Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция страхов младших школьников (Российский Государственный Педагогический Университет)

Работа №164665

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы58
Год сдачи2023
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: МБОУ СОШ №5.
Выборка исследования: 30 детей в возрасте 7 лет.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВ И ИХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Подходы к определению понятия и критерии психологического исследования проблемы детских страхов 7
1.2. Особенности содержания и динамики удовлетворённостью жизнью и страхов младших школьников 14
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Цели, задачи, гипотезы, предмет, объект исследования 25
2.2. Методы и методики исследования 26
2.3. Организация исследования 27
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАХОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ 29
3.1. Изучение особенностей страхов младших школьников и их психолого-педагогической коррекции 29
3.2. Результаты эмпирического исследования страхов младших школьников и их психолого-педагогической коррекции 31
3.3. Описание взаимосвязей изучаемых показателей страхов младших школьников и их психолого-педагогической коррекции 47
Выводы по третьей главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54


Актуальность исследования. В современных условиях все большую значимость и актуальность приобретает проблема страхов среди детей. Данная проблема исследуется как с теоретической, так и с практической точки зрения. Внимание к детским страхам обусловлено тем, что страх оказывает негативное влияние на различные аспекты жизнедеятельности ребёнка, это и сложность в выстраивании межличностных отношений, наличие проблем в обучении, торможение личностного и психического развития.
Страхи, возникшие у человека в детском возрасте, могут повлиять и на его взрослую жизнь. В связи с этим первостепенной задачей как родителей, так и педагогов и психологов выступает своевременное оказание помощи в устранении страха. Спрашивая родителей о причинах, обусловивших тревожное состояние у их детей, отмечается наличие многообразия, провоцирующих возникновение страха, факторов. Это может быть и просмотр страшного фильма, определенный момент из которого испугал ребёнка и сформировал у него страх, и травматический опыт (к примеру укус собаки на улице), и множество других причин. Страх выступает в качестве самой сильной эмоции, которую может испытать ребёнок. Как правило, переживание этой эмоции ребёнком можно определить по ряду симптомов, первыми из которых являются: состояние тревожности, подавленности. Также ребёнок может стать более агрессивным, что связано с защитной реакцией организма. Лидирующие позиции среди причин возникновения страхов у детей занимают проблемы во взаимоотношениях членов семьи.
Эмоция страха может усиливаться при возникновении социально-психологические перемен, одной из которых является начало школьной жизни у первоклассников. При поступлении в первый класс у ребёнка происходят большие изменения – новая обстановка, смена игровой деятельности на учебную, наличие правил и требований к поведению. Меняется и отношение родителей к ребёнку. Все это может стать причиной усиления тревожного состояния, появления озлобленности, фрустрации. В связи с этим актуальным является всестороннее исследование страхов у детей младшего школьного возраста, в частности факторов, провоцирующих возникновение тревожного состояния, и помощи в избавлении от страхов. Данный вопрос заслуживает внимания как с позиции теории, так и с практической точки зрения.
А.И. Захаров – автор множества работ, целью которых являлось изучение страхов у детей. На основе его исследований можно сделать вывод о том, что страхи, провоцирующим фактором возникновения которых является школа, наблюдаются абсолютно у всех учащихся, как начальных классов, так и старшей школы. Как у первоклассника, так и у выпускника определяется состояние повышенной тревожности, агрессии или страха, отличием может быть только источник такого состояния [19]. Дети младшего школьного возраста могут успешно побороть свой страх посредством психологического воздействия, так как для данного возраста характерно преобладание эмоций над характером. В случае, если у ребёнка определяется склонность к переживанию тревоги и страхов, то проведение психологического воздействия, выраженного в форме коррекционной работы, необходимо проводить именно в младшем школьном возрасте [19].
В связи с этим в рамках практической деятельности педагогов и психологов приоритетным и актуальным вопросом является поиск наиболее результативных способов диагностики страхов у детей и путей их преодоления. Если своевременно не оказать помощь в преодолении эмоционального нарушения у ребёнка, то это может негативно отразиться на его психологическом здоровье в будущем. Ключевым моментом коррекции эмоциональных нарушений у детей является мягкое направление ребёнка в сторону выхода из сложившейся сложной ситуации, поскольку только так он будет чувствовать, что самостоятельно смог преодолеть страх [19].
Проблеме эмоциональных нарушений детей, в частности наличия страхов, посвящено множество работ, как зарубежных исследователей, так и отечественных. Среди зарубежных авторов можно выделить З. Фрейда, Э. Фромм, С. Холл, Р. Мэй, С. Къеркегор, В. Штерн, Д. Келли и др. [50]. Рассматривая отечественных психологов, можно выделить следующих: В.Г. Колягину, Ю.А. Кочетову, Л.С. Акопян, Г.Н. Жулину, Т.Г. Казакову, В.Г. Каменскую, Е.И. Кулинцову, А.И. Захарова, О.В. Хухлаеву, А.С. Зубкову и др. [12, 50, 51,52].
Цель исследования: определение факторов, провоцирующих появление страхов у детей младшего школьного возраста, а также поиск способов преодоления эмоциональных нарушений в условиях учебного заведения.
Объект исследования: страхи детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологические особенности страхов у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: внедрение коррекционно-развивающей деятельности будет способствовать снижению уровня страхов, обусловленных различными причинами и имеющих различные формы, у младших школьников.
Частная гипотеза: использование системы занятий, целью которой выступает формирование у учащихся позитивных эмоций, снижение уровня тревожности и нервного напряжения, станет результатом преодоления страхов младшими школьниками.
Задачи исследования:
1. С теоретической точки зрения рассмотреть проблему страхов у детей, используя работы специалистов в области психологии и педагогики.
2. Выделить ключевые подходы к проблеме исследования.
3. Выделить психологические особенности, характерные для детей от 6 до 11 лет.
4. Изучить имеющиеся классификации страхов и особенностей их проявления у младших школьников.
5. Рассмотреть, как отличается переживание страха девочками и мальчиками.
6. Изучить факторы, провоцирующие возникновение страха у младших школьников.
7. Представить способы борьбы со страхами в младшем школьном возрасте.
8. Выделить направления коррекционно-развивающей деятельности, направленной на борьбу со страхами младших школьников.
8. Разработать методические рекомендации по преодолению страхов в период младшего школьного возраста.
Методологическая основа исследования: психолого-педагогическая литература по вопросу диагностики и способах преодоления страхов у детей (работы таких авторов, как Е.И. Кулинцова, А.И. Захаров, О.В. Хухлаева, З. Фрейд, В. Штерн и др.) [41].
Методы и методики исследования:
- теоретический анализ литературных источников, посвященных проблеме страхов у детей младшего возраста;
- наблюдение, обобщение;
- эмпирические: проведение беседы, тестирования, использование опросника «Страхи в домиках», РНЖ ( рисунок несуществующего животного), теста тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) и арт-методов коррекции страхов [3, 21, 41].
Выборка исследования: 30 детей в возрасте 7 лет (15 мальчиков и 15 девочек).
Теоретическая и практическая значимость исследования: всесторонне рассмотрены особенности проявления страхов у детей младшего школьного возраста, разработаны методические рекомендации, направленные на снижение уровня тревожности, формирование положительных эмоций у детей младшего школьного возраста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Первая глава работы была посвящена изучению проблемы страхов в детском возрасте и выделению их особенностей. С этой целью были проанализированы такие вопросы, как: причины и факторы, провоцирующие возникновение страха у детей, классификация страхов младших школьников, выделение особенностей из проживания в детском возрасте.
Чувство страха может возникать по многообразию различных причин. Но для любой ситуации, проводящей к переживанию данной эмоции, характерно то, что она воспринимается человеком, как опасная и нарушающая его эмоциональное благополучие.
Страх представляет собой одну из самых сильных эмоций, которую может испытать человек, ее возникновение обусловлено объектом или ситуацией, рассматриваемой как потенциальная угроза. Проявлением страха выступает изменения в физиологии человека (потливость, учащение сердцебиения, тремор конечностей и т.д.), а также в его поведении. Страх может возникнуть, как на реальную опасность, так и на выдуманную или мнимую угрозу.
Для человека данная эмоция выступает в качестве компонента защитной реакции, что несет в себе положительный аспект, поскольку дает возможность избежать опасности. Помимо этого страх несет в себе социальную функцию, так как в связи с его переживанием человек старается прибегнуть к помощи других индивидуумов, что приводит к сплочению людей. На ряду с социальной функцией, страх несет в себе адаптивную функцию, что подчеркивает возможность его изучения не только с негативной точки зрения, но и с положительной. На это указывали многие исследователи, к примеру К.Э. Изард, Ф.Риман, говоря о том, что страх может быть нормальной реакцией человека на ситуацию, патологическим он становится только выходя за рамки нормы [31].
Рассматривая младший школьный возраст, можно сказать, что для него характерно наличие страхов, причиной возникновения которых являются как изменения в социальной реальности, так и страхи, опосредованные врожденными побуждениями (инстинктами).
Фактором, провоцирующим развитие страха у ребёнка является нарастающее состояние тревожности, причиной которого выступает внутриличностный конфликт.
Помимо этого причинами, провоцирующими возникновение страхов могут быть следующие:
- отсутствие или сниженная способность выстраивать отношения с другими людьми, как взрослыми, так и сверстниками;
- высокий уровень значимости мнения окружающих в оценке собственного «Я»;
- низкий уровень самооценки;
- отсутствие уверенности в своих способностях, потенциале, выражаемое через сложности в самовыражении;
- высокий уровень эмоциональной лабильности.
Проанализировав различные работы авторов по проблеме школьных страхов, можно сказать, что их существует большое множество, поскольку каждый ребёнок индивидуален и, следовательно, его страх тоже уникален, в связи с чем не существует их обобщенной классификации.
В качестве способов, способствующих преодолению страха и борьбы с ним, выступают арт-терапию и игротерарию. Посредством данных методов коррекции возможно положительно повлиять на выявленные эмоциональные нарушения, снизить уровень тревожности, предупредить отклонения в развитии ребёнка и помочь ему в социальной коммуникации.
Игротерапия представляет собой психо-социальный процесс, в рамках которого дети вступают в контакт друг с другом, тем самым получая новые знания, как о их сверстниках, так и себе. В рамках игротерапии игра выполняет терапевтическую функцию, корректирует нервно-психические расстройства, а также способствует профилактике детских страхов.
В рамках эмпирического изучения страхов младших школьников и организации коррекционно-развивающих занятий игровой и арттерапевтической направленности на работу с их страхами и тревогами нами были определены цель, объект и предмет исследования.
Пошаговое решение задач предполагало разработку плана эмпирического исследования, подбор методов, методики, формирование выборки респондентов, проведения констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента, сбор, систематизацию и визуализацию полученных данных, обработку полученных данных математическими методами, их интерпретацию и разработку рекомендаций по развитию общения со сверстниками.
В эмпирической части работы определены место и время, выборка исследования, а также подобраны методики прямого действия, определяющие непосредственные характеристики страхов и тревог младших школьник (методика «Страхи в домиках» А.И. Захарова, тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), проективная методика «Выбери нужное лицо»), и непрямого действия для уточнения особенностей страхов и тревог (графическая проективная методика, рисунок «Несуществующее животное» М.З.Дукаревич (РНЖ).
При планировании эмпирического исследования выделены констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
В целях психодиагностики названные методики использовались на формирующем и заключительном этапах эмпирического исследования.
Проведенный анализ полученных данных показывает уменьшение уровня страхов и тревог в контрольной и экспериментальной группах на формирующем этапе, однако в экспериментальной группе оно более заметно в первых двух методиках, а в последней даже наблюдается парадоксальное увеличение уровня страха и тревог у мальчиков. Однако статистического значения эти результаты не имеют.
Содержательный анализ страхов показал, что их процентное соотношение у мальчиков и девочек в обеих группах после формирующего эксперимента уменьшилось. В целом содержание страхов девочек шире, чем у мальчиков. Девочки боятся сильнее и их страхи более разнообразны, чем у мальчиков. Страхи не просто ослабевают на формирующем этапе, а на их место приходят другие.
Обобщенный корреляционный анализ данных показывает, что наибольшая плотность связей обнаруживается между уровнем страхов и уровнем тревожности первых двух методик. Из этого следует, что тревоги порождают страхи и, наоборот. Это указывает на взаимодетерминизм этих психических явлений.
Общая и частная гипотезы исследования в целом доказаны. Действительно использование специальных коррекционно-развивающих упражнений позволяет снизить уровень страхов различной этиологии и форм проявления у детей младшего школьного возраста, особенно у девочек; внедрение системы занятий, направленной на формирование положительных эмоций, снятие эмоционального напряжения, снижению тревожности способствует преодолению страхов у детей в период младшего школьного возраста, особенно у девочек.
более разнообразны, чем у мальчиков. Страхи не просто ослабевают на формирующем этапе, а на их место приходят другие.
Обобщенный корреляционный анализ данных показывает, что наибольшая плотность связей обнаруживается между уровнем страхов и уровнем тревожности первых двух методик. Из этого следует, что тревоги порождают страхи и, наоборот. Это указывает на взаимодетерминизм этих психических явлений.



1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие. – М.: Издательство: Пер Сэ, 2019. – 427 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2019. – 398 с.
3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2019. – 384 с.
4. Возрастная психология: учебник / А.К. Белоусова [и др.]; под ред. А.К. Белоусовой. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 591 с.
5. Волков Б. С. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 2. От младшего школьного возраста до юношества / Б.С. Волков, Н. В. Волкова. – М.: Владос, 2020. – 344 с.
6. Волков Б.С. Психология младшего школьника. Практикум. – М.: Владос, 2020. – 272 с.
7. Волков Б.С. Как помочь школьнику учиться? Психологическая поддержка и сопровождение. – СПб.: Питер, 2021. – 304с.
8. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 1136 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. Л.М. Малова, Л.М. Штутина. – М.: Изд-во: АСТ, 2020 г. – 672 с.
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. – М.: АСТ:Астрель, 2020. – 352 с.
11. Гуревич П.С. Философская антропология: учеб. пособие. – М.: Издательство Омега-Л, 2020. – 607 с.
12. Джеймс У. Психология. – М.: ЛКИ, 2021. – 240 с.
13. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2021. – 320 с.
14. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин – 3е Изд. – СПб.: Питер, 2012. – 176 с.
15. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дубровина А.М. Прихожан. – М.: Академия, 2003. – 368 с.
16. Ежова Н.Н. Краткий справочник практического психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 318 с.
17. 17.Загорная Е.В. Настольная книга детского психолога. – СПб.: Наука и техника, 2020. – 304 с.
18. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.1, Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 2018. – 258 с.
19. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2020. – 320 с.
20. Истратова О.Н. Психологическое тестирование детей. – Ростов- на-Дону: Феникс, 2013. – 317 с.
21. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога: психологический практикум /О. Н. Истратова, Г. А. Широкова, Т. В. Эксакусто. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. – 576 с.
22. Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. – М.: Владос, 2021. – 448 с.
23. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. – 349 с.
24. Каменская В.Г. Психодиагностика ребенка: учебник / В.Г. Каменская, Л.В. Томанов, О.А. Драганова. – М.: Форум, 2021. – 400 с.
25. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2012. – 672 с.
26. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2014. – 896 с.
27. Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. – СПб.: Речь, 2021. – 169 с.
28. Лайтман М. Развитие человека от 0 до 20. – М.: Институт перспективных исследований, 2021. – 328 с.
29. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2019. – 320 с.
30. Макарова И.В. Психология: Конспект лекций / И.В. Макарова. – М.,
31. 2020. – 237 с.
32. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2014. – 583 с.
33. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: психологический практикум. – СПБ.: Речь 2020. – 400 с.
34. Монина Г.Б Психологическое консультирование детей и подростков: учебник. – СПб: Питер, 2021. – 210 с.
35. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М., 1999. – 352с.
36. Немов Р.С. Психология: в 3х кн. Кн. 1: Общие основы психологии: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: Р.С. Немов. – М.: Владос, 2019. – 687 с.
37. Немов Р.С. Общая психология. В 3т. Т.1 Введение в психологию: учебник / Р.С. Немов. – М.: Изд. Юрайт, 2021. – 726 с.
38. Новейший психолого-педагогический словарь – М.: Современная школа, 2020. – 928 с.
39. Образцова Л.Н. Самоучитель по психологии. – Москва: АСТ, 2013. – 320 с.
40. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник. – М.: Издательство Юрайт ; МГППУ, 2021. – 464 с.
41. Павлов И. П. Полное собрание сочинений. Т.3, кн. 2 / И.П. Павлов. – М.: Изд-во АН СССР, 1951. – 439 с.
42. Пашнев Б.К. Психодиагностика: практикум школьного психолога. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. – 316 с.
43. Петрусинский В.В. Психотехнические игры и упражнения. Техники игровой психокоррекции / В. В. Петрусинский, Е. Г. Розанова. – М.: Владос, 2020. – 128 с.
44. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Издание: Речь, 2020. – 704 с.
45. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. М. Р. Битяновой. – СПб.: Питер,2021. – 304 с.
46. Психология общения. Энциклопедический словарь / под редакцией А. А. Бодалева. – М.: Когито-Центр, 2021. – 600 с.
47. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2019. – 720 с.
48. Сапогова Е.Е. Практикум по консультативной психологии. – СПб.: Издание: Речь, 2020. – 544 с.
49. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. – М.: Изд-во Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. – 304 с.
50. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин В.Е. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 636 с.
51. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2015. – 592 с.
52. Фрейд З. Психоанализ детских неврозов. – М.: Изд. АСТ, 2019. – 288 с.
53. Фрейд З. Психоанализ детских страхов. – СПб.: Лениздат, Команда А, 2014. – 288 с.
54. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: «Академия», 2021. – 208 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ