Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ «СОШ № 172»)

Работа №164733

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы147
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение
Глава 1. Теоретические основы разработки стратегии образовательной организации
1.1. Сущность понятия и виды стратегии
1.2. Особенности разработки стратегии образовательной организации
1.3. Факторы влияющие на формирование стратегии образовательной организации
Глава 2. Изучение условий для разработки стратегии образовательной организации МБОУ СОШ №172 ЗАТО г. Зеленогорска, Красноярского края
2.1. Анализ внешней среды образовательной организации, ЗАТО г. Зеленогорска, Красноярского края.
2.3. Характеристика и анализ деятельности образовательной организации МБОУ СОШ №172 ЗАТО г. Зеленогорска, Красноярского края.
2.3. Анализ существующего стратегического управления МБОУ СОШ № 172 ЗАТО г. Зеленогорска, Красноярского края.
Глава 3. Разработка стратегии развития образовательной организации МБОУ СОШ №172 ЗАТО г. Зеленогорска
3.1. Цели, задачи, приоритетные направления стратегии
3.2. Мероприятия, направленные на реализацию приоритетных направлений развития образовательной организации
3.3 Оценка эффективности стратегии развития образовательной организации МБОУ СОШ №172
3.4. Механизм реализации стратегии образовательной организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки и реализации стратегии развития, как инструмента среднесрочного и развития образовательной организации. Согласно государственной программе Красноярского края "Развитие образования", утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. N 508-п приоритетными направлениями и первоочередными задачами системы образования является "укрепление кадрового потенциала отрасли введением новой системы оплаты труда, внедрение механизмов эффективного контракта; увеличение доли молодых учителей, поддержка лучших учителей, внедряющих инновационные образовательные программы, поддержка общественных профессиональных ассоциаций, объединений, ставящих задачи профессионального развития педагогических работников, разработка и реализация комплекса мер, направленных на привлечение и закрепление молодых учителей в школах края" [63]. Выполнение обозначенных задач требует проведения анализа стратегического управления образовательной организацией.
Стратегия развития образовательной организации направлена на определение и реализацию среднесрочных приоритетов развития образовательной системы учреждения.
Анализ управления показывает, что руководство и педагогические коллективы не всегда задумываются о роли своей образовательной организации в окружающем социуме, о перспективах и связанных с ними задачах долгосрочного развития. Значительная часть педагогов не видят миссию образовательной организации в своем городе, районе, поселке, в жизни каждого обучающегося [28].
Между тем, актуальным для школы является, умение работать в современных экономических условиях, предвидеть социально­экономические изменения и оказывать образовательные услуги, которые позволят выпускникам успешно социализироваться и ориентироваться в будущих профессиях [4]. Образовательные организации в условиях конкуренции и быстро меняющейся ситуации должны концентрировать внимание не только на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, позволяющую им успевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Особый интерес, в рамках нашего исследования, вызывает изучение вопросов разработки стратегии образовательной организации, находящейся в закрытом автономном территориальном образовании, в которых имеются своя специфика и риски ухудшения социально-экономического положения.
Образовательным организациям ЗАТО необходимо решить задачи: "повышение доступности и качества образования, внедрение системы оценки качества общего образования, развитие материально-технической базы учреждений общего образования с учетом новых принципов проектирования, строительства и реконструкции зданий, использование современных информационных и коммуникационных технологий, дистанционных форм обучения и др. [63]. Однако решение указанных задач затруднено в связи с недостаточностью и ограниченностью ресурсов и средств, отдаленностью и закрытостью территории, неразвитостью информационных технологий, дефицита педагогических кадров высокой квалификации и др., следовательно, возрастает актуальность в определении среднесрочных целей, планировании, организации, контроле образовательной организации и др.
Следует отметить, что необходимость стратегического управления обозначена в требованиях российского законодательства: "образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации" [76 ].
Анализ работ, посвященных стратегическому управлению образовательными организациями, показывает, что опыт организации подобного рода механизмов пока недостаточен. Среди противоречий, подтверждающих актуальность исследования, можно назвать следующие:
• между требованиями к качеству образования и существующими подходами к управлению образовательным процессом в образовательной организации;
• между стихийным характером управления и необходимостью сознательного управления, ориентированного на перспективы развития образовательной организации;
• между необходимостью определения эффективности управления образовательной организацией и недостаточной разработанностью системы стратегического управления образовательной организацией;
• между необходимостью учета особенностей внешней среды образовательной организации при разработке стратегии и отсутствием ее анализа.
Это приводит к необходимости поиска новых путей развития образовательных организаций, совершенствования управления
образовательной организацией, с учетом специфики ее внешней среды.
Теоретический анализ литературы показал, что вопросами стратегического управления образовательной организацией занимались многие ученые. В зарубежной научной литературе наиболее доступным источником о стратегии развитии являются работы Н. Д. Никандрова, А. Н. Джуринского, Р. Стернберга, Б. Л. Вульфсона. Изучением проблемы стратегического развития образования занимались ученые института стратегического развития образования «Российской Академии образования», И. Ансофф, Ф. Котлер, А. П. Панкрухин, А. А. Лукьянова, О. В. Сагинова и др. В работах Е.Н. Геворкян, Б.С. Гершунского, Ю.Н. Петрова раскрываются теоретические основы управления развитием качества образования и инновационными процессами. Научные основы стратегического управления заложены в трудах М.В. Петерсон, Э. Морган, Д.М. Брайсон, и др.: теория менеджмента освещается в трудах В.Н. Чудинова, М.А. Баранника, Б.Л. Агранович и др.
Вместе с тем, вопросам разработки стратегии образовательной организации в условиях закрытого автономного территориального образования в исследованиях раскрываются недостаточно.
Объект исследования: образовательная организация МБОУ СОШ № 172 ЗАТО г. Зеленогорска, Красноярского края.
Предмет исследования: разработка стратегии развития образовательной организации закрытого автономного территориального образования
Цель исследования: разработка стратегии образовательной организации на основе анализа и обобщения теоретических положений и анализа особенностей образовательной среды закрытого автономного территориального образования.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что разработка стратегии будет способствовать развитию образовательной организации закрытого автономного территориального образования если будут:
• изучены теоретические основы разработки стратегии образовательной
организации: сущность, виды стратегии; факторы, влияющие на ее
формирование;
• изучены условия для разработки стратегии образовательной организации, включающие: SWOT-анализ внешней среды образовательной организации закрытого автономного территориального образования; характеристику, Pest- и SWOT-анализ деятельности образовательной организации МБОУ СОШ № 172 ЗАТО Зеленогорска, Красноярского края; анализ о существующем стратегическом управлении в образовательной организации; внешнюю оценку (мнение родителей, обучающихся) о деятельности образовательной организации;
• определены миссия, цели, задачи, приоритетные направления развития образовательной организации;
• определены эффективность стратегии и механизм реализации стратегии образовательной организации закрытого автономного территориального образования.
Задачи исследования:
• Изучить теоретические основы разработки стратегии образовательной организации: сущность, виды стратегии; факторы влияющие на ее формирование.
• Изучить условия для разработки стратегии: провести SWOT-анализ внешней среды образовательной организации ЗАТО г. Зеленогорска; анализ деятельности образовательной организации; анализ о существующем стратегическом управлении (анкетирование педагогов, родителей, обучающихся) образовательной организации в МБОУ СОШ № 172 ЗАТО Зеленогорска, Красноярского края».
• Определить миссию, цель, задачи, приоритетные направления развития образовательной организации МБОУ СОШ № 172 ЗАТО г. Зеленогорска, Красноярского края.
• Определить эффективность стратегии и механизм реализации стратегии образовательной организации закрытого автономного территориального образования
Методы исследования: системный анализ, анкетный опрос, работа с документами, синтез, обобщение и классификация, Swot-анализ, Pest - анализ и др.
Научная новизна исследования заключается в разработке стратегии образовательной организации, находящейся в закрытом автономном территориальном образовании и учитывающей особенности его образовательной среды.
Практическая значимость исследования заключается в разработке стратегии развития образовательной организации закрытого автономного территориального образования на основе анализа и обобщения теоретических положений и анализа особенностей образовательной среды закрытого автономного территориального образования.
Итоговая аттестационная работа состоит из трех глав. В первой главе содержатся теоретические аспекты разработки стратегии развития организации. Рассматриваются такие вопросы, как понятие стратегии и развития; методические подходы к разработке стратегии организации и непосредственно рассматривается сам процесс разработки стратегии организации, определяются факторы, влияющие на разработку стратегии. Во второй главе проводится анализ деятельности образовательной организации, специфика образовательной среды закрытого автономного территориального образования, проводится анализ существующего стратегического управления в МБОУ СОШ № 172 ЗАТО г. Зеленогорска, Красноярского края. В третьей главе представлена стратегия развития образовательной организации с учетом возможностей среды закрытого автономного территориального образования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
В ходе изучения теоретических аспектов, стратегии развития нами был проведен теоретический анализ разработки стратегии развития в области образования.
Стратегия развития является важнейшим фактором для развития образовательной организации в условиях закрытого автономного территориального образования.
Стратегия развития образовательной организации направлена на определение и реализацию долгосрочных приоритетов развития образовательной системы учреждения.
Анализ деятельности МБОУ СОШ № 172 г. Зеленогорска показал:
Ограниченность информационных ресурсов, необходимых для обеспечения реализации образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Недостаточную удовлетворенность образовательными услугами со стороны родителей, обучающихся.
Недостаточную осведомленность педагогов школы перспективами развития образовательной организации.
Достаточное качество образования в школе.
Возросшую потребность в дополнительном образовании детей.
Большое количество опытных специалистов в области образования.
Низкий уровень квалификационной категории педагогического коллектива.
Недостаточность оснащения кабинетов, в том числе учебно-методическим материалами, оборудованием; хотя по отдельным позициям
имеется необходимая методическая литература и учебники, дидактические материалы.
Школа руководствуется всеми необходимыми документами и ведет регламентированную деятельность.
Хорошая степень сформированности внеурочной деятельности.
Удовлетворительный результат сдачи ГИА обучающимися.
Текучесть кадров остается на минимальном уровне.
Осуществляется небольшой приток молодых специалистов.
Следует отметить, что научно-педагогический состав в данной школе стабилен, что складываемся положительно на климате внутри организации, ведет к сплочению команды, но тем не менее учителя недостаточно инициативны.
Результатом работы является разработка, организация, реализация и проведение оценки эффективности стратегии развития образовательной организации на примере МБОУ СОШ № 172.
Результатом реализации стратегии является построение образовательной организации с высоким стратегическим потенциалом, способной быстро приспосабливаться к изменениям внешней среды, обладающей конкурентоспособностью в долгосрочной перспективе и добивающейся стабильно высоких результатов.
Стратегия развития образовательной организации включает следующие направления:
Направление 1. Повышение качества и доступности образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования
Направление 2. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся
Направление 3. Повышение уровня квалификации педагогов, рост эффективности работы образовательной организации
Направление 4. Обновление МТБ и инфраструктуры образовательной организации
Направление 5. Расширение открытости образовательной организации
Направление 6. Развитие дополнительного образования с использованием ресурсов социокультурной среды г. Зеленогорска
Направление 7. Адаптация обучающихся 1-х, 5-х, специализированных спортивных, 10-х классов к условиям образовательной среды школы.
Теоретические выводы и практические рекомендации, содержащиеся в исследовании, используются при подготовке программы развития образовательного учреждения на 2017-2021гг., способствуют развитию образовательной организации.
Таким образом в 2020г. планируется достижение основной стратегической цели - превращение МБОУ СОШ №172 в инновационную образовательную организацию, прочно занимающей лидирующие позиции среди общеобразовательных организаций г. Зеленогорска, для удовлетворения социального заказа и создание благоприятного образовательного пространства для получения обучающимися качественного образования.


1. Артур А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд III. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа = Strategic Management: Concepts and Cases. — 12-е изд. — М.: «Вильямс», 2007. — С. 328. — ISBN 0­07-231499-0
2. Абчук, В.А. Методы исследований в менеджменте: Учебник / В.А. Абчук, А.Ф. Борисов, А.В. Воронцов. - СПб.: Росток, 2012. - 480 c
3. Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева . - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 c.
4. Аналоуи, Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий / Ф. Аналоуи, Карами А.. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 400 c.
5. Андрейчиков, А.В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений: Учебник / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 396 c.
6. Антонов, Ю.Е. Управление дошкольными организациями: актуальная динамика / Ю.Е. Антонов. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 c.
7. Балаева, О.Н. Управление организациями сферы услуг: Учебное пособие / О.Н. Балаева, М.Д. Предводителева. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2010. - 155 c.
8. Балыхин Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. М.: Экономика, 2003.
9. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 285 c.
10. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 365 c.
11. Белокопытова Н.Г., Зимина Л.Ю. «Стратегическое планирование деятельности организации».- Ульяновск: Мастер-студия, 2009-с.124.
12. Бершадский, М.Е. Российская эффективная школа: образовательная среда, организация и управление. Кн. 3 / М.Е. Бершадский, М.Е. Гузеев и др. - М.: НИИ школьных технологий, 2012. - 152 с.
13. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. - Киев: Итем, 2005. - 387 с.
14. Борытко Н.М. Управление образовательными системами [Электронный ресурс]: учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: изд-во ВГИПКРО, 2006. (Сер. "Гуманитарная педагогика". Вып. 4). URL: http: //window.edu.ru/resource/324/63324
15. Бухалков, М.И. Организация производства и управление предприятием: Учебник / М.И. Бухалков . - М.: ИНФРА-М, 2013. - 506 c....138


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ