Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ ИТ-СФЕРЫ

Работа №164678

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы108
Год сдачи2019
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ ИТ-СФЕРЫ 8
1.1. Психологические особенности сотрудников ИТ-сферы 8
1.2. Сущностная характеристика управленческих компетенций 17
1.3. Социально-психологические условия развития 39
Выводы по главе 1 44
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ ИТ-СФЕРЫ 46
2.1. Паспорт проекта 46
2.2. Содержание проекта 47
Выводы по главе 2 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 93

Актуальность исследования обусловлена запросом сотрудников сферы информационных технологий (ИТ-сфера), выполняющих техническую роль и рекомендованных на управленческую должность в рамках своей профессиональной деятельности.
За последние пять лет профессиональные требования к сотрудникам ИТ-сферы претерпели фундаментальные изменения. С момента появления ИТ-специальностей в России прошло более 20 лет и если раньше, в силу кадрового дефицита, ценность программистов заключалась в их технических и когнитивных способностях, то сейчас уровень образования ИТ-специалистов значительно вырос. Этому росту способствует повышенный интерес к программированию у молодежи, перспектива высокой заработной платы, доступность знаний, заимствованных у западных стран. Численность специалистов, занятых в сфере информационных технологий, в 2018 г. вошла в список самых популярных профессий. Рынок профессий создает условия, при которых специалисту ИТ-сферы необходимо быть конкурентоспособным.
Работодатели, в свою очередь испытывают дефицит ИТ-сотрудников, способных справиться с управленческой деятельностью в силу своих психологических особенностей и профессиональной деформации. В настоящее время, на конкурентоспособность специалиста информационных технологий не столько влияют его технические знания и опыт, как способность доступно объяснять и аргументировать свои действия в профессиональной сфере. Помимо этого, к современным требованиям относятся: выстраивание отношений с партнерами, участие в проектной деятельности, знание бизнес-процессов организации и участие в выставках и конференциях.
Несмотря на имеющееся количество научной литературы по формированию и развитию управленческих компетенций, обнаруживается дефицит практик и технологий, адаптированных под профессиональную и личностную специфику сотрудников, занятых в сфере информационных технологий.
Актуальность обусловлена противоречиями.
1. Между потребностью сотрудников ИТ-сферы в переходе на управленческие должности и недостаточной разработанностью методических рекомендаций, адаптированных под профессиональную и личностную специфику сотрудников.
2. Между имеющимися возможностями управленческой реализации сотрудников ИТ-сферы и отсутствием понимания бизнес-процессов и коммуникативных навыков.
Цель - создать социально-психологические условия для развития управленческих компетенций сотрудников ИТ-сферы в рамках реализации развивающей программы.
Объект исследования - управленческие компетенции.
Предмет исследования - социально-психологические условия для развития управленческих компетенций сотрудников ИТ-сферы.
Проектная идея: мы предполагаем, что развитие управленческих способностей сотрудников ИТ-сферы возможно, если будут созданы следующие социально-психологические условия.
1. Теоретическая подготовка сотрудников ИТ-отделов по вопросам профессиональной коммуникации и основ бизнес-процессов организации.
2. Реализация с сотрудниками комплекса тренинговых заданий, способствующих развитию управленческих компетенций.
Задачи:
• провести теоретический анализ психологических (личностных)
особенностей сотрудников ИТ-сферы и существующих моделей
управленческих компетенций;
• охарактеризовать показатели сформированности управленческих компетенций сотрудников ИТ-сферы;
• определить диагностический инструментарий для исследования уровня развития управленческих компетенций сотрудников по выделенным показателям;
• определить и апробировать социально-психологические условия, направленные на развитие управленческих компетенций сотрудников ИТ-сферы с учетом выделенных показателей в рамках образовательной программы;
• выявить уровень развития управленческих компетенций сотрудников ИТ-сферы после реализации разработанной системы мероприятий.
Теоретические и методологические основы:
• компетентностный подход (Р. Уайт, Д. Равен, Ж. Делор);
• поведенческий подход (Д. Клемп, Р. Ликерт, Дж. Мак Клелланд);
• системный подход (В.Г. Игнатова, Е.А. Климов, А.И. Турчинов, Л. Спенсер);
• психологические особенности сотрудников ИТ-сферы
(Э.В. Дейкстра, К. Памин, Н.А. Попова, В.С. Бабий);
• управленческие компетенции (Р. Бояцис, Д. Равен, А. Фарнем и С. Уидетт; С. Холлифорд);
• модели управленческих компетенций (Г. Чисам и Г. Чиверс; Р. Эйченгер и М. Ломбардо; Д. Бартрам; М. Роббинсон и П. Спарроу).
Были использованы следующие методы исследования.
1. Теоретические: анализ литературы в сфере информационных технологий и организационной психологии, научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, синтез, сравнение, систематизация.
2. Эмпирические: социологическое наблюдение, беседа,
анкетирование, статистические методы обработки материалов.
Методики:
• тест «Экспресс-диагностика профессионально-деятельностных ограничений руководителя» (М. Вудюк, Д. Френсис);
тест «Коммуникативные и организаторские склонности»
(В.В. Синявский, В.А. Федорошин);
• опросник эмоциональной эмпатии (А. Мехраиан);
• тест «Диагностика состояния стресса» (К. Шрайнер);
• тест «Готовность к риску» (М. Шуберт);
• бизнес-кейс по управлению сотрудниками «Разработка способов воздействия на Ю. Малевина»;
• наблюдение за сотрудниками в ходе реализации программы, обеспечивающей коммуникативное взаимодействие.
Практическая значимость заключается в том, что программа по развитию управленческих компетенций сотрудников ИТ-сферы может быть внедрена в учебный процесс перехода сотрудников ИТ-отделов на управленческие должности и использована в работе организационных психологов.
Тип работы: проектная.
Апробация и внедрение результатов проекта. Участие в научно-практических конференциях: дискуссионная площадка
«Социально-психологическое сопровождение профессионального развития в изменяющихся условиях» в рамках VII Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития», посвященного психолого-педагогическим чтениям памяти Л.В. Яблоковой (Красноярск, 2018 г.); конференция «Власть, бизнес, образование: эффективное партнерство» (Красноярск, 16-17 мая 2019 г.). Опубликованные статьи: статья «Социально-психологические условия развития управленческих компетенций сотрудников ИТ-сферы» опубликована в сборнике КГПУ им. В.П. Астафьева «Бизнес и образование территория сотрудничества. Материалы I Всероссийской
научно-практической конференции» (2018 г.); статья «Психологические
(личностные) особенности сотрудников ИТ-сферы» опубликована в научном журнале «Молодой ученый» № 48 (ноябрь, 2018 г.).
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, содержит приложения. Диссертация иллюстрирована таблицами и рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе проведенного проектного исследования развития управленческих компетенций сотрудников ИТ-сферы были решены поставленные задачи.
Компетенции являются предметом социального конструирования в области организации профессиональной деятельности, они именно в качестве конструктов включены как в организационную практику, так и в системы образования - во все социальные институты, значимые для большинства людей.
Основными теоретическими аспектами рассматриваемой проблемы являются:
• компетентностный подход (Р. Уайт, Д. Равен, Ж. Делор);
• поведенческий подход (Д. Клемп, Р. Ликерт, Дж. Мак Клелланд);
• системный подход (В.Г. Игнатова, Е.А. Климов, А.И. Турчинов, Л. Спенсер);
• психологические особенности сотрудников ИТ-сферы (Э.В. Дейкстра, К. Памин, Н.А. Попова, В.С. Бабий);
• управленческие компетенции (Р. Бояцис, Д. Равен, А. Фарнем и С. Уидетт; С. Холлифорд);
• модели управленческих компетенций (Г. Чисам и Г. Чиверс; Р. Эйченгер и М. Ломбардо; Д. Бартрам; М. Роббинсон и П. Спарроу).
Мы определили список управленческих компетенций:
лидерство/принятие решений, поддержка/совместная работа, интерактивное взаимодействие/презентации, анализ/интерпретация, креативность/
концептуализация, организация/руководство, адаптация/преодоление и предпринимательство/результативность.
Для сотрудников ИТ-сферы вопрос о развитии качеств,
способствующих переходу на управленческие должности актуален. Несмотря на имеющееся количество научной литературы по развитию управленческих 85
способностей, обнаруживается дефицит практик и технологий, адаптированных под профессиональную и личностную специфику сотрудников ИТ-сферы.
После проведения предпроектного исследования было выделено три уровня развития управленческих компетенций: высокий, средний и низкий. Результаты показали, что не все сотрудники ИТ-сферы имеют четкое представление об управленческих компетенциях. Многие не до конца осознают и понимают, что входит в список данных компетенций. Также анализ результатов диагностики показал недостаточный уровень развития управленческих компетенций у сотрудников ИТ-сферы, поэтому необходима разработка проекта, который позволит создать социально-психологические условия для развития компетенций.
Для развития управленческих компетенций сотрудников ИТ-сферы нами была разработана программа, целью которой является создание социально-психологических условий для развития управленческих компетенций сотрудников ИТ-сферы.
Нами были выделены социально -психологические условия для развития управленческих компетенций сотрудников ИТ-сферы:
• повышение мотивации сотрудников на дальнейшее развитие;
• реализация в образовательной работе с сотрудниками комплекса заданий, обеспечивающих формирование и развитие управленческих знаний;
• активизация коммуникативной деятельности сотрудников по
итогам проведенной работы;
• демонстрация ценности живых коммуникаций;
• реализация мероприятия по развитию организационной
культуры;
• создание ситуаций взаимооценки и взаимопомощи действий сотрудников в совместной деятельности по типу сотрудничества.
Процесс развития управленческих компетенций представляет собой взаимосвязанную, последовательную реализацию четырех этапов
разработанного нами проекта: ориентировочный, коммуникативный,
развитие способности к организации процесса и индивидуальное консультирование. Каждый модуль включает в себя реализацию определенных социально-психологических условий.
После реализации проекта была проведена повторная диагностика, на основе которой мы можем сказать, что уровень развития выделенных показателей повысился до среднего у 78% сотрудников, а также появился высокий уровень по таким четырем показателям, как лидерство, креативность, организация и адаптация. Низкий уровень значительно понизился по всем показателям управленческих компетенций.
Расчет t-критерия Стьюдента показал статистически значимые различия между низким уровнем развития до реализации и средним уровнем развития управленческих компетенций после реализации проекта по развитию управленческих компетенций сотрудников ИТ-сферы.
Была составлена рабочая тетрадь для выполнения домашних заданий на ориентировочном модуле.
Таким образом, можно утверждать, что выявленные социально­психологические условия проекта способствуют развитию управленческих компетенций сотрудников ИТ-сферы.


1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.
2. Алдаганова Р.В., Новоселова Н.Н. Кадровый потенциал предприятия и основные направления его совершенствования: тенденции и императивы управления бизнес-процессами и отраслевыми рынками в обеспечении устойчивого развития региона // Материалы всероссийской научно-практической конференции. Пятигорск, 2015. С. 12-14.
3. Андреева Ю.В. Взаимосвязь профессиональных и личностных качеств имиджа руководителя: дис. канд. психол. наук. Казань, 2014. 179 с.
4. Антохонова И.В. Методические подходы к исследованию
локального рынка ИТ-услуг в информационном пространстве региона [Электронный ресурс] // Cyberleninka. 2017. № 2. С. 118-129.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-podhody-k-issledovaniyu-
lokalnogo-rynka-it-uslug-v-informatsionno (дата обращения: 28.03.2018).
5. Аширов Д.А. Управление персоналом: учеб. пособие для вузов. М.: Проспект, 2008. 581 с.
6. Бабий В.С. Учет типа личности при формировании ИТ-команд. Cyberleninka. 2017. № 2. С. 57-59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7uchet- tipa-lichnosti-pri-formirovanii-it-komand (дата обращения: 23.04.2018).
7. Белбин Р.М. Команды менеджеров: как объяснить успех или неудачу: Пер. с англ. М.: Гиппо, 2004. 210 с.
8. Болотова А.К., Жуков Ю.М. Психология коммуникаций: моногр. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. 496 с.
9. Бьерн А. Бизнес-процессы: инструменты совершенствования: Пер. с англ. М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. 272 с.
10. Глебов И.А. Понятие менеджмента и его характерные черты [Электронный ресурс]. StudFiles. URL: https://studfiles.net/preview/2890801/ (дата обращения: 24.09.2019).
11. Гумниц Ю.В. Совершенствование организационных механизмов внедрения информационных технологий управления: автореферат дис. канд. эконом. наук. М., 2011. 24 с.
12. Дейкстра Э. Дисциплина программирования: Пер. с англ. М.: Мир, 1978. 275 с.
13. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2005. 399 с.
14. Игебаева Ф.А. Социология: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ИНФРА-М, 2012. 235 с.
15. Канаева Н.А. Активность как ценное качество самоопределяющейся личности // Материалы международной научной конференции (г. Москва, февраль 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 102-104....50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ
Loading...