Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие выносливости у школьников 15-16 лет на уроках физической культуры (Российский государственный социальный университет)

Работа №164825

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы59
Год сдачи2024
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: общеобразовательная школа №2098 (г. Москва)
Выборка: 24учащиехся 10-х классов (возраст 15–16 лет) .
Есть приложение.

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития выносливости у школьников 15-16 лет 7
1.1. Понятие выносливости и ее виды 7
1.2. Физиологические особенности подростков 15-16 лет 10
1.3. Методы и средства развития выносливости 14
Заключение по главе 1 18
Глава 2. Методы и организация исследования 20
2.1. Методы исследования 20
2.2. Организация исследования 24
Глава 3. Экспериментальная апробация методики развития выносливости у подростков и анализ полученных результатов 30
3.1. Структура и содержание занятий, направленных на развитие выносливости у школьников на уроках физической культуры 30
3.2. Анализ результатов педагогического эксперимента 38
3.3. Обсуждение результатов 46
Заключение по главе 3 51
Выводы 53
Список используемой литературы 55
Приложение 1. Анкета 58

Современное общество испытывает острую потребность в формировании здорового и активного молодого поколения. Однако технологический прогресс, урбанизация и повсеместное распространение цифровых устройств способствуют снижению уровня двигательной активности у подростков. По данным Всемирной организации здравоохранения, около 80% молодых людей не достигают рекомендуемого уровня ежедневной физической нагрузки, что приводит к росту сердечно-сосудистых заболеваний и раннему развитию хронических патологий. В этих условиях поиск и научное обоснование эффективных методик развития двигательных качеств, особенно выносливости, становится приоритетным направлением в системе школьного физического воспитания.
Выносливость определяет способность организма длительно выполнять нагрузку, противостоять утомлению и сохранять работоспособность. Развитие этого качества имеет комплексный характер, поскольку затрагивает работу сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, а также механизмы регуляции активности организма. Внедрение специально организованных аэробных упражнений (равномерные, интервальные, кроссовые пробежки) способствует повышению функциональных возможностей обучающихся и укреплению их здоровья. Именно выносливость лежит в основе успешного освоения многих других компонентов физической подготовленности, активно влияя на общую работоспособность и результаты в различных видах двигательной деятельности.
Период 15–16 лет у школьников характеризуется завершением активного роста и формированием многих физиологических систем. Сердечно-сосудистая и дыхательная системы обладают достаточным потенциалом для развития аэробной производительности, но нуждаются в регулярных, адекватных возрасту нагрузках. При этом в школьной программе физического воспитания нередко недооценивают необходимость систематического развития выносливости и контроля физиологических показателей. Формирование устойчивого интереса к движению и здоровому образу жизни во многом зависит от того, насколько эффективно и разнообразно организованы занятия, учитывающие особенности подросткового организма.
Несмотря на известность принципов тренировки выносливости, традиционный учебный процесс в школе далеко не всегда обеспечивает систематический и ориентированный на результат подход к её развитию. Зачастую применяются обобщённые методы, рассчитанные на «среднего» ученика, без учёта дифференциации по уровню физического состояния. Кроме того, практический контроль над эффективностью уроков физической культуры в большинстве случаев сводится к оценке результатов сдачи нормативов, а функциональные пробы (проба Руфье, Штанге, Генча) применяются крайне редко. В результате у школьников не формируется полноценная аэробная основа, что может вести к низкой выносливости и снижению интереса к занятиям физической культурой.
Объект исследования: физическое воспитание школьников 15-16 лет в общеобразовательных учреждениях.
Предмет исследования: методические условия и организационные приёмы, обеспечивающие развитие выносливости у школьников 15–16 лет в рамках уроков физической культуры.
Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать структуру и содержание занятий, позволяющих эффективно повышать уровень выносливости у школьников 15–16 лет в условиях стандартной школьной программы физического воспитания.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития выносливости у подростков, а также обосновать выбор методов и тестов для контроля их функционального состояния.
2. Разработать и экспериментально доказать эффективность структуры и содержания занятий, направленных на развитие выносливости у подростков в рамках уроков физической культуры.
3. Сформулировать на основе полученных результатов практические рекомендации.
Гипотеза исследования.
Предполагается, что использование разработанных структуры и содержания уроков с акцентом на аэробную направленность нагрузок и регулярную оценку функциональной подготовленности приведёт к повышению выносливости у школьников 15–16 лет. Также ожидается, что регулярный контроль позволит дозированно увеличивать нагрузку, избегая перегрузок и сохраняя мотивацию к учебно-тренировочному процессу.
Практическая значимость.
Полученные в ходе эксперимента результаты могут быть использованы в общеобразовательных школах, колледжах, лицеях.
Предложенная методика даёт возможность:
- Повысить уровень общей и специальной выносливости подростков безопасным и контролируемым способом;
- Сделать процесс занятий более мотивирующим за счёт разнообразия приёмов (равномерный и интервальный бег, кроссовые пробежки) и регулярного отслеживания достигнутого прогресса;
- Внедрять функциональные пробы (Руфье, Штанге, Генча) как элемент учебно-тренировочного контроля, обеспечивая более глубокое понимание физического состояния учащихся;
- Содействовать улучшению общего физического развития школьников и формированию у них здоровых привычек, что особенно актуально в условиях снижающейся двигательной активности современной молодёжи.
Представленная методика может быть расширена и углублена за счёт её адаптации к различным возрастным группам и уровням физической подготовленности. Интерес представляют долгосрочные наблюдения за учащимися, что позволит измерить стабильность прироста выносливости в течение более продолжительного времени. Кроме того, наличие инструментов функционального контроля даёт возможность вести мониторинг здоровья и динамики физического состояния подростков, способствуя профилактике перегрузок и травм.
Таким образом, в рамках данного исследования решается важная научно-практическая задача — повышение уровня выносливости у школьников 15–16 лет на основе целенаправленных аэробных нагрузок и систематического контроля функциональных показателей. Разработанная методика ориентирована на условия реального учебного процесса, где при сохранении стандартного количества уроков физической культуры достигается более выраженный прирост важных показателей физической работоспособности учащихся. Это вносит вклад в укрепление здоровья молодого поколения и формирование у них устойчивого интереса к активному образу жизни.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Проведённый анализ научно-методической литературы и возрастно-физиологических особенностей школьников 15–16 лет подтвердил важность систематических аэробных нагрузок для поддержания и укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Различные виды выносливости (общая, специальная) и их связь с уровнем здоровья подростков позволяют обоснованно применять такие методики, как равномерный и интервальный бег, пробы Руфье, Штанге и Генча. Эти методы контроля просты в исполнении и дают надёжную оценку функциональной готовности к нагрузкам, что подтверждает их целесообразность в условиях школьного физического воспитания.
2. Разработанная методика, включающая систематическое использование аэробных упражнений (равномерный и интервальный бег, комбинированные беговые задания), а также регулярный контроль сердечно-сосудистых показателей, привела к статистически значимому (p<0,05) приросту показателей выносливости в экспериментальной группе. Школьники демонстрировали достоверное увеличение дистанции 6-минутного бега (на 14–15%) и сокращение времени бега на 1000 м более чем на 30 секунд. Параллельные улучшения в результатах проб Руфье, Штанге и Генча свидетельствуют о повышении резервных возможностей организма и более экономичной работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем по сравнению со стандартными уроками физической культуры.
3. Эксперимент подтвердил, что введение в уроки физкультуры дополнительных аэробных блоков (равномерный, интервальный бег, сочетание бега с игровыми элементами) и регулярного функционального контроля способствует более быстрому и безопасному развитию выносливости у старшеклассников. Внедрение этого подхода в практику позволит повысить общую двигательную активность подростков, укрепить их здоровье и сформировать у них устойчивую мотивацию к систематическим занятиям физической культурой.
Таким образом, проведённая работа показала, что целенаправленная и научно обоснованная организация уроков физической культуры в средней школе с учётом возрастно-физиологических особенностей и регулярным функциональным контролем значительно повышает уровень выносливости у старшеклассников. Полученные экспериментальные данные могут служить основой для дальнейших исследований по оптимизации программ физического воспитания и внедрения дополнительных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового, активного и мотивированного молодого поколения.



1. Апанасенко Г.Л. Здоровье человека и физическая культура. – М.: Просвещение, 2017. – 320 с.
2. Беляев А.А. Технологии физического воспитания молодежи: современные подходы. – М.: Академия, 2022. – 400 с.
3. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 288 с.
4. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Физическая активность. Информационные бюллетени, обновлено 26 июня 2024 г. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/physical-activity (дата обращения: 01.10.2024).
5. Горячева Т.И. Физическое воспитание подростков: современные технологии и методики. – М.: Спорт, 2022. – 350 с.
6. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 444 с.
7. Иванов И.И. Практика развития выносливости у подростков // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2023. – № 2. – С. 45–52.
8. Киселёв А.Н. Методика физического воспитания школьников. – М.: Академия, 2020. – 384 с.
9. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. – М.: АСТ, 1998. – 272 с.
10. Лях В.И. Физическая культура. 10–11 классы. – М.: Просвещение, 2019. – 236 с.
11. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 544 с.
12. Министерство спорта Российской Федерации. Федеральные стандарты спортивной подготовки по виду спорта «Лёгкая атлетика». Приказ Минспорта России от 18 марта 2019 г. № 237. URL: https://minsport.gov.ru/documents/ (дата обращения: 01.10.2024).
13. Национальная ассоциация спортивного и физического образования (NASPE). Рекомендации по физическому воспитанию. – Рестон, Вирджиния: NASPE, 2019.
14. Петрова Е.В. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Академия, 2019. – 472 с.
15. Ратэль С., Беду М., Хеннеграв А., Доре Э., Дюш П. Влияние тренировок и детренировки на максимальную мощность у препубертатных мальчиков // Pediatric Exercise Science, 2019, Т. 24(4), С. 568–581.
16. Росстат. Демографический ежегодник России. Статистический сборник. – М.: Росстат, 2024. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2023/dem2023.pdf (дата обращения: 01.10.2024).
17. Смирнов М.И. Физическое воспитание школьников: современные подходы. – СПб.: Питер, 2021. – 256 с.
18. Смирнова О.В. Здоровьесберегающие технологии в школе. – М.: Владос, 2021. – 320 с.
19. Смолин Н.В. Методика проведения занятий по физической культуре в старших классах. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2022. – 380 с.
20. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. – М.: Олимпия Пресс, 2005. – 528 с.
21. Статистический сборник «Здравоохранение в России. 2023». Министерство здравоохранения Российской Федерации. URL: https://minzdrav.gov.ru/ministry/61/22/stranitsa-979 (дата обращения: 01.09.2024).
22. Ткалич М.Ф. Двигательная активность и здоровье детей. – М.: Наука, 2018. – 400 с.
23. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2018. – 496 с.
24. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2018. – 495 с.
25. American College of Sports Medicine (ACSM). ACSM's Guidelines for Exercise Testing and Prescription. 11th ed. – Philadelphia: Wolters Kluwer, 2021.
26. Anderson D.L., Coates A.M., Maessen S.E., Hurst C.A., Kidd T., O’Dwyer N.J. Endurance Training in Adolescents: Physiological Response and Adaptations // Frontiers in Physiology, 2019, Vol. 10, Article 242.
27. Baquet G., Ridgers N.D., Blaes A., Van Praagh E., Berthoin S. Long-term aerobic interval training enhances explosive performances and motor skills in prepubescent children // Journal of Strength and Conditioning Research, 2019, Vol. 33(1), pp. 112–119.
28. Rowland T.W. Children's Exercise Physiology. 3rd Edition. – Champaign, IL: Human Kinetics, 2020.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ