ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТА «THE HELP» 6
1.1. Концепт как основное понятие когнитивной лингвистики 6
1.2. Структура концепта 10
1.3. Основные подходы к классификации концептов 15
1.4. Методы и направления в изучении концептов 21
1.5. Понятие «картина мира» и его подвиды - национальная, языковая,
концептуальная 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. КОНЦЕПТ «THE HELP» В АМЕРИКАНСКОЙ КАРТИНЕ
МИРА НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА К. СТОКЕТТ «THE HELP» 33
2.1. Информационное содержание концепта «the help» 33
2.2. Образное содержание концепта «the help» 35
2.3. Интерпретационное содержание концепта «the help» 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 61
Вместе с растущим интересом научного сообщества к изучению проблем соотношения языка и сознания в рамках когнитивной лингвистики как актуального направления современной антропоцентрической парадигмы знаний термин «концепт» стал одним из ключевых понятий современных лингвистических исследований. Однако даже несмотря на увеличивающееся с каждым годом количество работ, изучающих концепты в различных проявлениях, в этой области исследований всё ещё остается великое множество нерешенных вопросов и дискуссионных тем.
В последние годы внимание лингвистического сообщества к концептуальным проблемам, которые являются отражением национально обоснованной ментальности, а также внутреннего мира человека, стремительно повышается, что обуславливает актуальность данной работы.
На момент написания данной выпускной квалификационной работы концепт «the help» не был исследован в должной мере ни в отечественной, ни в зарубежной лингвистике. Базовый концепт «the help» в романе К. Стокетт «The Help» передает не только индивидуальную картину мира в сознании автора произведения, но также и особенности национальной картины мира, в данном случае американской. Проблема расизма продолжает быть животрепещущей в Америке даже сейчас, для американского общества данный вопрос до сих пор остро стоит, поскольку память об ужасах расистского прошлого Америки ещё не угасла и живёт как в сердцах жертв тех кошмарных дней, так и в людях, кто несмотря на повсеместную пропаганду антирасизма продолжают испытывать ненависть к людям за то, с каким цветом кожи они родились. Исследование концепта «the help» в романе К. Стокетт позволит определить степень общественного накала в середине 20 века в Америке и понять предпосылки к социальным тенденциям в современном американском обществе.
Объектом исследования в данной работе является концепт «the help» в американской языковой картине мира.
Предметом исследования выступают языковые репрезентанты концепта «the help» в романе К. Стокетт «The Help».
Цель работы - описать концепт «the help» в романе К. Стокетт «The Help», проанализировав средства его репрезентации в данном романе.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие «концепт» как базовую единицу изучения когнитивной лингвистики и его структуру;
- исследовать классификации концептов;
- проанализировать корреляцию понятий «языковая картина мира» - «концептуальная картина мира» - «национальная картина мира»;
- изучить основные методы и направления исследования концептов;
- описать информационное содержание концепта «the help»;
- выявить образное содержание концепта «the help»;
- установить интерпретационное содержание концепта «the help».
Материалом исследования выступает текст романа К. Стокетт «The Help», в частности, фрагменты романа, содержащие прямые номинации концепта, слова, приближенные по семантике, а также метафорические и текстовые средства выражения концепта.
Методологию исследования составляют семантико-когнитивный метод концептуального анализа З.Д. Поповой и И.А. Стернина, анализ словарных дефиниций, контекстуальный анализ, а также используется метод сплошной выборки.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют работы по когнитивной лингвистике таких ученых, как Н.Д. Арутюнова, Н.Н. Болдырев, ВТ. Зусман, Е.С. Кубрякова, В.А. Маслова, М.В. Пименова, З.Д. Попова, И.А. Стернин, R. Jackendoff, G. Lakoff, R.W. Langacker и др.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования результатов исследования на лекционных и семинарских занятиях по лексикологии английского языка, лингвокультурологии, когнитивной лингвистике, в переводческом процессе, на практических занятиях по английскому языку.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во Введении определяются цель и задачи исследования, выявляются его актуальность, практическая значимость, новизна работы.
В Главе 1 уточняется определение понятия «концепт» как основного понятия когнитивной лингвистики и объекта лингвистического исследования, анализируются различные подходы отечественных и зарубежных лингвистов к изучению концептов, а также рассматривается его структура, подходы к классификации концептов и направления их исследования. Кроме того, рассматриваются понятия «языковая картина мира», «концептуальная картина мира» и «национальная картина мира», а также анализируется корреляция между ними.
В Главе 2 проводится исследование языковых средств вербализации концепта «the help» в английском языке, а также в романе К. Стокетт «The Help».
В Заключении подводятся итоги проведенного исследования.
В Списке использованной литературы перечислены наименования трудов отечественных и зарубежных лингвистов, к которым мы обращались в ходе данной работы.
В Списке использованных словарей приводится список лексикографических источников.
20 век определил новую парадигму лингвистических исследований, поставив человека в фокус внимания. Положение человека в обществе, его социальный статус являются остро стоящими вопросами практически для каждого человека, и изучение концепта «the help», позволяющего узнать, как был устроен мир для чернокожих женщин, отдававших всю свою сознательную жизнь на прислуживание белым семьям, согласно антропоцентрической парадигме является важным для оценки отношения к людям подобного социального класса в американском обществе. Антропоцентрическая парадигма способствует получению нового знания в форме концепта, который был рассмотрен в данном исследовании как базовая единица изучения когнитивной лингвистики.
В ходе исследования путем поиска в тексте произведения прямых и косвенных номинантов концепта «the help», а также синонимичных репрезентанту концепта языковых единиц, лексем, близких по семантике, отобраны примеры, актуализирующие данный базовый концепт.
В результате данного исследования получена модель базового концепта «the help», посредством концептуального анализа по семантико¬когнитивному методу З.Д. Поповой и И.А. Стернина, выявлены концептуальные признаки, составляющие информационное содержание (ядро): человек, нанятый работник, работа в доме, женщина, уборка, приготовление пищи; образное содержание (ближнюю периферию): носители заразы, безропотность, обезличивание/пустое место, неграмотность, физическая и психологическая стойкость, мама; и интерпретационное содержание концепта (дальнюю периферию): показатель успешности, разделение/сегрегация, соблюдение личных границ хозяев, предвзятость по отношению к прислуге, непривычность благожелательного отношения, отсутствие перспектив.
Перспективой исследования концепта «the help» может стать изучение его в сопоставительном аспекте - кто сейчас работает прислугой, какое место прислуга занимает в современном американском обществе, как изменилось или меняется отношение к данному социальному классу.
1. Амосова Н.Н. Основы английской фразеологии. Ленинград.: Изд- во ЛГУ, 1963. 208 с.
2. Апресян Ю.Д. Избранные труды, том 2. Интегральное описание языка и системная лексикография. М.: Языки русской культуры, 1995. 767 с.
3. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
4. Аскольдов С.А. Концепт и слово / С.А. Аскольдов // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М.: Академия, 1997. С. 267-279.
5. Бабушкин А.П. Концепты разных типов в лексике и фразеологии и методика их выявления // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж, 2001. С. 52-58.
6. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику / Н.Н. Болдырев. Тамбов: ТГУ им. Державина, 2014. 235 с.
7. Вежбицкая А.А. Понимание культур через посредство ключевых слов/ Пер. с англ. А Д. Шмелева. М.: Языки славянской культуры, 2001. 288 с.
8. Воротников Ю.Л. «Языковая картина мира»: трактовка понятия //
Знание. Понимание. Умение [Электронный ресурс]. 2006.
URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/yazykovaya-kartina-mira-traktovka- ponyatiya(дата обращения: 18.02.2022).
9. Гердт А.С. Введение в этнолингвистику. Курс лекций и хрестоматия. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 488 с.
10. Головачева А.В. Картина мира и модель мира в прагматике заговора // Исследования в области балто-славянской культуры. Заговор / под ред. Т. М. Николаевой. М.: Наука, 1993. С. 196-211.
11. Дзюба Е.В. Концепт «ум» в русской лингвокультуре. Монография. М.: Екатеринбург: «Уральский государственный педагогический университет», 2011. 224 с.
12. Залевская А.А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды. М.: Гнозис, 2005. 543 с.
13. Зусман ВТ. Концепт в системе гуманитарного знания. Понятие и концепт/ ВТ. Зусман //Вопросы литературы. 2003. Вып. 2. С. 44-71.
14. Карасик В.И. Базовые характеристики лингвокультурных концептов Текст. / В.И. Карасик, Г.Г. Слышкин // Антология концептов. Волгоград: Парадигма, 2005. С. 13-15.
15. Карасик В.И. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики/ В.И. Карасик. Воронеж: ВГУ, 2001. С. 73-79.
16. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс: монография / В.И. Карасик. Волгоград: Волгоградский гос. пед. ун-т, 2004. 477 с.
17. Касевич В.Б. Буддизм. Картина мира. Язык. СПб., 2004. 279 с.
18. Константинов А.В. Картина мира // Большая российская энциклопедия. Том 13. Москва, 2009, с. 234.
19. Костомарова Н.А. Человек в языковой картине мира китайских и
русских студентов // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология [Электронный ресурс]. 2014.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-v-yazykovoy-kartine-mira- kitayskih-i-russkih-studentov(дата обращения: 18.02.2022).
20. Кравченко А.В. Язык и восприятие / А.В. Кравченко // Когнитивные аспекты языковой категоризации. Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1996. 159 с.
21. Кубрякова Е.С. Процессы транспозиции в концептуализации и категоризации мира // Лингвистика как форма жизни: сборник статей. Кемерово, 2002. С. 30-34.
22. Кунин А.В. Английская фразеология Текст. / А.В. Кунин // М.: Высшая школа, 1970. 342 с.
23. Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка / Д.С. Лихачёв // Известия РАН. Серия: Литература и язык. 1993. Т.52. Вып. 1. С. 3-9.
24. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику.
М.: Флинта; Наука, 2007. 293 с.
25. Маслова В.А. Лингвокультурология. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 208 с.
26. Палеева Е.В. Концептуальный анализ как метод лингвистических исследований // Теория языка и межкультурная коммуникация. Вып. 2(8). Курск, 2010. С. 1-5.
27. Пименова М.В. Типы концептов и этапы концептуального исследования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. Т.2. Вып. 54. С. 127-131.
28. Попова З.Д., Стернин И.А. Язык и национальное сознание. Воронеж.: Воронежский государственный университет, 2002. 314 с.
29. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. Учебное пособие. М.: «АСТ: Восток-Запад», 2007. 313 с.
30. Попова З.Д., Стернин И.А. Общее языкознание. Учебное пособие. М.: ACT: Восток-Запад, 2007. 408 с.
31. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж. М.: Истоки, 2001. 191 с.
32. Почепцов Г.Г. Языковая ментальность: способы представления мира // Вопросы языкознания. 1990. №6. С. 110-122.
33. Сагитдинова Т.К. Понятие картины мира в контексте различных
наук // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования [Электронный ресурс]. 2017.
URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/yazykovaya-kartina-mira-traktovka- ponyatiya(дата обращения: 18.02.2022).
34. Серебренников Б.А., Кубрякова Е.С., Постовалова В.И. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. 216 с.
35. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. М.: Академический проект, 2004. 989 с.
36. Стернин И.А. // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сб. науч. тр. ВГУ / отв. ред. И.А. Стернин. Воронеж, 2001. С. 58-65.
37. Телия В.Н. Язык. Семиотика. Культура. М.: Языки русской культуры, 1996. 288 с.
38. Ткачук А.Н., Куренкова Т.Н., Стрекалева Т.В. Ценностный фактор и специфика мировосприятия народа (на материале анализа лингвокультурных концептов) // Научный электронный архив [Электронный ресурс]. URL: http://econf.rae.ru/article/6728(дата обращения: 05.05.2022).
39. Топоров В.Н. Модель мира (мифопоэтическая) // Мифы народов мира: Энциклопедия / под ред. С.А. Токарева. М.: Советская энциклопедия, 1980. Т. 2. С.161-166.
40. Фрумкина Р.М. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога / Р.М. Фрумкина // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и схемы. М., 1992. Вып. 3. С. 3-17.
41. Jackendoff R. Languages of the mind: essays on mental representations. Oxford: The MIT Press, 1992. 200 p.
42. Stockett K. The Help [Электронный ресурс].
URL: https://www.bookfrom.net/kathryn-stockett/30714-the-help.html (дата
обращения: 17.01.2022)
43. Smith B. Beyond Concepts: Ontology as Reality Representation [Электронный ресурс]. URL: http://ontology.buffalo.edu/bfo/BeyondConcepts.pdf(дата обращения: 21.03.2022)
44. Lakoff G. The neural theory of metaphor // Metaphor and Thought, Ortony A. Cambridge: Cambridge University Press, 1993 p.17-38.
45. Langacker R.W. Concept, Image, and Symbol: The Cognitive Basis of Grammar. Berlin-New York: Mouton de Gruyter, 1991. P. 316-318.
46. Van Dijk T.A. Studies in The Pragmatics of Discourse. The Hague, Paris, New York: Mouton Publishers, 1981. 331 p.
47. Van Dijk T.A. Commuting Racism. Ethnic prejudice in thought and talk. Newbury Park, CA: Sage, 1987. 437 p.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ
1. Cambridge Dictionary [Электронный ресурс].
URL: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/(дата обращения: 15.02.2022).
2. Collins Online Dictionary [Электронный ресурс].
URL: https://www.collinsdictionary.com/(дата обращения: 15.02.2022).
3. Longman Dictionary of Contemporary English Online [Электронный ресурс]. URL: https://www.ldoceonline.com/(дата обращения: 15.02.2022).
4. Oxford Learner's Dictionaries [Электронный ресурс].
URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/(дата обращения: 15.02.2022).
5. Macmillan Dictionary [Электронный ресурс].
URL: https://www.macmillandictionary.com/(дата обращения: 15.02.2022).
6. The Merriam-Webster Online Dictionary [Электронный ресурс].
URL: https://www.merriam-webster.com/(дата обращения: 15.02.2022).