ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИМВОЛИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
|
Введение 4
1 Теоретические основы проблемы исследования 8
1.1 Трудности изучения грамматики английского языка русскоговорящими обучающимися 8
1.2 Понятие «символ» 14
1.3 Символизация в обучении: общая характеристика 19
1.4 Анализ деятельности учителей по организации обучения грамматике английского языка с использованием символических средств в основном общем образовании 25
2 Опытно-экспериментальная работа по обучению грамматике английского языка с использованием символических средств в основном общем образовании 32
2.1 Методика проведения опытно-экспериментальной работы 32
2.2 Констатирующий этап 35
2.3 Этапы и сущность опытно-экспериментальной работы 37
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 47
Список использованных источников 48
Приложение А Тест по теме Present Simple 53
Приложение Б The Present Continuous Tense 54
Приложение В Символические средства по теме артикли 55
Приложение Г Символические средства «There is / there are» 56
Приложение Д Сравнения временных форм 57
1 Теоретические основы проблемы исследования 8
1.1 Трудности изучения грамматики английского языка русскоговорящими обучающимися 8
1.2 Понятие «символ» 14
1.3 Символизация в обучении: общая характеристика 19
1.4 Анализ деятельности учителей по организации обучения грамматике английского языка с использованием символических средств в основном общем образовании 25
2 Опытно-экспериментальная работа по обучению грамматике английского языка с использованием символических средств в основном общем образовании 32
2.1 Методика проведения опытно-экспериментальной работы 32
2.2 Констатирующий этап 35
2.3 Этапы и сущность опытно-экспериментальной работы 37
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 47
Список использованных источников 48
Приложение А Тест по теме Present Simple 53
Приложение Б The Present Continuous Tense 54
Приложение В Символические средства по теме артикли 55
Приложение Г Символические средства «There is / there are» 56
Приложение Д Сравнения временных форм 57
В последние годы английский язык считается одним из самых популярных языков, и он изучается на разных этапах обучения, включая школу. Но чаще всего с возрастом, мотивация к изучению иностранного языка у обучающихся может значительно понижаться. Часто это связано с непониманием и незнанием грамматики английского языка. А главным фундаментом в изучении иностранного языка, является именно она. Многим обучающимся с трудом удается понять грамматические структуры английского языка. Вне зависимости от возраста обучающихся, в этой ситуации важно найти нужный подход.
В контексте коммуникативного подхода, который доминирует в иноязычном образовании в настоящее время, грамматика играет особую роль. Без владения грамматикой невозможно построить высказывание и общаться. При этом очевиден факт упрощения разговорной грамматики, в то время как в иноязычном образовании преподается нормативная грамматика. Более того, грамматика в школе обычно преподается с использованием традиционных методов, которые не формируют у обучающихся целостное представление о грамматическом строе английского языка. Добавим, что грамматический аналитический строй английского языка в принципе отличается от синтетического строя русского языка. Все это вносит существенные сложности в преподавании грамматики в школьном иноязычном образовании.
Все вышеизложенное объясняет актуальность нашего исследования, которая обусловлена поиском оптимальных средств обучения грамматике английского языка в современных условиях.
Мы предположили, что символические средства могут реально изменить ситуацию с обучением грамматике. Под символическими средствами мы имеем в виду наглядный материал, изображения, схемы, таблицы, благодаря этому можно в более понятной и доступной форме обучающимся объяснить грамматический материал.
Не вызывает возражений тот факт, что корректное владение английским языком является крайне актуальным и необходимым навыком для личностного и профессионального роста, эффективного взаимодействия в международном сообществе. Обучение грамматике английского языка с использованием символических средств представляет собой эффективный инструмент для достижения данной цели в образовании, а также обладает высокой педагогической значимостью.
Цель: изучить феномен обучения грамматике английского языка с использованием символических средств в основном общем образовании и проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность такого способа обучения.
Гипотеза: обучение грамматике английского языка с использованием символических средств в основном общем образовании способствуют лучшему пониманию обучающимися грамматических структур, что помогает более эффективному изучению иностранного языка в основном общем образовании.
Объект исследования: процесс обучения иностранному языку в основном общем образовании.
Предмет исследования: использование символических средств
при обучении грамматике английского языка в основном общем образовании.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть трудности изучения английского языка русскоговорящими обучающимися.
2. Раскрыть понятие «символ».
3. Дать общую характеристику символизации в обучении.
4. Изучить и проанализировать опыт работы учителей по организации обучения грамматике английского языка с использованием символических средств в основном общем образовании.
5. Разработать систему упражнений с использованием символических средств, при обучении грамматике английского языка, апробировать ее в ходе опытно-экспериментальной работы, проанализировать полученные результаты.
В работе мы опирались на труды отечественных и зарубежных исследователей по обучению грамматике с использованием символических средств в основном общем образовании (Бабанский Ю.К., Барило М.В., Елисеева Д.С., Мадамидов Н.З., Тулабоева Г.Т., Хабачева Е.С. и др.).
Методы исследования:
- анализ литературы по теме исследования;
- обобщение;
- изучение педагогического опыта;
- опытно-экспериментальный метод;
- методы математической обработки данных.
База исследования: МБОУ «Пировская средняя школа», Пировский район, с. Пировское Красноярского края. Выборка представлена обучающимися 5-х классов в возрасте 11-12 лет в количестве 34 человека.
Этапы исследования:
1 этап - изучение теоретических аспектов по обучению грамматике английского языка с помощью символических средств в основном общем образовании, а также подбор методов и определение задач опытно-экспериментального исследования.
2 этап - разработка и реализация системы занятий по грамматике английского языка с помощью символических средств в МБОУ «Пировская средняя школа». Анализ результатов выполненной работы.
3 этап - формулирование выводов, оформление ВКР.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем работы 57 страниц.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использовать результаты исследования в педагогической деятельности учителей иностранного языка, а также на педагогической практике студентов - будущих учителей иностранного языка.
Результаты работы отражены в научных публикациях:
1. Кузьмина, Л. В. Использование символических средств при обучении грамматике в школьном иноязычном образовании / Кузьмина Л. В. // Становление и развитие новой парадигмы инновационной науки в условиях современного общества : материалы Международной научно-практической конференции. - Самара, 2023. - С. 128-131.
2. Кузьмина, Л. В. Роль символических средств в обучение грамматике английского языка в основном общем образовании / Кузьмина Л. В. // Современное педагогическое образование : теоретический и прикладной аспекты : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Лесосибирск, 2023. - С. 190 -193.
В контексте коммуникативного подхода, который доминирует в иноязычном образовании в настоящее время, грамматика играет особую роль. Без владения грамматикой невозможно построить высказывание и общаться. При этом очевиден факт упрощения разговорной грамматики, в то время как в иноязычном образовании преподается нормативная грамматика. Более того, грамматика в школе обычно преподается с использованием традиционных методов, которые не формируют у обучающихся целостное представление о грамматическом строе английского языка. Добавим, что грамматический аналитический строй английского языка в принципе отличается от синтетического строя русского языка. Все это вносит существенные сложности в преподавании грамматики в школьном иноязычном образовании.
Все вышеизложенное объясняет актуальность нашего исследования, которая обусловлена поиском оптимальных средств обучения грамматике английского языка в современных условиях.
Мы предположили, что символические средства могут реально изменить ситуацию с обучением грамматике. Под символическими средствами мы имеем в виду наглядный материал, изображения, схемы, таблицы, благодаря этому можно в более понятной и доступной форме обучающимся объяснить грамматический материал.
Не вызывает возражений тот факт, что корректное владение английским языком является крайне актуальным и необходимым навыком для личностного и профессионального роста, эффективного взаимодействия в международном сообществе. Обучение грамматике английского языка с использованием символических средств представляет собой эффективный инструмент для достижения данной цели в образовании, а также обладает высокой педагогической значимостью.
Цель: изучить феномен обучения грамматике английского языка с использованием символических средств в основном общем образовании и проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность такого способа обучения.
Гипотеза: обучение грамматике английского языка с использованием символических средств в основном общем образовании способствуют лучшему пониманию обучающимися грамматических структур, что помогает более эффективному изучению иностранного языка в основном общем образовании.
Объект исследования: процесс обучения иностранному языку в основном общем образовании.
Предмет исследования: использование символических средств
при обучении грамматике английского языка в основном общем образовании.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть трудности изучения английского языка русскоговорящими обучающимися.
2. Раскрыть понятие «символ».
3. Дать общую характеристику символизации в обучении.
4. Изучить и проанализировать опыт работы учителей по организации обучения грамматике английского языка с использованием символических средств в основном общем образовании.
5. Разработать систему упражнений с использованием символических средств, при обучении грамматике английского языка, апробировать ее в ходе опытно-экспериментальной работы, проанализировать полученные результаты.
В работе мы опирались на труды отечественных и зарубежных исследователей по обучению грамматике с использованием символических средств в основном общем образовании (Бабанский Ю.К., Барило М.В., Елисеева Д.С., Мадамидов Н.З., Тулабоева Г.Т., Хабачева Е.С. и др.).
Методы исследования:
- анализ литературы по теме исследования;
- обобщение;
- изучение педагогического опыта;
- опытно-экспериментальный метод;
- методы математической обработки данных.
База исследования: МБОУ «Пировская средняя школа», Пировский район, с. Пировское Красноярского края. Выборка представлена обучающимися 5-х классов в возрасте 11-12 лет в количестве 34 человека.
Этапы исследования:
1 этап - изучение теоретических аспектов по обучению грамматике английского языка с помощью символических средств в основном общем образовании, а также подбор методов и определение задач опытно-экспериментального исследования.
2 этап - разработка и реализация системы занятий по грамматике английского языка с помощью символических средств в МБОУ «Пировская средняя школа». Анализ результатов выполненной работы.
3 этап - формулирование выводов, оформление ВКР.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем работы 57 страниц.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использовать результаты исследования в педагогической деятельности учителей иностранного языка, а также на педагогической практике студентов - будущих учителей иностранного языка.
Результаты работы отражены в научных публикациях:
1. Кузьмина, Л. В. Использование символических средств при обучении грамматике в школьном иноязычном образовании / Кузьмина Л. В. // Становление и развитие новой парадигмы инновационной науки в условиях современного общества : материалы Международной научно-практической конференции. - Самара, 2023. - С. 128-131.
2. Кузьмина, Л. В. Роль символических средств в обучение грамматике английского языка в основном общем образовании / Кузьмина Л. В. // Современное педагогическое образование : теоретический и прикладной аспекты : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Лесосибирск, 2023. - С. 190 -193.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
В ходе изучения теоретической главы мы выявили, что представляет собой «символ» и грамматический строй английского языка, какие символические средства можно использовать при объяснении грамматических тем в основном общем образовании, а также проанализировали опыт учителей по использованию символических средств на своих занятиях при объяснении грамматики.
В процессе решения поставленных задач мы изучили специальную литературу с помощью методов анализа, синтеза, классификации. Также мы разработали символические средства с помощью программы Paint: схемы, изображения и таблицы, которые способствовали лучшему пониманию и усвоению грамматических особенностей английского языка. Путем апробирования на базе МБОУ «Пировской средней школы» мы пришли к выводу, что использование символических средств на уроках иностранного языка способствует лучшему запоминанию учебного материала.
По итогу проведенной опытно-экспериментальной работы мы выявили, что обучающиеся, на уроках которых были использованы символические средства, лучше справились с грамматическим тестом по пройденным темам.
Следовательно, в ходе эксперимента мы доказали гипотезу о том, что эффективность обучения грамматике английского языка с использованием символических средств в основном общем образовании способствуют лучшему пониманию обучающихся грамматических структур, что помогает более эффективному изучению иностранного языка в основном общем образовании.
Подводя итог, мы можем сказать, что выполнили поставленную перед собой цель, заключавшуюся в изучении феномена обучения грамматике английского языка с использованием символических средств в основном общем образовании, и доказали в опытно-экспериментальной работе эффективность такого способа обучения.
В ходе изучения теоретической главы мы выявили, что представляет собой «символ» и грамматический строй английского языка, какие символические средства можно использовать при объяснении грамматических тем в основном общем образовании, а также проанализировали опыт учителей по использованию символических средств на своих занятиях при объяснении грамматики.
В процессе решения поставленных задач мы изучили специальную литературу с помощью методов анализа, синтеза, классификации. Также мы разработали символические средства с помощью программы Paint: схемы, изображения и таблицы, которые способствовали лучшему пониманию и усвоению грамматических особенностей английского языка. Путем апробирования на базе МБОУ «Пировской средней школы» мы пришли к выводу, что использование символических средств на уроках иностранного языка способствует лучшему запоминанию учебного материала.
По итогу проведенной опытно-экспериментальной работы мы выявили, что обучающиеся, на уроках которых были использованы символические средства, лучше справились с грамматическим тестом по пройденным темам.
Следовательно, в ходе эксперимента мы доказали гипотезу о том, что эффективность обучения грамматике английского языка с использованием символических средств в основном общем образовании способствуют лучшему пониманию обучающихся грамматических структур, что помогает более эффективному изучению иностранного языка в основном общем образовании.
Подводя итог, мы можем сказать, что выполнили поставленную перед собой цель, заключавшуюся в изучении феномена обучения грамматике английского языка с использованием символических средств в основном общем образовании, и доказали в опытно-экспериментальной работе эффективность такого способа обучения.
Подобные работы
- Использование аутентичных фильмов в процессе формирования лингвокультурологической компетенции
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Полевая организация дейктического пространства в английском и русском языках: лингвистический и методический аспекты
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ИЗУЧЕНИЕ АНТОНИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В ПРОИЗВОДНОЙ
ЛЕКСИКЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СИСТЕМАТИЗАЦИИ ГРАММАТИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ ТЕСТА НА II СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2020 - ЛИНГВОПОЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА (ИГОРЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ЛОТАРЕВА)
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - ЦВЕТООБРАЗ СОМАТИЗМА «ГЛАЗА» КАК КУЛЬТУРНЫЙ АРХЕТИП В РУССКОМ ПОЭТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ (на материале данных национального корпуса русского языка)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ С КОМПОНЕНТОМ ЗООНИМОМ В ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ (НА БАЗЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ РУССКИХ И КИТАЙСКИХ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛЕКСИКИ В СИСТЕМЕ
РАЗНОСТРУКТУРНЫХ ЯЗЫКОВ
(на материале семантического поля « − انسانЧеловек»)
Диссертация , языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 5790 р. Год сдачи: 2016 - ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
(НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗОВ М.А.ОСОРГИНА)
Магистерская диссертация, физиология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



