Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИНГВОКРЕАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИГРОВОМ ДИСКУРСЕ

Работа №164713

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы72
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИНГВИСТИКА КРЕАТИВА КАК СОВРЕМЕННОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ ЯЗЫКОЗНАНИЯ 7
1.1. Лингвистика креатива и речетворческий потенциал языка 7
1.2. Языковая игра как лексико-стилистическое средство выразительности 11
1.3. Ассоциативные связи слов в стратегии языковой игры 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 20
ГЛАВА 2. «СПОРТИВНАЯ МАФИЯ» КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА
2.1. Интеллектуальные игры и их интеграция в спортивную сферу 22
2.2. Игра «Спортивная мафия» и развитие ораторских качеств её участников 27
2.3. Роль языка тела и жестов в «Спортивной мафии» 30
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 35
ГЛАВА 3. ЛИНГВОКРЕАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ В ИГРЕ «СПОРТИВНАЯ МАФИЯ»
3.1. Общая характеристика мафиозного сленга (мафсленга) и речи её участников 37
3.2. Мафиозный сленг с позиции теории лингвистики креатива 43
3.3. Способы языковой игры в мафсленге: морфемная деривация 47
3.4. Способы языковой игры в мафсленге: ассоциативный потенциал слов (лексическая деривация) 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 68

Креативные или творческие возможности языка привлекали исследователей с давних пор. Различные образцы языкового творчества стали называть «креативной деятельностью», где ключевым понятием является термин «креативность», который большинством исследователей определяется как «творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или её отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания» [Лингвистика креатива - 1, 2009: 59].
Современная лингвистика на сегодняшний день характеризуется большим числом различных направлений. С развитием творческого потенциала языка, который стал применим в абсолютно различных сферах бытования, в языковедении оформилось ещё одно направление - «Лингвистика креатива», основной целью которого стало изучение всевозможных проявлений речетворческих и лингвокреативных образцов языковой деятельности. Актуальность данной работы обуславливается активным развитием творческой языковой деятельности, проникновением креативных практик во многие сферы жизни, где формируются всё новые и новые феномены языкового творчества.
С течением времени образцы лингвистической креативности стали обнаруживать не только в литературной сфере, где всегда можно было найти творческие языковые примеры, но и в газетах, текстах рекламы, СМИ, на телевидении, а, позднее, и в сети Интернет (в онлайн-блогах, переписках и др.) [Дзюба, 2008, Иссерс, 2012, Ремчукова, 2005, Шмелёва, 2009, Эпштейн 2007 и др.].
«Именно для творческой речи, воплощённой не только в художественной литературе, но и за её пределами, характерны разного рода инновации, метафоризации, языковая рефлексия, языковая игра» [Ремчукова, 2009: 245], - в соответствии с данной мыслью, предметом для нашего исследования была выбрана интеллектуально -психологическая игра «Спортивная мафия», а объектом - лингвокреативные техники, функционирующие в процессе ведения названной игры.
Игра «Спортивная мафия» способствует развитию коммуникативных и социальных навыков, логическому и математическому мышлению, учит участников сжатой и доступной формулировке мыслей, в том числе мотивирует их к созданию новых слов, для полного и исчерпанного выражения действий в игре.
Говоря о степени разработанности вопроса изучения лингвистического креатива в разных сферах бытования языка, а именно в сфере интеллектуальных игр, стоит отметить относительную новизну лингвистики креатива в языковедении, что объясняет неизученность функционирования креативных практик в интеллектуальных играх.
Материалом в работе предстаёт терминология мафиозного сленга. Всего к анализу было привлечено 198 языковых единиц, почерпнутых из «Самого полного словаря игровых терминов и мафиозного сленга» Е. Рогачевский, Г. Дердьян 2018 года. Кроме того, к исследованию были привлечены речевые факты участников игры «Спортивная мафия».
Цель работы - изучение лингвокреативных техник в терминологической базе игры «Спортивная мафия».
Задачи:
1) Изучить креативные практики, описанные в лингвистике креатива;
2) Выявить креативные техники, которые составляют основу мафсленга интеллектуально-психологической игры «Спортивная мафия»;
3) Установить способы образования языковых единиц, формирующих терминологию мафиозного сленга.
4) Рассмотреть особенности невербального языка спортивной мафии, показав взаимодействие вербальной и невербальной составляющих в процессе игры....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью написания научной работы явился анализ техник лингвистики креатива, выявленных исследователями, применительно к интеллектуально- психологической игре «Спортивная мафия».
Изучив теорию лингвистики креатива подробнее, проанализировав её технологии, мы применили полученные данные на мафсленге - языке спортивной мафии. Сфера интеллектуальных игр ещё не затрагивалась лингвистикой креатива, потому нами сначала была предложена классификация мафсленга (ролевые обозначения; игровые термины; собственно мафсленг, включающий сленг чёрных игроков и сленг красных игроков; нейтральные термины), а затем мы рассмотрели, с помощью каких лингвокреативных техник был создан мафиозный язык.
В третьей главе был проиллюстрирован результат исследования, где выяснилось, что главной составляющей мафсленга является языковая игра. Нами были выбраны самые яркие примеры из терминологии спортивной мафии, на которых отразились приёмы языковой игры - морфемная и лексическая деривации. Установив способы образования языковых единиц вторичных терминов, частотным оказалось образование глаголов, при помощи суффиксов и приставок. Существительные мафсленга образуются игроками либо от существительных, либо от глаголов при помощи суффиксов, реже способом присоединения или усечения.
Благодаря полученным данным, стало очевидным использование участниками спортивной мафии креативного потенциала языка. Игроки преобразовали слова и внедрили их в новую функциональную сферу - игровую, где какие-то единицы изменили значение, какие-то перешли в другую часть речи, но все заимствованные понятия стали употребляться в непривычных игровых контекстах, выражая уже совершенно новый смысл.
Участники спортивной мафии креативно подошли к невербальной составляющей языка, придумав собственные игровые жесты и создав второй язык - язык жестов спортивной мафии. Оба языка активно применяются участниками, при этом невербальный язык влияет на коммуникацию, а вербальный помогает развиваться жестам: когда в мафсленге появляются новые единицы, они рано или поздно обозначаются языком жестов.
В спортивной мафии у игроков есть только ориентир в виде правил и нескольких ключевых ролей, а остальное участники придумывают сами, в том числе и игровой язык, который с течением времени коллективно был преобразован в то, чем сейчас пользуются во всех мафиозных клубах разных городов. Упрощённый, точный, ёмкий, но, в то же время, очень информативный мафсленг имеет в себе языковой креатив как на уровне смыслов, которые становятся шире внутри игры, так и на уровне морфологии, когда участники, пытаясь заполнить языковые лакуны, присоединяют к основным терминам форманты, помогающие в наименовании действий (покупать), процессов (очернить, окраснить) или при образовании нового игрового слова (шерифство, угадайка и др.).
Речевые факты участников игры также образуют креативный языковой материал, например, называние игроков закрепленным за ними номером, придавая при этом числу определённый род существительного.
Терминология мафсленга - это полноценное словотворчество, где игроки сами создали язык, трансформировав сначала значения имеющихся знаков, а затем создав вторичные единицы - всё это было достигнуто на основе языковой интуиции участников и с опорой на лингвистические модели словообразования. Игроки также используют простые соединительные элементы в игровом языке (местоимения, предлоги, нейтральные глаголы, существительные и прилагательные), для логического объединения смысловых частей предложений, если в этом нет необходимости, то используются только терминологические элементы мафсленга, которые могут существовать и самостоятельно, но только внутри игрового пространства.
Перспективами дальнейшего исследования лингвокреативной деятельности в игровых дискурсах можно считать привлечение языковых материалов других интеллектуальных игр. Также спортивную мафию можно рассмотреть шире, взяв во внимание современные языковые факты, которые могли появиться, так как в мафию активно играют (это живая речевая практика), поэтому язык, безусловно, трансформируется. Креативные техники лингвистики креатива также развиваются и, в будущем, новые технологии можно будет рассмотреть на материале спортивной мафии, выявив реализацию новых техник, или применить для анализа языка других интеллектуальных игр.


1. Асликян Э. Мафия (правила, тактика и стратегия игры). М.: ПЛАНЕТА, 2010. 76 с.
2. Белянин В. П. Психолингвистика. М: Московский психолого-социальный институт, 2003. 232 с.
3. Богоявленская Д. Б. Проблемы диагностики креативности // Журнал практического психолога. 2007. № 3. С. 143-148.
4. Горбунов А. Ю. Анализ интеллектуальных видов спорта // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2012. № 4 (25). С. 30-36.
5. Гроголева О. Ю. Анкудинова В. С. Типологические особенности личности участников интеллектуально-психологической игры «Мафия» // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2014. № 2. С. 4-12.
6. Гридина Т. А. Языковая игра: стереотип и творчество. Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. у-нт», 1996. 215 с.
7. Гридина Т. А. Языковая игра как лингвокреативная деятельность // Язык. Система. Личность. Языковая игра как лингвокреативная деятельность. Формирование языковой личности в онтогенезе. 2002. С. 26 -27.
8. Гридина Т. А. Психологическая реальность значения и ассоциативная стратегия языковой игры // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. 2006. № 4. С. 11-24.
9. Гридина Т. А. К истокам вербальной креативности: творческие эвристики детской речи // Лингвистика креатива - 1: коллективная моногр. / под общей ред. проф. Т. А. Гридиной. 2-е изд. Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2009. С. 5-58.
10. Гридина Т. А. Логика языкового парадокса в детской речи // Лингвистика креатива - 2: коллективная моногр. / под общей ред. проф. Т. А. Гридиной. 2-е изд. Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2012. С. 5-32.
11. Гридина Т. А., Кубасов А. В. Лингвокреативная техника создания игрового парадокса в афоризмах С. Д. Кржижановского // Лингвистика креатива - 2: коллективная моногр. / под общей ред. Проф. Т. А. Гридиной. Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2012. С. 354-376.
12. Гридина Т. А. Ассоциативный потенциал слова как основа лингвистической креативности: экспериментальные данные // Вопросы психолингвистики. 2015. № 25. С. 148-157.
13. Дзюба Е. В. Языковой криатифф в Рунете // Современная языковая ситуация в свете лингвокреативной деятельности: материалы международной научной конференции «Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива» 24-26 апреля. Екатеринбург, 2008. С. 69-75.
14. Доброва Г. Р. Креативность языковой личности в аспекте вариативности речевого онтогенеза // Лингвистика креатива - 2: коллективная монография / под общ. ред. проф. Т. А. Гридиной. 2-е изд. Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2012. С. 33-47.
15. Евсеева И. В. Детское словосочинительство и языковая игра // Игра как прием текстопорождения: коллективная моногр. Красноярск: СФУ, 2010. С. 278-287....(45)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ