Развитие фонетико-фонематической стороны речи у обучающихся первых,
вторых классов с дисграфией посредством создания и использования
дидактических компьютерных игр
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы по проблематике развития фонетико-фонематической стороны речи у обучающихся первых, вторых классов с дисграфией 7
1.1. Значимость развития фонетико-фонематической стороны речи у
первоклассников и второклассников с дисграфией 7
1.2. Особенности развития фонетико-фонематической стороны речи
у первоклассников и второклассников с дисграфией 12
1.3. Методическое обследование и коррекционная работа по формированию фонетико-фонематической стороны речи у первоклассников и второклассников с дисграфией 16
Глава 2. Проект «Мир звуков» как средство развития фонетикофонематической стороны речи у первоклассников и второклассников с дисграфией 22
2.1. Предпроектное исследование уровня развития фонетикофонематической стороны речи у обучающихся
первых, вторых классов 22
2.2. Описание проекта «Мир звуков» 32
2.3. Оценка эффективности реализации проекта «Мир звуков» для развития фонетико-фонематической стороны речи у обучающихся
первых, вторых классов 41
Заключение 47
Список используемых источников 49
Приложения 57
Одной из задач современного образования является выявление причин отставания отдельных учащихся и выбор наиболее эффективных способов устранения этих пробелов. Выявление особенностей фонетико - фонематической стороны речи у школьников играет важную роль в решении этой проблемы.
Изучение причин неудач учащихся начальной школы в общем образовании показало, что одним из наиболее распространенных являются нарушения устной и письменной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и письмом.
Фонетико-фонематические нарушения затрудняют овладение словарным запасом и грамматической структурой, тормозит развитие когерентной речи, так как все эти процессы взаимосвязаны и взаимозависимы.
Поэтому своевременное выявление недостаточного уровня формирования фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с дисграфией помогает избежать серьезных нарушений.
Для успешного усвоения учеников чтения и письма, необходим правильно сформированное фонематическое восприятие, так как у ребенка нет сформированных устойчивых знаний о звуковом составе слова.
Особенности речевых расстройств у детей младшего школьного возраста вызывают дополнительные специфические задачи в их обучении, которые затрагивают как методы, так и организацию форм обучения.
Многие логопеды, дефектологи и ученые, такие как Н.В. Серебрякова, М.Е. Хватцев, Л.В. Лопатина, Э.К. Макарова, И.И. Панченко, Р.Е. Левина внесли вклад в изучение фонетико-фонематического нарушения речи.
Проблема проектной работы - заключается в поиске эффективных средств развития фонетико-фонематической стороны речи у обучающихся первых, вторых классов.
Объект проектной работы - фонетико-фонематическая сторона речи.
Предмет проектной работы - содержание логопедической работы с обучающимися первых, вторых классов, с использование проектной деятельности, посредствам создания серии дидактических игр «Мир звуков».
Цель проектной работы - развитие фонетико-фонематической стороны речи у обучающихся первых, вторых классов с дисграфией, посредствам комплекса игровых заданий.
Задачи проектной работы:
1. Изучить современное состояние проблематики развития фонетико-фонематической стороны речи у обучающихся.
2. Изучить особенности фонетико-фонематической стороны речи у первоклассников и второклассников с дисграфией, путем проведения констатирующего эксперимента
3. Разработать и внедрить проект в содержание логопедической работы.
Проектная идея заключается в том, что развитие фонетикофонематической стороны речи у обучающихся с дисграфией будет результативным, если в системе коррекционного обучения использовать серию игр «Мир звуков».
Логопедическая работа будет эффективна, если применять в ходе логопедической работы серию дидактических игр «Мир звуков».
Практическая значимость проекта заключается в том, что нами разработана серия дидактических игр «Мир звуков» для развития фонетикофонематической стороны речи у обучающихся первых, вторых классов с дисграфией.
Данные игры могут использовать логопеды школы в своей коррекционной работе, а также родители обучающихся с нарушениями фонетико-фонематического недоразвития речи в домашних условиях в виде игровой деятельности.
Организация проектной работы:
Проектная работа проводилась в несколько этапов.
На первом этапе (сентябрь - октябрь) была изучена и проанализирована научная логопедическая литература. Был составлен план выполнения выпускной квалификационной работы, сформулированы цель, задачи, предмет и объект исследования.
На втором этапе (ноябрь - декабрь) мы работали на над описанием основной части выпускной квалификационной работы, то есть первой и второй глав. На этом этапе были описаны теоретические аспекты формирования фонетико-фонематического недоразвития речи обучающихся первых, вторых классов. Проходила подготовка и проведение констатирующего эксперимента.
На третьем этапе (январь) были написаны: введение, заключение, правильно оформлены: список используемой литературы и приложение.
Четвертый этап (февраль) - создание компьютерной игры «Мир звуков».
На пятом и шестом этапе (февраль - март) мы внедряли компьютерную игру «Мир звуков» в образовательную среду обучающихся первых, вторых классов с нарушениями фонетико-фонематического недоразвития речи с дисграфией. Здесь мы проводили обработку данных и написали третью главу.
База проектной работы: одна из средних школ г. Железногорска.
В исследовании принимали участие 20 учеников первого и второго классов.
Методы проектной работы:
1. Теоретические: анализ научной психолингвистической,
лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы;
2. Эмпирические: констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных, проектирование логопедической работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Проблема исследования нарушений фонематического восприятия и, как следствие, развитие дисграфии, в современной школе становится очень острой.
Раннее выявление причин самых первых трудностей письма, возникающих у ребенка в период овладения его грамотой, дают возможность своевременно оказать ему целенаправленную помощь. При этом, при раннем исследовании фонетико - фонематического восприятия, есть возможность успеть своевременно эти трудности предупредить, так как процесс коррекции дисграфии требует гораздо больших усилий при ее закреплении.
Фонематическая сторона речи - это важный показатель общей культуры речи, которая должна соответствовать определенным произносительным нормам. Фонетическая сторона речи представляет собой процесс произнесение звуков, являющийся результатом согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата.
Фонематическое восприятие развивается в процессе онтогенеза поэтапно и к школьному возрасту должно быть сформировано. Вовремя сформированное фонематическое восприятие, в свою очередь, предупреждает возможное появление вторичных речевых дефектов, снижая при этом вероятность возникновения трудностей при овладении письменной речью.
Главными компонентами произносительной стороны речи является просодическая сторона речи и звуки речи. У детей с нарушением речи могут одновременно страдать как просодическая сторона речи, так и произношение звуков речи. Однако нарушения могут распространяться только на один компонент.
Звукопроизношение отвечает за понятность и грамотность речи, что впоследствии позволяет достигнуть грамотности в чтении и письме.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием страдает не только правильное произношение звуков, также наблюдаются перестановки, смешения замены пропуски звуков, что в последствии может отразиться, но овладении правильным чтением и письмом.
На первом этапе обследовано 20 детей из первого и второго классов средней школы Красноярского края г. Железногорск.
Речевое развитие обследованных детей, в том числе, детей, которые имеют речевые нарушения, характеризуется тем, что речь учеников развернута, они имеют большой словарный запас, строят сложные предложения с сочинительной и подчинительной связью, в устной речи не наблюдается лексико-грамматических ошибок.
По методике В.М. Акименко «Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями» мы определили: количество нарушенных звуков у каждого ребенка и группы, к которым эти звуки относятся; форму и вид нарушения; уровни неправильного произношения каждого звука. В результате обследования у всех обучающихся были выявлены нарушения в развитии фонематического слуха и фонематического восприятия, а также нарушения в звукопроизношении.
Для решения данной проблемы нами была создана проектная группа и разработан проект «Мир звуков», который направлен на формирование звукопроизношения и фонематического восприятия.
Проект успешно разработан и внедрен.
Результат эффективности проекта можно отследить при контрольном эксперименте. У учащихся повысился уровень сформированности звукопроизношения и фонематического восприятия. По его результатам можно сделать вывод, что проект «Мир звуков» эффективен.
1. Акимова В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями/ Ростов н/Д: Феникс, 2017- 77, [1] с.
2. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Под ред. Л.И. Беляковой, Н.Н. Волосковой. - М.: «Владос», 2009 - 287 с.
3. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. М.: Национальный книжный центр, 2015. 320 с.
4. Волковская Т.Н. Профессиональное взаимодействие логопеда и психолога в системе психолого-педагогической помощи детям с недостатками речи // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2015.
№4(66). С. 3-12.
5. Волковская Т.Н. Психологическое сопровождение как компонент системы психолого-педагогической помощи детям с недостатками речи // Теория, история и методология психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями: материалы VIII международного теоретико-методологического семинара: в 2 томах / сост. Н.М. Назарова, Н.Ш. Тюрина. М.: Парадигма, 2016. Т. 1. С. 118-123.
6. Волосовец Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Издательский центр "Академия", 2012. - 200с.
7. Елецкая О. В., Кузьмина Л. А. Особенности фонематических процессов учащихся младших классов общеобразовательной школы с дизорфографией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S23. - С. 26-30. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75283.htm
8. Елецкая О.В., Логинова Е.А., Пеньковская Г.А., Смирнова В.П., Тараканова А.А., Тимакова С.М., Щукина Д.А. Мониторинг коррекционно - логопедической работы. Учебно-методическое пособие / под ред. О.В. Елецкой. - М.: ФОРУМ, 2016. 400 с.
9. Касьянова, А. В. Развитие фонематических процессов у детей
дошкольного возраста / А. В. Касьянова, Н. Н. Васильева, Е. Б. Головина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки- Веди, 2014. — С. 65-67. — URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4878/ (дата обращения: 26.12.2020).
10. Копрова Т. П. Проблемы дисграфии в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 103-108. — URL https://moluch.ru/archive/62/9639/ (дата обращения: 27.01.2020).
11. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: кн. для логопеда / Р.И. Лалаева. - М.: ВЛАДОС, 2018. - 224 с.
12. Лалаева, Р.И., Венедиктова, Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: учебное пособие / Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова. - Ростов н/Д: «Феникс», СПб.: «Союз», 2020. - 224 с.
13. Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: учебное пособие / Л. С. Волкова. - СПб.: ООО «Детство-пресс», 2018. - 208 с.
14. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма / А.Р. Лурия // Русский язык, 2020. - №40. С. 52 - 55.
15. Лалаева, Р. И. Развитие фонематического анализа и синтеза [Текст] : логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева. - М. : Владос, 2014 - 129 с....50