Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 40 преподавателей в возрасте от 28 до 56 лет, имеющих стаж работы в ВУЗе от 3 до 25 лет.
Есть приложение.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения управленческих аспектов психологических особенностей личности преподавателей ВУЗов6
1.1 Понятие и структура психологических особенностей личности………...6
1.2 Профессионально важные качества и компетенции преподавателей высшей школы…13
1.3 Роль управленческих навыков в профессиональной деятельности преподавателей ВУЗов…
Глава 2. Эмпирическое исследование управленческих аспектов психологических особенностей личности преподавателей ВУЗов….………..22
2.1 Организация и методы исследования…22
2.2 Анализ результатов диагностики психологических особенностей и управленческих качеств преподавателей…24
2.3 Рекомендации по развитию управленческих компетенций преподавателей с учетом их индивидуально-психологических особенностей...28
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников……35
Приложение………………………………………………………………………37
Актуальность темы исследования. В современных условиях повышения требований к качеству высшего образования особую значимость приобретает проблема развития профессиональной компетентности преподавателей ВУЗов. Смена образовательной парадигмы, обусловившая необходимость внесения существенных изменений в образовательные стандарты, методики и технологии преподавания, предопределила в свою очередь трансформацию модели современного специалиста, на подготовку которого должны быть ориентированы учебные заведения различного профиля и направленности. Наряду с глубокими предметными знаниями, владением современными образовательными технологиями, важнейшими факторами эффективности работы преподавателя выступают его личностные особенности, обеспечивающие продуктивное взаимодействие со студентами, коллегами, администрацией учебного заведения.
Особое место в структуре профессионально значимых качеств преподавателя занимают управленческие компетенции - способность четко ставить цели, планировать деятельность, организовывать и мотивировать студентов, принимать решения, осуществлять контроль результатов обучения. При этом успешность реализации управленческих функций во многом определяется индивидуально-психологическими особенностями личности педагога - его характером, самосознанием, направленностью, способностями.
Цель исследования - изучить управленческие аспекты психологических особенностей личности преподавателей ВУЗов и разработать рекомендации по развитию их управленческих компетенций с учетом индивидуально-психологических характеристик.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной литературы раскрыть сущность и структуру психологических особенностей личности, охарактеризовать профессионально значимые качества преподавателя высшей школы, определить роль управленческих навыков в его деятельности.
2. Подобрать диагностический инструментарий и провести эмпирическое исследование психологических особенностей и управленческих качеств преподавателей ВУЗов.
3. Проанализировать полученные результаты, выявить специфику управленческих компетенций у преподавателей с разными индивидуально-психологическими характеристиками.
4. Разработать рекомендации по развитию управленческих навыков преподавателей ВУЗов с учетом их личностных особенностей.
Объект исследования - психологические особенности личности преподавателей высшей школы.
Предмет исследования - управленческие аспекты психологических особенностей личности в профессиональной деятельности преподавателей ВУЗов.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что существует взаимосвязь между индивидуально-психологическими особенностями преподавателей и уровнем развития у них управленческих компетенций. Учет этой взаимосвязи позволит повысить эффективность работы по совершенствованию управленческих навыков педагогов высшей школы.
Методы исследования:
• теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, систематизация научных данных;
• эмпирические: тестирование, опросники, анкетирование, анализ документации;
• методы обработки данных: качественный и количественный анализ, методы математической статистики.
Проведено эмпирическое исследования. В нем приняли участие 40 преподавателей в возрасте от 28 до 56 лет, имеющих стаж работы в ВУЗе от 3 до 25 лет.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем осуществлен анализ проблемы развития управленческих компетенций преподавателей с учетом их психологических особенностей. Получены новые данные о специфике управленческих навыков у педагогов высшей школы с разным уровнем выраженности определенных личностных характеристик.
Теоретическая значимость работы состоит в углублении и расширении научных представлений о психологических факторах становления управленческих компетенций преподавателей ВУЗов. Выявленные в исследовании закономерности могут быть использованы для дальнейшей разработки проблемы личностно-профессионального развития педагогов высшей школы.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты и рекомендации могут применяться в работе психологической службы ВУЗа, в системе повышения квалификации преподавателей для развития у них управленческих навыков с учетом индивидуальных особенностей.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась использованием научно обоснованных методов, сочетанием количественного и качественного анализа, репрезентативностью выборки испытуемых, применением методов математической статистики.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии, были представлены на научно-практических конференциях, опубликованы в сборниках научных трудов.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Проведенное теоретико-эмпирическое исследование было посвящено изучению управленческих аспектов психологических особенностей личности преподавателей высшей школы. Эта проблема представляется чрезвычайно актуальной в контексте возрастающих требований к качеству профессиональной подготовки специалистов, реализации компетентностного подхода в образовании, обеспечения психологических условий эффективного взаимодействия субъектов учебного процесса. Успешность решения данных задач во многом зависит от способности преподавателя выступать в роли организатора и руководителя познавательной деятельности студентов, владеть современными методами управления учебным процессом.
В то же время анализ научной литературы показал, что проблема управленческой компетентности преподавателя вуза до сих пор не получила исчерпывающей теоретической и эмпирической разработки. Недостаточно изучены психологические детерминанты эффективного руководства учебным процессом, роль индивидуальных свойств педагога в реализации управленческих функций. Данные пробелы определили цель нашего исследования, которая заключалась в выявлении взаимосвязи психологических особенностей личности преподавателя и характеристик его управленческой деятельности, определении типологии педагогов на основе выраженности у них тех или иных индивидуальных качеств и управленческих компетенций.
Эмпирическое исследование, проведенное на выборке преподавателей вуза, подтвердило выдвинутую гипотезу о наличии взаимосвязи между психологическими особенностями личности педагога и характеристиками его управленческой деятельности. С помощью комплекса психодиагностических методик удалось выявить психологические профили педагогов с разными стилями управления. Так, для преподавателей с демократическим стилем руководства характерны общительность, эмоциональная устойчивость, гибкость мышления. Педагоги с директивным стилем отличаются доминантностью, подозрительностью, консерватизмом. Попустительский стиль управления связан с высокой чувствительностью, мечтательностью, недостаточной организованностью.
Результаты исследования позволили разработать практические рекомендации по развитию управленческих компетенций преподавателей с учетом их индивидуально-психологических особенностей. Основные направления работы включают психологическое просвещение, диагностику личностных свойств и управленческих характеристик, индивидуальное консультирование, тренинги управленческих умений, анализ и обобщение педагогического опыта, оценку эффективности управленческой деятельности.
В целом результаты исследования подтверждают продуктивность интеграции психологического знания и педагогической практики, свидетельствуют о необходимости дальнейшего углубления междисциплинарных связей в целях совершенствования образовательного процесса в высшей школе. Психологическая наука располагает богатым арсеналом средств изучения и развития личности, которые могут и должны быть использованы для решения актуальных проблем подготовки педагогических кадров. Всесторонний учет «человеческого фактора», опора на индивидуальность преподавателя, создание условий для максимальной реализации его способностей - важнейшие принципы психологического обеспечения управленческой деятельности в вузе. Их последовательное воплощение будет способствовать профессиональному и личностному росту педагогов, превращению психологических знаний в действенный инструмент повышения эффективности руководства учебным процессом.
Перспективы дальнейших исследований связаны с изучением динамических аспектов управленческой компетентности преподавателей, разработкой технологий психологического сопровождения их профессионального развития, накоплением данных об эффективности различных стратегий оптимизации индивидуального стиля руководства.
Материалы исследования могут найти применение в практике работы психологической службы вуза, в системе повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, при проектировании программ личностно-профессионального развития педагогов высшей школы.
1. Анненкова И. П. Компетентностный и квалиметрический подходы к разработке инструментария мониторинга качества профессиональной деятельности научно-педагогических работников вуза // Наука и мир. 2015. № 8 (24). С. 32-36.
2. Бабаева, М. Э. Профессиональное самосовершенствование педагога / М. Э. Бабаева, Л. В. Краснюк. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 270-272.
3. Балык А. С. Цыбуленко О. П. Психологическая зрелость личности: теоретические концепции и подходы. Общество: социология, психология, педагогика. 2016. – 5 с.
4. Винюкова С.С. Индивидуально-психологические особенности личности. «Актуальные исследования». 2022. – 3 с.
5. Елкина О. С. О системной терминологии. Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2010. – 8 с.
6. Ефимова Г. З. Сорокин А. Н. Грибовский М. В. Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетенции. Образование и наука. 2021. – 29 с.
7. Интерес к предмету. Роль преподавателя к заинтересованности своего предмета. [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://multiurok.ru/index.php/files/interes-k-predmetu-rol-prepodavatelia-k-zaintereso.html, свободный (дата обращения: 04.12.2024)
8. Колесов С.Г. Структура и психологическое поле личности. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. – 7 с.
9. Колосницына М.Ю. Основные направления исследования интегральной индивидуальности в отечественной психологии. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. .2014 – 18 с.
10. Косинова О.А. Педагогический менеджмент: историографический обзор // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 4. С. 205-213.
11. Михеева С.А. Управление образованием и педагогический менеджмент: терминологический аспект // Управление образованием: теория и практика. 2018. № 2 (30). с. 54-58.
12. Морохова О. А. Управленческие компетенции преподавателя как фактор успеха в реализации педагогического менеджмента в вузе. Современное педагогическое образование. 2021. – 5 с.
13. Направленность личности [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ebooks.grsu.by/psihologia/rubinshtejn-s-l-napravlennost-lichnosti.htm, свободный (дата обращения: 04.12.2024)
14. Ситаров В.А. Педагогический менеджмент как теория и практика управления педагогическим процессом // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. с. 18-24.
15. Структура личности и ее основные компоненты [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mydocx.ru/1-34859.html, свободный (дата обращения: 02.12.2024)
16. Теории личности в отечественной психологии. [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vk.com/wall-81526971_4305, свободный (дата обращения: 02.12.2024)
17. Цыбульникова К.А. Личностно и профессионально значимые качества современного преподавателя вуза. Педагогические науки. 2014. – 22 с.