также демонстрируют богатство тематики и широту художественных поисков. По тематике кроме любовной («Рассказывал я много глупых снов.», 1844), «Смотреть на высь и странно мне и больно.», 1847), «О для тебя я сделаюсь поэтом!», 1847) выделена группа стихотворений о поэте и поэзии. Три из них имеют жанровое определение «сонет» в названии - «Сонет» (Офелии)» (1842), «Сонет» («Угрюм и празден часто я брожу...»6 1857) и «Сонет» («Когда от хмелю преступлений...», 1866), и сонет «26 мая 1880 года. К памятнику Пушкина».
По взаимодействию «автор - читатель» - интересны разновидности сонета-поэтического манифеста («Сонет (Офелии)»), сонета-посвящения («Сонет (Офелии)»), сонета-послания «26 мая 1880 года. К памятнику Пушкина»), сонета-молитвы («Владычица Сиона, пред тобою.», «Мадонна», «К Сикстинской мадонне»), сонета-диалога («Свидание в лесу»).
Сонеты Фета отличаются разнообразием ритмометрических рисунков. «Твердая форма» сонета в лирике Фета представлена вариациями рифм и рифмовок, экспериментами со строфикой и размером.
Жанр сонета в лирике Фета наглядно демонстрирует его постоянные поэтические поиски и убедительно доказывает талант Фета-поэта.



