Введение 3
Теоретические основы изучения основ электротехники в старшей школе 5
1.1 Теоретические основы преподавания технологии в старших классах 5
1.2 Теоретические основы преподавания физики в старших классах 10
Структура и содержание лабораторного практикума 13
2.1 Аналитической обзор лабораторных практикумов по электротехнике 13
2.2 Структура и содержание лабораторного практикума по электротехнике для
школьников старшей школы 17
Заключение 57
Список используемых источников 59
В настоящее время остро стоит вопрос получения учащимися компетенций и универсальных учебных действий в рамках школьного образования. Это связано с тем, что развитие современных социально-экономических отношений в мире, в том числе и в России, требует нового качества образования. Образование нового качества обеспечивает готовность и способность выпускников общеобразовательных учреждений разбираться или, по крайней мере, понимать, какие процессы и явления происходят в обществе, семье, окружающих машинах и продуктах. Всеобщая электрификация, электронизация и информатизация производства и быта требуют от современных людей знания основ электротехники и электроники, которые пронизывают все сферы нашей жизни и деятельности. Специалист в любой технической или научной области должен уверенно ориентироваться в мире электротехники и электроники.
Школьная программа построена таким образом, что большинство теоретических (т. е. базовых) знаний не подкрепляются практическими навыками. Чаще всего школьникам невозможно приобрести практические навыки в силу определенных обстоятельств - отсутствие необходимого оборудования на базе школы; в программе занятия по некоторым дисциплинам распределены таким образом, что не хватает уроков для практики; отсутствие надлежащей мотивации у школьников и т.д. Однако основным вопросом, с которым придется столкнуться при проведении профильного обучения, является недопонимание школьниками связи природных и физических явлений с техническими решениями. Зачастую в школьной программе физика и математика существуют отдельно, а выбор прикладных факультативных занятий разделен. В результате школьники способны решать задачи аналитически (то есть решать с привлечением математического аппарата), но не в полной мере готовы качественно решать физические задачи, обучающиеся не могут абстрагироваться от формул, у них нет навыков выполнения исследований, они не знают, как добиться "истины" методом проб и ошибок. При подготовке обучающихся немаловажно выработать комплексный подход к решению проблемы, способность переключаться от общего к конкретному, грамотную постановку проблемы, постановку задачи от физического явления к техническому решению.
Электротехника - это прикладная наука, связанная с практическим применением электрических и магнитных явлений. Электричество используется во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства, в науке, медицине, в коммунальном хозяйстве и, конечно, в повседневной жизни. Изучение электротехники в общеобразовательной школе проходит на базе физики и технологии. Физика играет особую роль в изучении электротехники по сравнению с другими дисциплинами общего образования. Вопросы электричества, изучаемые в курсе физики, являются основой электротехники как прикладной науки. Таким образом, основные физические явления и формулы при изучении электротехники приобретают специфический, прикладной характер, проявляющийся в реальных схемах и устройствах. С другой стороны, многообразие явлений в конкретных электрических устройствах обобщается при изучении физики до уровня общих законов. Что касается технологии, то раздел электротехники на базе этой дисциплины также изучается поверхностно и предусматривает формирование лишь некоторых базовых прикладных навыков в области электротехники.
Таким образом, можно сделать вывод, что в общеобразовательной школе на физике и технологии обучающиеся получают знания по электротехнике в основном академического вида, а как было отмечено выше необходимы именно практические компетенции и универсальные учебные действия.
Цель исследования: Создать лабораторный практикум по основам
электротехники для обучающихся старших классов
Объект: Обучение школьников основам электротехники
Предмет: Разработка лабораторного практикума по электротехнике
Задачи:
1) Проанализировать особенности преподавания технологии в старших классах.
2) Проанализировать особенности преподавания физики в старших классах.
3) Провести анализ существующих разработок по электротехнике в старших
классах.
4) Разработать структуру и содержание лабораторного практикума по электротехнике для обучающихся старших классов общеобразовательной школы.
В связи с всеобщей электрификацией, электронизацией и информатизацией прикладные умения по электротехнике необходимы специалисту в любой области, а также имеют особую важность в быту. В процессе обучения в школе обучающиеся овладевают недостаточным количеством прикладных умений по основам электротехники. Это связано с недостатком практики на дисциплинах, с отсутствием необходимого оборудования, отсутствием должной мотивации у обучающихся.
Анализ особенностей преподавания физики и технологии в старшей школе и анализ образовательных программ позволил выявить, что обучающиеся получают достаточную теоретическую базу, а практические умения в достаточном количестве не формируются.
Анализ существующих практикумов показал, что для школьников старшей школы не существует изданных и утвержденных лабораторных практикумов. А пособия, предназначенные для высших учебных заведений и для среднего специального образования, не учитывают специфику школьного образования. Поэтому целесообразным считаем введение факультативных занятий по основам электротехники для обучающихся старших классов.
На основе анализа особенностей преподавания физики и технологии, анализа образовательных программ и анализа лабораторных практикумов было разработано содержание и структура лабораторного практикума по основам электротехники для школьников старшей школы. В результате освоения практикума у обучающихся сформируются такие умения, как умение собирать различны электрические схемы и проверять их работу; умение рассчитывать параметры и элементы электрических устройств; умение определять характеристики электрических схем различных устройств; умение измерять параметры электрической цепи. Полученные прикладные умения пригодятся в дальнейшем обучении, в быту и для общего развития.
К сожалению, в связи с пандемией коронавирусной инфекции Covid-19 и последующим введением дистанционного обучения, не удалось апробировать созданный практикум, но я планирую использовать его в своей дальнейшей педагогической деятельности.
1. Апполонский С.М. Теоретические основы электротехники. Практикум: учебное пособие / С.М. Апполонский, А.Л.Виноградов. - М. :КНОРУС, 2016. - 290 с.
2. Бессонов Л.А. Теоретические основы электротехники. Электрические цепи: учебник для электротехн., энерг., приборостроит. спец. вузов - 9-е изд., перераб. и доп. - М.:Высш.шк., 1996. - 638 с.
3. Блохин А. В. Электротехника : учебное пособие / А. В. Блохин. - 2-е изд., испр. -Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. - 184 с.
4. Бояркина Ю.А. Методические рекомендации «О преподавании учебного
предмета «Физика» в 2020-2021 учебном году». - URL:
https://togirro.ru/assets/files/2020/emd/fizika/met rek fizika 2020-2021.pdf (дата обращения: 11.06.2021). - Режим доступа: Методические рекомендации физика . Текст: электронный
5. Гаев Г.П. Электротехника и электроника: учебник для вузов в 3-х кн. Кн.3. Электронные измерения и основы электроники / [Г.П. Гаев, В.Г. Герасимов, Князьков О.М.]; Под редакцией В.Г.Герасимова. - М.:Энергоатомиздат, 1998. - 432 с.
6. Гаськова Т.И. Практикум по электротехнике: Методические рекомендации
для обучающихся по программе подготовки квалифицированных рабочих по профессии 190631.01 Автомеханик. - URL:
http://www.pl63 .edu.ru/images/doc/study/AUTO/elteh.pdf (дата обращения: 03.06.2021). - Режим доступа: Методические рекомендации для
обучающихся. Текст: электронный
7. Екутеч Р.И. Общая электротехника и электроника: Учебное пособие для студентов Высших учебных заведений / Р.И. Екутеч, А.А. Паранук, В.А. Хрисониди - п. Яблоновский, Краснодар - Издательство: Краснодарский ЦНТИ -филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2019- 371 с.
8. Еременко В.Т. Основы электротехники и электроники: учебник для высшего профессионального образования / В.Т. Еременко, А.А. Рабочий, А.П. Фисун
и др.; под общей ред. Еременко В.Т. - Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет
• УНПК», 2012 - 529 с.
9. Жуков Е.А. Лабораторный практикум по электротехнике: Учебн. пособие/ Оост. и общ. ред. Е.А. Жукова. — Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2002. - 199 с.
10. Карабчевский Г.А. Начальный курс электрика: учебное пособие. URL:
https: //production.texenergo. ru/upload/books/karab nach kurs elec. pdf (дата
обращения: 04.05,2021). - Режим доступа: Начальный курс электрика. Текст: электронный
11. Касаткин А.С. Электротехника: учеб. для вузов / А.С. Касаткин, М.В. Немцов. - 9-е изд., стер. - М.:Издательский центр «Академия», 2005. - 544 с.
12. Кузнецова А.В. Лабораторные работы по электротехнике: учебнометодическое пособие. URL:
https: //nsportal. ru/shkola/raznoe/library/2014/01/14/laboratornye-raboty-po- elektrotekhnike (дата обращения: 28.02.2021). - Режим доступа:
Образовательная социальная сеть. Текст: электронный
13. Матвиенко В.А. Электротехника. Лабораторный практикум: учебное пособие для вузов / В.А. Матвиенко. - Екатеринбург: УМЦ УПИ, 2014. - 114 с.
14. Матяш Н. В. Рабочая программа: Технология: 10—11 классы: базовый уровень / Н. В. Матяш. — М.: Вентана-Граф, 2017. — 48 с.
15. Миленина С.А. Электротехника, электроника и схемотехника: учебник и практикум для СПО / С.А. Миленина; под ред. Н.К. Миленина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательсво Юрайт, 2017. - 406 с....30