Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие у студентов толерантности к неопределенности в процессе психологического консультирования

Работа №164820

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы172
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 3
Введение 13
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития толерантности к неопределенности у студентов 20
1.1. Теоретический анализ проблемы толерантности к неопределенности в
зарубежных и отечественных исследованиях 20
1.2. Особенности толерантности к неопределенности у студентов 33
1.3. Консультирование как средство психологической помощи в развитии
толерантности к неопределенности у студентов 44
Выводы по Главе 1 58
Глава 2. Экспериментальное исследование по развитию толерантности к
неопределенности у студентов в процессе психологического консультирования 61
2.1. Методическая организация исследования. Анализ результатов
констатирующего эксперимента и их обсуждение 61
2.2. Разработка и апробация программы развития толерантности студентов в
процессе группового консультирования 79
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 93
Выводы по Главе 2 105
Заключение 110
Список используемых источников 114
Приложения 122

Актуальность проблемы. Специфические особенности нашего времени включают растущую и расширяющуюся неопределенность, затрагивающую все аспекты сегодняшней жизни «изменяющейся личности в изменяющемся мире», что связывается, в первую очередь, с ускорением развития человечества. Постоянные изменения как обобщенная характеристика среды жизни, учебной и профессиональной деятельности уже стали привычными для современного человека, поэтому к плавным изменениям он достаточно подготовлен. Толерантность к неопределенности является значимым условием психологической безопасности личности студента и поддержания продуктивности деятельности.
Важность развития толерантности к неопределенности у студентов в процессе группового консультирования определяется современным состоянием нестабильности общества в сферах экономики, политики и в социальной сфере. Деформированная потребность в психологической безопасности приводит к снижению удовлетворенности настоящим, к дестабилизации уверенности в будущем, к разрушению целостности личности, росту страха и тревоги, снижению устойчивости к неблагоприятным воздействиям. Частое пребывание человека в стрессовом состоянии значительно влияет на его эмоциональный фон, взаимоотношения с окружающими его людьми, здоровье, работоспособность, выносливость и способность адаптироваться к новым окружающим условиям. Все это обостряет необходимость формирования у него на личностном уровне особого качества толерантности к действию фактора неопределенности как внешней, так и внутренней среды. Несмотря на интенсивность проводимых исследований, как в зарубежной, так и в отечественной психологии, феномен толерантности к неопределенности остается не полностью раскрытым, что определяет направления и содержание исследования.
В настоящее время изучением феномена неопределенности в отечественной психологии занимаются такие авторы как Е.П. Белинская, А.И. Гусев, В.П. Зинченко, Е.Ю. Зотова, Т.В. Корнилова, Д.А. Леонтьев, Е.Г. Луковицкая, А.Н. Поддъяков и другие. В соответствии с концепцией Е.П. Белинской, именно изменения, которые происходят в сфере общественной жизни людей, приводят к увеличению внимания ученых к феномену неопределенности. Исследуется его сущность, его структура, взаимосвязи с другими явлениями и социальными факторами [6].
Во многих психологических исследованиях феномена
неопределенности делается акцент на изучение
толерантности/интолерантности к неопределенности, которые требуются для описания индивидуального поведения в неоднозначных ситуациях [55].
Феномен толерантности к неопределенности изучался многими зарубежными и отечественными авторами, начиная с E. Frenkel-Brunswik, и актуальность этих исследований не снижается. Толерантность к неопределенности одними авторами рассматривается как личностная черта, базовая характеристика человека (С. Баднер, Л. Лингард, Р.В. Нортон и др.), другими как динамическая характеристика (и (Т.А. Бергис, Е.В. Вапенстад, Л. Каис и Д. Макколлум и др.), кроме того проводится множество исследований, которые направлены на обнаружение связи данного феномена с другими конструктами (Б.С. Алишев, Т.С. Вотинцева, Н.С. Глуханюк, М.В. Злобина, Т.В. Корнилова, Е.Н. Львова, А.Г. Матушанская, О.В. Митина, С.Г. Николаев, Е.Ю. Одинцева, О.Н. Первушина, В.Р. Петренко, С.С. Сагайдак, Е.В. Сараева, С.Д. Смирнов, Э. Фернем, Е.И. Шлягина, М. Эвисон, М.Н. Юртаева и др.), в том числе особенностей толерантности к неопределенности у студентов (Т.А. Бергис, О.А. Березкина, М.И. Дубенцов, А.А. Климов, М.А. Новикова, И.А. Чигринова, В. Оуэн, Р. Свини, М. Тэтзел).
Множество исследований, направленных на изучение связи толерантности (интолерантности) к неопределенности и личностных особенностей в молодом возрасте, обусловлено необходимостью в отслеживании трансформаций личности юношей и девушек, которые чаще чем другие возрастные группы, в силу своих особенностей находятся в ситуации неопределенности и стоят перед необходимостью справляться с ней [62]. В данном возрасте актуализируются процессы адаптации и социализации, которые связаны с преодолением трудностей. В этом отношении успешное протекание данных процессов зависит от такой личностной характеристики, как жизнестойкость, которую С. Мадди и Д. Кошабы определяли как психологическую выносливость и увеличенную эффективность личности, а также как показатель психического здоровья [47]. Толерантность к неопределенности связана с жизнестойкостью и позволяет усилить такой компонент жизнестойкости как принятие риска, которое выражается как убеждение в том, что всё, что происходит с человеком, содействует его развитию с помощью тех знаний, которые он получает в процессе приобретения опыта, независимо от того, положительный он или отрицательный. Это является одним из факторов, который мешает созданию внутреннего дискомфорта в трудных жизненных условиях за счет стойкого совладения со стрессом и за счет отношения человека к ним как к менее значимым для его жизни [59]. М.Н. Юртаева считает, что жизнестойкость личности в учебно-профессиональной деятельности повышает физическое и психическое здоровье представителей юношеского возраста, их успешной адаптации, самоактуализации и личностной исполненности [61].
Цель научного исследования - разработать и апробировать программу групповых консультаций, направленную на развитие толерантности к неопределенности у студентов.
Объект исследования - процесс развития толерантности к неопределенности у студентов.
Предмет исследования - групповое психологическое
консультирование как средство развития толерантности к неопределенности у студентов.
Гипотеза исследования состоит в том, что программа развития толерантности к неопределенности у студентов будет эффективна, если:
1) будет проведена серия встреч в форме группового консультирования по специально разработанной программе;
2) будут использованы методики, техники психологического консультирования для развития гибкости мышления, стратегий эффективного поведения в ситуациях неопределенности, снижения тревожности;
3) в работе со студентами будут применяться следующие формы организации деятельности: беседы, информирование, упражнения, домашние задания, направленные на развитие толерантности к неопределенности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, научную и периодическую литературу по теме исследования.
2. Определить критерии и уровни толерантности к неопределенности у студентов.
3. Подобрать диагностический комплекс для определения уровня толерантности к неопределенности у студентов.
4. Описать актуальный уровень толерантности к неопределенности у студентов.
5. Составить и апробировать программу формирующего эксперимента (групповых консультаций) по повышению толерантности к неопределенности у студентов.
6. Проанализировать изменения в уровне толерантности к неопределенности у студентов до и после формирующего эксперимента.
7. Проверить гипотезу с помощью методов математической статистики.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ психологической, психолого-педагогической и тематической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические - опрос, тестирование, эксперимент (групповое консультирование).
3. Статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: исследование, в котором приняли участие 30 человек в возрасте от 19 до 23 лет, из них 4 юноши и 26 девушек, проводилось на базе двух университетов г.Красноярска - КГПУ им. В.П. Астафьева и СФУ. В качестве экспериментальной группы выступили 6 девушек со средним и низким уровнем толерантности к неопределенности.
Апробация результатов исследования происходила в ходе организации и проведения групповых консультаций на базе КГПУ им. В.П. Астафьева г. Красноярска. Всего было проведено 8 групповых консультаций.
Результаты исследования представлены на XL-ой международной очно-заочной научно-практической конференции «Научные открытия 2023».
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
исследования феномена неопределенности (Л.А. Александрова, А.Г. Асмолов, М.М. Бахтин, Е.П. Белинская, Б.В. Бирюкова, А.И. Гусев, В.П. Зинченко, Е.Ю. Зотова, Т.В. Корнилова, О.В. Кузнецова, Д.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Ю.М. Лотман, Е.Г. Луковицкая, Е. А. Лустина, В.А. Петровский, А.Н. Поддъяков, О.В. Романюк, Г.У. Солдатова, Ю.Н. Степаносова, Г.Н. Солнцева, Е.Т. Соколова, О.К. Тихомиров, Л.А. Шайгерова, Е.Д. Шехтер, А.М. Черноризов):
исследования феномена толерантности к неопределенности (Т.А. Бергис, Е.В. Вапенстад, Д. Макколлум, К. Меренлуото, Т.В. Корнилова, И.Н. Леонов, Е.Г. Луковицкая, Е. Н. Осин, Г.У. Солдатова, и М. А. Чумакова, S.M. Anderson, S. Budner, C.M. Ely, E. Frenkel-Brunswik, А. Furnham, R.J. Hallman,A.P. MacDonald, D.L. McLain, R.W. Norton, N.G. Rotter, J. Sidanius, A.N. O'Connell, J.J. Ray и A.H. Schwartz);
исследования связи толерантности к неопределенности с различными особенностями личности и другими параметрами (Б.С. Алишев, Т.С. Вотинцева, Н.С. Глуханюк, М.В. Злобина, Т.В. Корнилова, Е.Н. Львова, А.Г. Матушанская, О.В. Митина, С.Г. Николаев, Е.Ю. Одинцева, О.Н. Первушина, В.Р. Петренко, С.С. Сагайдак, Е.В. Сараева, С.Д. Смирнов, Э. Фернем, Е.И. Шлягина, М. Эвисон, М.Н. Юртаева, V.A. Anfara, N. Bennett, S. Budner, K.S. Crittenden, V.M. DeRoma, C.M. Ely, G. Geller, N. Huber, K. Klenke, B. Lamberton, M.S. Lane, G.T. Lumpkin, N. Naiman, J.L. Norr, D.G. Oblinger, D. Papadopoulou, J. Patterson, R. Schor, K. Stoycheva, A. Verville, Y.L. Visser, R.B. Williams, C. Yaf);
исследования психологических характеристик юношеского возраста (Л.А. Александрова, Л.С. Выготский, А.Ю. Дорофеева, С.В. Духновский, Н.И. Кобзева, Т.В. Малютина, В.И. Слободчиков) и особенностей толерантности к неопределенности у студентов (Т.А. Бергис, О.А. Березкина, М.И. Дубенцов, А.А. Климов, М.А. Новикова, И.А. Чигринова, В. Оуэн, Р. Свини, М. Тэтзел);
исследования в области психологического консультирования как средства развития толерантности к неопределенности с точки зрения различных аспектов (Ф.Б. Березин, Е.П. Белинская, С.А. Богомаз, О.А. Кондрашихина, Д.А. Леонтьев, М.А. Одинцова, Е.И. Рассказова, М. Томпкинс).
Научная новизна исследования определяется тем, что на основе проведенного анализа научно-психологической литературы и результатов эмпирического исследования была разработана программа развития толерантности к неопределенности у студентов.
Теоретическая значимость и новизна исследования заключается в обобщении материала по проблеме развития толерантности к неопределенности у студентов в форме группового консультирования .
Практическая значимость работы заключается в составлении и апробации программы развития толерантности к неопределенности у студентов посредством группового консультирования. Теоретический и практический материал может быть использован в профессиональной деятельности консультирующего психолога.
Структура диссертации: исследование включает в свое содержание введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Во Введении обсуждается актуальность работы, цели и задачи исследования, научная новизна, научная и практическая значимость диссертации, формулируется гипотеза исследования. Кратко представлено содержание диссертации.
В Главе 1 рассмотрены основные подходы в определении неопределенности, толерантности к неопределенности в научной психолого­педагогической литературе; проанализированы особенности развития толерантности к неопределенности у студентов; изучена современная научно-психологическая литература в области возможностей психологического консультирования как средства психологической помощи в развитии толерантности к неопределенности у студентов .
В Главе 2 представлено экспериментальное исследование по развитию толерантности к неопределенности у студентов; раскрыта методическая организация исследования и представлено обсуждение результатов констатирующего эксперимента. Описана организация и проведение формирующего эксперимента; проанализированы результаты формирующего эксперимента, сделаны выводы по итогам проведенной работы.
В Заключении сформулированы основные результаты диссертации.
В Приложениях представлены таблицы, содержащие данные по результатам исследования, а также Программа развития толерантности к неопределенности у студентов посредством группового консультирования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Множество исследований, направленных на изучение связи толерантности (интолерантности) к неопределенности и личностных особенностей в молодом возрасте, обусловлено необходимостью в отслеживании трансформаций личности юношей и девушек, которые чаще, чем другие возрастные группы, в силу своих особенностей находятся в ситуации неопределенности и стоят перед необходимостью справляться с ней [62].
Толерантность к неопределенности является значимым условием психологической безопасности личности студента и поддержания продуктивности деятельности. Деформированная потребность в психологической безопасности приводит к снижению удовлетворенности настоящим, к дестабилизации уверенности в будущем, к разрушению целостности личности, росту страха и тревоги, снижению устойчивости к неблагоприятным воздействиям. Частое пребывание человека в стрессовом состоянии значительно влияет на его эмоциональный фон, взаимоотношения с окружающими его людьми, здоровье, работоспособность, выносливость и способность адаптироваться к новым окружающим условиям. Все это обостряет необходимость формирования у него на личностном уровне особого качества толерантности к действию фактора неопределенности как внешней, так и внутренней среды.
Развитие толерантности к неопределенности в молодом возрасте возможно в рамках группового психологического консультирования, которое позволяет формировать и отрабатывать социальные навыки, связанные с толерантностью к неопределенности, использовать опыт всех членов группы при обсуждении сложной ситуации неопределенности, создает условия для рефлексии и пр.
Несмотря на интенсивность проводимых исследований, как в зарубежной, так и в отечественной психологии, феномен толерантности к неопределенности остается не полностью раскрытым, что определило направление и содержание исследования.
В научном исследовании была поставлена цель - разработать и апробировать программу групповых консультаций, направленную на развитие толерантности к неопределенности у студентов. Для достижения поставленной цели были выполнены соответствующие задачи.
Была сформулирована гипотеза исследования о том, что программа развития толерантности к неопределенности у студентов будет эффективна, если:
1) будет проведена серия встреч в форме группового консультирования по специально разработанной программе;
2) будут использованы методики, техники психологического консультирования для развития гибкости мышления, стратегий эффективного поведения в ситуациях неопределенности, снижения тревожности;
3) в работе со студентами будут применяться следующие формы организации деятельности: беседы, информирование, упражнения, домашние задания, направленные на развитие толерантности к неопределенности.
В ходе анализа научно-психологической литературы рассмотрены основные подходы к определению таких феноменов как неопределенность и толерантность к неопределенности, изучены результаты множества исследований, посвященных связи толерантности к неопределенности и других личностных особенностей человека, выявлены особенности толерантности к неопределенности и её развития в молодом возрасте, определены возможности психологического консультирования как средства психологической помощи в развитии толерантности к неопределенности у студентов.
Это позволило определить концепцию, которой придерживались в нашем исследовании толерантности к неопределенности у студентов . Основываясь на концепции Е.Г. Луковицкой, мы рассматривали толерантность к неопределенности как социально-психологическую установку, в структуру которой входит аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты [45].
Далее были определены уровни и критерии для оценки выделенных в структуре толерантности к неопределенности компонентов.
Подобран диагностический комплекс для определения уровня толерантности к неопределенности у студентов.
Констатирующий эксперимент показал, что большинство студентов обладают средним уровнем развития толерантности к неопределенности, вместе с тем 10% показывают низкий уровень толерантности к неопределенности, что определило актуальность и значимость формирующего эксперимента. Средний уровень толерантности к неопределенности при этом отражает пороговые значения и соответствует такому состоянию, при котором личность адекватно воспринимает, но не стремится к неопределенности, не имея достаточного психического резерва для совладания с неоднозначными, новыми, сложными ситуациями. Это обусловило необходимость включения в консультативный процесс студентов не только с низким, но и со средним уровнем толерантности. Также учитывали, что наибольший вклад в низкий уровень толерантности обеспечивает эмоциональный компонент, который учитывает уровень реактивной и личностной тревожности, а также отношение респондентов к неопределенным ситуациям.
Исходя из результатов констатирующего этапа исследования, определены цели и задачи, разработана и апробирована экспериментальная программа развития толерантности к неопределенности у студентов в процессе группового консультирования.
Результаты формирующей работы оценивались посредством контрольного этапа исследования - повторного психодиагностического исследования толерантности к неопределенности студентов
экспериментальной группы. В результате формирующего эксперимента толерантность к неопределенности студенток экспериментальной группы осталась в основном (83,3%) на среднем уровне, но при этом у двух студенток повысился уровень - у одной с низкого до среднего, у другой со среднего до высокого. Улучшение показателей произошло за счет когнитивного и эмоционального компонентов толерантности к неопределенности.
Динамика различий показала, что студентки экспериментальной группы стали более адекватно относиться к неопределенным ситуациям, к сложным задачам - с готовностью справляться с ними по необходимости, а не избегать, и в целом стали более толерантными к неопределенности, хоть и без стремления к изменениям и оригинальности. Реактивная тревожность у них немного снизилась. Личностная тревожность студенток не претерпела значительных изменений и у четверых она осталась на высоком уровне, хотя одна студентка группы понизила уровень личностной тревожности со среднего до низкого. Одна из студенток повысила уровень гибкости мышления с ригидного до пластичного. Претерпели изменения предпочтения студенток при выборе копинг-стратегий. Снизилось предпочтение таких стратегий как конфронтационный копинг, дистанцирование и поиск социальной поддержки, а немного повысилось предпочтение планирования решения проблем и положительной переоценки, что связано, на наш взгляд, с применением в ходе эксперимента техник когнитивно-поведенческой терапии. Статистическая проверка различий подтвердила сделанные выводы.
Опираясь на полученные результаты, можно заключить, что реализованная программа групповых консультаций результативна в целях развития толерантности к неопределенности у студентов, что подтверждает гипотезу исследования.
Результаты исследования могут быть использованы практикующими психологами, а также в дальнейших исследованиях толерантности к неопределенности у студентов.


1. Александрова, Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии // Экзистенциальная и гуманистическая психология. Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - Вып. 2. - С. 82-90.
2. Александрова, Л.А. К осмыслению понятия «жизнестойкость личности» в контексте проблематики психологии способностей // Психология способностей. Современное состояние и перспективы исследований: материалы научной конференции, посвященной памяти В.Н. Дружинина. - М.: «Институт психологии РАН», 2005. - С. 16-22.
3. Алишев, Б.С. Психика и преодоление неопределенности // Психология: журнал Высшей школы экономики. - М.: Государственный университет, 2009. - Вып. 3. - С. 3-26.
4. Ананьев, Б.Г. Конструирование идентификационных структур в ситуации неопределенности / Трансформация идентификационных структур. - М.: Московский общественный научный фонд, 2001. - С. 30-53.
5. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал Т. 15. - 1994. - №1. - С. 3-19.
6. Белинская, Е.П. Система ценностей личности в перспективе толерантности // Век толерантности. Научно-публицистический вестник . 2003. - Вып.5. - С. 61-68
7. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.
8. Белинская, Е.П. Конструирование идентификационных структур в ситуации неопределенности / Трансформация идентификационных структур. М.: Московский общественный научный фонд, 2001. - С. 30-53.
9. Белинская, Е.П. Неопределенность как категория современной
социальной психологии личности [Электронный ресурс] // Психологические исследования. - № 7 (36). 2014. [Электронный ресурс сайт]. URL: http://psystudy.ru
10. Бергис, Т.А. Готовность личности к переменам и толерантность к неопределенности на этапе ранней взрослости // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, Психология. 2015. - №4. - С. 38-42.
11. Березкина, О. А. Актуализация и развитие жизнестойких качеств будущих специалистов: дис. канд. пед. наук / Березкина О. А. 2021 - С. 24 - 27.
12. Богомаз, С.А., Баланев Д.Ю. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека // Сибирский психологический журнал. - 2019. - № 32. - С. 23-28.
13. Богомаз, С.А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья / С.А. Богомаз // Материалы научно-практических конгрессов 4 Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». - 2018 - т. 2. - С. 24 - 27.
14. Бодалев, А.А. Неопределенность как категория современной социальной психологии личности [Электронный ресурс] // Психологические исследования - № 7 (36). [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 11.11.2023)
15. Васюра, С.А., Коробейникова, Я.П. Стратегии совладания юношей и девушек студенческого возраста в связи с уровнем их коммуникативной активности [Текст] / С.А. Васюра, Я.П. Коробейникова // Казанский педагогический журнал. - 2014. - С.34-43....70


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ