Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Работа №164810

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I Теоретические аспекты проблемы развития художественных умений у обучающихся с РАС 7
§1 Художественные умения в психолого-педагогической литературе 7
§2 Художественные умения обучающихся с РАС как психолого­педагогическая проблема 19
§3 Формы и методы развития художественных умений у обучающихся с
РАС 38
Выводы по главе 1 51
Глава II Серия занятий по изобразительной деятельности по развитию художественных умений обучающихся младшего школьного возраста с РАС . 53 §2.1 Результаты диагностики актуального уровня развития художественных умений обучающихся младшего школьного возраста с РАС 53
§2.2 Программа серии занятий по изобразительному искусству по развитию художественных умений обучающихся младшего школьного возраста с РАС . 71
Выводы по главе 2 80
Заключение 82
Библиография 84
Приложение 90

Проблема умений - одна из самых дискуссионных и актуальных в современной педагогике и психологии. В традиционном понимании умения представляют собой овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике; усвоенные человеком действия.
На основе имеющихся у ребенка умений, создаются способности художественной деятельности, вследствие чего и при одинаковом пути художественного воспитания (если таковое присутствует) у разных детей эти способности оказываются и качественно, и количественно различными. Всякая способность формируется и развивается лишь в процессе деятельности, и в первую очередь, такой деятельности, которая этой способности требуется и не может без нее осуществляться. Значит, и те способности, которые нужны для занятия искусством, формируются и развиваются в процессе художественной деятельности. Преимущественное развитие отдельных элементарных и сложных способностей создает предпосылку для развития индивидуальных специальных способностей. Они определяются особенностями психомоторной и сенсорной организации личности, индивидуальными особенностями памяти, мышления, воображения и эмоционально-волевой сферы.
Художественные умения можно определить как умения, связанные с художественным восприятием объекта изображения; например владение такими средствами выразительности, как конструкция, движение и т.д. [15] Общеучебные навыки и умения - это те навыки и умения, которые формируются в процессе обучения многим предметам, а не одному конкретному. Этому вопросу следует уделить немало внимания, однако многие педагоги недооценивают важность этой задачи. Они считают, что в процессе обучения ученики приобретают все необходимые умения самостоятельно. Следует заметить, что переработка и трансформация полученной информации школьником может осуществляется тем или иным способом, используя различные способы и методы. Зачастую способ работы ребенка отличается от учительского эталона. Контроль этого процесса педагогом не всегда выполняется, так как он обычно фиксирует только конечный результат.
Аутизм или расстройства аутистического спектра (РАС) — термин, используемый для описания группы расстройств развития центральной нервной системы [42]. Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, эти расстройства проявляются главным образом нарушениями в трех сферах: общение, человек общается с детьми и взрослыми (нарушения социального взаимодействия); разговор, как человек разговаривает, пользуется жестами или выражением лица (нарушения в области коммуникации); поведение, как человек ведет себя (своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности) [1, 42,44].
Исходя из вышесказанного, хотим отметить, что с вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта для начального общего образования для обучающихся в ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС НОО ОВЗ) с 1 сентября 2016 года появилась необходимость изучения особенностей обучающихся с РАС, так как сегодня их образовательный маршрут предполагает обучение в общеобразовательной организации.
Знание психолого-педагогических особенностей обучающиеся с РАС, методов и приемов работы с ними, умение выстроить под их возможности специальные условия является требованием не только федеральных документов, включая ФЗ 273 «Об Образовании в Российской Федерации», но и краевых, в частности, Концепции развития инклюзивного образования в Красноярском крае, утвержденной губернатором.
Учитывая вышеизложенное и профессиональную ориентированность, мы посчитали важным изучить проблему актуального уровня развития художественных умений у младших школьников, обучающихся с РАС.
Многие из детей с РАС, как отмечают те же исследования, реализуют себя в искусстве, благодаря своему необычному взгляду на мир , их художественные образы отличаются детализацией, глубиной сюжета, проработанностью деталей, философским взглядом на самые обычные предметы и явления [22,27].
Именно поэтому, тема нашего исследования - развитие художественных умений у младших школьников с расстройствами аутистического спектра на занятиях по изобразительному искусству.
Объект исследования: развитие художественных умений
обучающихся начальных классов с РАС.
Предмет исследования: серия занятий по изобразительной
деятельности как педагогическое средство развития художественных умений у младших школьников с РАС.
Цель исследования: выявить актуальный уровень развития
художественных умений у обучающихся с РАС и разработать серию занятий по развитию художественных умений младших школьников с РАС с использованием элементов изобразительной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Изучить сущность понятия художественные умения в психолого­педагогической литературе.
3. Проанализировать психолого-педагогические характеристики обучающихся с РАС.
4. Проанализировать формы и методы развития художественных умений у младших школьников с РАС.
5. Разработать программу серии занятий по развитию художественных умений младших школьников с РАС с использованием элементов изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: использование серии занятий по
изобразительной деятельности будет способствовать развитию художественных умений у младших школьников с РАС.
Методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы
• анализ документации ребенка (заключение ПМПК, личное дело)
• анализ продуктов творческой деятельности детей с РАС
Исследование проводилось на базе КГБОУ «Красноярская школа №7». В исследовании приняли участие обучающиеся 2 и 3 классов, в общей сложности, 16 человек, возраст обучающихся 7-8 лет, 9-11 лет. Всем обучающимся, согласно заключениям психолого-медико-педагогической комиссии, рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для обучающихся с расстройством аутистического спектра.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Художественные умения - это овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных художественных знаний на практике. Художественные умения также характеризуются как умения, связанные с художественным восприятием объекта изображения (Ветлугина М.А.); в данном контексте выбранной нами темы мы значительное внимание уделяем таким средствам выразительности, как композиция, линия и цвет.
Благодаря исключительному вниманию к деталям и феноменальному чувству цвета, невероятной фотографической точности изображения, склонностью к навязчивому и повторяющемуся поведению, всему этому, что характерно для детей с расстройствами аутистического спектра - дети с РАС занимаются тем, что им нравится, зачастую тщательнее и дольше, чем другие дети. В психолого-педагогической литературе изучением художественными умениями занимались Водинская М.В., Карвасарская И.Б., Шапиро М.С.
Анализ литературы позволяет сделать вывод о развиваемом характере художественных умений детей аутистов. Среди форм и методов развития художественных умений можно выделить следующие: опора на сверхценные интересы ребенка, применение новых техник и материалов, использование любимых тем и сюжетов, а также развитие достижения композиционных навыков, обучение сознательному использованию линией, навыков работы с цветом.
Надо отметить, что основной формой развития художественных умений являются занятия изобразительной деятельностью, потому что совместно с поощрением и стимулированием творческого проявления ребенка, данная деятельность способствует самовыражению и составляет обязательные условия овладением нужных умений.
На основе проведенного исследования нами были сделаны выводы об актуальном уровне развития художественных умений обучающихся с РАС - высокий уровень владения линией выявлен лишь у 25% обучающихся, 31% имеют успехи в работе с цветом и 44% умеют «строить» композицию
рисунка.
На основании полученных данных, мы разработали серию занятий по изобразительному искусству. Серия состоит из 12 занятий со следующими темами: рисование архетипических образов; рисование знакомых ребенку героев, выражающие эмоциональные реакции ребенка; изобретение персонажей и ситуаций, знакомых ребенку из книг, мультфильмов, телепередач, компьютерных игр; занятия по живописи; работа с цветом, создание цветовых пятен; рисование форм посредством подсказок; рисование орнаментов; рисование пейзажа; развитие кистевых движений руки; дорисовка предметов. Данная серия занятий будет так же полезна развитию познавательной сферы, стимуляции познавательной активности, развитию эмоциональной сферы и воображения. Выявлена так же и включена нами необходимость формирования у ребенка положительного отношения к себе и к окружающему миру, так как выработанные детьми по итогу изобразительной деятельности «художественные произведения» являются способом общения детей с РАС с окружающим миром.
Разрабатывая программу, мы опирались на результаты исследований М.В. Водинской и М.С. Шапиро.
Полученные данные подтверждают нашу гипотезу о том, что использование серии занятий по изобразительной деятельности будет способствовать развитию художественных умений у младших школьников с РАС.


1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие: пер. с англ / под ред. В. П. Шестакова изд. М.: 1974
2. Барнетт К. Искра Божья, или Как воспитать гения. - М., ЗАО «Издательство Центрполиграф», 2013. - 189 с.
3. Беллини С. Описание пятиступенчатой модели обучения детей с аутизмом социальным навыкам/пер. Тамара Соломатина// IndianalnstituteonDisabilityandCommunity. - 2015.
4. Беркович М.С. Нестрашный мир — Спб.: Сеанс, 2009. — 288 с.
5. Ботвинников А.Д. Методическое пособие по черчению: К учебнику A. Д. Ботвинникова и др. «Черчение». 7-8 классы» / А.Д. Ботвинников, B. Н. Виноградов, И.С.Вышнепольский и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 159, [40] с.: ил
6. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников Семья в психологической консультации Под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989. - 307 с.
7. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. -М.: Педагогика, -1972.-288 с.
8. Водинская, М.В. Развитие творческих способностей ребенка на
занятиях изобразительной деятельностью / М.В. Водинская, М.С. Шапиро. - Москва: Теревинф, 2006. - 48 с. - (Лечебно­
педагогические программы). - По заказу Департамента образования в рамках гранта Правительства Москвы. - ISBN 5­901599-36-5.
9. Горбунова Г.А. Педагогическое определение параметров (критериев) оценки и развития изобразительно-творческих способностей младших школьников на уроках изо // Вестник московского гос. обл. ун-та. Сер. Педагогика. -2008. -№1. -С. 131­137.
10. Грандин Темпл «Аутичный мозг: мышление на протяжении всего спектра»
11. Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих
способностей. - М.: Наука, 1994
12. Игнатьев, С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учеб.пособие для вузов / С. Е. Игнатьев. - М.: Академ. Проект; Фонд Мир, 2007. - 208 с.
13. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. - М.: Теревинф, 2003.- 30 с.
14. Комарова Т.С. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. - М., 2004.
15. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей школьников. Монография. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. - 144 с....56


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ