Введение 3
Глава 1. Изучение истории Китая, Японии и Индии в рамках современной общеобразовательной программы 10
1.1. Изучение истории стран востока на страницах учебника по всеобщей
истории под редакцией Д.Д.Данилова 11
1.2. Изучение истории стран востока на страницах учебника по всеобщей
истории под редакцией О.С. Сороко-Цюпа 17
Глава 2. Разработка сценария уроков по истории стран Китая, Японии и Индии с использованием поурочных разработок по всеобщей истории под редакцией А.О. Сороко-Цюпа и М.Л. Несмеловой 26
Глава 3. Разработка внеурочной деятельности «Истории стран Востока в новейшее время» в 9 классе 38
3.1. Методические рекомендации при разработке элективного курса 38
3.2. Разработка Элективного курса «Новейшая история Китая, Японии и
Индии» 49
Заключение 85
Список источников 89
Приложения
Несмотря на название данной работы - «Разработка элективного курса по новейшей истории Китая, Японии и Индии для девятого класса общеобразовательной средней школы». Данная работа посвящена главным образом проблемным аспектам преподавания истории стран Востока и в частности истории Китая, Японии и Индии в ходе изучения всеобщей истории в рамках школьной программы.
Актуальность данной работы вызвана в первую очередь необходимостью увеличения нагрузки по изучению истории стран востока в общем плане и в частности истории Японии, Китая и Индии в рамках школьной программы. Так, в учебнике по новейшей истории за 9 класс, соответствующему Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования под редакцией О.С. Сороко-Цюпа, изучению истории стран востока посвящается лишь два параграфа:1) § 14. «Восток в первой половине XX века». Где в рамках девяти страниц освящается, по сути, огромный материал включающий в себя: Кемалистскую революцию в Турции в 1918-1923 гг., Синьхайскую революцию в Китае 1911-1912 гг. и последующую гражданскую войну, в результате которой будет сформирован современный облик Китая; модернизация и внешняя экспансия Японии; Японо-Китайская война 1937 - 1945 гг. и борьба за
независимость в Индии. Повторяюсь, все это изложено в рамках девяти страниц. 2) § 31 «Страны Азии и Африки в современном мире» в данном параграфе освещается история стран Азии и Африки со второй мировой войны по наши дни, редакция учебника не стала разделять Азию и Африку, при том, что к этому времени, Китай стал одним из главным игроков на мировой арене, а экономика Китайской народной республики занимает второе место по номинальному объему ВВП. Япония, несмотря на поражение во второй мировой войне проделала огромный путь в своем развитии, став одной из передовых индустриальных стран, удельный вес ВВП, которой занимает 3-е место после США и Китая.
Степень изученности: Если говорить о новейшей истории Китая, то исследуемый период в советской историографии получил отражение, в основном, в работах, связанных с темой взаимоотношений советского и китайского руководства на стадии становления КНР. Большое внимание этим вопросам уделено в работах кандидата исторических наук А.М. Дедовского, и академика С.Л. Тихвинского. Авторы выступают с позиций высокой оценки деятельности СССР по отношению к КНР, признавая его заслуги перед Китаем, и, наоборот, они отвергают самостоятельность китайского руководства, которое, по их мнению, было ведомо более прогрессивной советской властью.
Имеют место публикации посвященные личности Мао Цзэдуна, его сторонников, и оценка их роли в истории страны, авторами этих статей являются Б. Горбачев, Ю. Галенович, И.Пожилов. Л. Делюсин. Мао Цзэдун предстает в этих работах авторитарным, беспринципным лидером, в деятельности которого было больше промахов, чем достижений. Его соратники: Чжу Дэ, Чжоу Эньлань, ЛюШаоци, наоборот показаны в образе дальновидных, гуманных политиков.
Также широкому кругу лиц доступны работы автобиографического характера - дневниковые записи П.П. Владимирова, представителя коминтерна в Китае в 1942-1945 гг., М.И. Яковлева, Н.Т. Федоренко и др.
В отечественной китаеведческой литературе нет трудов, специально посвященных исследуемому периоду становления новой демократии». Хотя важнейшие его события нашли освещение в известных общих работах и ряде статей, его углубленное изучение по разным причинам пока не осуществлено.
Зарубежная историография также мало затронула тему становления КНР, но выпущено несколько работ, описывающих жизнь и деятельность Мао Цзэдуна и его приближенных. Одной из таких работ является книга американского публициста Филипа Шорта «Mao. Alife». В основном, работы зарубежных авторов носят научно-популярный характер.
В Китайской историографии много работ посвящено взаимоотношениям КНР и СССР, воспоминаниям современников тех лет, но крайне мало работ, затрагивающих тему - «новой демократии».
Если говорить оисториографии новейшей истории стран Азии в целом, то круг литературы по данной теме достаточно широк. Литература, изданная в 20 - 40-х гг., имела в основном научно-популярный характер и ограниченную проблематику. Следует назвать работы А. Ивина, П. А. Мифа, Ю. Смургиса по Китаю, В. П. Осетрова, М. Павловича, С. Иранского по Ирану, И. М. Рейснера по Афганистану, В. Рославлева по Индии.
В 50 - 60-е гг. круг исследуемых проблем и география работ существенно расширились. В эти годы были опубликованы книги по общим проблемам развития неоколониализма и национально-освободительных революций (К. Н. Брутенц, В. Л. Тягуненко, А. Н. Хейфец), социально-экономическим и политическим проблемам Индии (А. И. Левковский, О. В. Маляров, Н. А. Савельев), Китая (Б. Г. Сапожников, С. Л. Тихвинский, М. Ф. Юрьев), Индонезии (А. Б. Беленький, В. А. Цыганов), арабских стран (Б. М. Данциг, В.А. Ментешашвили, Ф. М. Ацамба, А. М. Голдобин, Н. О. Оганесян и др.).
Важное место среди исследований этих лет занимают работы общего характера, посвященные истории регионов или крупным проблемам общественного развития стран Азии и Африки. Были опубликованы книги по истории МНР, арабских стран, Индии, Африки, Антиимпериалистической лиги, сборники статей о влиянии идей ленинизма на национально-освободительное движение афро-азиатских стран. Появилась учебная и справочная литература: три выпуска новейшей истории стран зарубежного Востока, справочник о рабочем классе стран Азии и Африки, учебники ленинградских авторов и московских ученых по новейшей истории этих стран.
Наиболее плодотворными в исследовании этого периода истории стран Азии и Африки были 70 - 90-е гг. Тематика работ стала очень разнообразной от рассмотрения узких проблем развития отдельных стран до крупных обобщающих коллективных работ и изданий энциклопедического характера. Были опубликованы книги по истории Японии, Турции, новейшей истории Китая, Индии, Вьетнама, арабских стран, по истории общественной мысли народов Востока, проблемам философии и религии, истории национальноосвободительной борьбы народов стран Азии и Африки.
Широкое освещение получили вопросы экономического и культурного развития этих стран в межвоенный период. Было издано несколько справочников как по отдельным странам, так и по регионам (Сирия, Египет, Ирак, Алжир, Индонезия) и тематических (рабочий класс Африки, политические партии Африки, энциклопедический справочник по Африке). Ряд монографий был посвящен идейно-политическим и философским взглядам таких деятелей национально-освободительного движения стран Азии и Африки, как М. К. Г анди (Э. Н. Комаров, А. Д. Литман, О. В. Мартышин, А. В. Горев), Мао Цзэдун (Р. М. Бурлацкий), Чан Кайши (В. Б. Воронцов), Сукарно (М. С. Капица., Н. П. Малетин), Сунь Ятсен (С. Л. Тихвинский).
Были исследованы проблемы развития ислама в странах региона, его роль в национально-освободительном движении (А. Б. Борисов, А. В. Коровиков, Н. В. Жданов, А. А. Игнатенко), история религий стран Востока (Л. С. Васильев), история этноконфессиональных противоречий и сепаратизма (А. Б. Крылов, Д. Б. Малышева, Н. Г. Прусакова).
Из учебной литературы были опубликованы учебник по истории стран Азии и Африки под редакцией М. Ф. Юрьева, учебное пособие Л. С. Васильева по истории Востока и Родригеса А.М. «Новейшая история стран Азии и Африки.в трех частях».
Источниковую базу данной работы составляют школьные учебники по истории за 9 класс под редакцией О.С. Сороко-Цюпа (издательство «Дрофа») и учебник по всеобщей истории Д.Д. Данилова (издательство «Баллас»), данные
учебники выступают объектом исследования в первой главе данной работы. Учебник Д.Д. Данилова, являвшийся частью комплекта учебников развивающей образовательной системы «школа 2100» был исключен из федерального перечня учебников в 2018-2019 учебном году., с другой стороны учебник по всеобщей истории под авторством О.С. Сороко-Цюпа - несмотря на реформы в системе образования, успел зарекомендовать себя, как одно из лучших учебных пособий по всеобщей истории для школьников, о чем свидетельствует тот факт, что учебники нового образца, издаваемые с 2011 г. переживают свое 7-ое издание. Таким образом, мы сможем в разрезе посмотреть и оценить то, как стандартизация в системе образования отразилась на школьных учебниках по истории.
В качестве источниковой базы для второй главы данной работы выступают «поурочные разработки по всеобщей и новейшей истории» для 9 класса, под авторством О.С. Сороко-Цюпа и М.Л. Несмеловой, которое представляет собой пособие для учителей общеобразовательных организация. Данное учебное пособие содержит поурочное тематическое планирование курса, методические рекомендации для проведения уроков, советы по использованию в учебном процессе заданий рабочей тетради. Поурочные списки электронных ресурсов, а также, в методические рекомендации данного пособия включены материалы, которые помогут преподавателю реализовать требования к результатам обучения и освоения курса всеобщей истории в основной школе.
При разработке элективного курса, помимо учебных пособий, я опирался на статьи Ермакова Д.С. - «Создание элективных учебных курсов для профильного обучения» и «Элективные учебные курсы для профильного обучения», в которых автор рассматривает профильное обучение, как направление модернизации образования, рассматривается содержание профильного обучения, элективные курсы и учебно-методологический комплекс по элективным курсам, а также анализируются риски, связанные с выбором элективных курсов.В связи с тем, что элективные курсы можно условно 7
разделить на элективные курсы предпрофильной и профильной подготовки, при построении элективного курса, в качестве ориентира при построении элективного курса я опирался, также на статью Петунина О.В. «Элективные курсы на этапе предпрофильной подготовки», где автор вносит ясность в процесс построения элективного курса предпрофильной подготовки.
Во время разработки элективного курса, мною были задействованы, также, интернет ресурсы, благодаря чему я получил доступ к нормативно-правовым актам, таким, как конституция Японии 1947г., 1 доклад группы работников
посольств, посетивших Хиросиму2 , а также текст «меморандума генерала танаки»3 и другим материалам, которые будут задействованы при построении элективного курса.
Объектом данного исследования является преподавание истории Китая, Японии и Индии в рамках школьной программы.
Предмет исследования - разработка элективного курса по истории Китая, Японии и Индии в 9-ом классе.
Целью данной работы является рассмотрение школьной программы за 9 класс на предмет изучения истории Китая, Японии и Индии, с дальнейшей разработкой элективного курса по данному предмету.
В соответствии с этим я поставил перед собой несколько задач:
1) Анализ школьной программы на предмет изучения истории Китая, Японии и Индии, с той целью, чтобы выявить существует ли необходимость в увеличении нагрузки по данному предмету.
2) Разработка учебной деятельности по истории Китая, Японии и Индии, с той целью, чтобы наглядно показать, что за время, отведенное на изучение истории стран востока - в базовой школьной программе по всеобщей истории, невозможно в полной мере раскрыть весь потенциал данного блока.
3) Разработка внеурочной деятельности по истории Китая, Японии и Индии в 9-ом классе в виде элективного курса.
В ходе проведенной работы мною был проведен анализ школьной программы по всеобщей истории в 9-ом классе на предмет изучения истории Китая, Японии и Индии, с этой целью мною были проанализированы 2 учебника по всеобщей истории за 9 класс. Один из них - это учебник под редакцией Д.Д. Данилова, для анализа мною был выбран именно этот учебник по той причине, что проходя педагогическую практику на 4 курсе я преподавал историю опираясь на данный учебник, но на сегодняшний день данный учебник был исключен из перечня рекомендуемых учебников министерством образования и науки РФ. Второй учебник - это учебник под редакцией О.С. Сороко-Цюпа, который входит в список рекомендованных учебников к преподаванию в школе министерством образования и науки РФ.
Проанализировав учебник под редакцией Д.Д. Данилова я пришел к такому выводу, что содержание материала по истории стран Азии и в частности истории Китая, Японии и Индии в нем крайне ограничено, нет отдельных параграфов посвященных изучению не только той или иной страны а в целом всей Азии, при изучении всеобщей истории автором делается упор на противостояние между капиталистическими и социалистическими странам и все исторические события обсуждаются именно в этом контексте, страны востока отнесены автором учебника в разряд стран третьего мира. Используя данный учебник, при построении урока - учителю будет сложно дать ученикам полную картину хода исторических событий, если он поставит перед собой такую задачу. По этой причине становится ясно - почему учебник Данилова был исключен из списка учебных пособий, рекомендованных министерством образования и науки РФ.
Следующий учебник, который был мною проанализирован - это учебник по всеобщей истории за 9 класс под редакцией О.С. Сороко-Цюпа. В отличии от учебника Данилова в данном учебнике есть отдельные параграфы посвященные изучению истории стран Азии и в целом, руководствуясь данным учебником учитель смог бы сформировать у учащихся наиболее полную картину хода исторических событий и в общих чертах рассмотреть новейшую историю Китая, Японии и Индии, правда я нашел там один недочет, в качестве исторического источника, учитель предлагает к рассмотрению меморандум генерала Тонаки, дело в том, что многие современные историки сомневаются в объективности этого документа и называют его фальшивкой, я боюсь говорить о том - является ли этот документ фальшивкой, но тем не менее, на мой взгляд не стоило давать к рассмотрению учащимся данный документ, по той причине, что таким образом мы можем сформировать неверную картину мира у учащихся, либо же, для того, чтобы быть наиболее объективным - автор учебника должен был пояснить, что оригинальность данного документа подлежит сомнению.
Поскольку, при преподавании истории в школе наша задача состоит в том, чтобы дать ученикам наиболее полную картину хода исторических событий, при преподавании истории я бы отдал предпочтение учебнику под редакцией О.С. Сороко-Цюпа.
В соответствии с этим я попытался составить сценарии уроков по истории Китая, Японии и Индии опираясь на данный учебник с использованием поурочных разработок по всеобщей истории под редакцией А.О. Сороко-Цюпа и М.Л.Несмеловой, но при составлении уроков у меня возникли проблемы, проанализировав поурочное планирование я пришел к выводу, что невозможно дать объективную историю стран Азии в рамках двухуроков, о чем я собственно говорил на прошлом занятии, В связи с этим я посчитал возможным составить сценарий внеурочной деятельности по истории Китая, Японии и Индии, у меня был выбор - заняться разработкой элективного курса в рамках предпрофильной подготовки в 9-ом классе или разработать факультатив, ознакомившись с данным вопросом, что все-таки будет лучше разработать элективный курс, чему посвящена третья глава данной работы.
Третья глава состоит из двух разделов, в первом разделе я попытался внести ясность в сам феномен элективного курса, в результате чего мною было сформулировано следующее определение данного вида учебной деятельности: Элективный курс - это вид учебной деятельности, служащий для углубления знаний учеников в системе профильного обучения, направленный на повышение уровня изучения базовых учебных предметов. Элективные курсы подразделяются на предметные, межпредметные и не входящие в базисный учебный план, также мною были разъяснены цели, задачи и основные требования, которые возлагаются на элективные курсы.
Ознакомившись с этим, я приступил к разработке элективного курса по истории Китая, Японии и Индии. В пояснительной записки я попытался охарактеризовать необходимость введения данного курса, разъяснил цели и задачи. Затем я разработал учебно-тематический план, согласно которому элективный курс рассчитан на 17 часов т.е будет преподаваться в рамках одного полугодия , элективный курс был мною разбит на 15 занятий. Первое занятие - вводное, в рамках этого занятия я ставлю перед собой задачу разъяснить ученикам такие понятия, как: колониализм, неоколониализм, империализм и система колониального империализма., на втором занятии мы попытаемся рассмотреть традиционную составляющую Китая Индии и Японии через призму изучения религиозной составляющей этих стран, на последующих занятиях мы постараемся наиболее подробно проследить историю становления и модернизации Китая, Индии и Японии, присоставлении сценария занятий я не стал ограничиваться какой-то одной формой деятельности, занятия сопровождаются рассказами учителя в сопровождении презентации, работой в группах, работой с историческими, рисование, написание эссе и семинары. Контроль освоения знаний учащимися будет осуществляться также различными способами среди них - тематически тесты, мониторинг активности учащихся, написание эссе, доклады и т.д.
Таким образом, я думаю, что с помощью введения данного элективного курса мы сможем решить проблему необходимости увеличения нагрузки по изучению истории стран востока и даже более того, изучив историю Китая, Японии и Индии на данном элективном курсе мы сможем разгрузить базовую школьную программу и посвятить больше времени изучению истории других стран.
1. Гобсон Дж. империализм. - Ленинград: Прибой, 1987.
2. Горев А.А. Махатма Ганди., М, 1989
3. Ермаков, Д. Течения и «подводные камни» в море элективных курсов [Текст] / Д. Ермаков //Народное образование. - 2007. - №1. - 155-162
4. Каретина Г.С. ЧжанЦзолинь и политическая борьба в Китае в 20-е годы ХХ в.,М, 1984
6. Ледовский А.М. СССР и Сталин в судьбах Китая. (Документы и свидетельства участников событий 1937 - 1952 гг.), М, 1999
7. Мировицкая Р.А. Советский Союз в стратегии Гоминьдана., М, 19909.
8. Норман. Г. Возникновение современного государства в Японии. М., 961. С. 81.
9. Овчинников В.Е. Тени на мосту Айои., М, 1971
10. Петунин, О.В. Элективные курсы на этапе предпрофильной подготовки [Текст] /О.В. Петунин, Л.В. Трифонова // Школьные технологии. - 2006. - №1. - С.88-90.
11. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. Этнографические очерки.,М, 1983
12. Родригес А.М. Новейшая история стран Азии и Африки.в трех частях. - М.: ВЛАДОС, 2004.
13. Райков А.В. Национально-революционные организации Индии в борьбе за свободу,1905-1930 гг., М, 1979
14. Регинин А.И. Индийский национальный конгрессб очерки идеологии и политики.,М, 1978
15. Элективные курсы в профильном обучении [Текст] /Министерство образования РФ - Национальный фонд подготовки кадров. - М.: Вита-Пресс, 2004. - 144c....31