Введение 3
ГЛАВА 1. РАСШКОЛИВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА
ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 6
1.1. Теоретические основы расшколивания, как формы обучения 6
1.2 Дескулинг как форма обучения в зарубежной школе 12
1.3 Виды расшколивания 23
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ
ГЕОГРАФИЯ НА ПРИНЦИПАХ РАСШКОЛИВАНИЯ 27
2.1 Опыт расшколивания в российском образовании 27
2.2 Отбор содержания и методов обучения при расшколивании процесса
обучения географии 36
2.3. Достоинства и недостатки расшколивания как формы организации
обучения 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 70
ПРИЛОЖЕНИЕ В 71
«Расшколивание» - понятие, которое активно обсуждается в последнее время в образовательной среде.
Процессы, связанные с расшколиванием, вовсе не означают отмену статуса школы как основного образовательного института. Наоборот, скорее это более широкий взгляд на переоценку известных ресурсов в сторону их максимального использования в целях максимального развития каждого ребенка [20].
В федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "Об образовании в Российской Федерации" говорится «В реализации образовательных программ и (или) отдельных учебных предметов, ..., предусмотренных образовательными программами, с использованием сетевой формы реализации образовательных программ наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, ... и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе».
В федеральном законе от 31.07.2020 N 273-ФЗ статье 63 сказано, что «Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность...»
Это расширение образовательного пространства детей за счет максимального использования ресурсов социокультурной и цифровой среды, сетевое взаимодействие школ и педагогов, усиление внеурочных и неурочных форм организации деятельности, новые профессиональные позиции учителя, событийный формат освоения нового содержания и оценки полученных результатов.
Ни одна школа сейчас не обладает достаточной инфраструктурой, например, полноценной лабораторией. Для этого нужны технопарки или научные площадки с большим количеством лабораторий, демонстрационного материала, современного оборудования. Школа перестала быть единственным местом получения знаний. Школьные путешествия сталкивают с бытом, учат обеспечивать себя в непривычных условиях, тренируют коммуникативные навыки и языки, развивают ориентирование на местности, помогают принять другого человека, иной стиль жизни и взгляды. Образовательные путешествия сильно влияют на включенность ученика в группу, расширяют его представление о мире и о себе. Вывести образование в практическую область, и музей или научная площадка для этого подходя т идеально.
Учебный день на образовательной площадке. Школьники могут проводить целый день в одной из научных площадок-партнеров, организовав для учеников сразу несколько уроков по разным предметам. Вовлеченность детей в образовательные поездки — такой же важный фактор для оценки школы, как результаты ЕГЭ и ОГЭ. Школа перестала быть единственным местом получения знаний, она вынуждена выходить за пределы своего здания, поскольку ее ресурсы — вне зависимости от того, частная она или государственная, — ограничены [21].
Цель исследования: выявление дидактических возможностей
расшколивания как формы организации учебной деятельности по географии в 5-6 классах.
Объект исследования: расшколивание как форма организации учебной деятельности.
Предмет исследования: организация практической деятельности по географии в 5-6 классах посредством расшколивания.
Гипотеза исследования: географические знания у учеников 5-6 классах будут значительно прочнее, если ввести элементы расшколивания в практическую деятельность образовательного процесса.
Задачи исследования:
1. проанализировать подходы к определению понятия «расшколивание»;
2. выявить условия организации учебной деятельности по предмету Г еография, построенных на принципах расшколивания;
3. разработать практические задания для изучения географии в 5-6 классах для возможного их проведения вне школы.
Методы исследования, используемые в работе: анализ литературных источников по изучаемому вопросу, исторический, сравнительноаналитический, педагогического проектирования.
Этапы научного исследования:
1. Диагностический этап. Поиск, исследование и анализ базовой литературы. Изучение научной литературы и ее анализ по теме исследования. Изучение и анализ передового педагогического опыта.
2. Подготовительный этап. Разработка анкет для мониторинга отношения учителей, обучающихся и родителей к расшколиванию, а также практических заданий для 5-6 классов для работы вне школы и места их осуществления.
3. Основной этап. Проведение анкетирования, анализ и систематизация полученных материалов. Обработка полученных результатов.
Апробация: основные результаты исследования были представлены в статьях:
1. Ханнонен О.С., Филь А.А. Расшколивание, как современная форма учебного процесса // Материалы конференции «География и геоэкология на службе науки и инновационного образования», - Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2022.
Общий объем работы составляет 73 страницы. Основной текст диссертации сопровождается 15 рисунками, 4 таблицами и 3 приложениями. Библиографический список включает 71 источник.
В педагогических изданиях и образовательной среде в последнее время активно обсуждается понятие «расшколивание». Процессы, связанные с расшколиванием, не означают отмену статуса школы как основного образовательного института. Наоборот, это более широкий взгляд на переоценку известных ресурсов в сторону их максимального использования в целях интенсивного развития каждого обучающегося.
«Расшколивание — это замена репродуктивных на иные способы подготовки и реализации учебных планов, программ, расписаний; создание результативных сред обучения. Это расширение образовательного пространства, стимулирующее социальное взаимодействие за счёт максимального использования ресурсов социокультурной и цифровой среды, сетевое взаимодействие школ и педагогов, усиление внеурочных и неурочных форм организации деятельности, новые профессиональные позиции учителя, событийный формат освоения нового содержания и оценки полученных результатов», - в этом определении И. Иллича есть особый взгляд на процесс обучения, в котором он видит только репродуктивный характер получения знаний обучающимися в стенах школы. Если рассмотреть современную дидактическую классификацию методов обучения, то в ней достаточно отводится места не только репродуктивным методам, значительную долю составляют творческие, исследовательские методы.
Расшколивание, в данном случае, рассматривается как специфическая организация обучения вне стен школы, которая приобретает разные формы - от индивидуального домашнего обучения (хоумскулинг) до почти полного отрицания школы, как института образования (дескулинг). А между ними обучение по индивидуальной образовательной программе по запросу обучающегося (анскулинг).
В российской системе образования расшколивание имеет место быть также в разных формах. Это также домашнее обучение детей по разным причинам (состояние здоровья или желание родителей обучать детей на дому), обучение по различным программам по выбору обучающихся (в учебных центрах типа «Сириус» или кванториум, или что-то другое). Это перенос учебных занятий за пределы школы (например, в геологический или краеведческий музей, национальный парк «Столбы» или парк флоры и фауны «Роев ручей» или в различного рода учреждения, предприятия, «нелинейное расписание») и т.п.
В рамках данной работы рассмотрены основные понятия расшколивания и его основные виды в зарубежном и российском образовании. Это позволило нам сделать вывод о том, что расшколивание (дескулинг) выступает, как специфичная форма организации обучения, так и как метод обучения. В российской системе образования основной формой организации обучения является урок, но в зависимости от его целей и задач он может быть «вынесен» за пределы школы, класса, проведён на природе или музее и других учреждениях, где роль учителя занимают специалисты соответствующих отраслей.
В школьных программах по географии предусмотрены виды деятельности, которые выходят за рамки школы, вернее должны быть проведены вне стен школы и, которые дают возможность сформировать у обучающихся специфичные для основ научной географии компетенции.
Но, при этом, в российском образовании основным критерием качества приобретённых знаний являются ФГОС, контролируемые текущими и итоговыми проверочными работами.
Отношение к расшколиванию, как форме организации обучения неоднозначно, что показало анкетирование среди обучающихся, учителей и родителей. И это значит, что российский менталитет интуитивно понимает, что расшколивание воспитывает индивидуалистов, где главным в учении становится удовлетворение только собственных интересов. Да и сам термин «расшколивание» для русского слуха несёт негативный оттенок, как отрицание школы, как общественного, социального института,
выполняющего заказ общества, сформулированного в Законе «Об
образовании».
Условия организации учебной деятельности по предмету География, построенных на принципах расшколивания для российского образования можно выделить: учёт потребностей и готовность обучающихся, учителей и родителей к разным формам расшколивания; отбор содержания учебного материала; наличие возможностей (соответствующих учреждений, предприятий, природных факторов, обеспеченность интернетом и пр.), которые могли бы обеспечить проведение занятий вне школы.
Вместе с тем, задания, разработанные в рамках написания данной работы, которые выполняются на базе кафедры географии и методики обучения географии КГПУ им. В.П. Астафьева, пополнят «копилку» дидактического материала учителей географии и дадут возможность расширить базу для организации обучения географии вне стен школы, расширяя границы
1. Альтернативная педагогика. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://alternativepedagogy.wordpress.com/2011/05/24/deschooling/
(Дата обращения 28.03. 2022 г.)
2. Брыксина О.Ф. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: учебник / О.Ф. Брыксина, Е.А. Пономарева, М.Н. Сонина. М.: ИНФРА-М, 2018. 549 с.
3. В Великобритании растет число учеников-хоумскулеров
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://semeynoe.com/magazine/news/gb/ (дата образения 27.03.2022)
4. Вайнер, М. Э. Анализ российского опыта по проблеме семейного образования и воспитания / М. Э. Вайнер // Вестник РМАТ. 2014. № 1. С. 98-105.
5. Васильева И.Н., Сорока О.Г. Информационно-инфраструктурное обеспечение учебной деятельности. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://elib.bspu.by/bitstream/doc/8311/1/%D0%9F%D0%9D 11 2014.pdf (дата обращения 27.03. 2022 г.)
6. Геда, Н. Домашнее обучение: кому он нужен, этот хоумскулинг?
[Электронный ресурс] / Н. Геда. Режим доступа:
http://school4you.ru/homeschooling/ (Дата обращения 26.03.2022)
7. Емельянович И. Образование будущего // Наука и инновации. 2020. №12 (214). С. 58 - 63
8. Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир: (фрагменты из работ разных лет) / пер. под ред. Т. Шанина. М.: Просвещение, 2006. 160 с.
9. Кадисон, И. В. Исторические предпосылки развития семейного образования в России / И. В. Кадисон, Ю. Б. Кадисон // Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет». 2018. № 11. С. 43-44
10. Кочергина, П. Homeschooling (домашнее обучение) в России: элитарное образование или чудачество родителей? / П. Кочергина // На путях к новой школе. 2016. № 2. С. 42-46
11. Кощиенко, И. В. Основные направления домашнего обучения за рубежом: генезис и типология / И. В. Кощиенко, Л. И. Покровская // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 4. С. 213-219
12. Махнин, В. Л. Интенсификация образования: теоретическое обобщение и практика реализации рефлексивных технологий в военном образовании / В. Л. Махнин. М.: ВАГШ, 2016. 243 с.
13. Международная стандартная классификация образования
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/isced-2011 -ru.pdf (Дата
обращения 26.03.2022)
14. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 3 августа 2018 г.) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
15. Обедина А. Е. Нелинейное расписание как один из
вариантов организации интеграции основного и дополнительного образования // Международный педагогический портал «Солнечный свет» (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //solncesvet.ru/opublikovannyie-
materialyi/nelineynoe-raspisanie-kak-odin-iz-var-2/ (дата обращения 28.03. 2022 г.)...71