ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты влияния секционных занятий по футболу на развитие специальной выносливости обучающихся старших классов 6
1.1 Понятие «выносливость», средства и методы ее развития 6
1.2 Характеристика секционных занятий по футболу в образовательном
учреждении 11
1.3 Футбол, как средство развития специальной выносливости 18
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 23
2.1 Организация исследования 23
2.2 Методы исследования 24
ГЛАВА 3. Экспериментальная оценка эффективности применяемого комплекса упражнений, направленного на развитие специальной выносливости обучающихся старших классов посредством использования
футбола 30
3.1 Разработка комплекса упражнений для развития специальной
выносливости обучающихся старших классов 30
3.2 Обсуждение результатов исследования и оценка эффективности
применяемого комплекса упражнений 37
Выводы по 3 главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
Актуальность. Футбол - спортивная командная игра, целью которой является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника. Является одним из самых доступных, популярных и массовых средств физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения [9].
В России занимающихся футболом стало почти 2,7 млн. человек, что составляет 1,8% от общего числа населения, включая 115 тыс. женщин. В стране функционируют 6,6 тыс. футбольных клубов, 35 тыс. футбольных команд, и проводится около 475 тыс. футбольных матчей ежегодно [10].
Современный футбол растет в направлении высокой подвижности игроков, творческих действий, скоростной техники, дальнейшей интенсификации, которая проявляется в увеличении скорости игры и обеспечивает наиболее лучший результат [23].
Ключевым фактором успеха является развитие физической работоспособности футболистов, подразумевает собой способность выполнять тяжёлую и длительную физическую работу без быстро
нарастающего утомления и обусловливающих его глубоких изменений в организме, а также способность к быстрой ликвидации возможных
расстройств гомеостаза по окончании работы [23].
Исход встречи футболистов во многом зависит от специальной
выносливости, поскольку техническое и тактическое мастерство находятся на высоком уровне и примерно равны. Многие считают, что успех в футболе в первую очередь определяется скоростью и техникой работы с мячом, но стоит отметить, что чем выше уровень развития специальной выносливости у спортсмена, тем меньше он совершает ошибок в игровых ситуациях на фоне усталости и утомления. Благодаря своей устойчивости, футболисты имеют больше шансов на успех в сложных игровых ситуациях, их решимость и уверенность проявляются даже в самых трудных моментах, как на поле, так и за его пределами [37].
Учебно-тренировочные занятия, направленные на развитие специальной выносливости, должны включать в себя специальные упражнения, которые помогут улучшить скорость бега, маневренность, реакцию и ускорение, сохраняя высокий уровень производительности в течение длительного времени. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого игрока и правильно дозировать нагрузку, чтобы избежать переутомления и травм [31].
В связи с этим, мы выделяем проблему исследования: в чем заключаются содержание и методы оптимального развития специальной выносливости обучающихся старших классов посредством использования футбола?
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс обучающихся старших классов
Предметом исследования является развитие специальной выносливости посредством использования футбола
Целью работы является теоретическое обоснование, разработка и апробация комплекса упражнений, направленного на развитие специальной выносливости обучающихся старших классов посредством футбола.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретический и практический опыт по развитию специальной выносливости, с учетом физиологических особенностей обучающихся старших классов;
2. Разработать комплекс упражнений для развития специальной выносливости посредством футбола;
3. Экспериментально проверить эффективность применяемого комплекса упражнений, направленного на развитие специальной выносливости обучающихся старших классов посредством использования футбола.
Гипотеза. Предполагается, уровень развития специальной выносливости обучающихся старших классов посредством использования футбола повысится, если внести изменения в учебно-тренировочный процесс, применяя разнообразные комплексы упражнений, способствующие развитию выносливости.
Практическая значимость работы заключается в изучении специальной выносливости обучающихся старших классов посредством использования футбола. Вносит вклад в развитие методики проведения учебно-тренировочных занятий по футболу, предлагая инновационные подходы к развитию специальной выносливости. Разработанная методика может применяться в тренировочном процессе тренерами ДЮСШ, а также тренерами общеобразовательных учреждениях на секционных занятиях по футболу.
Методы исследования:
• анализ научно-методической литературы;
• педагогический эксперимент;
• контрольное тестирование;
• описательная статистика с помощью программы Excel.
База исследования МАОУ «Средняя школа №19 имени А.В. Седельникова» г. Красноярска, на секционных занятиях по футболу у обучающихся старших классов.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа изложена на 53 страницах, состоит из введения, трех глав и заключения, где представлены выводы по исследовательской работе и списка литературы, включающего 45 использованных источников. Работа содержит 9 таблиц и 24 рисунка.
1. В результате изучения научно-методической литературы, теоретического и практического опыта по развитию специальной выносливости, мы определили, что выносливость - это способность организма продолжительное время выполнять физическую нагрузку без переутомления. Подобрали наиболее подходящие средства для эффективного развития специальной выносливости обучающихся посредством использования футбола. Учебно-тренировочный процесс должен состоять из упражнений, направленных на развитие скоростной, координационной, скоростно-силовой, силовой выносливости, а именно спринтерского бега, прыжков, акробатических упражнений и разнообразных специально-подготовительных упражнений по футболу. Игра в футбол также требует от игроков высокой концентрации, быстрых реакций и физического напряжения, что также способствует развитию специальной выносливости. Таким образом, тренировки по футболу играют важную роль в развитии специальной выносливости, что позволяет футболистам проявить свой потенциал и достичь высоких результатов.
2. Разработали комплексы упражнений, направленные на развитие специальной выносливости обучающихся старших классов. Данные комплексы упражнений применялись три раза в неделю в подготовительной части занятия:
Понедельник - комплекс упражнений №1, направленный на развитие скоростной выносливости с использованием координационной лестницы.
Среда - комплекс упражнений №2, направленный на развитие скоростной выносливости с использованием легкоатлетических упражнений.
Пятница - комплекс упражнений №3, направленный на развитие скоростно-силовой выносливости с использованием мячей разного размера.
3. Доказано, что предлагаемые нами комплексы упражнений являются эффективными. По результатам контрольного тестирования для определения развития специальной выносливости обучающихся старших классов наблюдаем следующие изменения показателей:
Так в экспериментальной группе, в контрольном тесте «Прыжки через скакалку, кол-во раз», позволяющий оценить уровень скоростной выносливости, результат с 114,6 раз улучшился до 133,8 раз, прирост составил 15,45 % (P< 0,05).
В упражнении «Челночный бег 10 по 10 м, сек», позволяющий оценить уровень координационной выносливости, результат на этапе входного тестирования равен 29 сек, на этапе контрольного - 25,3 сек, прирост составил 13,62 % (P< 0,05).
В упражнении «Берпи, кол-во раз», позволяющий оценить уровень скоростно-силовой выносливости, входной средний результат составил 15,9 раз, контрольный - 21,8 раз, прирост составил 31,29 % (P< 0,05).
В результате проведенной экспериментальной работы подтверждается гипотеза о том, что уровень развития специальной выносливости обучающихся старших классов посредством использования футбола, если внести изменения в учебно-тренировочный процесс, применяя разнообразные комплексы упражнений, способствующие развитию специальной выносливости.
1. Акамов В. В. Динамика скоростно-силовой подготовленности юных футболистов различных соматотипов : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых, Саранск, 2016 год / научные редакторы : В.В.
Акамов, Д.Ф. Низамеев; ФГБОУ ВО Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева. - Саранск, 2016. - 121-126 с.
2. Аманов М. Использование интервальных тренировок для улучшения физической формы футболистов [Текст] / Аманов М. //
Международный научный журнал «ВСЕМИРНЫЙ УЧЕНЫЙ». № Выпуск №15, Том 1. — С. 92-98.
3. Баёва, Н. А., Анатомия и физиология детей школьного возраста / Н.
А. Баёва, О. В. Погадаева // Учебное пособие. - Омск: СибГУФК, 2003. - 56 с.
4. Белова, О. А. Возрастная анатомия и физиология : учебное пособие / О. А. Белова ; Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. - Рязань, 2011. - 172 с.
5. Беляев Д.Г. Специальная выносливость, или зачем юношам заниматься футболом? [Текст] / Д.Г. Беляев // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. — 2017. — № 4 (12).
6. Беляев, Н.Г. Возрастная физиология. / Н.Г. Беляев // Ставрополь: Изд-во СГУ, 2014. 103 с.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 398 с.
8. Бордуков, М.И. Возрастные особенности регламентации физических нагрузок при воспитании физических качеств учащихся / М.И. Бордуков // учебно-методическое пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018. - 328 с.
9. Вайн, Х. Как научиться играть в футбол: Школа технического мастерства для молодых [Электронный ресурс] - Электрон.дан. - Москва, 2004. - 244 с.
10. Великанов П.В., Филонов Л.В., Канатьев К.Н. Подходы к повышению эффективности технической подготовки в футболе - сборник «Современные проблемы физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Материалы XVIII научно-практической конференции. 2019.С. 160-165.
11. Губа В. П. Теория и методика футбола: учебник / В. П. Губа, А. В. Лексаков ; под общ.ред. В. П. Губы, А. В. Лексакова. - 2-е изд., перераб. и доп.
• Москва: Спорт , 2018. - 621 с.
12. Драндров, Г. Л. Теоретические и методические основы обучения студентов технике футбола на занятиях по физическому воспитанию: монография / Г. Л. Драндров, С. В. Алексеев; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО "Чувашский гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева". - Чебоксары: Чувашский гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2009. - 128 с.
13. Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. проф. учеб. заведений физ. культуры / Ю. А. Ермолаев.
• М. :СпортАкадемПресс, 2001. - 443 с.
14. Железняк, Ю. Д. Спортивные игры : учеб. / Ю. Д. Железняк [и др.].
• М. : Академия, 2010. - С. 383-475.
15. Закарьяева, Ю. М. Особенности организационно-методической работы по футболу в общеобразовательной школе // Ю. М. Закарьяева, М. Х. Касумов, Р А. Умагаджиев / Вестник социально-педагогического института №4 (36). 2000. - С. 70-72....45