Введение 4
Глава 1. Теоретические основы разработки маркетинговой стратегии организации 7
1.1. Маркетинговая стратегия: понятие и сущность 7
1.2. Процесс и этапы разработки маркетинговой стратегии 13
1.3. Методическое обеспечение разработки маркетинговой стратегии 17
Глава 2. Анализ организации маркетинга в организации
ИП Альпет А.И 28
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика организации . 28
2.2. Анализ внешней и внутренней среды функционирования организации 38
2.3. Анализ маркетинговой стратегии организации и выявление проблем .... 48
Глава 3. Разработка маркетинговой стратегии организации
ИП Альпет А.И 53
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой
стратегии организации 53
3.2. Оценка эффективности предлагаемых рекомендаций 63
Заключение 67
Список используемой литературы 71
В настоящее время современная концепция маркетинга представляет собой ориентированную на потребителя систему научно-обоснованных представлений об управлении производственно-сбытовой деятельностью предприятий в условиях рыночной экономики. При этом она включает в себя анализ, планирование, воплощение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, направленных на установление и поддержание выгодных обменов с целевыми потребителями ради достижения целей организации.
Каждое предприятие заинтересовано в эффективном управлении своей маркетинговой деятельностью. В частности, руководству нужно знать, как анализировать рыночные возможности, отбирать походящие целевые рынки, разрабатывать эффективный комплекс маркетинга и успешно управлять осуществлением маркетинговых усилий.
Разработка маркетинговой стратегии помогает оценить и грамотно спланировать использование потенциала предприятия. Достижение поставленных целей и получение максимального дохода на протяжении продолжительного времени - важные моменты в функционировании каждого предприятия. Маркетинговая стратегия позволяет четко формировать путь и проводить структуризацию предприятия на всех уровнях для получения необходимого результата.
При разработке маркетинговой стратегии предприятия учитывается множество факторов. Внутренний анализ предприятия позволяет судить о его потенциале. Внешние исследования рынка определяют возможные сферы деятельности предприятия. Разработка стратегии представляет собой сложный многоуровневый подход к ведению бизнеса. Руководитель ставит перед собой целью не только достичь определенной прибыли, но и закрепиться на рынке. Продолжение развития и упрочнение достижений предприятия являются приоритетными при долгосрочном планировании бизнеса.
Процесс формирования маркетинговой стратегии занимает продолжительное время. Требуется провести глубокий анализ и систематизировать полученные сведения. Каждое предприятие использует свою уникальную маркетинговую стратегию. Она создается с учетом особенностей деятельности предприятия и изменчивости рынка.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что качественно разработанная маркетинговая стратегия предприятия выступает основным средством противостояния постоянно изменяющимся условиям внешней среды.
Главная особенность маркетинговой стратегии предприятия состоит в способности быстро «подстраиваться» под изменяющуюся предпринимательскую среду и создавать перспективные предпринимательские возможности для стабилизации экономического положения предприятия или даже для улучшения рыночных позиций (роста рыночной доли, объема продаж, повышения лояльности клиентов и пр.).
Цель исследования - оценка стратегических альтернатив и разработка эффективной маркетинговой стратегии предприятия.
Достижение поставленной цели предопределило постановку и решение следующих задач:
• раскрыть понятие и сущность маркетинговой стратегии;
• описать процесс и этапы разработки маркетинговой стратегии;
• изучить методическое обеспечение разработки маркетинговой стратегии;
• дать краткую организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
• провести анализ внешней и внутренней среды функционирования объекта исследования;
• проанализировать маркетинговую стратегию организации и определить существующие проблемы;
• разработать мероприятия по совершенствованию маркетинговой стратегии организации;
• дать оценку эффективности предлагаемых рекомендаций.
Объект исследования - предприятие ИП Альпет А.И.
Предмет исследования - методические аспекты разработки маркетинговой стратегии предприятия ИП Альпет А.И.
Теоретической основой исследования послужили положения, изложенные в работах зарубежных и отечественных авторов, посвященных проблемам обеспечения эффективности стратегического управления и маркетинговой деятельности предприятий.
Методологическую основу исследования образуют принципы диалектики и законы логики, а также положения системного и комплексного подхода в решении поставленных задач. Важным аспектом представленного исследования является применение таких общенаучных методов как группировка, сравнение, анализ, синтез, а также статистических методов обработки информации.
Информационная основа исследования - федеральные законы РФ, аналитические обзоры по проблеме исследования, материалы, опубликованные и научных и периодических изданиях, данные финансовой и статистической отчетности ИП Альпет А.И., а также результаты опроса персонала предприятия.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты данного исследования позволят внести дополнения и уточнения в существующую маркетинговую стратегию предприятия, использование которой будет способствовать увеличению показателей работы, что эффективно скажется на всей деятельности предприятия.
Маркетинговая стратегия - это комплекс доминирующих принципов, конкретных целей маркетинга на длительный период и соответствующих решений по выбору и агрегированию средств (инструментов) организации и осуществления на рынке ориентированной на эти цели деловой активности. Маркетинговая стратегия состоит из базовых решений, определяющих комплекс средств маркетинга, включая инструменты формирования и адаптации (обновления) ассортимента товаров и услуг, ценообразования, коммуникаций и распределения (сбыта, продаж). Выбор маркетинговой стратегии определяется положением, потенциалом и традициями деятелньости учреждения (фирмы, организации) на рынке, спецификой продукции, конъюнктурой рынка. Многое зависит от структуры и методов управления учреждением, от личности руководителя и других лиц, причастных к управлению.
Маркетинговая стратегия представляет собой форму планирования и осуществления работы предприятия, которая максимально учитывает все возможные аспекты, препятствующие реализации воздействия предприятия на окружающую среду. Само понятие «маркетинговая стратегия» включает в себя планирование и реализацию всевозможных мероприятий организации, которые направлены на достижение запланированных компанией целей. Следует понимать, что маркетинговая стратегия представялет собой часть общей стратегии предприятия. Она затрагивает именно те вопросы, которые касаются увеличения продаж и дохода. Эта стратегия разрабатывается, помогая понять, как правильно использовать имеющиеся ресурсы, чтобы достичь динамичного сбыта продукции на долгосрочный период времени.
В ходе написания ВКР проведен анализ организации маркетинга на предприятии ИП Альпет А.И. по результатам которого сделаны следующие выводы:
ИП Альпет А.И. является юридическим лицом, действует на основании утвержденного Устава. В 2017 г. по сравнению с 2016 г. наблюдается увеличение выручки от реализации на 2639 тыс. руб. или на 46,1%. Такая динамика обусловлена ростом потребительского спроса и увеличением цен на продукцию предприятия. Затраты на 1 рубль выручки остаются неизменными и составляют 0,8 руб., в связи с чем рост себестоимости составил 2121 тыс.руб. Величина чистой прибыли предприятия в 2017 г. составила 1335 тыс. руб., что на 315 тыс. руб. выше значения 2016 г., это объясняется увеличением выручки от продаж.
С точки зрения менеджмента ИП Альпет А.И. имеет смешанную систему управления, т.е. она включает в себя централизованную и децентрализованную системы управлений. В первом случае решения принимаются в головном офисе, и в последующем тяжесть этих решений перекладывается на филиалы. Смешанная система позволяет слаженно работать всем сотрудникам предприятия, что является неотъемлемой частью любого предприятия.
В ИП Альпет А.И. создана система управления, имеющая все свойственные ей элементы: механизм управления (цели, задачи, принципы, функции, методы) и структуру управления, процесс управления, механизм развития системы управления и искусство управления. Наилучшим образом на предприятии отлажен механизм управления, но при этом наибольшие пробелы наблюдаются в его процессе.
За период 2016-2017 гг.увеличились продажи по всем товарным группам. Наибольший удельный вес в структуре ассортимента приходится на подарочные наборы (29,0% в 2017 г.). Это связано со спецификой месторасположения предприятия. Осуществляя свой выбор, покупатели ИП Альпет А.И. стараются приобрести оригинальные подарки для своих близких или коллег.
Потребителями ИП Альпет А.И. являются в основном клиенты аэропорта, которых можно подразделить на юридические и физические лица. Клиенты юридические лица приобретают продукцию магазина в качестве подарка для своих партнеров или коллег. Клиенты физические лица приобретают продукцию магазина для себя или в качестве подарка для родных и близких.
Конкурентами ИП Альпет А.И. являются организации, реализующие продукцию на территории аэропорта. Основными конкурентами ИП Альпет А.И. являются компании: «Таежная кладовая»; «Деликатесы Сибири».
Факторы макроокружения, способствующие развитию организации: появление новых товаров; рост мобильности населения; перемены во вкусе и предпочтении клиентов.
Факторы макроокружения, сдерживающие развитие организации: установление высоких налоговых ставок; влияние государственных контролирующих органов; изменение в образе жизни.
Анализ внешней и внутренней среды предприятия, а так же угроз и возможностей со стороны рынка позволяет сделать следующие выводы: предприятие функционирует во внешней среде и должно учитывать влияние основных факторов на результаты его деятелньости. Очень важно периодически проводить оценку наиболее значимых факторов внешней и внутренней среды предприятия с целью минимизации рыночных угроз и выявления рыночных возможностей.
Проведенный анализ показал, что торговому предприятию ИП Аль- пет А.И. необходимо выбрать коммуникативную стратегию продвижения предприятия, которая позволит завоевать большую долю рынка, а также повысить осведосмленность потребителей о товарах предприятия. Данная стратегия позволит предприятию развиваться далее, укрепляя свои позиции на рынке.
В процессе проведения анализа деятелньости предприятия ИП Альпет А.И., состояния его внешней и внутренней среды, были выявлены следующие проблемы:
• В области менеджмента: отсутствие стратегического анализа, отсутствие стратегии развития.
• В области маркетинга: слабая маркетинговая политика, отсутствие маркетинговой стратегии, слабые методы стимулирования продаж, усиление конкурентного давления.
Для укрепления своего положения на рынке предприятию ИП Альпет А.И. необходимо провести мероприятия по совершенствованию маркетинговой стратегии организации. Для оптимизации маркетинговой стратегии и устранения выявленных в ходе анализа недостатков, ИП Альпет А.И. можно предложить следующие мероприятия:
Совершенствование ценовой политики.
Формирование коммуникативной стратегии продвижения предприятия, которая включает следующие направления:
• разработка рекламной компании для привлечения новых покупателей;
• создание Интернет-магазина с услугой доставки товара на дом;
• внедрение накопительной системы скидок для постоянных покупателей.
В результате оценки эффективности внедрения мероприятий наблюдается положительная динамика основных экономических показателей деятельности ИП Альпет А.И. увеличение выручки от реализации; снижение затрат на 1 руб. выручки; рост валовой прибыли; рост рентабельности продаж, рентабельности продаж по чистой прибыли; рост производительности труда.
В результате, после проведения мероприятий по улучшению маркетинговой стратегии предприятия, были спрогнозированы основные показатели деятельности ИП Альпет А.И.. Прогнозные значения показателей возрастают, что свидетельствует об эффективности предлагаемых мероприятий.
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебнометодическое пособие / М.М.Алексеева. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 325 с.
2. Альтшулер И.Г. О стратегии, маркетинге и консалтинге / И.Г. Альтшулер. - М.: Инфра-М, 2016. - 440 с.
3. Аминов Э. Этапы разработки и реализации конкурентной стратегии / Э. Аминов // Практический маркетинг. - 2015. - №6. - С. 30 - 35.
4. Андреева О.Д. Технология бизнеса: маркетинг: Учебное пособие / О.Д.Андреева. - М.: Издательство группа ИНФРА-М, 2015. - 224 с.
5. Ансофф И. Стратегическое управление. /И.Ансофф. - М.: Экономика, 2016. - 389 с.
6. Архипова Н.И. Организационное управление / Н.И. Архипова, В.В. Кульба, С.А. Косяченко. - М.: РГГУ, 2016. - 733 с.
7. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. / М.П. Афанасьев. - М.: Финстатинформ, 2016. - 187 с.
8. Басовский Л.Е. Маркетинг: учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: Инфра-М, 2014. - 304 с.
9. Баталова О.С. Содержание понятия «маркетинговая стратегия» / О.С. Баталова // Проблемы современной экономики: материалы междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 103-106.
10. Белоусова С.Н. Маркетинг: учебное пособие / С.Н. Белоусова, А.Г. Белоусов. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2014. - 400 с.
11. Берестов В.Л. Анализ и оценка маркетинговой деятельности предприятия / В.Л. Берестов // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2015. - №1. - С.231-233.
12. Блюм М.А. Основы использования средств рекламы в коммерческой деятельности. / М.А. Блюм, Н.В. Молоткова. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2015. - 24 с.
13. Бронникова Т.С. Маркетинг: учебное пособие / Т.С. Бронникова, А.Г. Чернявский. - Таганрог: ТГРУ, 2014. - 399 с.
14. Виханский О.С. Менеджмент. / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Гардарика, 2017. - 480 с.
15. Воскресенский В. Ю. Менеджмент на предприятии / В. Ю. Воскресенский // Закон и право. - 2015. - № 2. - С. 106...60