Введение
Глава I. Теоретические аспекты исследования стрессоустойчивости в отечественной и зарубежной психологии
1.1. Сущность и содержание понятий стресс, стрессоустойчивость 8
1.2. Проблема развития стрессоустойчивости у выпускников
общеобразовательной школы при подготовке к итоговой аттестации 18
Выводы по главе 1 28
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию стрессоустойчивости у выпускников общеобразовательной школы при подготовке к итоговой аттестации
2.1Эмпирическое исследование развития стрессоустойчивости у выпускников общеобразовательной школы при подготовке к итоговой аттестации 29
2.2. Программа развития стрессоустойчивости у выпускников
общеобразовательной школы при подготовке к итоговой аттестации 41
2.3. Анализ результатов исследования 47
Выводы по главе II
Заключение
Библиография
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Жизнь современного человека складывается из череды постоянно меняющихся событий, что предполагает постоянную адаптацию человека к новым условиям в обществе. Адаптация к определенным условиям, к чему -то новому, к смене деятельности либо проба нового вида деятельности, и многое другое, зачастую приводит человека к возникновению стрессового состояния.
В жизни выпускников общеобразовательной школы экзамены не редко становиться причиной стрессового состояния. Оно занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение старшеклассников. Экзаменационный стресс - это частная форма психического стресса, которая нередко обуславливает экзаменационный невроз и является несомненным психотравмирующим фактором.
Проблема возникновения стресса и развития стрессоустойчивости старших школьников на этапе подготовки к итоговой аттестации в наше время является актуальной, так как в этот период старшеклассники сталкиваются с проблемами, которые связанны как с возрастными изменениями, так и с недостаточным количеством мероприятий посвященных профилактике стрессовых состоянии и развитию стрессоустойчивости.
Проблему стресса и стрессоустойчивости в своих исследованиях описывали многие авторы, например Р. Лазарус, Г.Селье и др. Стрессоустойчивость рассматривалась ими как «адаптационная энергия», которая осуществляется на третьей стадии в теории о стрессе Г.Селье. В отечественной психологии данную проблему исследовали: Л.И.Анцыферова, В.А.Бодров, Н.И.Вебер, Р.М.Грановская, И.А.Джидарьян, О.А.Карабанова, Т.Л.Крюкова, Л.А.Китаев-Смык, А.Е.Личко, О.В.Лозгачева, А.Б.Леонова, В.В.Собольников и др. Отечественные авторы понимали под стрессоустойчивостью совокупность компонентов личности, которая обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности. Проблема стрессоустойчивости в подростковом возрасте рассматривалась в трудах таких ученых, как Л. И. Божович, А.И. Жуков, А.И. Захаров, А.Г. Здравомыслова, В.А. Иванникова, Л. Е. Личко, Д.А. Леонтьева, С.С. Либих, М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев, A.M. Прихожан, B. E. Рожнов, М.Ю.Чибисова и др. Данный возрастной период сопровождается поиском идентичности, личностном и профессиональном самоопределении, всё это может вызвать стресс у старшеклассников, так же, к перечисленным трудностям добавляется проблема итоговой аттестации. Именно экзаменационный стресс является одним из главных причин, вызывающих психическое напряжение старшеклассников.
Стрессоустойчивость формируется в деятельности. Учебная деятельность, по мнению Л.С. Выготского, является формой реализации способностей ученика. Именно в учебной деятельности подросток включается в систему учебных отношений, усваивает моральные ценности и социальные нормы, приобретает опыт межличностного общения. Вот почему необходима такая организация учебного процесса, которая будет решать задачу формирования стрессоустойчивости.
В нашей стране проблема развития стрессоустойчивости выпускников в процессе подготовки к итоговой аттестации на сегодняшний день является не достаточно изученной, так как существует противоречие между отсутствием системы психологических и социальных технологий формирования стрессоустойчивости у старшеклассников, и необходимостью профилактических мероприятий, основанных на методиках психологической коррекции стресса. Проблема развития стрессоустойчивости
старшеклассников связана с кардинальными изменениями личности подростков. Они характеризуются тревожностью, противоречивостью чувств, нравственной неустойчивостью, нестабильной самооценкой, что служит причиной низкого уровня стрессоустойчивости. Для борьбы со стрессом, старшеклассникам необходимо уметь управлять своей психической деятельностью и развивать эмоциональную устойчивость. Для успешного развития стрессоустойчивости необходимо проводить регулярные психолого-педагогические занятия, которые будут заключаться в комплексном подходе, и использовать различные формы психологической поддержки (групповые, индивидуальные консультации выпускников, составление рекомендаций, индивидуальные консультации родителей выпускников). Таким образом, проблема исследования заключается в недостаточной представленности и концептуальности существующих программ развития стрессоустойчивости выпускников в период подготовки к итоговой аттестации.
Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время выпускные экзамены из года в год претерпевают изменения, которые связаны как с теоретическим содержанием, так и контролем самого процесса экзамена. Если в первом случае в образовательном учреждении сформированы все условия для успешного усвоения знаний, то, что касается эмоционального реагирования школьников, исследовано не достаточно, что не позволяет проводить эффективную работу со школьниками по развитию стрессоустойчивости у выпускников общеобразовательной школы при подготовке к итоговой аттестации.
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и реализовать условия для развития стрессоустойчивости у выпускников общеобразовательной школы при подготовке к итоговой аттестации.
Объект исследования - процесс развития стрессоустойчивости у выпускников общеобразовательной школы при подготовке к итоговой аттестации.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития стрессоустойчивости у выпускников общеобразовательной школы при подготовке к итоговой аттестации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Проанализировать теоретические аспекты исследования стресса и стрессоустойчивости в отечественной и зарубежной психологии.
2. Изучить сущность и содержание понятий стресс, стрессоустойчивость.
3. Выявить условия развития стрессоустойчивости у выпускников общеобразовательной школы при подготовке к итоговой аттестации.
4. Провести эмпирическое исследование выявления уровня стрессоустойчивости у выпускников общеобразовательной школы при подготовке к итоговой аттестации.
5. Разработать и апробировать программу развития
стрессоустойчивости у выпускников общеобразовательной школы при подготовке к итоговой аттестации.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что разработанная и реализованная нами программа, направленная на снижение тревожности, повышение уровня саморегуляции и уверенности в себе, способствует развитию стрессоустойчивости у выпускников общеобразовательной школы при подготовке к итоговой аттестации.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• подходы к рассмотрению понятия «стрессоустойчивость» (П.Б. Зильберман, Л.М.Аболин, В.Н.Васильева, Б.Х.Варданян, О.В.Лозгачева и др.);
• теория классификации стресогенных факторов (Л.А.Китаев - Смык);
• основные положения о психологических особенностях старшеклассников и их сопровождении (Л.С.Выготский, Д.А.Леонтьев, О.М.Сергеева и др.);
• подходы к развитию стрессоустойчивости (В.Е.Рожнов, О.М.Сергеева, А.К.Осницкий).
• подходы к организации психолого-педагогического сопровождения старшеклассников в период подготовки к итоговой аттестации (И.В.Антошкина, Т.А.Круглова, М.Ю. Чибисова и др.).
Методы исследования:
1. теоретические - анализ теоретических аспектов исследования стресса в отечественной и зарубежной психологии,
2. эмпирические
• Тест «Подвержены ли вы экзаменационному стрессу» Автор: Шрамко Елена Петровна.
• Опросник «Инвентаризация симптомов стресса» Авторы: Иванченко Т. А., Иванченко М. А., Иванченко Т. П.
• «Шкалы социально ситуационной тревоги Кондаша» Автор:
О.Кондаш.
• Тест «Уверенность в себе» Автор: Райдас
База исследования. Эмпирическое исследование проводилось в 20172018 году на базе МБОУ СОШ №5 г. Дивногорска. Принимали ученики 11 классов, посещающие подготовительные курсы по психологии и их родители. Выборка респондентов составила 22 человека: 10 выпускников в возрасте 16-17 лет, 7 родителей выпускников, 5 педагогов.
Научная значимость. Проведенное исследование теоретически обосновывает и обогащает практику развития стрессоустойчивости у выпускников общеобразовательной школы при подготовке к итоговой аттестации. Положения и выводы исследования позволяют обогатить существующие теоретические представления по проблеме развития стрессоустойчивости у выпускников общеобразовательной школы при подготовке к итоговой аттестации, определить практические, применимые для условий общеобразовательной школы, способы снижения тревожности, повышения уровня саморегуляции и уверенности в себе, являющиеся показателями стрессоустойчивости у выпускников общеобразовательной школы при подготовке к итоговой аттестации.
Практическая значимость. Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная и апробированная нами программа развития стрессоустойчивости у выпускников общеобразовательной школы при подготовке к итоговой аттестации может применяться для работы в образовательных учреждения.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В библиографическом списке представлено 48 источников по теме исследования. Работа иллюстрирована 2 таблицами и 8 рисунками. Общий объем исследования составил 122 страницы. Объем приложений 54 страницы.
Актуальность работы несомненна, так как в настоящее время выпускные экзамены из года в год претерпевают изменения, которые связаны как с теоретическим содержанием, так и контролем самого процесса экзамена. Если в первом случае в образовательном учреждении сформированы все условия для успешного усвоения знаний, то, что касается эмоционального реагирования школьников, исследовано не достаточно, что не позволяет проводить эффективную работу со школьниками по развитию стрессоустойчивости у выпускников общеобразовательной школы при подготовке к итоговой аттестации.
Цель нашего исследования вытекает из актуальности работы - выявить, теоретически обосновать и реализовать условия для развития стрессоустойчивости у выпускников общеобразовательной школы при подготовке к итоговой аттестации.
Мы предположим, что созданные нами условия для развития стрессоустойчивости у выпускников общеобразовательной школы при подготовке к итоговой аттестации, способствуют снижению тревожности, повышению уровня саморегуляции и уверенности в себе.
Для достижения цели и проверки гипотезы, решались задачи:
1. Теоретические - проведенное нами, теоретическое исследование стрессоустойчивости в отечественной и зарубежной психологии, нашло подтверждение в том, что данная тема является актуальной и на сегодняшний день.
Проанализировав различные точки зрения на проблему развития стрессоустойчивости можно ее определить как интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмоциональной обстановке». Таким образом, стрессоустойчивость - это сложное, разноуровневое качество личности, в котором объединяется целый комплекс способностей и широкий круг различных явлений, из чего можно заключить, что стрессоустойчивость характерна для физически здоровых, эмоционально стабильных личностей с активной жизненной позицией, адекватной самооценкой и низким уровнем тревожности.
Стрессоустойчивость старших школьников формируется в учебной деятельности, именно поэтому необходима такая организация учебного процесса, которая позволит решить задачу формирования стрессоустойчивости.
Следовательно, развитие стрессоустойчивости выпускников при подготовке к итоговой аттестации необходимо и возможно, если данный процесс развития будет реализовываться с помощью снижения тревожности, развития саморегуляции, так как от нее зависит успешность, надежность, продуктивность и конечный исход любого акта произвольной активности; уверенности в себе потому как, чем больше подросток боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок и рефлексии, поскольку она является важнейшим показателем личностного роста учащегося.
Данный этап исследования помог четко сформировать представление о стрессоустойчивости и дать направление на ход эмпирического исследования.
2. Эмпирические - мы опирались на анализ теоретических аспектов исследования стресса, ключевых понятий, что позволило нам подобрать ряд тестов для выпускников.
В эмпирической части исследования эксперимент проводился в три этапа: 1.Диагностический этап; 2. Формирующий этап; Констатирующий этап.
Базу исследования составили ученики 11 классов МБОУ СОШ №5 г. Дивногорска, посещающие подготовительные курсы по психологии и их родители. Выборка респондентов составила 22 человека: 10 выпускников в возрасте 16-17 лет, 7 родителей выпускников, 5 педагогов.
Для систематизации проводимых диагностик, мы соотнесли полученные результаты по уровням стрессоустойчивости и выявили следующие показатели:
1. Низкий уровень стрессоустойчивости - высокий уровень
тревожность, низкий уровень саморегуляции, не уверенность в себе.
2. Средний уровень стрессоустойчивости - несколько завышен
уровень тревожности, низкий уровень саморегуляции, среднее значение уверенности в себе.
3. Высокий уровень стрессоустойчивости - тревожность находиться на уровне в пределах нормы, высокий уровень саморегуляции, уверен в себе.
По завершению диагностического этапа исследования, выявлены следующие результаты. Низкий уровень стрессоустойчивости имеют 7 человек, средний уровень стрессоустойчивости имеют 3 человека, на высоком уровне стрессоустойчивости не выявлено респондентов. На основе полученных результатов диагностического исследования, мы пришли к выводу, что необходима работа по развитию стрессоустойчивости выпускников общеобразовательной школы при подготовке к итоговой аттестации.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы с учетом результатов диагностического исследования, а также на основе проведенного теоретического анализа, нами была разработана и апробирована программа развития стрессоустойчивости выпускников общеобразовательной школы при подготовке к итоговой аттестации.
Констатирующий этап был реализован с помощью комплекса диагностических методов для оценки эффективности нашей программы. Для этого был применен тот же диагностический инструментарий, что и на первом этапе эксперимента. Результаты распределения по уровням стрессоустойчивости, среди выпускников, на констатирующем этапе эксперимента выглядят так: низкий уровень стрессоустойчивости не преобладает в данной группе респондентов, средний уровень стрессоустойчивости имеют 2 человека, высокий уровень
стрессоустойчивости преобладает и он свойственен 8 респондентам.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что разработанная и апробированная нами программа развития стрессоустойчивости у выпускников при подготовке к итоговой аттестации является актуальной, эффективной и результативной, потому как , способствовала развитию стрессоустойчивости, что подтверждают результаты диагностики на констатирующем этапе эксперимента. А именно все компоненты стрессоустойчивости нашли отражения в данной программе, претерпели развития в положительную сторону: уровень тревожности снизился, уровень эмоциональной саморегуляции и уверенности в себе повысился.
В ходе выполнения диссертационной работы были решены все задачи, поставлены на начало исследования. Исследование завершено с положительной динамикой, что свидетельствует о достижении поставленной цели.
Гипотеза исследования так же подтверждена: Разработанная и реализованная нами программа, направленная на снижение тревожности, повышение уровня саморегуляции и уверенности в себе, способствует развитию стрессоустойчивости у выпускников общеобразовательной школы при подготовке к итоговой аттестации.
1. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения. Вопросы психологии, 1989, № 4, с. 141-149.
2. Алиев Х.М. Метод «Ключ» в борьбе со стрессом. - Ростов н/Д: Издательство: Феникс, 2011. - 214 стр.
3. Аткинсон Р. Л., Аткинсон Р. С., Смит Э. Е., Бем Д. Дж, Нолей-Хоэксема С. «Введение в психологию». Под общ. ред.
B. П. Зинченко, А. И. Назарова, Н. Ю. Спомиора - СПб.: «Прдйм- ЕВРОЗНАК», 2003. - 672 с.
4. Бадьина Н.П. Проблемы психологической подготовки к Единому государственному экзамену // Психологопедагогическое сопровождение образовательного процесса: Материалы научно-практической конференции (17 февраля 2005 года) / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования курганской области. - Курган, 2005. -
C. 12-18.
5. Бадьина Н.П. Психологическая подготовка выпускников к ЕГЭ // Педагогическое Зауралье, 2005. - № 1. - С.33-35.
6. Боброва И.А., Чурсинова О.В. Психологическая подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации. Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2014.- С.74.
7. Бодров В. А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2004.- 352 с.
8. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. - СПб., 2003. - 352с.
9. Варданян Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян. — М.: Наука, 2008. — 380 с.
10. Вергунова В.М., Лейфа А.В. - Благовещенск: Изд-во ГОАУ ДПО Амурский областной институт развития образования, 2011. - 104с
11. Долгова В. И., Кондратьева О. А., Леонидова И. С.
Исследование стратегий психологической защиты
старшеклассников в период подготовки к итоговой государственной аттестации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 151-155.
12. Журавлев Д. Экзамен — способ проверки знаний или психологическое испытание? // Народное образование. — 2003.- №
4.
13. Иванченко Т. А., Иванченко М. А., Иванченко Т.П. Сверхздоровье и успех в бизнесе для каждого. СПб., 1994.
14. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - М. : Академический проект, 2009.
15. Коврова М.Ю. Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде.// Журнал «Психология и писхопрофилактика».-из-во Костромского ГПУ.- Кострома. 2010.-С.25-28...41