Введение 6
Глава 1. Проблемы осуществления контроля знаний по технике безопасности
на занятиях по технологии 8
1.1. Основные проблемы безопасности на уроках технологии и причины их
возникновения 8
1.2. Выявление эффективных форм и методов контроля знаний по правилам
безопасности на дисциплине “Технология” 11
Глава 2. Разработка электронного ресурса по технике безопасности для
дисциплины “Технология” 15
2.1. Разработка тестовых заданий по технике безопасности для уроков
технологии 15
2.2. Разработка структуры и содержания электронного ресурса по
технологии 17
2.3. Апробация эффективности электронного ресурса 36
Заключение 42
Список использованных источников и литературы 44
Приложение 1 47
Приложение 2 50
Приложение 3 53
Приложение 4 57
Приложение 5 60
Здоровье ребенка в период пребывания в образовательной организации является ответственностью работников школы, поэтому тема, обозначенная мной, является достаточно актуальной на сегодняшний день. Подтверждением актуальности исследования являются анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в образовании, когда состояние здоровья российских школьников ухудшается с годами. При этом наиболее значительное увеличение болезней происходит в периоды, которые совпадают с получением ребенком общего среднего образования.
Больше половины своего времени, дети и подростки проводят в школе и именно в этот период происходит формирование здоровья, роста, физического и умственного развития. Существует несколько факторов, влияющих на здоровье ребенка в образовательной среде, однако основным является соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся.
В рабочей программе по технологии отводится специальное учебное время на изучение вопросов безопасности труда и других видов деятельности. А это значит, что необходимо осуществлять проверку знаний по технике безопасности, на что и направлена моя дипломная работа.
Учитель должен применять тот контроль знаний по техники безопасности, который мог бы поспособствовать фиксированию, закреплению и правильному применению знаний, как в трудовой деятельности, так и в обычной жизни. Ведь от верного выбора контроля знаний, зависит здоровье и жизнь каждого ребенка.
Объектом исследования выступает контроль освоения школьниками правил техники безопасности на уроках технологии.
Предмет: процесс применения электронного ресурса для контроля знаний учащихся по технике безопасности.
Целью дипломной работы является разработка электронного ресурса для проверки знаний учащихся по технике безопасности на дисциплине “Технология”.
Основные задачи:
1. Изучить теоретические источники по проблеме безопасности на уроках технологии и выявить основные причины возникновения.
2. Выявить эффективные формы и методы контроля знаний по правилам безопасности на дисциплине “Технология”.
3. Разработать тестовые задания по технике безопасности для уроков технологии.
4. Разработать структуру и содержание электронного ресурса по технологии, апробировать его эффективность.
Дипломная работа состоит из двух глав и пяти параграфов, введения, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Изучив теоретические источники по проблеме безопасности на уроках технологии и основные причины возникновения, я пришла к выводу, что основной проблемой является незнание или несоблюдение правил по технике безопасности. Это и приводит к различным травмам, порезам, ушибам, так как на уроках по технологии детям приходится иметь дело с режущими и колющими инструментами, электрооборудованием, а неправильное обращение с ними и приводит к различным ранениям.
Чтобы обезопасить учеников и учителя, необходимо проводить контроль знаний для выявления ошибок, незнания учащихся.
Наиболее эффективным методом контроля является машинный контроль в виде тестовых заданий, то есть с использованием компьютера. Он отвечает всем требованиям к проверке знаний школьников, а также помогает достаточно сэкономить время и проанализировать полученные данные по онлайн-тестам.
Цель работы была достигнута, так как электронный ресурс был разработан. Что касается апробации эффективности электронного ресурса, то с помощью анкетирования выяснилось, что разработанный сайт заинтересовал как школьников, так и студентов - будущих учителей технологии.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что поставленные задачи полностью раскрыты, а это:
1. Изучены теоретические источники по проблеме безопасности на уроках технологии и выявлены основные причины возникновения.
2. Выявлены эффективные формы и методы контроля знаний по правилам безопасности на дисциплине “Технология”.
3. Разработаны тестовые задания по технике безопасности для уроков технологии.
4. Разработана структура и содержание электронного ресурса по технологии, апробирована его эффективность.
В результате выпускной квалификационной работы получен готовый сайт по технике безопасности для дисциплины “Технология”. Применение данного электронного ресурса позволит с легкостью выявлять степень знаний учащихся по технике безопасности и значительно сэкономит учебное время.
1. Бабина Н.Ф. Контроль и оценивание качества обучения по «Технологии»: учебно-методическое пособие - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 220 с.
2. Бортновский С.В., а также ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Молодежь и наука: XVI Международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых: материалы научно-практической конференции. Красноярск, 28-29 мая 2015 г. - Красноярск, 2015. - 420 с.
3. Гончаров Б.А., Елисеева Е.В., Электов А.А. и др. Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - 2-е издание; под ред. Симоненко В.Д. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 208 с.
4. Горовая Н. В. Учитель технологии. [Электр. ресурс]. План-конспект занятия по технологии на тему: Вводное занятие. Инструктаж по охране труда, 8 кл. - 2015. / http: //nsportal .ru/shkola/tekhnologiya/library/2015/02/10/tema- vvodnoe-zanyatie-instruktazh-po-okhrane-truda
5. Кановская М.Б. Педагогика. Конспект лекций - М.: изд-во "АСТ", 2012. - 160 с.
6. Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. Технология. Обслуживающий труд. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 285 с.
7. Кричевский Ю.И. Педагогика профессионального образования / Науч. ред. А.Х. Шкляр. - Мн.: РИПО, 2003. - 374 с.
8. Крупская Ю.В., Кожина О.А., Синица Н.В. и др. Технология. Обслуживающий труд: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; под ред. Симоненко В.Д. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана- Граф, 2011. - 208 с.
9. Дедовская И.В. Учитель профессионально-трудового обучения. [Электр. ресурс]. Формы и методы контроля за знаниями и умениями учащихся как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках швейного дела. / http://festival.1 september.ru/articles/566003/
10. Мельник Е.В. Учитель технологии. [Электр. ресурс]. Инструкции по технике безопасности на уроках технологии. - 2012. /
http: //nsportal .ru/shkola/tekhnolo giya/library/2012/08/07/instruktsii-po- tekhnike-bezopasnosti-na-urokakh-tekhnologii
11. Павлова О.В. Технология. 8 класс (девочки): поурочные планы по учебнику / Под редакцией В.Д. Симоненко. - Волгоград: Учитель, 2014. - 281 с.
12. Подласый И.П. Педагогика. Книга 1: Общие основы: Учебник для вузов - М.: Владос, 2008. - 710 с.
13. Поляков А.А., Цветков В.Я. Информационные технологии в управлении. - М.: МГУ Факультет государственного управления, 2007. - 138 с.
14. Рыхлёнок Ю.Г. Учитель технологии. [Электр. ресурс]. Техника безопасности при выполнении кулинарных работ. /
ЬЦрзУЛеЬпоЬдхуадегк^огйргезз.сош/аЬоиУтехника-безопасности/техника- безопасности-при-выполнении/
15. Синица Н.В., Симоненко В.Д. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192 с....21