ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО СНИЖЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Профилактика правонарушений обучающихся как педагогическая категория 8
1.2. Психолого-педагогические особенности учащихся подросткового и
юношеского возраста, причины и мотивы их противоправного поведения 15
1.3. Содержание профилактической работы по снижению преступности в
системе среднего профессионального образования 21
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В КГБПОУ «АЧИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И БИЗНЕСА» 31
2.1. Анализ состояния анализ состояния внеучебной работы в КГБПОУ
«Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса» 31
2.2. Констатирующий этап исследования 35
2.3. Разработка и апробация мероприятий по профилактике правонарушений в
КГБПОУ «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса» 44
2.4. Оценка результативности мероприятий по профилактике правонарушений в
КГБПОУ «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса» 52
Выводы по главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Проблема профилактики правонарушений лиц подросткового и юношеского возраста вызывает интерес современных теоретиков и практиков. Исследователи, несмотря на тенденцию снижения совершения преступления лицами данных возрастов, говорят о необходимости поиска новых средств профилактики правонарушений.
Работа с правонарушениями, совершаемыми лицами подросткового и юношеского возраста, имеет свою специфику: особое значение здесь имеют превентивные (то есть профилактические) подходы. Профилактические меры могут быть направлены на нейтрализацию и устранение причин правонарушений, коррекцию личности и образа жизни несовершеннолетних, и пр. Далеко не все современные подходы к профилактике правонарушений в системе образования показывают свою эффективность, что актуализирует проблему поиска и апробации иных профилактических мер.
Признавая актуальность проблемы профилактики правонарушений обучающихся среднего профессионального образования, нами выявлены такое противоречие - противоречие между достаточным вниманием теории и практики к проблеме профилактики правонарушений обучающихся и слабой эффективностью реальной профилактической работы.
Таким образом, проблема исследования может быть сформулирована таким образом: «Какие меры будут эффективны в профилактике
правонарушений в системе среднего профессионального образования?». Этой проблеме посвящено магистерское исследование. Мы предлагаем в основу профилактического подхода в отношении правонарушений лиц подросткового и юношеского возраста, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования, положить мероприятия, выступающие своеобразной «заменой» их потенциального социально-негативного поведения на социально-позитивное. Перед лицами данных возрастных периодов одной из актуальных задач развития является задача социализации, приспособления к миру взрослых, решение которой может быть связано с выбором социальнонегативного пути: вхождение в неформальные группы с антиобщественными взглядами, совершение правонарушений. В основу предлагаемого подхода мы предлагаем включить мероприятия общесоциального характера, призванных обеспечить надлежащий уровень культурной жизни.
Объект исследования: профилактика правонарушений в КГБПОУ «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса».
Предмет исследования: разработка мероприятий по совершенствованию управления профилактическими мерами в отношении правонарушений в системе среднего профессионального образования (на примере КГБПОУ «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса»).
Итак, цель исследования: разработка мероприятий по совершенствованию управления профилактическими мерами в отношении правонарушений обучающихся в системе среднего профессионального образования (на примере КГБПОУ «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса»).
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические особенности учащихся подросткового и юношеского возраста, причины и мотивы их правонарушений.
2. Изучить опыт профилактической работы по превенции правонарушений в системе среднего профессионального образования.
3. Провести анализ состояния внеучебной работы в КГБПОУ «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса».
4. Разработать мероприятия по совершенствованию управления профилактическими мерами в отношении правонарушений в КГБПОУ «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса».
5. Провести апробацию и оценить результаты разработанных мероприятий.
Теоретико-методологическая основа исследования: исследования
Г.В. Аванесова, В.К. Баженова, Н.И. Ветрова, А.П. Закалюк, О.Н. Кашириной, В.Ю. Майкова и других ученых по проблеме профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Методы исследования представлены такими группами:
1. Теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение учебного, научного, эмпирического материала по проблеме профилактики правонарушений обучающихся в системе среднего профессионального образования.
2. Практические методы: SWOT-анализ системы управления КГБПОУ «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса», анализ статистических данных, отчетной документации КГБПОУ «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса», а также методы психодиагностики (методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орла, опросник Ш. Шварца, методика диагностики правосознания Л.А. Ясюковой, собственная разработка анкеты, направленной на выявление преобладающих мотивов противоправного поведения).
Основные этапы исследования:
1. Подготовительный этап, включающий в себя SWOT-анализ системы управления КГБПОУ «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса», анализ внеучебной работы колледжа.
2. Констатирующий этап исследования, направленный на диагностику наиболее важных аспектов психики обучающихся с позиции их склонности к правонарушениям: склонности к отклоняющемуся поведению, уровня развития правосознания, особенностей ценностной сферы, мотивов противоправного поведения несовершеннолетних, а также на оценку распространенности правонарушений в студенческой среде.
3. Формирующий этап исследования, включающий в себя разработку и
апробацию мероприятий по совершенствованию управления
профилактическими мерами в отношении правонарушений обучающихся в КГБПОУ «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса».
4. Контрольный этап исследования, позволяющий оценить эффективность апробированных мероприятий.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации теоретического материала по проблеме профилактики правонарушений подростков и юношей, опыта различных колледжей и техникумов а профилактике правонарушений студентов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовании диагностического комплекса в психолого-педагогической работы со студентами, склонными к совершению правонарушений, в использовании идей мероприятий по совершенствованию управления профилактическими мерами в отношении правонарушений обучающихся.
База и выборка исследования: КГБПОУ «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса», обучающиеся; в диагностическом обследовании приняло участие 10 обучающихся, стоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних.
Апробация и достоверность полученных результатов подтверждена следующими публикациями:
1. Черемных, Е. В. Возможности использования экстремальных видов спорта для педагогической профилактики правонарушений студентов СПО / Е. В. Черемных // Студенческий форум : электронный научный журнал. - 2021. - № 36 (172). - URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/172/99763.
2. Черемных, Е. В. Проблемы в организации профилактики преступности в условиях учреждения СПО / Е. В. Черемных // Студенческий форум : электронный научный журнал. - 2021. - № 36 (172). - URL: https://nauchforum.ru/j ournal/stud/172/99705.
Структура диссертационного исследования: Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и опытно-экспериментальной), заключения, списка использованной литературы, включающего 55 наименований, трех приложений; в работе представлены 5 рисунков и 9 таблиц. Объем работы - 69 страниц без учета приложений.
Правонарушения лиц подросткового и юношеского возраста - важная, острая, актуальная проблема современности, требующая решения. Несмотря на внимание теоретиков и практиков к проблеме она не искоренена по сей день: старые профилактические мероприятия зачастую перестают показывать свою эффективность, а потому важен поиск педагогических средств профилактики правонарушений в современной ситуации - с учетом психологических особенностей подростков и юношей, с учетом их актуального социального окружения и реализуемых практик в обществе.
На основе теоретического анализа литературы по проблеме профилактики нарушений, эмпирического опыта учреждений среднего профессионального образования в ее решении мы пришли к выводу о том, что наибольшую эффективность показывают мероприятия, которые переориентируют обучающихся с социально-негативного поведения на социально-позитивное. Целесообразно реализовывать в практике работы с обучающимися среднего профессионального образования мероприятия по формированию социальных альтернатив, представляющие собой создание социальной действительности, альтернативной противоправной.
Мы пришли к выводу о том, что учет психолого-педагогических особенностей несовершеннолетних (их ценностей, мотивов поведения, уровня правосознания и иных характеристик) и анализ актуального состояния системы профилактики правонарушений в учреждении среднего профессионального образования (ее сильные и слабые стороны) наряду с пониманием многообразия форм профилактических мер, применимых в образовательной организации, позволит выработать и реализовать эффективные меры по профилактике правонарушений в образовательной среде.
Диссертационное исследование осуществлялось на базе конкретного учреждения среднего профессионального учреждения: КГБПОУ «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса». Был проведен анализ управления данной организации, анализ внеучебной работы и целенаправленно - опыт профилактики правонарушений обучающихся. Такая работа включена в систему воспитательной работы колледжа: так, в колледже ежемесячно проводится сверка с отделом по делам несовершеннолетних администрации города Ачинска несовершеннолетних, проводятся совместные заседания Совета по профилактике правонарушений, проводятся беседы с обучающимся, разрабатывается индивидуальные программы реабилитации обучающегося, также проводится работа с законными представителями (родителями). Однако статистика показывает то, что случаются рецидивы правонарушений, что ставит под сомнение достаточность проводимой работы.
Совершенствование модели профилактики правонарушений обучающихся группы риска в колледже требует понимания их психолого-педагогические особенности. Поэтому предварительно было проведено психологическое исследование, направленное на диагностику наиболее важных, на наш взгляд, аспектов психики: склонности к отклоняющемуся поведению, уровня развития правосознания, особенностей ценностной сферы, мотивов противоправного поведения несовершеннолетних. Данные диагностики позволили, с одной стороны, определить целесообразность и содержание мероприятий по профилактике правонарушений обучающихся, с другой стороны - данный диагностический комплекс может быть использован для оценки эффективности разработанных мероприятий.
В диагностическое обследование были вовлечены 10 учащихся (8 юношей и 2 девушки). Предметом диагностики стали склонность к отклоняющемуся поведению (по методике А.Н. Орел), ценностная сфера (по опроснику Ш. Шварца), сфера правосознания (методика Л.А. Ясюковой), мотивы противоправного поведения (анкета, собственная разработка). Изучение данных параметров психологической сферы студентов является важным, чтобы иметь представление, какие меры профилактической работы следует усилить, на что именно нужно воздействовать в психике студентов группы риска.
Диагностическое исследование показало, что у всех несовершеннолетних была выявлена склонность к отклоняющемуся поведению по разным шкалам. Из них 70 % опрошенных склонны к аддиктивному поведению. 40 % студентов проявляют склонность к преодолению норм и правил, при этом одним из основных мотивов реализации такого поведения является удовлетворение потребности в острых ощущениях. Соответственно, социальная и правовая норма не является для них сдерживающим фактором. Также они имеют самооправдательные, деструктивные установки. 20 % опрошенных склонны к самоповреждающему и саморазрушающему поведению - они также испытывают постоянную потребность в острых ощущениях, в риске. Наиболее приоритетными ценностями для таких обучающихся оказались ценности гедонизма, достижений, стимуляции и власти; наименее приоритетными - ценности конформности, безопасности и традиций. Студенты стремятся достигнуть социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами, стремятся к наслаждению или чувственному удовольствию, а также к новизне и глубоким переживаниям. Ни один из опрошенных студентов не обладает высоким уровнем правосознания, всего 10 % юношей - хорошим уровнем, 40 % - средним уровнем, 50 % - низким уровнем. Среди мотивов противоправного поведения у обучающихся наибольшую выраженность имеет игровой мотив противоправного поведения, согласно которому несовершеннолетний мотивирован в своем правонарушении стремлением к переживанию новых или особенных для него ощущений, которые связаны преимущественно с развлечением, отдыхом, эмоциональными, интеллектуальными, физическими нагрузками. Также достаточно выраженными оказались корыстный мотив, мотив утверждения, мотив повышения самооценки - то есть несовершеннолетние могут иметь побуждение к правонарушению из желания достичь или укрепить у окружающих мнение о себе, о своем социальном положении, статусе, месте в семье, сообществе, из желания подтвердить внутреннее мнение о себе, повысить самооценку, поднять уровень собственного достоинства.
В соответствии с проведенным анализом воспитательной работы в колледже, изученным опытом профилактики правонарушений в учреждениях СПО были выработаны такие меры по совершенствованию профилактики правонарушений обучающихся в колледже:
1. Включение в адресную профилактическую работу цикла воспитательных бесед (например, «Каждый ответственен за свои поступки», «Правонарушения как результат вредных привычек» и др.), направленных на воспитание ответственности за свои поступки, законопослушности, а также тренингов повышения правосознания обучающихся.
2. Совершенствование работы с родителями студентов группы риска (индивидуальное консультирование по проблемам правонарушений обучающихся, рекомендации по воспитанию и др.).
3. Работа по формированию социальных альтернатив, представляющие собой создание социальной действительности, альтернативной противоправной:
• активное вовлечение студентов колледжа в работу существующих в нем кружков, секций;
• поддержка инициатив студентов по организации досуга, проектов и т.д.;
• разработка проекта новой секции по экстремальным видам спорта.
Результаты предварительного диагностического исследования обусловили направленность идеи и содержания мероприятий по профилактике правонарушений несовершеннолетних: так, необходимо создать социально одобряемую альтернативу для несовершеннолетних, некое поле для реализации агрессивных, экстремальных проявлений несовершеннолетних, удерживая их в рамках действующего законодательства и социальных норм. Также важно социализировать таких студентов, а потому вовлекать их в социальнопозитивные практики наряду с обычными обучающимися, не относимыми нами к группе риска.
Мероприятия были реализованы в течение учебного года. После их апробации была оценена их эффективность по следующим показателям:
1. «Учащиеся, стоящие на учете в ПДН»: количество таковых снизилось с 10 человек до 5.
2. «Учащиеся, совершившие преступления за отчетный период»: с 2 человек количество снизилось до 1.
3. «Склонность к отклоняющемуся поведению»: также наиболее выраженной осталась склонность к аддиктивному поведению, но акцента на ее профилактике не делалось. Склонность к агрессии, к противоправному поведению, к преодолению норм снизилась с 40 % до 10 %.
4. «Уровень правосознания»: количество обучающихся группы риска с высоким и хорошим уровнем правосознания увеличилось с 10 % до 40 %, а количество студентов с низким уровнем правосознания уменьшилось с 50 % до 20 %.
На основании полученных результатов мы посчитали апробированные мероприятия по профилактике правонарушений обучающихся колледжа эффективными. Все поставленные задачи диссертационного исследования были решены, цель - достигнута.
1. Федеральной закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // URL: https://rg.ru/2016/06/28/profilaktika-dok.html (дата обращения: 21.09.2021).
2. Аванесов Г.А. Криминология: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 575 с.
3. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М.: Юристъ, 1996. 203 с.
4. Арзуманова К.Г., Воронкова В.А. Проблемы профилактики преступности несовершеннолетних // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 4. С. 10-12.
5. Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства // URL:
кРр://ак18Н.ги/2016/02/19/родительское-собрание-в-рамках-краев/ (дата
обращения: 14.05.2020).
6. Ачинский педагогический колледж // URL: http://cross-
apk.ru/index.php?option=com content&view=article&id=290:2010-12-29-01-55- 41&catid=197&Itemid=536 (дата обращения: 12.11.2021).
7. Баженов В.К. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. М.: Просвещение, 1994. 326 с.
8. Бахадова Е.В. Мотивы противоправного поведения подростков // В
книге: Создание мотивирующей образовательной среды Коллективная
монография. Орехово-Зуево, 2019. С. 166-175.
9. Блясова И.Ю. Социально-правовые, педагогические проблемы профилактики преступности несовершеннолетних // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. HUMANITATES. 2012. № 9. С. 122-127.
10. Болелова А.Г., Артамонова Е.Г. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: современные подходы // Образование личности. 2015. № 2. С. 90-97.
11. Вакула И.М., Загутин Д.С. Экстремальный спортивный досуг и транспортные девиации как проявление аддиктивного поведения в среде современной российской молодежи // Юристъ-правоведъ. 2018. № 3 (86). С. 3237.
12. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М., 1996. 182 с.
13. Галагузова М. А. Социальная педагогика: учебник. М.: ИНФРА-М, 2018. 319 с.
14. Епифанова Ю.С., Демко О.С. Проблемы профилактики преступности несовершеннолетних // Научный альманах. 2016. № 1-3 (15). С. 114-118.
15. Жигарев Е.С. Криминологическая характеристика
несовершеннолетних и организация их правового воспитания. Москва, 1990. 75 с.....55