ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
ХОРЕОГРАФИИ 11
1.1. Сущностная характеристика понятия «творческие способности»
младших школьников 11
1.2. Урок хореографии, как форма развития творческих способностей
младших школьников 25
Выводы по 1 главе 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ 36
2.1. Сформированность творческих способностей у младших школьников на начальном этапе исследования 36
2.2 Разработка специальной программы по развитию творческих
способностей на занятии хореографии 57
2.3 Включение младших школьников в хореографическую деятельность .. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
Актуальность исследования. Интенсивность изменений и преобразований современной действительности ставит перед педагогикой задачу формирования такой личности, которая способна творчески осуществлять профессиональную деятельность в рыночных отношениях. Это требует качественного обновления педагогической деятельности, в том числе и в развитии творческих способностей школьников н‘а уроках хореографии.
Дисциплины художественного цикла (в частности хореография) являются мощным фактором развития личности, они дают возможнось самореализации школьника, н‘е подчиняя динамику и уровень его развития какому-либо стандарту, воспринимать как результат сам процесс совершенствования и развития творческого потенциала.
Проблема формирования и развития творческой личности приобретает особую актуальность в современной школе и педагогической науке. Анализ психолого-педагогической, методической литературы последнего десятилетия четко указывает на пристальное внимание ученых, методистов и учителей к проблеме детского творчества, развития креативного потен циала школьн иков, котор ый все чаще связывают с успешн ой адаптацией личности в стремительно меняющемся социуме. «В мире, который «всегда нов», невозможно адаптироваться без возрастания креативных способностей личности» [6]. Творчество ребенка превращается в непременный фактор социализации».Несмотря на данную школьнику от природы способн ость к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможн ость обеспечить высокий уровен ь ее развития.
Современная педагогическая практика решает проблему развития креативн ости через реализацию личностн о-ориен тирован н ой идеи в обучении и воспитании школьника; перспективные образовательные технологии; поиск средств развития творческих способностей. При всем многообразии подходов к развитию креативности школьников, можно выделить определенную тенденцию, которая заключается в создании специальных условий для развития творческого потенциала в разных видах художественной деятельности через применение активных методов обучения, направленных на формирование творческих способностей школьников.
Проблема творчества и творческих способностей изучалась многими учеными (Выготский Л.С., Гилфорд Дж., Леонтьев А.Н., Торренс Е.П.)
Актуальность данной проблемы в современном образовании подводит нас к выбору темы магистерского диссертационного исследования: «Развитие творческих способностей у младших школьников на уроках хореографии».
Цель исследования: определить педагогические условия для
эффективного развития творческих способностей младших школьников.
Объект исследования: организация творческой деятельности
младших школьников.
Предмет исследования: р‘азвитие творческих способностей младших школьников на уроках хореографии.
Гипотеза исследования: - эффективное развитие творческих
способностей осуществляется, если:
•определена совокупность творческих способностей, которые влияют на готовность к творческой деятельности на уроках хореографии;
•определить и внедрить педагогические условия эффективного развития творческих способностей младших школьников:
а) Введение в специальную программу занятий творческих заданий, направленных на развитие творческих способностей младших школьников б) Осуществление диагностики и коррекции развития творческих способностей младших школьников на уроках хор‘еогр‘афии.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы развития творческих способностей младших школьников.
2. Уточнить и конкретизировать понятия проблемы исследования: «творческая деятельность младших школьников», «творческие способности младших школьников».
3. Разработать и апробировать специальную программу по развитию творческих способностей младших школьников.
4. Провести диагностику развития творческих способностей, проверить эффективность педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей и сформировать коррекционные действия педагога на уроках хореогр афии у младших школьн иков.
5. Разработать методические рекомендации по реализации специальной программы развития творческих способностей младших школьников на уроках хореографии.
Нами были сформированы противоречия:
• Социальн о-педагогические: между потребностью общества в
воспитании творческой личности и недостаточным использованием потенциала урока хореографии для развития творческих способностей, в том числе организации творческой деятельности На уроках хореографии.
• Научно-теоретические: между ур‘овн‘ем теоретической
разработанности развития творческих способностей младших школьников через хореографию и недостаточным теоретическим обоснованием возможностей развития творческих способностей младших школьников в процессе творческой деятельности на уроках хореографии.
• Научн о-методические: между методической разработанностью развития творческих способностей на занятиях хореографией в начальной школе и методической организацией творческой деятельности на уроках хореографии.
Выявленные противоречия позволили сделать вывод о сложности, актуальности и практической значимости темы нашего исследования: развитие творческих способностей младших школьников на уроках хореографии.
Анализ научной литературы и специальных исследований показал, что научный подход к развитию твоческих способностей школьников на уроках хореографии специально не рассматривался.
Научная новизна исследования.
• Скорректировано определение «Творческие способности»
• Выделены критерии сформированности творческих
способностей младших школьников на уроках хореографии.
• Разработана педагогическая программа хореографии в школе, способствующая эффективному и органичному развитию творческих способностей школьн иков, где сформулирован ы принципы и методы построения урока, обоснованы его критеии, раскрыты педагогические условия эффективного развития креативности школьников.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
В настоящем диссертационном исследовании рассмотрен1 и обобщен опыт изучения проблемы развития творческих способностей отечественными и зарубежными учеными.
Проблему развития творческих способностей человека как творца и субъекта исторического действия рассматривали А.Г.Асмолов, H.A. Бердяев, Л.П. Буева, B.C. Библер, A.B. Брушлинский, Л.С.Выготский, М.С.Каган, Д.С. Лихачев, Л.П. Печко, П.А. Флоренский и др.
Большую помощь в определении творчества как фактора развития личности нам оказали работы отечественных и зарубежных исследователей: Д.Б.Богоявленской, T.C. Выготского, В.Н. Дружинина, В.В. Давыдова, А.М.Матюшкина, Я.А.Пономарева, Дж. Бьюдженталь, А. Маслоу, Р. Мэй и др‘.
Определению путей развития и диагностики творчества способствовали идеи, пр едставлен н ые в р аботах Дж. Гилфор да, П. Торренса, Н.Ф. Вишняковой, Е.Л.Яковлевой и др‘.
Особый интерес для нашего исследования представили работы классиков психологии и педагогики Б.Г. Ананьева, П.П.Блонского, Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.С. Лихачева, A.C. Макаренко, С.Л. Рубинштейна, С.Т. Шацкого, посвященные изучению творческой активн ости личности.
На основании изучения проблемы творческого развития младших школьников, анализа хореографических программ, была сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречием между необходимостью уже в начальной школе развивать творческие способности учащихся и недостаточной теоретической и практической разработкой данного вопроса.
Возникшее противоречие обусловлено несоответствием между:
•необходимостью развития творческих качеств личности и организацией творческой деятельности младших школьников в соответствии со школьной программой, ориентированной на репродуктивную деятельность обучающихся;
Методы исследования.
Теоретические методы включали: широкое изучение и анализ специальной философской, психолого-педагогической и научно
методической литературы по проблемам исследования; анализ учебно - методической документации, общетеоретические методы анализа, синтеза, теоретического моделирования. Общелогические методы (моделирование, сравнение). Изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования, концептуализация образовательной практики.
Эмпирические методы: наблюдение и анализ практической
деятельности педагогов и школьников в Орамках социально- педагогического эксперимента, опытно-экспериментальная работа по разработанной программе развития творческих способностей школьников на уроках хореографии. Методы статистической обработки данных, диагностика развития творческих способностей младших школьников.
Теоретическая значимость исследования.
Сформулированы критерии развития творческих способностей младших школьников на уроках хореографии.
Подобраны творческие задания Она развитие творческих способностей младших школьников.
Теоретически обоснованы методики по оценке уровня развития творческих способностей.
Практическая значимость исследования.
Разработаная педагогическая программа, в основе которой лежат творческие задания, виды и жанры смежного искусства на уроках хореографии, могут быть использованы в широкой практике при моделировании уроков хореографии, в школе во время внеклассных и внешкольных занятий. Описанны классические методики диагностирования уровня развития творческих способностей школьников на уроках хореографии в школе.
Разработанные творческие задания, направленные на развитие творческих способностей школьников, могут стать основой для самостоятельного цикла занятий и семинаров по творческому развитию детей и подростков.
Материалы исследования могут быть использованы в методологической и методической подготовке учителя хореографии в школе и руководителя хореографическим коллективом в школе.
Достоверность результатов исследования обеспечена опорой на фундаментальные научные разработки (отечественные и зарубежные) в области философии, психологии, эстетики, общей и хореографической педагогики; рассмотрением объекта исследования в его всесторонних и наиболее существенных внутренних связях и отношениях; применением в ходе работы методов теоретического и эмпирического уровня; личным педагогическим опытом исследователя в качестве руководителя и преподавателя хореографии в 10 гимназии в г . Красноярск.
Опытно-экпериментальная работа осуществлялась: в МАОУ Гимназия №10 в г. Красноярск.
Этапы исследования. На первом этапе (2018-2019 гг.) осуществлялась работа по выработке методологических основ исследуемой проблемы. Теоретически осмыслено эмпирический материал, связанный с преподаванием уроков хореографии на основе творческих приемов и заданий, развивающих творческие способности школьников.
ОНа втором этапе (2018-2019 гг.)на базе МАОУ Гимназии № 10,
разрабатывалась теоретическая концепция построения целостности урока хореографии, выявлялись её основные положения и пути внедрения в практику. Исследование творческих способностей младших школьников на уроках хореографии
На третьем этапе (2019-2020 гг.) было осуществлено непосредственное внедрение урока хореографии (партерная гимнастика, классический танец, современная хореография) в практическую деятельность педагога - хореографа, анализировались и обобщались результаты опытноэкспериментальной работы, велась работа по исследованию специальных литературных источников. По результатам исследования проведена работа по написанию диссертации.
Апробация и внедрение осуществлялись в практической деятельности в качестве руководителя и преподавателя хореографии МАОУ Гимназии № 10. Открытые уроки, мастер- классы, лекции в системе повышения квалификации и беседы с учителями, были посвящены проблемам развития творческих способностей школьников на уроках хореографии в школе.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения, списка использованной литературы и приложения, в котором представлена программа по развитию творческих способностей младших школьников.
Для творческой личности творческая деятельность является жизненной потребностью. Главным показателем творческой личности, ее наиболее главным признаком считают наличие творческих способностей.
Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности. Е.П. Торренс рассматривает творческие способности, как способность человека к порождению оригинальных и разнообразных идей. Одним из главных факторов развития современной личности младшего школьника становится его творческая деятельность, а именно развитие творческих способностей. Развитие творческих способностей у младших школьников на уроках окружающего мира способствует развитию у детей таких показателей как гибкость, оригинальность, разработанность.
Для развития творческих способностей мы выбрали форму
деятельности - занятия хореографией.
Урок хореографии - это педагогическая технология, побуждающая обучающихся к активному проявлению своих способностей к осмыслению деятельности с точки зрения ценностного подхода. Занятия хореографией формирует у обучающихся адекватную самооценку и способствует благоприятному развитию творческих способностей.
После проведения диагностик на начальном этапе исследования мы выявили, что сформированность творческих способностей у младших школьников находится в большей степени на среднем уровне развития, но также присутствовал и низкий уровень развития (способность к открытию).
Результаты повторной диагностики показали, что после внедрения комплексной программы хореографии с подобранными творческими заданиями, уровень сформированности творческих способностей школьников существенно повысился.
В экспериментальной группе увеличилось количество детей с высоким уровнем развития творческих способностей-(60%) а также средний уровень. Учащиеся, имеющие на начальном этапе исследования низкий уровень сформированности творческих способностей, после внедрения программы, при проведении повторной диагностики, повысили свой уровень до среднего.
Проанализировав полученные данные после проведения повторной диагностики, мы делаем вывод о том, что разработанная нами программа на уроках хореографии является эффективной формой деятельности для развития творческих способностей у младших школьников.
Следовательно, анализируя результаты магистерского исследования, поставленные нами задачи реализованы, а выдвинутая гипотеза доказана на практике.
1. Айрумян, Г. С. Дидактическая игра в младшем школьном возрасте [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф./ Г. С. Айрумян, Л. В. Нагорнова. - Чита : Молодой ученый, 2013. - С. 60-62.
2. Аквилева, Г. Н. Методика преподавания
естествознания в начальной школе [Текст]: учеб.пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. Профиля / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. - М. : Владос, 2001. — 240 с.
3. Амосова Н. В. Образовательный портал «Слово» // К. Д. Ушинский «О воспитании» [Электронный ресурс] / URL: http://www.portal-slovo.ru (дата обращения: 14.03.2017).
4. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития [Текст]. - Казань, 1996. - 568 с.
5. Арбузова, Е. Н. Методика преподавания биологии [Текст] / Е. Н. Арбузова, В. В. Половцов // Вестник Омского гос. пед. ун-та: научный журнал. - 2007.
6. Безуглая, Г.А. Музыкальный анализ в работе педагога- хореографа: Учебное пособие. Безуглая Г.А. / Г.А. Безуглая. - М.: Лань, Планета музыки, 2015. - 791 c.
7. Береснева И. В. Психологические особенности детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // URL:http://www.prodlenka.ru(дата обращения: 26.10.2017).
8. Бершадский, М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии [Текст] /М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. -«Педагогический поиск», 2003. - 256 с.
9. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: кн. для воспитателей дет.сада. - М. : Просвещение, 1991. - 160 с.
10. Борисова, Вера Гимнастика. Основы хореографии / Вера Борисова. - М.: Бибком, 2011. - 101 с.
а. Брокгауз, Ф. А. Энциклопедический словарь Ф.
А. Брокгауза и И. А. Ефрона / Ф. А. Брокгауз, И. П. Ефрон. — СПб. : Брокгауз-Ефрон, 1890—1907.
11. Бычков, А. В. Метод проектов в современной школе [Текст]. - М., 2000.
12. Ванслов, В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии / В. Ванслов. - М.: Искусство, 2017. - 224 с.
13. Ванслов, В. В. Хореограф Юрий Григорович / В.В. Ванслов. - М.: Театралис, 2009. - 248 с.
14. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации [Текст] / В. Васильев // - Народное образование. - М., 2000. - № 9.- С.45-49.
15. Вахрушев, А. А. Окружающий мир «Наша планета
Земля». 2 класс. Учебник в 2 ч. Ч.2. / А. А. Вахрушев, О. В.
Бурский, А. С. Раутиан. - М. : Баласс, 2012.....68