РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 10
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ШКОЛЫ ИСКУССТВ
1.1 Сущность и характеристика творческого потенциала учащихся 18
1.2 Особенности развития творческого потенциала у учащихся среднего
школьного возраста 30
1.3 Специфика художественной керамики и ее возможности в развитии творческого потенциала учащихся среднего школьного возраста школы искусств 39
Выводы по главе 1 46
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ШКОЛЫ ИСКУССТВ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КЕРАМИКЕ
2.1 Выявление актуального уровня развития творческого потенциала
учащихся среднего школьного возраста 48
2.2 Разработка и реализация программы развития творческого потенциала
учащихся среднего школьного возраста школы искусств через творческую деятельность в керамике 57
2.3 Результаты реализации педагогических технологий развития творческого потенциала учащихся среднего школьного возраста школы
искусств через творческую деятельность в керамике 68
Выводы по главе 2 72
Заключение 74
Список используемых источников 76
Приложения 84
Актуальность исследования: сегодня общество выдвигает новые требования к современному человеку; быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях, немедленно реагировать на изменения, происходящие в мире. Одной из значимых задач современного образования является в процессе обучения и воспитания развитие всесторонне развитой творческой личности, способной работать на благо общества, страны. Развитие творческого потенциала - это многоаспектный процесс, который выводит человека на новую ступень развития: самоутверждение,
самореализацию, преображение самого себя в окружающем мире и дает возможность человеку реализовать субъективные и объективные потребности, находить нестандартные оригинальные решения и готовность к участию в новых видах деятельности.
В научной литературе существуют различные подходы в толковании развития творческого потенциала. Аксиологический подход — определяет творческий потенциал как репертуар полученных и самостоятельно выработанных умений и навыков, как способность к действию и мера их реализации в определенной сфере деятельности и общения (М.С. Каган,
А.В. Кирьякова, Д.А. Леонтьев и другие). Онтологический подход — рассматривает творческий потенциал как характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации (М.В. Копосова, В.Н. Николко и другие). Развивающийся подход — творческий потенциал личности определяется как совокупность реальных возможностей, умение, навыков, определенный уровень их развития (О.С. Анисимов, В.В. Давыдов, Г.Л. Пихтовников и другие). Деятельностно-организационный подход осуществляется как развитие творческого потенциала личности осуществляющая деятельность творческого характера (Г.С Альтшуллер, И.О. Мартынюк, В.Г. Рындак и другие). Способностный подход позволяет отождествить творческий потенциал с творческими способностями человека и рассмотреть его как интеллектуально-творческую предпосылку к творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Я.А. Пономарев и другие). Энергетический подход - творческий потенциал отождествляется с психоэнегетическими ресурсами и резервами личности, которые выражаются в необычайной интенсивности духовной жизни и могут разряжаться в других видах деятельности (Н.В. Кузьмина, Л.Н. Столович и другие). Ресурсный подход - является ресурсным показателем потенциала, который постоянно расходуется, возобновляется в ходе жизнедеятельности субъекта, реализуется во взаимоотношении с окружающим миром, а также является системным качеством (Т.А. Саломатова, В.Н. Марков и Ю.В. Синягин и другие) [79, с. 25-27].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что единого мнения в вопросе определения и содержания понятия «творческий потенциал», на данный момент не существует. Многие ученые и исследователи в данной проблеме сходятся в одном: способностью к творческой деятельности обладает каждый человек, и задача современного образования найти такие ресурсы и возможности, при которых будет обеспечено развитие творческого потенциала каждого ребенка на протяжении всего школьного периода
Анализ научной литературы дает нам возможность утверждать, что в настоящее время актуализируется необходимость организации занятий с учащимися для овладения новыми знаниями, новыми средствами, создающими предпосылки для развития их творческого потенциала.
При этом в современной ситуации развития российского образования прослеживаются объективно существующие противоречия между:
- требованиями государства в воспитании творческого потенциала человека и недостаточным вниманием к организации процесса такого воспитания в образовательных организациях;
• возможностями образовательных организаций в развитии творческого потенциала школьников и не разработанностью ресурсов при существующей потребности в развитии данного потенциала школьников;
• потребностью школьников в развитии своего творческого потенциала и отсутствием разнообразия возможностей в удовлетворении данной потребности, по причине недостаточно разработанных педагогических программ по развитию творческого потенциала учащихся.
Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: каковы педагогические технологии развития творческого потенциала учащихся среднего школьного возраста в детской школе искусств и сформулировать тему исследования: «Развитие творческого потенциала учащихся среднего школьного возраста школы искусств через творческую деятельность в керамике».
Цель исследования: теоретически обосновать, апробировать и реализовать программу по развитию творческого потенциала учащихся среднего школьного возраста школы искусств через творческую деятельность в керамике и проверить её результативность в экспериментальной работе.
Объект исследования: представлен процессом активизации
творческой деятельности учащихся среднего школьного возраста школы искусств через творческую деятельность в керамике.
Предмет исследования: педагогические технологии развития
творческого потенциала учащихся среднего школьного возраста школы искусств через творческую деятельность в керамике в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детской школы искусств №2» посёлок Подгорный.
В связи с указанной целью, объектом, и предметом рабочая гипотеза: развитие творческого потенциала учащихся среднего школьного возраста
школы искусств через творческую деятельность в керамике будет
результативным, если:
• оценить состояние и уровень развития творческого потенциала учащихся среднего школьного возраста в детской школе искусств и выявить особенности его развития в педагогической теории и практике;
• проанализировать специфику керамики и творческой деятельности, их возможности в развитии творческого потенциала учащихся среднего школьного возраста;
• разработать и внедрить программу, направленную на развитие творческого потенциала учащихся среднего школьного возраста через творческую деятельность в керамике;
• выявить и экспериментально проверить эффективность обоснованных, разработанных и реализованных педагогических технологий по развитию творческого потенциала учащихся среднего школьного возраста школы искусств через творческую деятельность в керамике.
В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
• проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
• выявить особенности развития творческого потенциала учащихся среднего школьного возраста школы искусств и уровни их проявления;
• определить и охарактеризовать критерии развития творческого потенциала;
• подобрать диагностический комплекс для изучения развития творческого потенциала учащихся среднего школьного возраста через творческую деятельность в керамике;
• подготовить и провести занятия по программе развития творческого потенциала учащихся среднего школьного возраста через творческую деятельность в керамике;
• проследить и проанализировать динамику изменений уровней развития творческого потенциала до и после формирующего эксперимента;
В ходе исследования были использованы следующие методы:
• анализ психолого- педагогической литературы;
• тестирование;
• эксперимент;
• качественный и количественный анализ.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств №2» посёлок Подгорный в нем приняли участие 20 учащихся в возрасте 12-13 лет, которые были разделены на две группы контрольную и экспериментальную.
Теоретическая база исследования: концептуальная основа
магистерского исследования построена с использованием работы философов, социологов, педагогов, психологов, искусствоведов по проблемам развития и становления личности, развития ее творческого потенциала: К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и другие; теоретические концепции творческой деятельности: Дж. Гилфорд, Дж. и Э. Дьюи, Э. Коллингс, Я.А. Пономарев. Взаимосвязь культуры и образования изучали многие исследователи в том числе: М.М. Бахтин, В. Л. Бенин, Н.Л. Бердяев, В.П. Зинченко. В отечественном образовании эту тему рассматривают: А.А. Дергач, Б.В. Игнатьев, М.С. Каган, М.В. Крупенина, И.А. Малахова, В.Н. Шульгин. Заслуживают внимания авторские концепции обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству таких исследователей как: А.Д. Алехин,
В.С. Кузин, Б.М. Неменский и Т.Я. Шпикалова, предлагающих создание условий для развития творческого потенциала личности.
Научная новизна исследования: заключается в развитии
творческого потенциала учащихся среднего школьного возраста школы искусств через творческую деятельность в керамике.
Теоретическая значимость: диссертационной работы заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, станут основой для развития творческого потенциала учащихся среднего школьного возраста школы искусств через творческую деятельность в керамике.
Практическая значимость исследования: практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический материал может быть использован в практической деятельности преподавателей дополнительного образования.
Структура и объём диссертации:
Полный объём - 127 страниц, 8 рисунков, 2 таблицы и 4 приложения. Количество использованных источников 80
Описание представляемого исследования включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Во введении обсуждается: актуальность работы, цель, объект исследования, предмет исследования, рабочая гипотеза, задачи исследования, научная новизна, научная и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту, а также приводится список работ, в которых опубликованы результаты данного исследования. Кратко представлено содержание диссертации.
В главе 1 описаны теоретические основы развития творческого потенциала учащихся среднего школьного возраста; рассмотрены: понятие «творческий потенциал», особенности развития творческого потенциала учащихся среднего школьного возраста, а также специфика художественной керамики и ее возможности в развитии творческого потенциала учащихся среднего школьного возраста школы искусств.
В главе 2 представлено экспериментальное исследование по выявлению актуального уровня развития творческого потенциала учащихся, разработана и апробирована программа на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детской школы искусств №2» посёлок Подгорный. Оформлены результаты реализации педагогических технологий по развитию творческого потенциала учащихся среднего школьного возраста школы искусств через творческую деятельность в керамике.
Основные результаты диссертационного исследования были представлены на научно-практических конференциях: Всероссийская
научно-практическая конференция в рамках XIX Международного научнопрактического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука XXI века» г. Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева, 26 - 27 апреля 2018 года. VI Международная научно-практическая конференция, ЮжноУральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского 27 июня 2018 года, г. Челябинск. Международная студенческая научная конференция «Поколение будущего» ГНИИ «Нацразвитие» июль 2018 г. Санкт-Петербург.
По теме диссертации опубликованы 3 статьи, в которых нашли отражение теоретические принципы и результаты работы: Кислова Т.Н., Гинтер С.М. О развитии творческого потенциала учащегося среднего школьного возраста // Гордиенко Е.В.; ред. кол.; Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018. Кислова Т.Н., Гинтер
С.М. Развитие творческого потенциала учащегося среднего школьного возраста // Челябинск: ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2018. - 286 с. Кислова Т.Н., Гинтер С.М. Роль художественной керамики в развитии творческого потенциала учащихся// сборник избранных статей: СПб. ГНИИ «Нацразвитие» 2018г. - с. 114.
В заключении сформулированы основные результаты диссертации.
В приложениях собраны таблицы, содержащие данные по результатам исследования, методики исследования, занятия по программе «Удивительный мир керамики», представлены учебные работы учащихся.
В диссертации представлено теоретическое обоснование развития творческого потенциала учащихся среднего школьного возраста в школе искусств через творческую деятельность в керамике. Это нам позволило расширить научные знания о предмете исследования, а именно, определить диагностический инструмент исследования, обосновать, разработать педагогические технологии, выбрать методики и их реализовать в процессе экспериментальной работы и доказать их результативность. В соответствии с целями и задачами проведенного исследования, можно сделать следующие выводы по его результатам:
уточнено понятие развитие «творческого потенциала», выделяя понятия «творчество», «потенциал», «творческая деятельность»;
рассмотрена особенность развития творческого потенциала учащихся среднего школьного возраста;
определена специфика художественной керамики и ее возможности в развитии творческого потенциала учащихся среднего школьного возраста школы искусств;
на основе теоретической и практической разработки предмета исследования обоснованы и разработаны педагогические технологии развития творческого потенциала учащихся среднего школьного возраста школы искусств через творческую деятельность в керамике;
разработан диагностический инструмент изучения творческого потенциала среднего школьного возраста школы искусств через творческую деятельность в керамике. Определены критерии: знания о художественном творчестве; эмоциональное реагирование на художественное творчество; активность в художественно творческой деятельности;
для проверки уровней выделены диагностики, на наличия знаний о художественном творчестве, где использовался тест задания Т.Я. Шпикаловой - «Народные промыслы России»; по изобразительному искусству Б.М. Неменского для пятого класса тема: «Связь времен в народном искусстве». Для диагностики проявления эмоционального реагирования на художественное творчество был использован диагностический «Художественно экспрессивный» тест Л.В. Школяр. Для диагностики активности в художественной творческой деятельности использовался тест «Неоконченный рисунок» Т.Л. Барышевой. Проведение исследования проводилась на базе Муниципального бюджетного учреждения детского образования «Детской школы искусств №2» посёлок Подгорный. Для констатирующего эксперимента были выделены две группы контрольная и экспериментальная. Проведенный нами констатирующий эксперимент показал, что есть необходимость в разработки и проведения формирующего эксперимента, направленного на развитие необходимых компонентов и уровней в развитие творческого потенциала учащихся среднего школьного возраста школы искусств через творческую деятельность в керамике;
для формирования развития творческого потенциала учащихся среднего школьного возраста в процессе творческой деятельности с помощью керамики в школе искусств была разработана и реализована программа;
по завершению экспериментальной работы был проведен итоговый контрольный срез, который показал, что в экспериментальной группе наблюдались положительные изменения по всем критериям. Высокий уровень достиг 30% (3 человека), а средний уровень - 70% (7 человек). Положительные результаты, полученные в ходе исследования, позволяют считать результативными. Проведенное исследование свидетельствует о том, что его задачи выполнены, получены новые знания об исследуемом процессе, которые отражены в новизне, теоретической и практической значимости исследования и соответственно доказана гипотеза исследования.
1. Андреева И.Н. Основы психологии и педагогики: учеб. - метод. комплекс для студентов техн. специальностей / И.Н. Андреева, Н.Н. Струнина, Н.Н. Петриашвили. - Новополоцк: ПГУ, 2010. - 352 с
2. Асмолов, А. Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
3. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: 3-е изд., испр. и доп. / А.Г. Асмолов - М.: Смысл, Издательский центр «Академия», 2007. - 528 с.
4. Ахметжанова Г.В. Многоуровневая система развития педагогической функции будущего учителя в процессе непрерывного образования: автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук / Г.В. Ахметжанова - Ульяновск: 2006. - 37 с.
5. Боголюбов Н.С. Преподавание с учетом инновационных процессов // Декоративно-прикладное искусство в педвузе и школе: Сб. ст. М.: Век книги, 2002. - С. 3-7.
6. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Дис. д-ра пед. наук. М., 1993. - 380 с.
7. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская - М.: «Академия», 2002. - 320 с.
8. Большой энциклопедический словарь / Ред. А.М. Прохоров . - 2-е изд., перераб. и доп . - М. : Большая Российская энциклопедия, 2000 . - 1456 с. 160.
9. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - Москва, 1999. -№ 3. - С. 37 - 43.
10. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007.- 34 с.
11. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение /.
A. В Брушлинский - М.: Знание, 1983. - 96 с.
12. Варцава Р.М. Содержание и методы преподавания (художественной) керамики на художественно графических факультетах педагогических институтов : Дисс. канд. пед. наук. - М., 1989. - 230 с.
13. Веретенникова, Л.К. Развитие творческого потенциала современного школьника / Л.К. Веретенникова Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. -2010. - № 1. - 15-24 с.
14. Волков И.П. Учим творчеству / И.П. Волков - М.: Педагогика, 1982. - 88с.
15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психологический очерк / Л.С. Выготский // Книга для учителя. 3- е изд. - Москва : Просвещение, 1991. - 92 с.....80