Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дашкова во главе Российской академии наук (Смоленский государственный университет)

Работа №164736

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

история

Объем работы41
Год сдачи2024
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Исторический контекст деятельности Российской Академии наук 5
1.1. Основание и развитие Российской Академии наук в XVIII веке 5
1.2. Роль императрицы Екатерины II в научной политике 8
Глава 2. Княгиня Екатерина Дашкова: биография и приход к власти в Академии наук 12
2.1. Биография Е. Р. Дашковой: жизненный путь и образование 12
2.2. Назначение Дашковой директором Академии наук: обстоятельства и последствия 16
Глава 3. Реформы и достижения Дашковой на посту директора Академии 21
3.1. Организационные реформы в Академии наук при Дашковой 21
3.2. Вклад Дашковой в развитие научных и гуманитарных дисциплин 25
Глава 4. Оценка деятельности Дашковой современниками и историками 29
4.1. Восприятие Дашковой среди академиков и учёных её времени 29
4.2. Современная историография о роли Дашковой в Академии наук 34
Заключение 38
Список литературы 40

Тема курсовой работы «Дашкова во главе Российской Академии наук» посвящена исследованию деятельности княгини Екатерины Романовны Дашковой на посту директора Академии наук, её роли в развитии российской науки и проведённым ею реформам. В XVIII веке российская наука переживала важные этапы становления, и фигура Дашковой сыграла ключевую роль в этом процессе. Её деятельность внесла значительный вклад в укрепление академической науки, популяризацию просвещения и установление международных научных связей. Исследование её работы имеет высокую актуальность как для изучения истории Российской Академии наук, так и для понимания процесса модернизации российской науки в эпоху Просвещения.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что, несмотря на многочисленные работы, посвящённые истории Академии наук, роль Дашковой зачастую недооценивается. Она стала первой женщиной в мире, возглавившей академическое научное учреждение, и её реформаторская деятельность заложила фундамент для дальнейшего развития научной системы России. Изучение её достижений помогает лучше понять трансформации, происходившие в российской науке и обществе во второй половине XVIII века, когда империя стремилась к европейской интеграции и модернизации научной и образовательной сфер. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе реформ Дашковой в контексте её времени, а также в оценке её вклада с точки зрения современной историографии.
Цель исследования состоит в том, чтобы определить, какие именно реформы и нововведения, проведённые Екатериной Дашковой, оказали наибольшее влияние на развитие Российской Академии наук и науки в России в целом. Для достижения этой цели в рамках работы решаются следующие задачи:
1. Охарактеризовать исторические условия создания и развития Академии наук в XVIII веке.
2. Исследовать биографию Дашковой и её путь к назначению на пост директора Академии.
3. Проанализировать реформы, проведённые Дашковой в структуре Академии наук.
4. Рассмотреть вклад Дашковой в развитие как естественных, так и гуманитарных дисциплин.
5. Оценить восприятие деятельности Дашковой среди её современников — академиков и учёных.
6. Исследовать современные подходы к изучению роли Дашковой в истории российской науки.
Объектом исследования является деятельность Российской Академии наук в период руководства Екатериной Дашковой (1783–1794 годы). Предмет исследования — реформы, проводимые Дашковой, и их влияние на организационную структуру Академии, а также на развитие научных дисциплин в России.
Методы исследования включают исторический анализ источников, сравнительно-исторический метод для сопоставления деятельности Дашковой с другими руководителями научных учреждений того времени, а также методы текстологического анализа для изучения документов, касающихся её административной деятельности. В ходе исследования были изучены архивные материалы, опубликованные научные труды XVIII века, а также мемуарная литература и научные работы современных исследователей, посвящённые фигуре Дашковой.
Материалом исследования служат как первичные источники, включая документы Российской Академии наук и переписку Дашковой, так и вторичные — работы современных историков, таких как Г. И. Смагина, М. Ш. Файнштейн и другие, освещающие её роль в истории российской науки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при дальнейших исследованиях истории науки и культуры в России XVIII века. Кроме того, работа может стать основой для учебных курсов по истории Российской Академии наук и женской роли в развитии науки.
Таким образом, данная курсовая работа позволяет систематизировать и углубить знания о деятельности Екатерины Дашковой на посту директора Академии наук, а также выявить её значительный вклад в развитие российской науки и просвещения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования была рассмотрена деятельность княгини Екатерины Романовны Дашковой на посту директора Российской Академии наук, её реформы и достижения, а также оценка её вклада современниками и историками. Работа показала, что Дашкова сыграла важнейшую роль в развитии Академии наук и существенно повлияла на становление российской науки как института, способного функционировать на международном уровне.
Цель работы — исследование деятельности Дашковой и её влияния на развитие Академии наук — была достигнута путём анализа ключевых реформ и организационных изменений, проведённых ею. В процессе исследования выполнены следующие задачи: рассмотрен исторический контекст работы Академии наук в XVIII веке, изучены биография Дашковой и её путь к руководству Академией, проанализированы её реформы и вклад в развитие научных дисциплин, а также оценено восприятие её деятельности современниками и её роль в историографии.
Результаты исследования показывают, что Дашкова была выдающимся администратором и реформатором. Её организационные реформы укрепили систему управления Академией, улучшили её финансовое состояние и обеспечили стабильную работу научных проектов. Под её руководством Академия достигла высокого уровня международного признания, а Россия стала активным участником международного научного обмена. Важным достижением Дашковой стало создание более прозрачной и структурированной системы академической деятельности, что позволило повысить продуктивность учёных и улучшить качество научных исследований.
Кроме того, Дашкова внесла значительный вклад в развитие гуманитарных и естественных наук. Её поддержка филологических исследований и публикация «Словаря Академии Российской» укрепили национальную культурную идентичность, а её активное участие в развитии таких дисциплин, как астрономия, химия и география, способствовали росту прикладных исследований и промышленному развитию России. Её реформационные усилия были нацелены на популяризацию науки и образование, что соответствовало просветительским идеалам того времени.
Современные оценки деятельности Дашковой подтверждают её значительный вклад в российскую науку. Исследователи подчеркивают её роль как одного из главных двигателей реформ в Академии наук, её стремление к международному сотрудничеству и популяризации научных знаний. Историографический анализ показал, что её деятельность, несмотря на критику со стороны консервативных учёных, имела долгосрочное позитивное влияние на развитие науки в России.
Исследование подтверждает, что деятельность Екатерины Дашковой оказала значительное влияние на российскую науку и культуру. Её реформы стали основой для дальнейшего развития Академии наук и подготовили почву для научных достижений, которые стали возможны в последующие века.



1. Дашкова Е. Р. Записки. — М.: МГУ, 1987. — 493 с.
2. Дашкова Е. Р. О смысле слова "воспитание". — СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. — 460 с.
3. Летопись Российской академии наук. Т. 1. 1724–1802. — СПб.: Наука, 2000. — 994 с.
4. Мументалер Р. Швейцарские ученые в Санкт-Петербургской академии наук. — СПб.: Нестор-История, 2009. — 236 с.
5. Протоколы заседаний Конференции Академии наук с 1725 по 1803. Т. 3. — СПб.: Тип. ИАН, 1900. — 970 с.; Т. 4. — 1911. — 1185 с.
6. Райков Б. Е. Академик Василий Зуев. — М. — Л.: Изд. АН СССР, 1955. — 351 с.
7. Раскин Н. М. И. П. Кулибин. — Л.: Наука, 1986. — 300 с.
8. Смагина Г. И. Академия наук и российская школа. Вторая половина XVIII в. — СПб., 1996. — 165 с.
9. Смагина Г. И. Княгиня и ученый: Е. Р. Дашкова и М. В. Ломоносов. — СПб.: Росток, 2011. — 416 с.
10. Смагина Г. И. Сподвижница Великой Екатерины. — СПб.: Росток, 2006. — 360 с.
11. Тычинина Л. В. Великая Россиянка. — М.: Наука, 2002. — 235 с.
12. Файнштейн М. Ш. Российская Академия и развитие культуры и гуманитарных наук. — М.; СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. — 220 с.
13. Летопись Российской академии наук. Т. 1. 1724–1802. — СПб.: Наука, 2000. — 994 с.
14. Смагина Г. И. Княгиня и ученый: Е. Р. Дашкова и М. В. Ломоносов. — СПб.: Росток, 2011. — 416 с.
15. Ивинский А. Д. Екатерина II, Е. Р. Дашкова и маркиза Ферте-Эмбо: О литературных и политических аспектах // Известия РАН. Серия литературы и языка. — 2020. — Т. 79, № 3. — С. 103-114.
16. Воронцов-Дашков А. И. Екатерина Дашкова: Жизнь во власти и опале. М.: Молодая гвардия. — 2010. — 336 с.
17. Государственные воззрения Екатерины Романовны Дашковой // Журнал РАН. — 2023. — № 3. — С. 45-56.
18. Елисеева О. И. Екатерина Дашкова: политическая и общественная деятельность в XVIII веке // Histrf.ru. — 2020. — URL: https://histrf.ru/articles/article/show/ekaterina_dashkova (дата обращения: 25.10.2024).
19. У руля двух Академий. Княгиня Екатерина Дашкова — учёный, организатор, просветитель и педагог // Scientific Russia. — 2022. — URL: https://scientificrussia.ru/articles/knyagina-ekaterina-daskova (дата обращения: 25.10.2024).
20. Грибулина А. Н. Екатерина Дашкова и её деятельность на посту первого президента Академии наук // Historicus.media. — 2021. — URL: https://historicus.media/articles/article/show/ekaterina_dashkova (дата обращения: 25.10.2024).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ