ВВЕДЕНИЕ 4
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1 История развития органов, осуществляющих профилактику и
противодействие незаконному обороту наркотиков в России 8
1.2 Деятельность Главного управления по контролю за оборотом наркотиков
МВД России и его структурных подразделений 14
2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ,
СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ 19
2.1 Понятие преступлений, совершаемых в сфере незаконного оборота
наркотиков 19
2.2 Организационно-правовые основы предупреждения преступлений,
связанных с незаконным оборотом наркотиков 26
2.3 Ответственность, предусмотренная за совершение преступлений,
связанных с незаконным оборотом наркотиков 30
3 ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ВСФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ .. 33
3.1 Тенденции развития профилактической работы ОВД в сфере незаконного
оборота наркотиков в России 33
3.2 Профилактическая работа УМВД России по Пензенской области в сфере
незаконного оборота наркотиков 44
3.3 Совершенствование деятельности ОВД по профилактике преступлений в
сфере незаконного оборота наркотиков 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
Наркопреступность на данный момент является серьезной проблемой для Российской Федерации и всего мира. Предупреждение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков и борьба с ними является одним из приоритетных направлений деятельности ОВД, это закреплено в Указе Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» . Именно поэтому тема исследования бесспорно актуальна. Это подтверждается крайне высокой численностью наркозависимых в Российской Федерации - их более 640000. Россия занимает по этому показателю одни из ведущих позиций в мире и лидирующие по употреблению героина на душу населения.
Тем не менее в последнее время наметилась положительная тенденция снижения уровня наркозависимых, в том числе и по причине усиленной профилактической работы правоохранительных органов. Особенно активно работа проводится в молодежной среде, которая является основной целевой аудиторией употребления наркотических средств и психотропных препаратов. По данным Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского сегодня порядка 60% наркозависимых - это молодежь в возрасте от 16 до 30 лет. Ежегодно умирает более 100 тысяч россиян от передозировки наркотиков, а это около 0,06% населения Российской Федерации.
В связи с этим активизация профилактической работы в сфере незаконного оборота наркотиков просто необходима. В Российской Федерации производится и поставляется огромное количество наркотиков, только за I квартал 2016 года сотрудниками тогда еще действующего ФСКН РФ изъято 410 кг. героина, более 800 кг. синтетических наркотиков, 212 кг. Гашиша. При сохранении тенденции к столь масштабному употреблению наркотиков, государство столкнется в ближайшем будущем с серьезными социальными проблемами.
Степень изученности проблемы в научной литературе пока еще недостаточна, а в связи с недавней передачей полномочий ФСКН в сферу компетенции МВД еще и не переориентирована.
С апреля 2016 года после принятия Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» . Основная нагрузка по противодействию незаконному обороту наркотиков в Российской Федерации легла на Главное управление по контролю за оборотом наркотиков МВД России. Профилактическая работа в сфере незаконного оборота наркотиков теперь является функцией данного подразделения на основании ст. 10.26 Приказа МВД России от 23.04.2016 № 209 «Об утверждении Положения о Главном управлении по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации», а именно организация в установленном порядке оперативно-профилактических операций и мероприятий и участие в них.
Данную проблему исследовали такие ученые, как Гельдибаев М.Х., Калачева Б.Ф., Маланин В.Б., Пятницкая И.Н., Сергеев А.Н., Тонков Е.Е. и другие.
Объектом исследования является профилактическая работа ОВД в сфере незаконного оборота наркотиков.
Предметом исследования будут механизмы успешного сотрудничества ОВД с общественными организациями и органами государственной власти по профилактике наркопреступности.
Целью дипломной работы является всестороннее исследование профилактической работы МВД в сфере незаконного оборота наркотиков, для разработки конкретных предложений по ее совершенствованию.
...
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что исторический путь противодействия незаконному обороту наркотиков в России очень длинный, начинается он еще с языческой Руси. Важность борьбы с данным злом в России понимали всегда и делали все возможное для борьбы с наркопреступностью, однако массовый приток наркотиков в страну приходится на конец XX века в связи с развитием технологий. Советский Союз успешно боролся с этой проблемой благодаря изоляции государства, и незначительному ввозу наркотиков из-за рубежа. С распадом СССР наркопреступность увеличивается, численность подразделений для борьбы с данным видом преступлений постоянно растет, однако из-за отсутствия значительного опыта борьбы с незаконным оборотом наркотиков перекрыть все поставки наркотических веществ в Россию не удавалось.
В конце 90-х годов XX века в страну начинают поступать синтетические наркотики в больших количествах, которые очень быстро распространялись, уровень наркозависимости повышался, а
профессионального специализированного органа для борьбы с наркопреступностью еще не было. Именно поэтому в 2003 году создается Госнаркоконтроль, первый отечественный самостоятельный орган для борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В дальнейшем он претерпевал значительные изменения и в названии, и численности, но продолжал успешно действовать. В 2016 году было принято решение о расформировании ФСКН, правоприемника Госнаркоконтроля и передачи полномочий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Министерству Внутренних Дел Российской Федерации. В апреле 2016 года формируется Главное управление по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Деятельность Управления ведется в различных направлениях для успешной борьбы с наркопреступностью в стране. Управление осуществляет контроль за деятельностью подразделений в субъектах, участвует в разработке государственной стратегии борьбы с незаконным оборотом наркотиков, взаимодействует с органами власти всех уровней, а также ведет активную работу в сфере противодействия коррупции в данной сфере, усилению партнерских отношений с зарубежными правоохранительными органами с целью борьбы с международным наркобизнесом, борьбы с отмыванием средств, полученных в результате незаконного оборота наркотиков и по многим другим направлениям. Что свидетельствует о комплексной работе Управления в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Анализируя борьбу с незаконным оборотом наркотиков в современной России можно сделать вывод, что идет полномасштабная работа в разных направлениях. Все большее внимание уделяется профилактической работе, без которой невозможно создание нетерпимого отношения общества к фактам незаконного оборота наркотических средств. Учитывая тот факт, что основное количества наркозависимых- это молодые люди в возрасте до 30 лет, то профилактическая работа становится просто необходимой, что бы количество наркоманов, использующих наркотики не в медицинских целях, уменьшалось. Т.к. наркомания крайне негативно сказывается на любом государстве и обществе.
Это понимает все мировое сообщество, и с этой целью заключается огромное количество международных нормативно-правовых актов, регламентирующих взаимодействие стран в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств.
Существует ряд фундаментальных международных нормативно - правовых актов, ратифицированных многими странами, которые регламентируют взаимодействие стран в борьбе с этим злом. К ним относятся: Единая Конвенция о наркотических средствах, Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, Конвенция о психотропных веществах.
Российская Федерация также активно участвует в борьбе с международной преступностью в данной сфере, ежегодно правоохранительными органами реализуется ряд операций по выявлению и задержанию наркопреступников из других стран совместно с зарубежными коллегами.
...
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - ст. 4398.
2. Единая Конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта
1961 г.) Конвенция подписана от имени СССР 31 июля 1961 г.,
ратифицирована 14 декабря 1963 г. с оговоркой, сделанной при подписании // Бюллетень международных договоров. - Август 2000 г. - № 8.
3. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г. СССР ратифицировал настоящую Конвенцию Постановлением ВС СССР от 9 октября 1990 г. № 1711-I // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. - выпуск XLVII. - 1994. - с. 133.
4. Конвенция о психотропных веществах (Вена, 21 февраля 1971 г.) СССР ратифицировал настоящую Конвенцию Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1978 г. № 8282-IX с оговорками и заявлениями. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - 1981 г. - вып. XXXV. - с. 416.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - ст. 2954.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 52. - ст. 4921.
7. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // «Российская газета» от 31 декабря 2001 г. - № 256.
8. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // «Российская газета» от 8 февраля 2011 г. - № 25.
9. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // «Российская газета» от 23 ноября 2011 г. - № 263.
10. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // «Российская газета» от 15 января 1998 г. - № 7.
11. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // «Российская газета» от 18 августа 1995 г. - № 160.
12. Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» // «Российская газета» от 5 апреля 2016 г. - № 86.
13. Указ Президента РФ от 18 октября 2007 г. N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 октября 2007 г. - № 43 - ст. 5167.
14. Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы
совершенствования государственного управления в Российской Федерации» // «Российская газета» от 25 марта 2003 г. - № 55.
15. Постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 892 «Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» // «Российская газета» от 28 августа 1998 г.
...
61 источник