Коррекция страхов младших школьников (Российский Государственный Педагогический Университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: МБОУ СОШ №5.
Выборка исследования: 30 детей в возрасте 7 лет.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВ И ИХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Подходы к определению понятия и критерии психологического исследования проблемы детских страхов 7
1.2. Особенности содержания и динамики удовлетворённостью жизнью и страхов младших школьников 14
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Цели, задачи, гипотезы, предмет, объект исследования 25
2.2. Методы и методики исследования 26
2.3. Организация исследования 27
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАХОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ 29
3.1. Изучение особенностей страхов младших школьников и их психолого-педагогической коррекции 29
3.2. Результаты эмпирического исследования страхов младших школьников и их психолого-педагогической коррекции 31
3.3. Описание взаимосвязей изучаемых показателей страхов младших школьников и их психолого-педагогической коррекции 47
Выводы по третьей главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
База исследование: МБОУ СОШ №5.
Выборка исследования: 30 детей в возрасте 7 лет.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВ И ИХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Подходы к определению понятия и критерии психологического исследования проблемы детских страхов 7
1.2. Особенности содержания и динамики удовлетворённостью жизнью и страхов младших школьников 14
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Цели, задачи, гипотезы, предмет, объект исследования 25
2.2. Методы и методики исследования 26
2.3. Организация исследования 27
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАХОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ 29
3.1. Изучение особенностей страхов младших школьников и их психолого-педагогической коррекции 29
3.2. Результаты эмпирического исследования страхов младших школьников и их психолого-педагогической коррекции 31
3.3. Описание взаимосвязей изучаемых показателей страхов младших школьников и их психолого-педагогической коррекции 47
Выводы по третьей главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
Актуальность исследования. В современных условиях все большую значимость и актуальность приобретает проблема страхов среди детей. Данная проблема исследуется как с теоретической, так и с практической точки зрения. Внимание к детским страхам обусловлено тем, что страх оказывает негативное влияние на различные аспекты жизнедеятельности ребёнка, это и сложность в выстраивании межличностных отношений, наличие проблем в обучении, торможение личностного и психического развития.
Страхи, возникшие у человека в детском возрасте, могут повлиять и на его взрослую жизнь. В связи с этим первостепенной задачей как родителей, так и педагогов и психологов выступает своевременное оказание помощи в устранении страха. Спрашивая родителей о причинах, обусловивших тревожное состояние у их детей, отмечается наличие многообразия, провоцирующих возникновение страха, факторов. Это может быть и просмотр страшного фильма, определенный момент из которого испугал ребёнка и сформировал у него страх, и травматический опыт (к примеру укус собаки на улице), и множество других причин. Страх выступает в качестве самой сильной эмоции, которую может испытать ребёнок. Как правило, переживание этой эмоции ребёнком можно определить по ряду симптомов, первыми из которых являются: состояние тревожности, подавленности. Также ребёнок может стать более агрессивным, что связано с защитной реакцией организма. Лидирующие позиции среди причин возникновения страхов у детей занимают проблемы во взаимоотношениях членов семьи.
Эмоция страха может усиливаться при возникновении социально-психологические перемен, одной из которых является начало школьной жизни у первоклассников. При поступлении в первый класс у ребёнка происходят большие изменения – новая обстановка, смена игровой деятельности на учебную, наличие правил и требований к поведению. Меняется и отношение родителей к ребёнку. Все это может стать причиной усиления тревожного состояния, появления озлобленности, фрустрации. В связи с этим актуальным является всестороннее исследование страхов у детей младшего школьного возраста, в частности факторов, провоцирующих возникновение тревожного состояния, и помощи в избавлении от страхов. Данный вопрос заслуживает внимания как с позиции теории, так и с практической точки зрения.
А.И. Захаров – автор множества работ, целью которых являлось изучение страхов у детей. На основе его исследований можно сделать вывод о том, что страхи, провоцирующим фактором возникновения которых является школа, наблюдаются абсолютно у всех учащихся, как начальных классов, так и старшей школы. Как у первоклассника, так и у выпускника определяется состояние повышенной тревожности, агрессии или страха, отличием может быть только источник такого состояния [19]. Дети младшего школьного возраста могут успешно побороть свой страх посредством психологического воздействия, так как для данного возраста характерно преобладание эмоций над характером. В случае, если у ребёнка определяется склонность к переживанию тревоги и страхов, то проведение психологического воздействия, выраженного в форме коррекционной работы, необходимо проводить именно в младшем школьном возрасте [19].
В связи с этим в рамках практической деятельности педагогов и психологов приоритетным и актуальным вопросом является поиск наиболее результативных способов диагностики страхов у детей и путей их преодоления. Если своевременно не оказать помощь в преодолении эмоционального нарушения у ребёнка, то это может негативно отразиться на его психологическом здоровье в будущем. Ключевым моментом коррекции эмоциональных нарушений у детей является мягкое направление ребёнка в сторону выхода из сложившейся сложной ситуации, поскольку только так он будет чувствовать, что самостоятельно смог преодолеть страх [19].
Проблеме эмоциональных нарушений детей, в частности наличия страхов, посвящено множество работ, как зарубежных исследователей, так и отечественных. Среди зарубежных авторов можно выделить З. Фрейда, Э. Фромм, С. Холл, Р. Мэй, С. Къеркегор, В. Штерн, Д. Келли и др. [50]. Рассматривая отечественных психологов, можно выделить следующих: В.Г. Колягину, Ю.А. Кочетову, Л.С. Акопян, Г.Н. Жулину, Т.Г. Казакову, В.Г. Каменскую, Е.И. Кулинцову, А.И. Захарова, О.В. Хухлаеву, А.С. Зубкову и др. [12, 50, 51,52].
Цель исследования: определение факторов, провоцирующих появление страхов у детей младшего школьного возраста, а также поиск способов преодоления эмоциональных нарушений в условиях учебного заведения.
Объект исследования: страхи детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологические особенности страхов у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: внедрение коррекционно-развивающей деятельности будет способствовать снижению уровня страхов, обусловленных различными причинами и имеющих различные формы, у младших школьников.
Частная гипотеза: использование системы занятий, целью которой выступает формирование у учащихся позитивных эмоций, снижение уровня тревожности и нервного напряжения, станет результатом преодоления страхов младшими школьниками.
Задачи исследования:
1. С теоретической точки зрения рассмотреть проблему страхов у детей, используя работы специалистов в области психологии и педагогики.
2. Выделить ключевые подходы к проблеме исследования.
3. Выделить психологические особенности, характерные для детей от 6 до 11 лет.
4. Изучить имеющиеся классификации страхов и особенностей их проявления у младших школьников.
5. Рассмотреть, как отличается переживание страха девочками и мальчиками.
6. Изучить факторы, провоцирующие возникновение страха у младших школьников.
7. Представить способы борьбы со страхами в младшем школьном возрасте.
8. Выделить направления коррекционно-развивающей деятельности, направленной на борьбу со страхами младших школьников.
8. Разработать методические рекомендации по преодолению страхов в период младшего школьного возраста.
Методологическая основа исследования: психолого-педагогическая литература по вопросу диагностики и способах преодоления страхов у детей (работы таких авторов, как Е.И. Кулинцова, А.И. Захаров, О.В. Хухлаева, З. Фрейд, В. Штерн и др.) [41].
Методы и методики исследования:
- теоретический анализ литературных источников, посвященных проблеме страхов у детей младшего возраста;
- наблюдение, обобщение;
- эмпирические: проведение беседы, тестирования, использование опросника «Страхи в домиках», РНЖ ( рисунок несуществующего животного), теста тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) и арт-методов коррекции страхов [3, 21, 41].
Выборка исследования: 30 детей в возрасте 7 лет (15 мальчиков и 15 девочек).
Теоретическая и практическая значимость исследования: всесторонне рассмотрены особенности проявления страхов у детей младшего школьного возраста, разработаны методические рекомендации, направленные на снижение уровня тревожности, формирование положительных эмоций у детей младшего школьного возраста.
Страхи, возникшие у человека в детском возрасте, могут повлиять и на его взрослую жизнь. В связи с этим первостепенной задачей как родителей, так и педагогов и психологов выступает своевременное оказание помощи в устранении страха. Спрашивая родителей о причинах, обусловивших тревожное состояние у их детей, отмечается наличие многообразия, провоцирующих возникновение страха, факторов. Это может быть и просмотр страшного фильма, определенный момент из которого испугал ребёнка и сформировал у него страх, и травматический опыт (к примеру укус собаки на улице), и множество других причин. Страх выступает в качестве самой сильной эмоции, которую может испытать ребёнок. Как правило, переживание этой эмоции ребёнком можно определить по ряду симптомов, первыми из которых являются: состояние тревожности, подавленности. Также ребёнок может стать более агрессивным, что связано с защитной реакцией организма. Лидирующие позиции среди причин возникновения страхов у детей занимают проблемы во взаимоотношениях членов семьи.
Эмоция страха может усиливаться при возникновении социально-психологические перемен, одной из которых является начало школьной жизни у первоклассников. При поступлении в первый класс у ребёнка происходят большие изменения – новая обстановка, смена игровой деятельности на учебную, наличие правил и требований к поведению. Меняется и отношение родителей к ребёнку. Все это может стать причиной усиления тревожного состояния, появления озлобленности, фрустрации. В связи с этим актуальным является всестороннее исследование страхов у детей младшего школьного возраста, в частности факторов, провоцирующих возникновение тревожного состояния, и помощи в избавлении от страхов. Данный вопрос заслуживает внимания как с позиции теории, так и с практической точки зрения.
А.И. Захаров – автор множества работ, целью которых являлось изучение страхов у детей. На основе его исследований можно сделать вывод о том, что страхи, провоцирующим фактором возникновения которых является школа, наблюдаются абсолютно у всех учащихся, как начальных классов, так и старшей школы. Как у первоклассника, так и у выпускника определяется состояние повышенной тревожности, агрессии или страха, отличием может быть только источник такого состояния [19]. Дети младшего школьного возраста могут успешно побороть свой страх посредством психологического воздействия, так как для данного возраста характерно преобладание эмоций над характером. В случае, если у ребёнка определяется склонность к переживанию тревоги и страхов, то проведение психологического воздействия, выраженного в форме коррекционной работы, необходимо проводить именно в младшем школьном возрасте [19].
В связи с этим в рамках практической деятельности педагогов и психологов приоритетным и актуальным вопросом является поиск наиболее результативных способов диагностики страхов у детей и путей их преодоления. Если своевременно не оказать помощь в преодолении эмоционального нарушения у ребёнка, то это может негативно отразиться на его психологическом здоровье в будущем. Ключевым моментом коррекции эмоциональных нарушений у детей является мягкое направление ребёнка в сторону выхода из сложившейся сложной ситуации, поскольку только так он будет чувствовать, что самостоятельно смог преодолеть страх [19].
Проблеме эмоциональных нарушений детей, в частности наличия страхов, посвящено множество работ, как зарубежных исследователей, так и отечественных. Среди зарубежных авторов можно выделить З. Фрейда, Э. Фромм, С. Холл, Р. Мэй, С. Къеркегор, В. Штерн, Д. Келли и др. [50]. Рассматривая отечественных психологов, можно выделить следующих: В.Г. Колягину, Ю.А. Кочетову, Л.С. Акопян, Г.Н. Жулину, Т.Г. Казакову, В.Г. Каменскую, Е.И. Кулинцову, А.И. Захарова, О.В. Хухлаеву, А.С. Зубкову и др. [12, 50, 51,52].
Цель исследования: определение факторов, провоцирующих появление страхов у детей младшего школьного возраста, а также поиск способов преодоления эмоциональных нарушений в условиях учебного заведения.
Объект исследования: страхи детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологические особенности страхов у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: внедрение коррекционно-развивающей деятельности будет способствовать снижению уровня страхов, обусловленных различными причинами и имеющих различные формы, у младших школьников.
Частная гипотеза: использование системы занятий, целью которой выступает формирование у учащихся позитивных эмоций, снижение уровня тревожности и нервного напряжения, станет результатом преодоления страхов младшими школьниками.
Задачи исследования:
1. С теоретической точки зрения рассмотреть проблему страхов у детей, используя работы специалистов в области психологии и педагогики.
2. Выделить ключевые подходы к проблеме исследования.
3. Выделить психологические особенности, характерные для детей от 6 до 11 лет.
4. Изучить имеющиеся классификации страхов и особенностей их проявления у младших школьников.
5. Рассмотреть, как отличается переживание страха девочками и мальчиками.
6. Изучить факторы, провоцирующие возникновение страха у младших школьников.
7. Представить способы борьбы со страхами в младшем школьном возрасте.
8. Выделить направления коррекционно-развивающей деятельности, направленной на борьбу со страхами младших школьников.
8. Разработать методические рекомендации по преодолению страхов в период младшего школьного возраста.
Методологическая основа исследования: психолого-педагогическая литература по вопросу диагностики и способах преодоления страхов у детей (работы таких авторов, как Е.И. Кулинцова, А.И. Захаров, О.В. Хухлаева, З. Фрейд, В. Штерн и др.) [41].
Методы и методики исследования:
- теоретический анализ литературных источников, посвященных проблеме страхов у детей младшего возраста;
- наблюдение, обобщение;
- эмпирические: проведение беседы, тестирования, использование опросника «Страхи в домиках», РНЖ ( рисунок несуществующего животного), теста тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) и арт-методов коррекции страхов [3, 21, 41].
Выборка исследования: 30 детей в возрасте 7 лет (15 мальчиков и 15 девочек).
Теоретическая и практическая значимость исследования: всесторонне рассмотрены особенности проявления страхов у детей младшего школьного возраста, разработаны методические рекомендации, направленные на снижение уровня тревожности, формирование положительных эмоций у детей младшего школьного возраста.
Первая глава работы была посвящена изучению проблемы страхов в детском возрасте и выделению их особенностей. С этой целью были проанализированы такие вопросы, как: причины и факторы, провоцирующие возникновение страха у детей, классификация страхов младших школьников, выделение особенностей из проживания в детском возрасте.
Чувство страха может возникать по многообразию различных причин. Но для любой ситуации, проводящей к переживанию данной эмоции, характерно то, что она воспринимается человеком, как опасная и нарушающая его эмоциональное благополучие.
Страх представляет собой одну из самых сильных эмоций, которую может испытать человек, ее возникновение обусловлено объектом или ситуацией, рассматриваемой как потенциальная угроза. Проявлением страха выступает изменения в физиологии человека (потливость, учащение сердцебиения, тремор конечностей и т.д.), а также в его поведении. Страх может возникнуть, как на реальную опасность, так и на выдуманную или мнимую угрозу.
Для человека данная эмоция выступает в качестве компонента защитной реакции, что несет в себе положительный аспект, поскольку дает возможность избежать опасности. Помимо этого страх несет в себе социальную функцию, так как в связи с его переживанием человек старается прибегнуть к помощи других индивидуумов, что приводит к сплочению людей. На ряду с социальной функцией, страх несет в себе адаптивную функцию, что подчеркивает возможность его изучения не только с негативной точки зрения, но и с положительной. На это указывали многие исследователи, к примеру К.Э. Изард, Ф.Риман, говоря о том, что страх может быть нормальной реакцией человека на ситуацию, патологическим он становится только выходя за рамки нормы [31].
Рассматривая младший школьный возраст, можно сказать, что для него характерно наличие страхов, причиной возникновения которых являются как изменения в социальной реальности, так и страхи, опосредованные врожденными побуждениями (инстинктами).
Фактором, провоцирующим развитие страха у ребёнка является нарастающее состояние тревожности, причиной которого выступает внутриличностный конфликт.
Помимо этого причинами, провоцирующими возникновение страхов могут быть следующие:
- отсутствие или сниженная способность выстраивать отношения с другими людьми, как взрослыми, так и сверстниками;
- высокий уровень значимости мнения окружающих в оценке собственного «Я»;
- низкий уровень самооценки;
- отсутствие уверенности в своих способностях, потенциале, выражаемое через сложности в самовыражении;
- высокий уровень эмоциональной лабильности.
Проанализировав различные работы авторов по проблеме школьных страхов, можно сказать, что их существует большое множество, поскольку каждый ребёнок индивидуален и, следовательно, его страх тоже уникален, в связи с чем не существует их обобщенной классификации.
В качестве способов, способствующих преодолению страха и борьбы с ним, выступают арт-терапию и игротерарию. Посредством данных методов коррекции возможно положительно повлиять на выявленные эмоциональные нарушения, снизить уровень тревожности, предупредить отклонения в развитии ребёнка и помочь ему в социальной коммуникации.
Игротерапия представляет собой психо-социальный процесс, в рамках которого дети вступают в контакт друг с другом, тем самым получая новые знания, как о их сверстниках, так и себе. В рамках игротерапии игра выполняет терапевтическую функцию, корректирует нервно-психические расстройства, а также способствует профилактике детских страхов.
В рамках эмпирического изучения страхов младших школьников и организации коррекционно-развивающих занятий игровой и арттерапевтической направленности на работу с их страхами и тревогами нами были определены цель, объект и предмет исследования.
Пошаговое решение задач предполагало разработку плана эмпирического исследования, подбор методов, методики, формирование выборки респондентов, проведения констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента, сбор, систематизацию и визуализацию полученных данных, обработку полученных данных математическими методами, их интерпретацию и разработку рекомендаций по развитию общения со сверстниками.
В эмпирической части работы определены место и время, выборка исследования, а также подобраны методики прямого действия, определяющие непосредственные характеристики страхов и тревог младших школьник (методика «Страхи в домиках» А.И. Захарова, тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), проективная методика «Выбери нужное лицо»), и непрямого действия для уточнения особенностей страхов и тревог (графическая проективная методика, рисунок «Несуществующее животное» М.З.Дукаревич (РНЖ).
При планировании эмпирического исследования выделены констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
В целях психодиагностики названные методики использовались на формирующем и заключительном этапах эмпирического исследования.
Проведенный анализ полученных данных показывает уменьшение уровня страхов и тревог в контрольной и экспериментальной группах на формирующем этапе, однако в экспериментальной группе оно более заметно в первых двух методиках, а в последней даже наблюдается парадоксальное увеличение уровня страха и тревог у мальчиков. Однако статистического значения эти результаты не имеют.
Содержательный анализ страхов показал, что их процентное соотношение у мальчиков и девочек в обеих группах после формирующего эксперимента уменьшилось. В целом содержание страхов девочек шире, чем у мальчиков. Девочки боятся сильнее и их страхи более разнообразны, чем у мальчиков. Страхи не просто ослабевают на формирующем этапе, а на их место приходят другие.
Обобщенный корреляционный анализ данных показывает, что наибольшая плотность связей обнаруживается между уровнем страхов и уровнем тревожности первых двух методик. Из этого следует, что тревоги порождают страхи и, наоборот. Это указывает на взаимодетерминизм этих психических явлений.
Общая и частная гипотезы исследования в целом доказаны. Действительно использование специальных коррекционно-развивающих упражнений позволяет снизить уровень страхов различной этиологии и форм проявления у детей младшего школьного возраста, особенно у девочек; внедрение системы занятий, направленной на формирование положительных эмоций, снятие эмоционального напряжения, снижению тревожности способствует преодолению страхов у детей в период младшего школьного возраста, особенно у девочек.
более разнообразны, чем у мальчиков. Страхи не просто ослабевают на формирующем этапе, а на их место приходят другие.
Обобщенный корреляционный анализ данных показывает, что наибольшая плотность связей обнаруживается между уровнем страхов и уровнем тревожности первых двух методик. Из этого следует, что тревоги порождают страхи и, наоборот. Это указывает на взаимодетерминизм этих психических явлений.
Чувство страха может возникать по многообразию различных причин. Но для любой ситуации, проводящей к переживанию данной эмоции, характерно то, что она воспринимается человеком, как опасная и нарушающая его эмоциональное благополучие.
Страх представляет собой одну из самых сильных эмоций, которую может испытать человек, ее возникновение обусловлено объектом или ситуацией, рассматриваемой как потенциальная угроза. Проявлением страха выступает изменения в физиологии человека (потливость, учащение сердцебиения, тремор конечностей и т.д.), а также в его поведении. Страх может возникнуть, как на реальную опасность, так и на выдуманную или мнимую угрозу.
Для человека данная эмоция выступает в качестве компонента защитной реакции, что несет в себе положительный аспект, поскольку дает возможность избежать опасности. Помимо этого страх несет в себе социальную функцию, так как в связи с его переживанием человек старается прибегнуть к помощи других индивидуумов, что приводит к сплочению людей. На ряду с социальной функцией, страх несет в себе адаптивную функцию, что подчеркивает возможность его изучения не только с негативной точки зрения, но и с положительной. На это указывали многие исследователи, к примеру К.Э. Изард, Ф.Риман, говоря о том, что страх может быть нормальной реакцией человека на ситуацию, патологическим он становится только выходя за рамки нормы [31].
Рассматривая младший школьный возраст, можно сказать, что для него характерно наличие страхов, причиной возникновения которых являются как изменения в социальной реальности, так и страхи, опосредованные врожденными побуждениями (инстинктами).
Фактором, провоцирующим развитие страха у ребёнка является нарастающее состояние тревожности, причиной которого выступает внутриличностный конфликт.
Помимо этого причинами, провоцирующими возникновение страхов могут быть следующие:
- отсутствие или сниженная способность выстраивать отношения с другими людьми, как взрослыми, так и сверстниками;
- высокий уровень значимости мнения окружающих в оценке собственного «Я»;
- низкий уровень самооценки;
- отсутствие уверенности в своих способностях, потенциале, выражаемое через сложности в самовыражении;
- высокий уровень эмоциональной лабильности.
Проанализировав различные работы авторов по проблеме школьных страхов, можно сказать, что их существует большое множество, поскольку каждый ребёнок индивидуален и, следовательно, его страх тоже уникален, в связи с чем не существует их обобщенной классификации.
В качестве способов, способствующих преодолению страха и борьбы с ним, выступают арт-терапию и игротерарию. Посредством данных методов коррекции возможно положительно повлиять на выявленные эмоциональные нарушения, снизить уровень тревожности, предупредить отклонения в развитии ребёнка и помочь ему в социальной коммуникации.
Игротерапия представляет собой психо-социальный процесс, в рамках которого дети вступают в контакт друг с другом, тем самым получая новые знания, как о их сверстниках, так и себе. В рамках игротерапии игра выполняет терапевтическую функцию, корректирует нервно-психические расстройства, а также способствует профилактике детских страхов.
В рамках эмпирического изучения страхов младших школьников и организации коррекционно-развивающих занятий игровой и арттерапевтической направленности на работу с их страхами и тревогами нами были определены цель, объект и предмет исследования.
Пошаговое решение задач предполагало разработку плана эмпирического исследования, подбор методов, методики, формирование выборки респондентов, проведения констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента, сбор, систематизацию и визуализацию полученных данных, обработку полученных данных математическими методами, их интерпретацию и разработку рекомендаций по развитию общения со сверстниками.
В эмпирической части работы определены место и время, выборка исследования, а также подобраны методики прямого действия, определяющие непосредственные характеристики страхов и тревог младших школьник (методика «Страхи в домиках» А.И. Захарова, тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), проективная методика «Выбери нужное лицо»), и непрямого действия для уточнения особенностей страхов и тревог (графическая проективная методика, рисунок «Несуществующее животное» М.З.Дукаревич (РНЖ).
При планировании эмпирического исследования выделены констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
В целях психодиагностики названные методики использовались на формирующем и заключительном этапах эмпирического исследования.
Проведенный анализ полученных данных показывает уменьшение уровня страхов и тревог в контрольной и экспериментальной группах на формирующем этапе, однако в экспериментальной группе оно более заметно в первых двух методиках, а в последней даже наблюдается парадоксальное увеличение уровня страха и тревог у мальчиков. Однако статистического значения эти результаты не имеют.
Содержательный анализ страхов показал, что их процентное соотношение у мальчиков и девочек в обеих группах после формирующего эксперимента уменьшилось. В целом содержание страхов девочек шире, чем у мальчиков. Девочки боятся сильнее и их страхи более разнообразны, чем у мальчиков. Страхи не просто ослабевают на формирующем этапе, а на их место приходят другие.
Обобщенный корреляционный анализ данных показывает, что наибольшая плотность связей обнаруживается между уровнем страхов и уровнем тревожности первых двух методик. Из этого следует, что тревоги порождают страхи и, наоборот. Это указывает на взаимодетерминизм этих психических явлений.
Общая и частная гипотезы исследования в целом доказаны. Действительно использование специальных коррекционно-развивающих упражнений позволяет снизить уровень страхов различной этиологии и форм проявления у детей младшего школьного возраста, особенно у девочек; внедрение системы занятий, направленной на формирование положительных эмоций, снятие эмоционального напряжения, снижению тревожности способствует преодолению страхов у детей в период младшего школьного возраста, особенно у девочек.
более разнообразны, чем у мальчиков. Страхи не просто ослабевают на формирующем этапе, а на их место приходят другие.
Обобщенный корреляционный анализ данных показывает, что наибольшая плотность связей обнаруживается между уровнем страхов и уровнем тревожности первых двух методик. Из этого следует, что тревоги порождают страхи и, наоборот. Это указывает на взаимодетерминизм этих психических явлений.
Подобные работы
- Психологическое благополучие студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности (Оренбургский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Внешние признаки тревожности у младших школьников (Северный (Арктический) федеральный университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2023 - Психологический программа коррекции произвольного внимании младших школьников с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая коррекция школьной тревожности младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ОРАТОРСКОГО МАСТЕРСТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНСОТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2021 - ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА
АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ
ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017



