РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития социокультурной компетенции посредством использования аутентичных текстов на уроке английского языка 7
1.1 Социокультурная компетенция обучающихся в контексте ФГОС 7
1.1.1 Роль социокультурной компетенции в современном иноязычном
образовании 9
1.1.2 Определение и сущность социокультурной компетенции 13
1.1.3 Способы развития социокультурной компетенции на уроках английского
языка 16
1.2 Чтение аутентичного текста на уроке английского языка как средство развития социокультурной компетенции обучающихся 20
1.2.1 Чтение как один из видов речевой деятельности и средство формирования
речевых навыков 20
1.2.2 Принципы отбора аутентичных текстов для формирования социокультурной
компетенции на уроках английского языка 25
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию аутентичных текстов на уроке английского языка для развития социокультурной компетенции обучающихся 30
2.1 Анализ УМК «Starlight 7» для определения потенциала развития
социокульурной компетенции 30
2.2 Разработка и апробация упражнений на базе дополнительно отобранных
аутентичных текстов по теме Washington - the Capital of the USA 31
Выводы по главе 2 43
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А 48
Приложение Б 51
Приложение В 53
Приложение Г 54
Приложение Д 55
Приложение Е 56
Приложение Ж 57
Приложение З 58
Приложение И 59
Приложение К 60
Приложение Л 61
Глава 1. Теоретические основы развития социокультурной компетенции посредством использования аутентичных текстов на уроке английского языка 7
1.1 Социокультурная компетенция обучающихся в контексте ФГОС 7
1.1.1 Роль социокультурной компетенции в современном иноязычном
образовании 9
1.1.2 Определение и сущность социокультурной компетенции 13
1.1.3 Способы развития социокультурной компетенции на уроках английского
языка 16
1.2 Чтение аутентичного текста на уроке английского языка как средство развития социокультурной компетенции обучающихся 20
1.2.1 Чтение как один из видов речевой деятельности и средство формирования
речевых навыков 20
1.2.2 Принципы отбора аутентичных текстов для формирования социокультурной
компетенции на уроках английского языка 25
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию аутентичных текстов на уроке английского языка для развития социокультурной компетенции обучающихся 30
2.1 Анализ УМК «Starlight 7» для определения потенциала развития
социокульурной компетенции 30
2.2 Разработка и апробация упражнений на базе дополнительно отобранных
аутентичных текстов по теме Washington - the Capital of the USA 31
Выводы по главе 2 43
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А 48
Приложение Б 51
Приложение В 53
Приложение Г 54
Приложение Д 55
Приложение Е 56
Приложение Ж 57
Приложение З 58
Приложение И 59
Приложение К 60
Приложение Л 61
Приоритетной целью школьного образования является формирование духовно-нравственной, творческой, интеллектуально-развитой личности. Немаловажную роль в этом процессе играет иностранный язык. В связи с современным заказом общества роль предмета «иностранный язык» заметно возросла: этот учебный предмет несет в себе большой потенциал для развития человека как личности. Термин «иноязычное образование» мы встречаем у Е.И.Пассова, который считает, что содержанием образования является именно культура. В рамках этого понятия речь идет не только об изучении лексических единиц и грамматических правил обучающимися, но и об их приобщении к культуре носителей изучаемого языка. Исходя из этого, одной из главных задач преподавателя иностранного языка является включение обучающихся в диалог культур, развитие социокультурного компонента обучающихся. Этот процесс осложняется отсутствием реальной языковой среды, недостатком аутентичных материалов на уроке, что значительно снижает прогресс изучения иностранного языка и уменьшает мотивацию обучающихся к его изучению. В связи с этим появляется очевидная потребность в выборе наиболее подходящих способов развития социокультурной компетенции при обучении иностранному языку, что свидетельствует об актуальности данной работы.
Объект исследования - процесс формирования социокультурной компетенции обучающихся 7 класса.
Предмет исследования - обучение чтению аутентичных текстов как средство формирования и развития социокультурной компетенции обучающихся.
Целью работы является разработка и апробация дополнительных упражнений на основе аутентичных текстов для формирования социокультурной компетенции обучающихся 7 класса.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью данного исследования были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и способы формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка в рамках требований ФГОС;
• изучить чтение как один из видов речевой деятельности и средство формирования речевых навыков;
• определить понятие «аутентичный текст» и выявить принципы отбора аутентичных текстов для наиболее успешного формирования социокультурной компетенции на уроках иностранного языка;
- проанализировать УМК в контексте потенциала для формирования социокультурной компетенции;
- отобрать дополнительные аутентичные тексты для разработки упражнений к УМК «Starlight» для 7 класса с целью формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка.
Теоретическую основу исследования составили нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя английского языка в средней школе; работы ведущих отечественных и зарубежных методистов по изучению структуры социокультурной компетенции и способов ее развития, среди которых работы Е.И.Пассова, П.В.Сысоева, В.В.Сафоновой, Н.Д.Гальсковой и др.; по методике обучения чтению и использованию аутентичных материалов в процессе иноязычного образования (Е.Н.Соловова, М.В.Ляховицкий, Р.П.Мильруд и др.).
К методам, использовавшимся в данной работе, относятся: анализ методической литературы по проблеме исследования, синтез и обобщение полученной информации, наблюдение, опытная работа, языковое тестирование, статистическая обработка полученных данных.
База исследования - седьмые классы Гимназии № 9 Железнодорожного района г. Красноярска. В экспериментальной работе приняли участие 13 обучающихся 7 «В» класса. Изучение вопросов, связанных с темой исследования, осуществлялось в период с сентября 2020 года по май 2021 года и включало следующие этапы: педагогическая практика, изучение теоретической базы, сбор фактического материала, проведение опытной работы, разработка дополнительных материалов для уроков и оформление результатов работы.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования аутентичных текстов и разработанных упражнений на уроке английского языка.
Апробация и внедрение результатов исследования. По результатам исследования опубликована статья в научном сборнике по материалам конференции.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Объект исследования - процесс формирования социокультурной компетенции обучающихся 7 класса.
Предмет исследования - обучение чтению аутентичных текстов как средство формирования и развития социокультурной компетенции обучающихся.
Целью работы является разработка и апробация дополнительных упражнений на основе аутентичных текстов для формирования социокультурной компетенции обучающихся 7 класса.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью данного исследования были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и способы формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка в рамках требований ФГОС;
• изучить чтение как один из видов речевой деятельности и средство формирования речевых навыков;
• определить понятие «аутентичный текст» и выявить принципы отбора аутентичных текстов для наиболее успешного формирования социокультурной компетенции на уроках иностранного языка;
- проанализировать УМК в контексте потенциала для формирования социокультурной компетенции;
- отобрать дополнительные аутентичные тексты для разработки упражнений к УМК «Starlight» для 7 класса с целью формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка.
Теоретическую основу исследования составили нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя английского языка в средней школе; работы ведущих отечественных и зарубежных методистов по изучению структуры социокультурной компетенции и способов ее развития, среди которых работы Е.И.Пассова, П.В.Сысоева, В.В.Сафоновой, Н.Д.Гальсковой и др.; по методике обучения чтению и использованию аутентичных материалов в процессе иноязычного образования (Е.Н.Соловова, М.В.Ляховицкий, Р.П.Мильруд и др.).
К методам, использовавшимся в данной работе, относятся: анализ методической литературы по проблеме исследования, синтез и обобщение полученной информации, наблюдение, опытная работа, языковое тестирование, статистическая обработка полученных данных.
База исследования - седьмые классы Гимназии № 9 Железнодорожного района г. Красноярска. В экспериментальной работе приняли участие 13 обучающихся 7 «В» класса. Изучение вопросов, связанных с темой исследования, осуществлялось в период с сентября 2020 года по май 2021 года и включало следующие этапы: педагогическая практика, изучение теоретической базы, сбор фактического материала, проведение опытной работы, разработка дополнительных материалов для уроков и оформление результатов работы.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования аутентичных текстов и разработанных упражнений на уроке английского языка.
Апробация и внедрение результатов исследования. По результатам исследования опубликована статья в научном сборнике по материалам конференции.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Как уже было сказано ранее, в условиях современного общества фокус изучения иностранного языка смещен, и ведущей целью иноязычного образования является не только изучение лексических единиц и грамматических конструкций языка, но и формирование поликультурной личности, способной и готовой вступать в диалог культур. Термин «иноязычное образование» мы встречаем у Е.И.Пассова, который считает, что содержанием образования является именно культура. Исходя из этого, а также согласно ФГОС, одной из г лавных задач преподавателя иностранного языка является развитие социокультурной компетенции обучающихся.
Согласно Примерной программе по школе формулировка
социокультурная или межкультурная компетенция определяется как приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страныизучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения. Для успешного формирования и развития социокультурной компетенции обучающихся преподавателю необходимо использовать в своей работе грамотно организованные в методическом плане формы работы и методы. Сложность состоит в том, что преподавателю необходимо создать максимально приближенную к реальной языковой среде обстановку. В этом могут помочь аутентичные материалы, созданные носителями языка для носителей этого языка в каких- либо целях, в частности, аутентичные тексты. Такие тексты являются ценным источником социокультурной информации, отражающей реальную действительность носителей иноязычной культуры. При помощи аутентичных текстов обучающиеся могут познакомиться с реалиями, речевыми клише и поведенческими реакциями носителей языка в различных жизненных ситуациях.
На современном уроке иностранного языка для способности вступать в межкультурную коммуникацию в качестве достижения цели обучения строить работу только по учебнику, как единственному ресурсу, будет недостаточно. Данную проблему можно решить с помощью дополнительных материалов, включаемых в работу. Мы остановили свой выбор на аутентичных текстах и разработали к ним комплекс дополнительных упражнений, который может быть внедрен в образовательный процесс.
Исходя из полученных результатов исследования, можно сделать вывод о том, что включение аутентичных материалов в процесс обучения способствует более эффективному обучению и позволяет имитировать погружение в реальную языковую действительность. Это подтверждается результатами заключительного тестирования обучающихся.
Разработанный нами комплекс дополнительных упражнений может быть использован преподавателем английского языка в процессе формирования социокультурной компетенции обучающихся посредством чтения аутентичных текстов. Тексты были отобраны с учетом необходимых принципов, интересов обучающихся, а также в соответствии с темами УМК. В ходе апробации мы отметили повышение мотивации к изучению языка, а также более глубокое усвоение лингвострановедческих знаний.
Основываясь на полученных результатах работы, мы можем сделать вывод о том, что все поставленные в начале нашего исследования задачи, а также цель исследования - разработка и апробация дополнительных упражнений, направленных на социокультурный компонент обучающихся, были достигнуты.
Согласно Примерной программе по школе формулировка
социокультурная или межкультурная компетенция определяется как приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страныизучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения. Для успешного формирования и развития социокультурной компетенции обучающихся преподавателю необходимо использовать в своей работе грамотно организованные в методическом плане формы работы и методы. Сложность состоит в том, что преподавателю необходимо создать максимально приближенную к реальной языковой среде обстановку. В этом могут помочь аутентичные материалы, созданные носителями языка для носителей этого языка в каких- либо целях, в частности, аутентичные тексты. Такие тексты являются ценным источником социокультурной информации, отражающей реальную действительность носителей иноязычной культуры. При помощи аутентичных текстов обучающиеся могут познакомиться с реалиями, речевыми клише и поведенческими реакциями носителей языка в различных жизненных ситуациях.
На современном уроке иностранного языка для способности вступать в межкультурную коммуникацию в качестве достижения цели обучения строить работу только по учебнику, как единственному ресурсу, будет недостаточно. Данную проблему можно решить с помощью дополнительных материалов, включаемых в работу. Мы остановили свой выбор на аутентичных текстах и разработали к ним комплекс дополнительных упражнений, который может быть внедрен в образовательный процесс.
Исходя из полученных результатов исследования, можно сделать вывод о том, что включение аутентичных материалов в процесс обучения способствует более эффективному обучению и позволяет имитировать погружение в реальную языковую действительность. Это подтверждается результатами заключительного тестирования обучающихся.
Разработанный нами комплекс дополнительных упражнений может быть использован преподавателем английского языка в процессе формирования социокультурной компетенции обучающихся посредством чтения аутентичных текстов. Тексты были отобраны с учетом необходимых принципов, интересов обучающихся, а также в соответствии с темами УМК. В ходе апробации мы отметили повышение мотивации к изучению языка, а также более глубокое усвоение лингвострановедческих знаний.
Основываясь на полученных результатах работы, мы можем сделать вывод о том, что все поставленные в начале нашего исследования задачи, а также цель исследования - разработка и апробация дополнительных упражнений, направленных на социокультурный компонент обучающихся, были достигнуты.
Подобные работы
- Использование комиксов при обучении смысловому чтению на уроках английского языка в начальной школе (Марийский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ НА МАТЕРИАЛЕ
АНГЛИЙСКИХ СТИХОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «MOTHER GOOSE RHYMES»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ
НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ В 6 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - Программа «Activlnspire» как средство развития лексического навыка у обучающихся 8 класса на уроке английского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Формирование когнитивного компонента социокультурной компетенции обучающихся на основе использования предметно-языкового интегрированного метода на уроке английского языка в 5 классе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Значимость использования аутентичных материалов: возможность
использования аутентичного художественного текста на уроках
английского языка в старших классах
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018





