Специфика переживания стрессогенности учебно-профессиональной среды при разных формах агрессивности и мотивации студентов ведомственных и гражданских вузов (Российский Государственный Гуманитарный Университет)
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 60 студентов мужского пола, возрастом от 18 до 25 лет.
Есть приложения.
Введение 4
Глава 1. Теоретическая часть 9
1.1. Определение и подходы к изучению стресса 9
1.2. Подходы к изучению агрессии 15
1.3. Теоретическое изучение мотивации 19
Глава 2 Эмпирическая часть 24
2.1. Методы 24
2.2. Описание выборки 25
2.3. Анализ различий между студентами ведомственных и гражданских вузов по показателям опросников «Шкала оценки профессионально-трудных ситуаций на рабочем месте (Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченко), «Тест мотивации достижений» А. Мехрабиана в адаптации М.Ш. Магомед-Эминова (форма А), «Опросник уровня агрессивности» А. Басса - М. Перри 25
2.4. Анализ взаимосвязей между показателями переживания стрессогенности учебно-профессиональной среды, уровнем агрессивности и доминирующим типом мотивации 31
Выводы 35
Заключение 37
Список источников литературы 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 51
Актуальность. С течением времени социальная ситуация изменяется и предъявляет новые требования как к поведению, так и к личностным качествам молодого поколения. В последнее время рост населения, усложнение технологий производства, появление новых отраслей и многие другие факторы сказываются на важности профессионального самоопределения, на количестве и качестве требований, которые предъявляют профессии к будущим молодым специалистам. Чаще всего, этап выбора профессии и места обучения происходит в период подросткового возраста. Поэтому иногда человек оказывается не готов к выбору своего профессионального пути, что впоследствии сказывается на процессе его обучения.
Также нельзя не отметить стрессогенность, связанную с учебно-профессиональной деятельностью как таковой, а также с ее особенностями в конкретном вузе. Так, например, ведомственные вузы требуют от студентов поддержания жесткой дисциплины, соблюдения определенного режима, а также имеют четкую иерархию званий. Нельзя не отметить и то, что обучение в ведомственных вузах накладывает отпечаток и на социальную сферу студентов. Они не могут наряду со студентами гражданских вузов свободно распоряжаться временем после учебных занятий. Их выходы в город регламентированы порядком увольнений, общение со сверстниками, обучающимися в других вузах, также ограничено внутренними правилами учебного заведения. Все это вызывает у студентов, особенно только поступивших, стрессовую реакцию.
Студенты гражданских вузов, несмотря на более легкие условия обучения, также сталкиваются с действием стрессогенных ситуаций. Ни для кого не секрет, что изменение структуры и правил обучения (относительно структуры обучения в школе), нервное напряжение в период сдачи экзаменов, зачетов и курсовых работ, негативно влияет на психоэмоциональное состояние студентов.
Однако нельзя оставить и без внимания тот факт, что вышеперечисленные особенности учебно-профессиональной среды по-разному влияют на тех или иных студентов. Так, на особенности переживания негативного воздействия могут влиять как средовые факторы (ситуативные факторы, уровень личной значимости), так и личностные качества студента. К числу личностных характеристик, влияющих на стрессоустойчивость, часто относят: фрустрационную толерантность (С.В. Субботин), эмоциональную устойчивость (Б.Х. Варданян, С.В. Субботин), уровень личностной тревожности (А.А. Баранов, Дж. Аткинсон, Д. МакКлелланд).
В данной работе внимание будет уделено личностным особенностям, связанным с характером переживания стрессогенности учебно-профессиональной среды.
Теоретико-методологическая основа исследования: теории стресса Г.Селье, Л.А. Китаев-Смык, Р. Лазарус, Н.Е. Водопьянова; подходы к исследованию агрессивности А. Басса; теории мотивации Х. Хекхаузен, Дж. Аткинсон, Д. МакКлелланд, М.Ш. Магомед-Эминов; вопросы профессионального и эмоционального выгорания В.В. Бойко.
Цель исследования: проанализировать взаимосвязь особенностей переживания стрессогенности учебно-профессиональной среды с различными формами агрессивности и мотивации у студентов.
Объект исследования: переживание стресса в учебно-профессиональной сфере
Предмет исследования: особенности агрессивности, мотивации и переживания стрессогенности учебно-профессиональных ситуаций у студентов ведомственных и гражданских вузов.
Гипотезы:
Теоретическая гипотеза: студенты гражданских и ведомственных вузов будут различаться по показателям агрессивности и мотивации, а также по характеру переживания стрессогенности своей учебно-профессионально деятельности.
Эмпирические гипотезы:
1) Студенты ведомственных вузов менее чувствительны к стрессогенным факторам учебно-профессиональной деятельности, нежели студенты гражданских вузов
2) Высокая враждебность студентов гражданских вузов связана с высокой чувствительностью к стрессогенным ситуациям в учебно-профессиональной деятельности.
3) Преобладание мотивации к достижениям у студентов ведомственных вузов сочетается с низкими показателями переживания стрессогенности учебно-профессиональной среды.
Задачи исследования:
1. Анализ теоретических подходов к изучению заявленной проблемы.
2. Подготовка и проведение эмпирического этапа работы: подбор методов, сбор данных, первичная обработка анкет.
3. Качественный и количественный анализ полученных данных, их описание и интерпретация, проверка гипотез.
4. Формулирование выводов и заключения.
Выборка.
В исследовании приняли участие 60 студентов мужского пола 1-5 курсов, возрастом 18-25 лет. При этом 30 из них обучаются в ведомственных вузах, а другие 30 в гражданских учебных заведениях.
Методики исследования.
Для проверки выдвинутых гипотез был использован следующий набор диагностических опросных методик:
1. Шкала оценки стрессогенности профессионально-трудных ситуаций на рабочем месте Н.Е. Водопьяновой с модифицированной инструкцией, адаптированной под ситуации учебно-профессиональной деятельности.
2. Опросник мотивации достижения А. Мехрабиана (форма А)
3. Опросник уровня агрессивности Басса - Перри
Методы статистической обработки данных.
Статистическую обработку полученных данных осуществляли при помощи пакета программ STATISTICA 10.0. Различия между группами оценивали при помощи непараметрического критерия Манна-Уитни. Для оценки корреляционных связей между показателями применяли коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Средние по выборке были получены с использованием методов описательной статистики.
Теоретическая значимость. Данное исследование позволит уточнить личностные характеристики студентов, связанные с особенностью переживания профессионально-трудных ситуаций, а также обновит представления о мотивации и агрессивности, как взаимосвязанных со стрессоустойчивостью аспектах.
Практическая значимость. Результаты, полученные в рамках исследования, могут быть использованы в области кадрового менеджмента, психологии труда, профоориентологии, а также в области практической работы психолога в организации.
В данном исследовании были рассмотрены такие личностные характеристики, как уровень агрессивности и тип мотивации, связанные с особенностями переживания стрессогенности учебно-профессиональной среды студентами гражданских и ведомственных вузов.
По результатам анализа литературы и проведенного эмпирического исследования можно говорить о том, что студенты ведомственных вузов оказываются менее чувствительны к особенностям ситуации обучения. Поэтому в ситуациях, когда существует потеря каких-либо ресурсов или угроза потери, необходимость действовать рискованно, они менее, чем студенты гражданских вузов, склонны раздражаться, применять физическую силу, проявлять агрессию в форме обиды. Таким образом, мы можем сказать о том, что студенты ведомственных вузов являются эмоционально сдержанными, не проявляющими агрессивных реакций в ответ на какие-либо профессионально-трудные ситуации. Это может быть объяснено особенностями их эмоциональной сферы, а также спецификой обучения. Студенты ведомственных вузов демонстрируют более низкие показатели эмпатии, высокую степень эмоционального самоконтроля (Голубева Г.Ф., Амелина А.С., 2017), низкую степень способности идентифицировать эмоции (Ф.М. Соловьев, 2015). Такие показатели могут указывать на существующее или только зарождающееся эмоциональное выгорание студентов уже на этапе обучения, что может привести к серьезным нарушениям психического и физического здоровья, а также к различным профессиональным деформациям.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что студенты гражданских вузов, имеющие чувствительность к стрессовым ситуациям, являются более сохранными в эмоциональном плане. Для них свойственно проявлять агрессию в различных ее формах в зависимости от возникшей ситуации. Так, например, в ситуации возникающего конфликта, студент гражданского вуза может проявить физическую агрессию, при условии, что данный конфликт или его участники принесли ему какие-либо потери (материальные, моральные, время и т.д.).
Полученные результаты позволяют расширить представления о влиянии личностных особенностей, а также продемонстрировать тот факт, что студенты ведомственных вузов находятся в зоне риска.
1. Амелина А.С., Голубева Г.Ф. Взаимосвязь стиля управления с личностными особенностями руководителей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. №3. С. 1-6.
2. Балтина Т.В., Розенталь А.Н., Юнусова С.Г. Стресс. Биологический и психологический аспект. // Ученные записки Казанского университета. 2008. Т. 150. С. 139-150.
3. Белашина Т.В., Шамшикова О.А. Особенности проявления агрессии и гнева в юношеском возрасте (на материале выборки студентов-психологов и курсантов военного вуза) // Сибирский педагогический журнал. 2016. №5. С. 106-110.
4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – Спб., 2001. С. 44.
5. Беркович Л.С., Копылова Т.В. Мотивация: от теории к практике // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. № 2(20). С. 15-20.
6. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров – М. : ПЕР СЭ, 2006. – 528с.
7. Бодров В.А. О психологических механизмах регуляции процесса преодоления стресса // Психология субъекта профессиональной деятельности: Сб. науч. трудов / Ярославль: Аверс пресс, 2002. Вып. 2. С. 98-117.
8. Бодров В.А. Орлов В.Я. Психология и надежность. – М. : Изд-во ин-та психологии РАН, 1998. – 288с.
9. Большунова Н.Я., Оспенников С.В. Значение ценностно-смысловой основы личности в актуализации личностного роста офицера внутренних войск МВД России // Сибирский педагогический журнал. 2015. №4. С. 136-143.
10. Бэрон Р., Ридчарсон Д. Агрессия. – Спб. : Питер, 2001. – 352с.
11. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова - Спб. : Питер, 2009. – 336с.
12. Вяткин Б. А., Денисенко А.Г. Взаимосвязь младших командиров и их подчиненных // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. №2(45). С. 3-6.
13. Герасимова В.В. Индивидуально-психологические особенности студентов с аутоагрессивным поведением// Казанский педагогический журнал, 2010. № 3. С. 106-112
14. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. – М. : Смысл, 2006. – 336с.
15. Гридюшко Е.А., Дорфман Л.Я. Структура дисциплинированности курсантов военного вуза внутренних войск МВД // Педагогическое образование и наука. 2011. №3. С. 87-90.
16. Демидова Л.И. Агрессивные и враждебные реакции как фактор конфликтности студентов вузов гуманитарных и технических профессий // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2016. с. 68-72.
17. Дорфман Л.Я., Шестакова Е.Г. Агрессивное поведение и агрессивность личности // Образование и наука. 2009. №7(64). – с. 51-66.
18. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. №1. С. 60-72.
19. Ениколопов С. Н.. Цибульский Н.П. Психометрический анализ русскоязычной версии опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри // Психол. Журнал. 2007. Т. 28 №1. С. 115-124.
20. Ениколопов С.Н. Актуальные проблемы исследования агрессивного поведения // Прикладная юридическая психология. 2010. №2. С. 37-47.
21. Ениколопов С.Н., Чудова Н.В. Агрессивность и имплицитная теория насилия // Прикладная юридическая психология. 2017. №2. С. 18-26.
22. Зобнина Л.Я. Исследование мотивации достижения // Вестник СпбГУ. 2009. Вып. 2 Ч. 1. С. 221-226.
23. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – Спб. : Питер, 2011. – 513с.
24. Изард К. Психология эмоций. – Спб. : Питер, 2011. – 461с.
25. Каракулова О.В., Суднева О.Ю.. Цой В.Г., Шарафиева К.Г. Особенности социального интеллекта студентов гуманитарных и негуманитарных специальностей // Вестник ТГУ. 2013. №371. С. 161-166.
26. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М. : Наука, 1983. – 356с.
27. Лядов В.Н. О структуре дисциплинированности в отечественной и зарубежной психологии // Армия и общество. 2014.
28. Магомедова Р.М. О причинах появления агрессии и агрессивного поведения студентов современного вуза // Казанский педагогический журнал. 2012. С. 77-82.
29. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы; Автореф. Дисс. М., 1987.
30. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности / М.Ш. Магомед-Эминов. – М.: Психоаналитическая Ассоциация, 1998. – 496 с.
31. МакКлелланд Д. Мотивация человека / Д. МакКлелланд – Спб. : Питер, 2007. – 672с.
32. Михейкина С.В. Психологические особенности агрессивного поведения и его коррекция в юношеском возрасте: Дисс... канд. психол. наук. Ставрополь, 2004. 158 с.
33. Найденова С.В., Пономарев П.А. Профессиональный стресс: специфика возникновения и его психолого-экономические последствия // Современные инновации. 2015.
34. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психол. Журнал. 1996. №5. С. 3-18.
35. Рожков Е.М. Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных ученых // Современная наука. 2014. №3. С. 44-46.
36. Селье Г. Стресс без дистресса/ Г. Селье – М. : Прогресс, 1982. – 112с.
37. Сорокина О.А. Развитие мотивации достижения у студентов через профессиональные задачи // Вестник УГУЭС. 2015. №1 (11). С. 193-195.
38. Ткаченко В.А., Ткаченко Л.М. Структура учебной мотивации старшеклассников // Вестник ЧГПУ. 2013. №12. С. 170-182.
39. Труфанова Т.А. Современные подходы к управлению профессиональными стрессами // Гуманитарные науки. 2015. С. 14-18
40. Фонталова Н.С. Стресс в профессиональной деятельности и его психолого-экономические последствия // Известия ИГЭА. 2011. №3(77). С. 179-181.
41. Хачатурян Н.Н. Особенности социального интеллекта студентов технических и гуманитарных специальностей // Вестник Донского государственного технического университета. 2009. Т. 9 №53. С. 145-152.
42. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – Спб. : Питер; М. : Смысл, 2003. – 860с.
43. Церковский А.Л. Стрессоустойчивость студентов и мотивация достижения // Вестник ВГМУ. 2012. Том 11 №4. С. 107-110.
44. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – Спб. : Питер, 2006. – 256с.
45. Якушина Н.В. Ценности и ценностные ориентации военнослужащих российской армии // Вестник СпбГу. 2008. Вып. 3. С. 325-336.
46. Amirkhian J.H. A factor analytically derived measure of coping: The coping strategy indicator // J. of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 59. P. 1066—1074.
47. Buss A. The Psychology of Aggression. – NY. 1961 – 307p.
48. Baum A., Fleming R., Singer J. Coping with victimization by technological disaster // J. of Social Issues. 1983. Vol. 39. P. 117—138.
49. Folkman S. Coping across the life span: Theoretical issues // Life span perspectives on stress and coping / Ed. by E.M. Cummings, A.L. Greene, K.H. Karraker. Hillsdale; New York: Lawrence Erlbaum Associates, 1991. P. 3—16.
50. Folkman S., Lazarus R.S. Ways of coping questionnaire. Palo Alto: Consulting Psychologists Press, 1988.
51. Murray H.A. Explorations in personality / H.A. Murray. – New York; Oxford Press, 1938.