Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Работа №164650

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы85
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 2
Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения проблемы экстремизма в старшем
подростковом возрасте 9
1.1 Понятие «экстремизм» в научной литературе 9
1.2 Причинная обусловленность возникновения экстремизма у
старших подростков 16
1.3 Возможности профилактики экстремизма у старших подростков ... 31
2 Экспериментальное исследование экстремизма у старших подростков
и его профилактика 37
2.1 Организация и методики исследования. Анализ результатов
первичного исследования 37
2.2 Программа профилактики экстремизма у старших подростков 44
2.3 Анализ результатов повторного исследования. Оценка
эффективности профилактических мероприятий 50
Заключение 56
Список использованных источников 59
Приложение А Формы проявления экстремизма (по ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности») 67
Приложение Б Результаты первичной диагностики экстремизма у старших подростков 68
Приложение В Тематический план системы занятий «Юный гражданин» по профилактике экстремизма у старших школьников 71
Приложение Г Результаты повторной диагностики экстремизма у старших подростков 79


Актуальность темы исследования продиктована политическими и социально-экономическими изменениями, характерными для современной России. Эти изменения затронули все сферы жизнедеятельности общества, обусловили пересмотр сложившихся социальных отношений, оказав влияние на все социальные институты. Безусловно, одним из важнейших вопросов на сегодняшний день является обеспечение безопасности российских граждан в связи с изменениями в военно-политической обстановке, характером происходящих международных конфликтов и обострением отношений между странами.
Одним из основных источников угроз национальной безопасности Российской Федерации является экстремизм, проявляющийся в различных формах: от возбуждения гражданской ненависти или вражды до
функционирования многочисленных незаконных вооруженных формирований, ставящих перед собой цели изменения конституционного строя Российской Федерации и нарушения ее территориальной целостности.
В целях обеспечения реализации государственной политики в сфере противодействия экстремизму в Российской Федерации принят Федеральный закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» . Важность и значимость борьбы с экстремизмом подчеркивается в Указе Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», в которой сказано, что «одним из основных источников угроз национальной безопасности Российской Федерации является экстремистская деятельность, осуществляемая националистическими, радикальными общественными, религиозными, этническими и иными организациями и объединениями, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной обстановки в стране» .
Во исполнение вышеперечисленных нормативно-правовых актов Указом Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 принята и реализуется Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года . В названном документе определены цели, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму. Особое внимание обращено на важность профилактической работы в данном направлении с подрастающим поколением.
Проблема экстремизма среди несовершеннолетних в настоящее время становится всеобщей масштабной проблемой и усугубляется тем, что данной категории граждан присущи не только склонность к противоправному поведению, но и агрессивность, дестабилизация, разрушение нравственных, этических, моральных ориентиров. Отчасти проявления экстремизма несовершеннолетних правонарушителей обусловлена тем, что кадры насилия жесткости, агрессивного поведения сегодня заполняют теле- и радио эфиры, интернет-источники изобилуют информацией аналогичного содержания.
Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) установил ответственность за действия экстремистского характера: статья 280 «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности», статья 282.1 «Организация экстремистского сообщества», статья 282.2 «Организация деятельности экстремистской организации», статья 282.3 «Финансирование экстремистской деятельности» . В соответствии с пунктом 1 статьи 20 УК РФ, уголовной ответственности по перечисленным статьям подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
Сказанное обусловливает необходимость своевременного коррекции и профилактики экстремизма несовершеннолетних, создание условий, обеспечивающих своевременное выявление типичных проявлений экстремистского поведения. Изложенное подчеркивает актуальность темы работы, обусловливает ее теоретическую и практическую значимость.
Цель исследования: изучение экстремизма старших подростков и его профилактика.
Объект исследования: экстремизм как психологический феномен.
Предмет исследования: возможности профилактики экстремизма старших подростков.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть сущность понятий «экстремизм», «экстремистское поведение» в психолого-педагогическом контексте;
- описать проявления экстремизма старших подростков;
- охарактеризовать методы профилактики экстремизма старших подростков;
- провести экспериментальное исследование экстремизма старших подростков;
- составить и апробировать систему занятий, направленных на профилактику экстремизма старших подростков, определить ее эффективность.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам проведенной работы мы можем сделать следующие выводы.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, мы пришли к выводу о том, что под экстремизмом понимаются насильственные и (или) противоправные деяния общественных объединений, иных организаций, должностных лиц и граждан, совершаемые по мотивам религиозной, расовой, половой и иной социальной неприязни, а также призывы к совершению таковых деяний.
Экстремистская деятельность представляет собой деятельность отдельных лиц или объединений, приверженных к крайним взглядам и мерам в политике, экономике, религии, экологии и т.п., направленную на совершение запрещенных законом деяний (действий или бездействий) для достижения своих целей (выполнения своих требований).
Старший подростковый возраст (15-17 лет) - это переходный и критический этап в онтогенезе, это время биологического, психологического, умственного и социального развития и изменений. Причинами проявления экстремизма детей старшего подросткового возраста являются воспитание в неблагополучных семьях, негативизм в оценке действительности, подавление личности группой, низкая общественно-трудовая активность, негативное влияние СМИ, отсутствие познавательных интересов, гиперопека или, напротив, отсутствие контроля со стороны взрослых. Вышеперечисленные внутренние и внешние факторы ведут к дисгармонизации отношений с социальной средой и способствуют возникновению экстремизма у старших подростков.
В связи со сложившейся ситуацией возникает необходимость профилактики экстремизма старших подростков. На сегодняшний день можно говорить о трех направлениях профилактической работы в данном направлении: методы, направленные на информирование о проблеме, методы, направленные на развитие адаптивных стратегий и ресурсов эффективного совладания с фактами экстремизма и методы, направленные на поддержку.
Нами организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение экстремистского поведения старших подростков на базе МБОУ «СШ № 9» города Лесосибирска. В исследовании участвовали 20 обучающихся 9-11 классов возрастной категории 15-17 лет. В качестве диагностического инструментария использовались следующие методики: методика «Диагностика диспозиций насильственного экстремизма» (авторы - Д.Г. Давыдова, К.Д. Хломова), методика «Диагностика конформности (внушаемости) личности» (автор - Е. Мерзлякова), методика «Индекс толерантности» (авторы - Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова).
Обобщая результаты первичной диагностики, мы пришли к выводу о необходимости профилактики экстремизма старших подростков. Для проведения исследования респонденты были распределены на контрольную и экспериментальную группу. Для осуществления профилактической работы со старшими подростками, имеющими склонность к экстремизму, нами разработана и реализована программа занятий «Юный гражданин».
Программа включает 15 занятий, распределенных на три блока: «Повышение правовой культуры и правовой грамотности подростков», «Формирование механизмов противодействия экстремизму, этнической и религиозной нетерпимости», «Формирование толерантного сознания, основанного на понимании и принятии культурных отличий, неукоснительном соблюдении прав и свобод граждан».
В программе предусмотрены мероприятия: для развития правовой культуры и правовой грамотности на занятиях использованы беседы, семинары, практикумы, викторины, дискуссии; для снижения склонности к экстремизму на занятиях использованы методы саморегуляции (мышечная релаксация, дыхательные техники, визуализация).
...


1. Амбалова, С. А. Психологические причины отклоняющегося поведения подростков: профилактика и коррекция / С. А. Амбалова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - № 3. - С. 317-319.
2. Антонян, Ю. М. Экстремизм и его причины : монография / Ю. М. Антонян, А. В. Ростокинский, Я. И. Гилинский. - Москва : Логос, 2013. - 312 c. - ISBN 978-5-98704-502-2.
3. Баранов, М. П. Экстремизм в киберпространстве: проблемы противодействия и профилактика среди детей и подростков / М. П. Баранов // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. - 2018. - № 1(34).
- С. 92-94.
4. Бортничук, Д. С. Сопровождение социально-педагогической профилактики экстремизма среди подростков / Д. С. Бортничук // Психологопедагогическое сопровождение образовательного процесса: сборник материалов II Научно-практического семинара. - Евпатория: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2018. - С. 108-111.
5. Бузыкина, Ю. С. Отношение к экстремизму: региональный аспект: Монография / Ю. С. Бузыкина. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2017. - 93 с.
6. Букаев, Н. М. Отдельные аспекты борьбы с экстремизмом и терроризмом на религиозной почве среди подростков и молодежи / Н. М. Букаев, Н. Ю. Волосова // Вопросы российского и международного права.
- 2020. - Т. 10, № 3-1. - С. 147-157.
7. Варшава, Б. Е. Психологический словарь / Б. Е. Варшава, Л. С. Выготский. - Москва: Изд-во «Роща академии», 2008. - 256 с.
8. Гатауллина, Р. Г. Профилактическая работа по предотвращению проявления экстремизма среди подростков / Р. Г. Гатауллина // Инженерные кадры - будущее инновационной экономики России. - 2017. - № 7. - С. 19-22.
9. Гречкина, Е. Н. Молодежный политический экстремизм в условиях
глобализирующейся российской действительности : [монография] /
Е. Н. Гречкина; Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт. - Невинномысск : Невинномысский государственный гуманитарнотехнический институт, 2012. - 178 c. - ISBN 978-5-9644-0219-0.
10. Гутиева, И. Г. Некоторые особенности противодействия экстремизму в рамках индивидуально-профилактической работы с подростками / И. Г. Гутиева // Стратегический потенциал перспективных разработок и исследований : сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 22 ноября 2021 года. - Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2021. - С. 96-101.
11. Зауторова, Э. В. Профилактика экстремизма среди подростков в образовательной организации / Э. В. Зауторова // Феноменология и профилактика девиантного поведения : материалы XII Всероссийской научнопрактической конференции / ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет МВД Российской Федерации». - Краснодар, 2019. - С. 71-75.
12. Зеленов, Ю. Н. Теория и практика педагогической профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде в системе непрерывного профессионального образования : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук : / Зеленов Юрий Николаевич ; Российский государственный профессионально-педагогический университет. - Екатеринбург, 2014. - 39 с.
13. Змановская, Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения личности / Е. В. Змановская. - Санкт-Петербург : Санкт- Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2014. - 207 с.
14. Кубякин, Е. О. Молодежный экстремизм в условиях глобализации информационно-коммуникационной среды общественной жизни : [монография] / Е. О. Кубякин ; Министерство внутренних дел Российской Федерации ; Краснодарский университет МВД. - Краснодар, 2013. - 313 с.
15. Кудрин, В. С. Молодежный экстремизм: причины возникновения, технологии предупреждения : учебное пособие / В. С. Кудрин, А. И. Юдина. - Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2016. - 160 с. - ISBN 978-5-8154-0326-0.
... всего 50 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ