Введение 4
Глава 1. Социальное развитие подростков с ограниченными возможностями здоровья как психолого-педагогическая проблема 12
1.1. Социально - психологические особенности подростков с ограниченными
возможностями здоровья 12
1.2. Социальная компетентность подростков с ограниченными
возможностями здоровья 32
1.3. Особенности организации совместной трудовой деятельности как
средство развития социальной компетентности подростков с ограниченными возможностями здоровья 49
Выводы по главе 64
Глава 2. Организация совместной трудовой деятельности подростков с ограниченными возможностями здоровья 69
2.1. Изучение особенностей социальной компетентности подростков с
ограниченными возможностями здоровья, посещающих реабилитационный центр 69
2.2. Разработка и реализация специальной программы по развитию
социальной компетентности подростков с ограниченными возможностями
здоровья в условиях совместной трудовой деятельности 91
Выводы по главе 112
Заключение 114
Библиография 120
Приложение 1 125
Приложение 2 131
Приложение 3 132
Адаптация к социальной жизни и условиям ее протекания у человека происходит на протяжении всей его жизнедеятельности. Сталкиваясь с разными условиями, факторами, попадая, в ситуации ограничивающие выбор, человек вынужден приспосабливать и адаптироваться к новым заданным условиям, зачастую даже взрослый человек не готов к таким переменам. Именно поэтому, на каждом жизненном этапе человеку необходимо умение анализировать происходящие социальные ситуации, умение создавать новые социальные связи, а так же поддерживать уже имеющиеся, принимать обдуманные и взвешенныерешения, нести ответственность за свои поступки. В целом данные умения подразумевают под собой социальную компетентность человека.
От уровня развития социальной компетентности зависит способность человека эффективно взаимодействовать с социальным окружением, полноценно жить в современномобществе,достигать социально значимые цели приемлемыми для данного общества средствами.
Несомненно, уровень развития социальной компетентности у подростков намного отличается от уровня развития социальной компетентности у взрослого человека, но уже в подростковом возрасте социальная компетентность предполагает наличие базовых знаний о функционировании социальных институтов, знаний об устройстве общества, о взаимодействии людей друг с другом, так же предполагает владение практическими навыками общения и взаимодействия с разными социальными группами.
Кроме того, подростковый возраст большинством авторов признается, одним из наиболее проблемных периодов в жизни человека, так как это возраст широкого социальногоэкспериментирования и социального риска. Подросток начинает сталкиваться с новыми социальнымитребованиями к нему и новыми социальными ролями, так же входит в новые системы социальных взаимоотношений.Активное освоение подростком нового для него социального пространства требует наличия определенных умений и навыков, которые способствовали бы благоприятной адаптации и позитивному функционированию в обществе.
В свою очередь, социально компетентным подростком можно считать такого подростка, который способен осознать, адекватно оценить, и проанализирует окружающие его обстоятельства, так же это тот подросток, который способен принимать обдуманные решения, способен прогнозировать последствия своих поступков, может осознавать совершенные им и окружающими его людьми ошибки, может сделать выводы на основе собственных ошибок, что в свою очередь является рефлексией и считается одним из важнейших компонентов социальной компетентности.
В условиях современного нестабильного быстроменяющегося общества возникает необходимость формирования социальной компетентности у подростков соответствующей возрастным задачам.
Актуальная для подросткового возраста потребность в социальной коммуникации имеет особое значение для детей с ограниченными возможностями здоровья, что, как правило, существенно затрудняет их общение друг с другом.
По данным ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) статистика инвалидов в мире составляет 23% от общей численности населения планеты, это примерно более 1 млрд. людей. От общей численности инвалидов 80 % составляют дети, подростки, молодые люди и люди среднего возраста, проживающие в развивающихся странах, где у большей части населения низкий уровень дохода и жизни.
С каждым годом число инвалидов увеличивается, в свою очередь причинами увеличения количества людей с ограниченными возможностями можно считать: непосредственно увеличение численности населения планеты; увеличение продолжительности жизни людей; значительный прогресс в медицине.
Всемирная Организация Здравоохранения приводит статистику процентного соотношения инвалидов от общей численности населения стран Европы:
• Финляндия 37,2 % инвалидов от общей численности населения;
• Великобритания 28,2 % инвалидов от общей численности населения;
• Франция 24,6 % инвалидов от общей численности населения;
• Португалия 20,1 % инвалидов от общей численности населения;
• Швеция 19,9 % инвалидов от общей численности населения;
• Россия 9,3 % инвалидов от общей численности населения [10].
По статистическим данным на 2015 год в России количество инвалидов составляло 12 млн. человек, то есть на каждые 10 тыс. человек приходится примерно 59 граждан с ограниченными возможностями здоровья.
По статистическим данным на 2017 год в России количество инвалидов увеличилось до 15 млн. человек, это примерно каждый 10тый житель страны.
В последнее время на территории Российской Федерации, как и во всем мире, статистика увеличения детей инвалидов стремительно растет, показатели увеличиваются с каждым годом. По данным Росстата детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране около 3 млн. человек.
В Красноярском крае, по данным Роспотребнадзора, среди детей и подростков в возрасте от рождения до 18 лет зарегистрировано около 10 тыс. инвалидов.
Одной из основных проблем ребенка с ограниченными возможностями здоровья является ограничение мобильности, что в свою очередь влияет на нарушение связи с миром, то есть у ребенка прослеживается бедность контактов с взрослыми и сверстниками, ограниченная возможность общения с природой, так же в некоторых отдельных случаях возникают трудности к доступу к культурным ценностям.
С целью преодоления данной проблемы на территории Красноярского края, и непосредственно города Красноярска, функционируют специализированные центры по реабилитации данной категории граждан, они включают в себя психолого - педагогическую, социальную, медицинскую и профессиональную реабилитации инвалидов.
Например, на территории города Красноярска функционирует «Городской реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга»», который имеют возможность посещать дети и подростки в возрасте от 0 до 18 лет. Реабилитационный центр «Радуга» предоставляет следующие виды услуг: социально - педагогические, социально - психологические, социально - медицинские, социально - бытовые, социально - экономические, социально - трудовые, социально правовые, повышение коммуникативного потенциала и срочные услуги. Данный центр посещают около 1300 детей и подростков в год.
Среди получателей социальных услуг посещающих реабилитационный центр «Радуга» 1 % детей в возрасте от 0 до 3 лет; 34 % детей в возрасте от 4 до 7 лет; 49,5 % подростков в возрасте от 8 до 14 лет; 15, 5 % подростков в возрасте от 15 до 18 лет.
Проводя статистический анализ диагнозов получателей социальных услуг посещающих реабилитационный центр «Радуга» мы получили следующие данные: 45,9 % детей и подростков имеют заболевания связанные с нервной системой (в том числе ДЦП и эпилепсия); 28,1% психические расстройства (в том числе аутизм и умственная отсталость); 8,5 %
хромосомные нарушения; 6,1 % врожденные аномалии развития; 4,5 %
патология опорно-двигательного аппарата; 3,6 % соматические заболевания; 3,3 % болезни органов чувств.
Актуальность проблемы формирования социальной компетентности у подростков обусловлена тем, что в рамках повседневной и школьной жизни особую значимость приобретают взаимоотношения, которые складываются в процессе совместной жизни и обучения. Эти отношения определяют позицию подростка в коллективе, влияют на его успешность, на характер реализации потребности в социальном соответствии, т.е. желании
соответствовать социальным требованиям, выполнять правила общественной жизни, быть общественно полноценным и принятым в обществе сверстников. Актуальная для подросткового возраста потребность в социальном взаимодействии имеет особое значение для подростков с ограниченными возможностями развития, что, как правило, существенно затрудняет их общение друг с другом.
Таким образом, для того чтобы подросткам было легче адаптироваться в современном меняющемся обществе возникает необходимость мониторинга уровня сформированности социальной компетентности и при необходимости повышения уровня их включенности в социальную жизнь посредством специально созданных условий для повышения уровня социальной компетентности.
Исходя из вышеизложенной актуальности, цель нашей магистерской диссертации следующая: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования социальной компетентности у подростков с ограниченными возможностями здоровья в ходе специально организованной совместной трудовой деятельности в условиях реабилитационного центра.
Объектомнашего исследования является трудовая деятельность подростков с ограниченными возможностями.
Предметомнашего психолого-педагогического исследования является организация трудовой деятельности подростков с ограниченными возможностями с целью формирования социальной компетентности в условиях реабилитационного центра .
В соответствии с поставленной целью нами были разработаны следующие задачи нашего психолого - педагогического исследования:
1. проанализировать результаты психолого-педагогических
исследований по проблеме формирования социальной компетентности у подростков с ограниченными возможностями здоровья;
2. определить критерии и показатели сформированности социальной компетентности подростков;
3. разработать специальную программу формирования социальной компетентности у подростков с ограниченными возможностями здоровья в совместной трудовой деятельности;
4. апробировать специальную программу формирования социальной компетентности у подростков с ограниченными возможностями здоровья в совместной трудовой деятельности.
Гипотеза: можно предположить, что развитию социальной
компетентности у подростков с ограниченными возможностями здоровья будет способствовать организованная совместная трудовая деятельность, основанная на принципах:
- адекватности возможностям и интересам подростков;
• совместности планирования и рефлексии хода и результатов деятельности;
• актуализацииобщественной и личностной значимости деятельности;
• постоянного педагогического руководства.
База психолого - педагогического исследования: «Городской
реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга» г. Красноярска».
Методы психолого - педагогического исследования: изучение теоретических и практических результатов психолого-педагогических исследований по проблеме формирования социальной компетентности у детей с ограниченными возможностями; анализ основных подходов к диагностике уровня сформированности социальной компетентности; разработка диагностической карты наблюдения сформированности социальной компетентности у подростков с ограниченными возможностями; диагностика уровня сформированности социальной компетентности у подростков с ограниченными возможностями; разработка и апробация программы по формированию социальной компетентности у подростков с ограниченными возможностями на основе специально организованной совместной трудовой деятельности.
Тема зарождения и становления межличностных отношений в современном обществе считается чрезвычайно актуальной, поскольку множество негативных и деструктивных явлений, проявляемых в поведении нынешней молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность, неумение налаживать социально значимые отношения, контакты и пр.), непосредственно имеют свои истоки в детском возрасте. Это побуждает современных ученых все чаще обращаться к необходимости формирования социально здоровых отношений у своих воспитанников, что в свою очередь не возможно без формирования определенного уровня социальной компетентности не только у детей, но и у взрослых.
Новизна: в данной магистерской диссертации разработан аналитико- диагностический инструментарий по изучению особенностей социальной компетентности подростков с ограниченными возможностями. На основе полученных данных в рамках аналитико-диагностического
исследования была разработана и апробирована программа по развитию социальной компетентности подростков с ограниченными возможностями здоровья на основе специально организованной совместной трудовой деятельности.
Актуальность проблемы формирования социальной компетентности у подростков обусловлена тем, что в рамках повседневной и школьной жизни особую значимость приобретают взаимоотношения, которые складываются в процессе совместной жизни и обучения. Эти отношения определяют позицию подростка в коллективе, влияют на его успешность, на характер реализации потребности в социальном соответствии, т.е. желании
соответствовать социальным требованиям, выполнять правила общественной жизни, быть общественно полноценным и принятым в обществе сверстников. Актуальная для подросткового возраста потребность в социальном взаимодействии имеет особое значение для подростков с ограниченными 113
возможностями развития, что, как правило, существенно затрудняет их общение друг с другом.
Исходя из вышеизложенной актуальности, цель нашей магистерской диссертации следующая: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования социальной компетентности у подростков с ограниченными возможностями здоровья в ходе специально организованной совместной трудовой деятельности в условиях реабилитационного центра.
В соответствии с поставленной целью нами были разработаны следующие задачи нашего психолого - педагогического исследования:
1) проанализировать результаты психолого-педагогических
исследований по проблеме формирования социальной компетентности у подростков с ограниченными возможностями здоровья;
2) определить критерии и показатели сформированности социальной компетентности подростков;
3) разработать специальную программу формирования социальной компетентности у подростков с ограниченными возможностями здоровья в совместной трудовой деятельности;
4) апробировать специальную программу формирования социальной компетентности у подростков с ограниченными возможностями здоровья в совместной трудовой деятельности.
В рамках конкретного исследования особенностей социальной компетентности мы понимаем социальной компетентностью как овладение определенным кругом социально-психологических и нравственно-правовых знаний и убеждений, которые позволяют личности успешно адаптироваться в социальном окружении, а так же активно действовать как в ранее знакомой так и не знакомой ситуации. При этом социальная компетентность подростков с ограниченными возможностями здоровья включает в себя следующие основные компоненты: умение завязывать и поддерживать разговор; умение передать настроение и содержание увиденного; умение проявлять нравственное отношение к другим людям; умение высказывать собственнуюточку зрения; умение уважать чужую точку зрения; умение высказывать оценочные суждения по конкретной ситуации; осознание и планирование своих поступков; удержание простых правил поведения в группе; умение высказывать собственное мнение в контексте беседы; умение задавать вопросы, способствующие разрешению ситуации или выполнению задания; способность инициировать помощь другим; умение просить о помощи.
Если вышеперечисленные компоненты социальной компетентности у подростков с ограниченными возможностями не сформированы или находятся на низком уровне развития, то возникает необходимость использовать определенные средства их формирования, адекватные их возрасту и потребностям. Формирование предполагает создание специальных условий, т.е. такую организацию совместной деятельности, которая бы усиливали социальный характер взаимодействия подростков.
В данной исследовательской работе мы предположили, что развитию социальной компетентности у подростков с ограниченными возможностями здоровья будет способствовать организованная совместная трудовая деятельность, основанная на принципах:
• адекватность возможностям и интересам подростков;
• совместности планирования и рефлексии хода и результатов деятельности;
• актуализация общественной и личностной значимости деятельности ;
• постоянного педагогического руководства.
Было принято решение провести изучение актуального состояния развития социальной компетентности подростков с ограниченными возможностями здоровья посещающих «Г ородской реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга» г. Красноярска»и рассмотреть возможность позитивного влияния совместной трудовой деятельностина развитие социальной компетентности.
Исследование по возможности эффективного влияния совместной трудовой деятельности на развитиесоциальной компетентности подростков с ограниченными возможностями здоровья проводилось в три этапа.
Первым этапом исследовательской работы являлось проведение констатирующего среза, в рамках которого были выявлены особенности развития (проблемные зоны) социальной компетентности подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Второй этап исследования - формирующий, в рамках которого составлена и апробирована программа по социальной компетентности старших подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях совместной трудовой деятельности. За основу разработанной программы был взят такой вид трудовой деятельности как трудовая деятельность в природе, а именно труд, направленный на уход за растениями и выращивание овощей в теплице, так как такой вид трудовой деятельности легко осваивается большинством подростков.
Цель занятий в рамках программы заключается в следующем: способствовать развитию необходимой социальной компетентности старших подростков с ограниченными возможностями здоровья для дальнейшего успешного взаимодействия со сверстниками.
В качестве принципов составления и планирования занятий в рамках программы по развитию социальной компетентности старших подростков с ограниченными возможностями здоровья были определены такие 116 как:организация посильной трудовой деятельности подростков с ограниченными возможностями;создание необходимых условий для сотрудничества подростков с ограниченными возможностями друг с другом;предпроектная подготовка участников задействованных в реализации программы;постоянное руководство педагогом хода совместной деятельности подростков в рамках занятий; планирование хода совместной деятельности и рефлексия, как анализ процесса совместной деятельности и полученных результатов; актуализация общественной и личностной значимости деятельности.
В соответствии с поставленными целями и задачами, с учетом данных принципов планирования и реализации программы по развитию социальной компетентности было организовано и проведено 12 занятий, по 2 - 3 занятия в неделю. Длительность одного занятия, с учетом индивидуальных особенностей подростков, составляла 40-50 минут.
Главным условием организации и проведения занятий является постоянное педагогическое руководство ходом совместной деятельности подростков. Суть педагогического руководства в рамках совместной трудовой деятельности заключается не только в контроле организации процесса труда и пояснении значения и сути предлагаемой работы, но и контроле взаимоотношений которые складываются между подростками в процессе сотрудничества. Контроль взаимоотношений подростков в свою очередь предполагает не только помощь в избегании конфликтных ситуаций, но и создание ситуаций в которых у подростков будет проявляться желание проявлять дружеские взаимоотношения, проявление заботы друг о друге в ситуации не успеха, взаимовыручки, проявление поддержки в ситуации успеха. Руководство педагогом ходом совместной трудовой деятельности подростков проходило на разных этапах: первый этап -пояснение темы дня (сути предлагаемой работы), обсуждении выполненного с родителями домашнего задания в форме диалога между подростками. Второй этап - 117
обсуждение или проговаривании ситуации сотрудничества (работа в парах) - педагог демонстрирует на собственном примере несколько вариантов сотрудничества. Третий этап - включение подростков в процесс сотрудничества, а именно помощь в реализации проговоренных и продемонстрированных вариантов совместной деятельности.
Проведенный на третьем, контрольном, этапе нашей исследовательской работы повторный диагностический срез
свидетельствовал о значительной положительной динамике в развитии социальной компетентности старших подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях специально организованной совместной трудовой деятельности. Что в свою очередь, подтвердило правильность выдвинутой гипотезы о том, что развитию социальной компетентности у подростков с ограниченными возможностями здоровья будет способствовать организованная совместная трудовая деятельность, основанная на принципах:
• адекватности возможностям и интересам подростков;
• совместности планирования и рефлексии хода и результатов деятельности;
• актуализация общественной и личностной значимости деятельности;
• постоянного педагогического руководства.
1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. М.: Инфра -М, 2010. 88 с.
2. Актуальные проблемы современного социального знания: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (28 апреля 2017, г. Красноярск)./ под общ. ред. Л. Е. Ананьиной ; СибГУ им. М. Ф. Решетнева. - Красноярск, 2017. - 287 с.
3. Актуальные проблемы социальной науки и практики: материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XVIII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», посвященного 85- летию КГПУ им. В.П. Астафьева / Электрон.дан. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2017. - 85 с.
4. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. 142 с.
5. Алехин С.В. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: МГППУ, 2013. - 236 с.
6. Андреева И.Н. Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-ой международной междисциплинарной научно-практической конференции 6-7 ноября 2002 г., г. Минск. - Минск, 2003. - С. 194-196.
7. Афонькина Ю.А. Технология комплексного сопровождения детей / Ю.А. Афонькина, И.И. Усачева, О.В. Филатова. Волгоград: Учитель, 2012.
8. Верхозина О. А. Эмоциональный интеллект как индивидуально
психологический фактор социальнойдезадаптации
несовершеннолетних // Сиб. юрид. вестн. 2012. № 3. С. 67-70.
9. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: Пособ. для учителя. М.: Владос, 2006. 248 с.
10. Всемирный доклад об инвалидности. Всемирная организация
здравоохранения, Всемирный банк. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2016 г., 32 с.
11. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка. // Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: смысл, Эксмо, 2004. - 1136 с.
12. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) обще- образовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие / 2-е изд. М.: «ЭНАС», 2006. - 192 с.
13. Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя. М.: ВЛАДОС, 2004. - 304 с.
14. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно - целевая
основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки
специалистов, 2004. - 42 с.
15. Игнатова Л. Ю., Семичева М. В. Социализация личности как проблема
исследования отечественных и зарубежных ученых // Образование и воспитание. — 2017. — №1.1. — С. 13-15. — URL
https://moluch.ru/th/4/archive/52/1769/ (дата обращения: 27.05.2018)....41