Введение 4
Глава I. Личностно-ориентированные аспекты воспитательной работы с
учащимися на примере организации работы кружка «Вышивка лентами» 9
1.1. Психологические аспекты развития детей в ходе личностно-ориентированного подхода в работе с учащимися 9
1.2. Развитие творческой способности школьника 13
Глава 2. Особенности и процесс изготовления изделий методом вышивки лентами 21
2.1. История вышивки лентами 21
2.2. Технология изготовления панно - вышивка лентами 25
2.3. Методика планирования и проведения занятия в кружке 40
Заключение 60
Список использованной литературы 62
Приложение
Актуальность темы исследования. Развитие в России новых экономичных механизмов предъявляет к каждому человеку более жесткие требования и в отношении к уровню образованности, и в отношении умения «вписаться» в окружающую среду, умения общаться с окружающими, т.е. к тому, что мы называем воспитанием. Что нужно молодому человеку, начинающему трудиться в ХХ1 веке, для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях? Современный и будущий работодатель, общество в целом заинтересованы в таком работнике, который не просто умеет самостоятельно добывать знания, решать разнообразные проблемы, критически и творчески мыслить. Он должен обладать определенными качествами личности, которые, нужны человеку для успешной жизни в социуме. Всесторонне развитая личность с такими качествами начинает формироваться в школе.
Для развития личности каждого ученика в современной школе педагоги используют различные методы, приемы, технологии. Одним из них является личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированный подход предполагает не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса. Личностный подход как направление деятельности педагога - это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе. Личностный подход предполагает помощь педагогу и ребенку в осознании себя личностью, выявлении, раскрытии их возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно¬значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения.
Внедрение личностно-ориентированного подхода в воспитание позволит создать условия для самореализации учащихся, развитии способности адаптироваться к условиям новой жизни. Безусловно, зная особенности формирования человеческой личности, мы хотим вырастить человека, способного решать свою жизнь «лично». И именно в этом состоит великая сила педагогической помощи. Педагог должен не проживать жизнь ребенка, а построить процесс воспитания таким образом, чтобы его воспитанник был способен принимать самостоятельные решения в своей жизни в любых обстоятельствах и брать за них ответственность на себя, а не перекладывать ее на других. При этом он должен знать, что, принимая свое собственное решение, он не должен ущемлять интересы и жизнь других людей.
Очевидно, что неблагоприятным фактором социальной среды образовательное учреждение должно что-то противопоставить, поэтому перед системой образования остро стоит проблема внедрения современных достижений психологической науки в образовательный процесс. Решение этой проблемы позволит создать ученику комфортные условия в среднем образовательном учреждении, повысить качество образования и гарантировать успешность его обучения в ВУЗе. Очевидно, что сегодня использование только традиционных методов обучения не может привести к ожидаемому результату, более того, применение учителем авторитарного стиля управления по отношению детям может существенно ухудшить психологическую обстановку в классе, загнать ситуацию в тупик. Выход из сложившейся ситуации, лежит на пути осуществления личностно - ориентированного обучения.
В учебной деятельности школьник решает как познавательные задачи (учебно-познавательная деятельность), так и задачи тренировочного характера, смысл которых состоит в том, чтобы формировать у учащихся умения и навыки. Главная задача учителя - поставить ученика в позицию активного субъекта учебной деятельности, организовать ее таким образом, чтобы он все более активно и самостоятельно овладевал научными фактами и законами, формировал убеждения, совершенствовал умения и навыки.
Технология личностно-ориентированного обучения на уроках технологии - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности.
В соответствии с личностно-ориентированным подходом успешность реализации этой модели обеспечивается через выработку и освоение индивидуального стиля деятельности, формируемого на базе индивидуальных особенностей.
Деятельный подход отвечает на вопрос, как развивать. Суть его заключается в том, что способности проявляются и развиваются в деятельности. При этом согласно личностно-ориентированному подходу наибольший вклад в развитие человека вносит та деятельность, которая соответствует его способностям и склонностям. С другой - согласно возрастному и деятельностному подходам, наибольший вклад в развитие человека в каждом возрасте вносит его включение в ведущий вид деятельности, свой для каждого возрастного периода [14, с. 251].
Вместе с тем говорить об ориентации на личность учащегося в современной практике массовой школы можно лишь в редких случаях. Сущность личностно-ориентированного подхода все еще является предметом споров теоретиков и практиков. Противоречие между необходимостью применения личностно-ориентированного обучения в начальной школе и недостаточной разработкой ее теоретических основ в школе, обусловили актуальность нашего исследования и определили выбор темы.
Цель исследования - выявить личностно-ориентированные аспекты воспитательной работы в кружке «Вышивка лентами».
В соответствии с поставленной целью исследования и для проверки выдвинутой гипотезы были выделены следующие задачи:
1. Изучить психологические аспекты развития детей личностно-ориентированного подхода в работе с учащимися;
2. Рассмотреть творческой способности школьника и его особенности;
3. Изучить историю вышивки лентами научно-методической литературой;
4. Разработать технологию изготовления панно - вышивка лентами;
5. Разработать методику планирования и проведения занятия в кружке «Вышивка лентами».
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является личностно-ориентированные аспекты воспитательной работы.
Предметом исследования выступает личностно-ориентированные аспекты воспитательной работы в кружке «Вышивка лентами».
Гипотеза - личностно-ориентированный подход в процессе обучения будет эффективен, если:
- будет выявлен и использован субъектный опыт ученых, педагогов в воспитании учащихся;
- будут созданы условия для осуществления дифференциации обучения и воспитания;
- будет осуществлен педагогический анализ и оценка процессуальной стороны работы ученика наряду с результативной через выявление индивидуальных способностей учебной работы как устойчивых личностных образований;
- взаимное общение учителя и ученика будет иметь диалогический характер, представлять собой обмен опытом познания и творчества при отсутствии жесткого и прямого управления познавательной деятельностью учащихся.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами использовались следующие методы:
А изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по личностно-ориентированному подходу к обучению и воспитанию;
- наблюдение;
- изучение результатов деятельности и рассмотрение методов, технологий, направленных на всестороннее обучение и воспитание личности учащихся.
В исследовании обоснован процесс личностно-ориентированного обучения и воспитания как педагогической основы образовательного процесса в школе на примере работы в кружке «Вышивка лентами». Разработана методика планирования и проведения занятия в кружке в школе.
Теоретическая значимость исследование состоит в обосновании важности применения личностно- ориентированного подхода в развитие творческой способности учащихся средней школы.
Практическая значимость состоит в том, что эффективность разработанной нами методики планирования и проведения занятия в кружке «Вышивка лентами» на основе личностно - ориентированного подхода проверено экспериментальным путем на базе: МБОУ СОШ с. Булун-Терек Чаа-Хольском кожууне.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
На личностно-ориентированном занятии кружка «Вышивка лентами» создается та учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуется личностные особенности учащихся. На таком уроке господствует эмоционально положительный настрой учащихся на работу.
Преподаватель не просто создает благожелательную творческую атмосферу, он признает самобытность и уникальность каждого обучаемого.
Таким образом, личностно ориентированное обучение и воспитание позволит:
1. повысить мотивированность учащихся к обучению;
2. повысить их познавательную активность;
3. построить учебный процесс с учетом личностной компоненты, т.е. учесть личностные особенности каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности;
4. создать условия для самостоятельного управления ходом обучения;
5. дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;
6. создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;
7. вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса;
8. отследить динамику развития учащихся;
9. учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.
На примере занятий кружка «Вышивка лентами» мы видим, что включение в них личностно-ориентированных аспектов позволяет добиться лучшего результата. Таким образом, по заданной нами гипотезе личностно-ориентированный подход в воспитательной работе кружка «Вышивка лентами» является эффективным. Так как был выявлен и использован
субъектный опыт ученых, педагогов в воспитании учащихся по личностно-ориентированному подходу, были созданы условия для осуществления дифференциации обучения и воспитания. Также были осуществлены педагогический анализ и оценка процессуальной стороны работы ученика наряду с результативной через выявление индивидуальных способностей учебной работы как устойчивых личностных образований. А взаимное общение учителя и ученика имело диалогический характер, представлял собой обмен опытом познания и творчества при отсутствии жесткого и прямого управления познавательной деятельностью учащихся.