Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические основы исследования проблем стрессоустойчивости в гуманитарных науках
1.1. Понятие стресса и стрессоустойчивости в психологии 8
1.2. Особенности профессиональной деятельности сотрудников органов
внутренних дел 25
1.3. Психолого-педагогические условия развития стрессоустойчивости у
сотрудников органов внутренних дел 31
Выводы по главе 1 37
Глава 2. Организация психолого-педагогических условий по развитию стрессоустойчивости
2.1. Организация и методики исследования 39
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 43
2.3. Разработка и реализация программы развития стрессоустойчивости у
сотрудников органов внутренних дел 48
2.4. Анализ результатов контрольного эксперимента 54
Выводы по главе 2 57
Заключение 61
Библиографический список 63
Приложения 68
В современном мире профессиональная деятельность многих людей протекает в экстремальных условиях. Эффективность такой деятельности определяется не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и профессионально важными свойствами, в числе которых - стрессоустойчивость, являющаяся компонентом адаптивности личности [40].
Стрессоустойчивость предполагает способность сотрудников ОВД к саморегулированию, быстрому восстановлению психологического равновесия. Иными словами, она выражает запас духовной прочности человека, диапазон, в котором он может сохранять свою целостность и жизнеспособность. Вполне естественно, что специфика среды функционирования органов внутренних дел, множественность оказывающих влияние на их деятельность деструктивных факторов, экстремальные условия, в которых им приходится решать сложные и ответственные задачи, и т.п. обусловливают необходимость высокого уровня стрессоустойчивости как коллективов, так и отдельных работников.
Проведенный нами анализ работ по проблеме стрессоустойчивости у сотрудников органов внутренних дел показал, что специальных научных исследований направленных на поиск эффективных способов повышения стрессоустойчивости работников данной сферы практически нет, но имеется достаточно обширное количество научно-исследовательских трудов изучающих различные аспекты управления производственными стрессами, а также трудов затрагивающих общие проблемы стресса и стрессоустойчивости личности.
Существует множество подходов к проблеме исследования стресса и стрессоустойчивости. Прежде всего, следует назвать подход Г. Селье и его школы, а также работы таких ученых как П. Фресс, Л.Китаев-Смык, Р. Лазарус, В.Суворов, А. Вальдман, П.Б. Зильберман и др.
Установлено, что стресс может негативно влиять на профессиональную деятельность человека. Профессиональные стрессы могут нарушить дееспособность сотрудников, приводя к потере кадровых ресурсов. Разрушающее воздействие стресса отмечается даже в прогрессивных и хорошо управляемых организациях, поскольку развитие стресс -реакций имеет сложную многофакторную обусловленность: от структурно - организационных особенностей, организационной культуры, характера самой работы до личностных особенностей сотрудников, а также характера их межличностных взаимодействий.
Таким образом, возрастает значимость психолого-педагогических условий развития стрессоустойчивости сотрудников органов внутренних дел так как, с одной стороны, существует недостаточная изученность проблемы развития стрессоустойчивости сотрудников ОВД, с другой стороны, определяет актуальность нашего исследования.
Необходимость решения вышеизложенных проблем продиктовала выбор темы исследования, определила цель, задачи и содержание диссертации.
Цель исследования: теоретическое обоснование и реализация программы по созданию психолого-педагогических условий для развития стрессоустойчивости сотрудников органов внутренних дел.
Объект: профессиональная деятельность сотрудников органов
внутренних дел.
Предмет: психолого-педагогические условия развития
стрессоустойчивости у сотрудников органов внутренних дел.
Гипотеза исследования: развитию стрессоустойчивости у
сотрудников органов внутренних дел будет способствовать создание следующих психолого-педагогических условий: изучение особенностей стрессоустойчивости сотрудников органов внутренних дел, разработка и реализация программы, направленной на усиление эмоциональной стабильности и на формирование способов саморегуляции участников с учетом профессионального стажа работы.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Подобрать психодиагностические методики и исследовать уровень стрессоустойчивости у сотрудников органов внутренних дел;
3. Разработать и апробировать программу, включающие разделы по усилению эмоциональной стабильности и формированию способов саморегуляции;
4. Провести сравнительный анализ уровней стрессоустойчивости у сотрудников до и после реализации программы.
Методы исследования. В соответствии с целью и задачами работы в качестве методов сбора информации были использованы:
• теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме стресса;
• наблюдение, эксперимент
Нами были использованы специальные методики:
• Опросник УСК Дж. Роттера (адаптирован Е.Ф. Бажиным, С.А. Голыкиной, А.М. Эткиндом);
• Методика «Прогноз - 2» (В.Ю. Рыбников);
• Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина.
Методы статистической обработки данных: сравнительный анализ проводился с помощью U - критерия Манна-Уитни.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в Межмуниципальном отделе МВД России «Ирбейский». Отделение участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних. В исследовании приняли участие 28 сотрудников ОУУПиПДН.
Научная обоснованность и достоверность полученных результатов и сделанных на их основании выводов обеспечены детальной теоретической проработкой существующих подходов к изучению стрессоустойчивости, 5
разнообразием методов исследования и их соответствием целям и задачам работы. В состав разработанного на основании проведенного теоретического анализа диагностического комплекса вошли надежные и валидные психодиагностические методики, хорошо зарекомендовавшие себя в исследовательской практике.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Проведено исследование уровня стрессоустойчивости у сотрудников органов внутренних дел и выявлены индивидуальные особенности нервнопсихической устойчивости, уровень субъективного контроля и тревожности сотрудников (на примере участковых уполномоченных полиции МО МВД России «Ирбейский»).
Теоретическая значимость:
Показано влияние степени сформированности личностных особенностей на уровень развития стрессоустойчивости у сотрудников органов внутренних дел. Выявлена возможность влиять, посредством обучения методам саморегуляции в стрессовых состояниях, на уровень стрессоустойчивости сотрудников органов внутренних дел.
Практическая значимость исследования:
Результаты исследования могут быть использованы при разработке стратегии работы с сотрудниками органов внутренних дел в условиях повышенного уровня стресса на службе. Разработанная программа развития стрессоустойчивости может быть использована в качестве адекватного инструментария при проведении исследований в других подразделениях.
Положения выносимые на защиту:
1. Стрессоустойчивость - является интегральным качеством личности, основой успешного социального взаимодействия человека, который характеризуется эмоциональной стабильностью, низким уровнем тревожности, высоким уровнем саморегуляции, психологической готовностью к стрессу.
2. Значимость развития поддержки стрессоустойчивости для профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел в связи с множеством деструктивных факторов и экстремальных ситуаций, в которых им приходиться решать сложные и ответственные задачи.
3. Разработанная на основе диагностического изучения особенностей стрессоустойчивости и апробированная специальная программа может способствовать сохранению и развитию стрессоустойчивости у сотрудников органов внутренних дел с различным профессиональным стажем.
Итак, подробный анализ психолого-педагогической и научнометодической литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости и его влияния на профессиональную деятельность и здоровье сотрудников органов внутренних дел позволил выявить теоретические предпосылки влияния обучения на сотрудников методам (приемам) саморегуляции на развитие их стрессоустойчивости.
На сегодняшний день наиболее распространенной является научная точка зрения, в которой стресс определяется как обязательное проявление жизнедеятельности человека. Это представление связано с тем, что человек, а в нашем случае сотрудники органов внутренних дел постоянно и неизбежно испытывают на себе воздействие различных раздражителей разной степени интенсивности поступающих из внешней среды.
В связи с все возрастающим напряжением в трудовой деятельности современного человека растет и необходимость в развитии личных качеств, способствующих укреплению стрессоустойчивости каждого сотрудника с целью сохранения его профессионального здоровья.
Стрессоустойчивости в свою очередь мы определили как интегральное качество личности, являющееся основой успешного социального взаимодействия человека, которое характеризуется эмоциональной стабильностью, низким уровнем тревожности, высоким уровнем саморегуляции, психологической готовностью к стрессу.
Из всего многообразия существующих, на сегодняшний день, психологических ресурсов помогающих человеку справляться с трудными жизненными ситуациями мы в своей работе выделяем саморегуляцию. Развитие данных психологических ресурсов по нашему мнению будет способствовать повышению уровня личностной психологической стрессоустойчивости.
Далее в работе нами были определены теоретико-методологические основания и эмпирические подходы к проблеме развития стрессоустойчивости, подобраны психодиагностические методики и исследован уровень стрессоустойчивости у сотрудников органов внутренних дел.
Нами была разработана и апробирована программа мероприятий, направленных на развитие у работников организации стрессоустойчивости с помощью методов и приемов саморегуляции стрессовых состояний. После проведения программы был сделан сравнительный анализ уровней стрессоустойчивости у сотрудников органов внутренних дел до и после реализации программы.
Результаты сравнительного анализа показали, что использование разработанной нами программы повышения уровня стрессоустойчивости с помощью методов саморегуляции способствует повышению их личностной стрессоустойчивости, что в свою очередь благотворно влияет на профессиональную деятельность сотрудников органов внутренних дел.
Таким образом, разработанная нами программа на основе диагностического изучения особенностей стрессоустойчивости сотрудников органов внутренних дел с различным стажем работы, способствовала развитию стрессоустойчивости молодых сотрудников и сохранению уровня стрессоустойчивости сотрудников, имеющих профессиональный стаж более 3 лет.
1. Авдеев, В.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности работников ОВД в экстремальных условиях / В.В. Авдеев. - М.: ВЮЗШ, 1998.
2. Адаев, А.И. Оценка и прогноз психологической готовности сотрудников ОВД к деятельности в экстремальных ситуациях / А.И. Адаев. - СПб., 2004. - 423 с.
3. Андрюшин, Г.Д., Борисова С.Е., Костина Л.Н. Психология в деятельности сотрудников ОВД / Г.Д. Андрюшин, С.Е. Борисова. - Орел: ОрЮИ МВД России, 2006.
4. Балина, Т.Н. Комплексная программа обучения приемам
психологической саморегуляции / Т.Н. Балина. - URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/898/19898/311. - (Дата обращения:
26.10.2017)
5. Банников, В.В. Влияние социально -психологических компонентов стрессоустойчивости на эффективность деятельности персонала организации: дис. ... канд. психол. Наук / В.В. Банников. - М., 2003. С. 156.
6. Бережная, Н.И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов / Н.И. Бережная // Ежегодник Российского психологического общества. - 2003. - №1. - С. 453-457.
7. Бодров В.А. Информационный стресс / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2000. - 352 с.
8. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2006. 525 с.
9. Варданян, Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости. Категории, принципы и методы психологии / Б.Х. Варданян. - М.: Наука, 1983.
10. Василенко, Е.В. Формирование профессионально -психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям : диссертация канд. псих. н.: 19.00.07 / Е.В. Василенко. - Ставрополь, 2008.
• 229 с.
11. Власкина, И.В. Способы развития стрессоустойчивости / И.В. Власкина // Психологи. - URL: http://www.b17.ru/article/35883/. - (Дата обращения: 26.10.2017)
12. Гурьянов, Ю.Н. Психологическое обеспечение в войсках и органах Пограничной службы России / Ю.Н. Гурьянов. - М.: Академия ФПС России, 2001. - 470 с.
13. Долгоруков, А.М. Метод case-study как современная технология профессионально ориентированного обучения / А.М. Долгоруков. - URL:http://evolkov.net/case/case. study.html (дата обращения: 26.10.2017)
14. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологи / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2005. 640с.
15. Зильберман, П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора / П.Б. Зильберман. - М.: Наука,1974. - 152 с.....50