Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика организации дополнительного биологического образования школьников в условиях государственного образовательного стандарта основного общего образования

Работа №164642

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3-7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 8-40
1.1 Проблемы биологического образования в России в свете ФГОС ООО.8-33
1.2 Дополнительное образование школьников в условиях современной
школы 33-40
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МБОУ "СТЕПНОВСКОЙ СОШ" 41-62
2.1 Программа «Лаборатория юного биолога» для обучающихся 5-6 классов
МБОУ «Степновской СОШ» 41-57
2.2 Экспериментальная методика проведения занятий 58-68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69-70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71-75
ПРИЛОЖЕНИЯ 76-86

Согласно главе 10, ст.75 ФЗ «Об образовании», дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
«Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования» 1гл, ст.2 п.14[40].
Образовательные программы, реализуемые в процессе дополнительного образования, не являются частью основных образовательных программ общеобразовательных учреждений. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
В условиях реализации ФГОС основного общего образования под внеурочной деятельностью понимают такую «образовательную деятельность, которая реализуется в формах, отличающихся от классно - урочной, и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы» [39, с.3].
Исходя из определений, приведенных нами выше, дополнительное образование является дополнительным к урочной деятельности. А, согласно ФГОС все, являющееся дополнительным к основным программам, выступает внеурочной деятельностью. Таким образом, в контексте нашего исследования ДО и внеурочная деятельность являются синонимами.
Среди наиболее значимых проблем современного биологического образования детей в России обозначена проблема реализации практико­ориентированных форм урочной и внеурочной деятельности. Проблема эта связана, прежде всего, с сокращением учебного плана и трудоемкостью организации опытного обучения.
В качестве возможного решения обозначенной проблемы является организация дополнительного биологического образования. В связи с этим, тема нашего исследования "Методика организации дополнительного биологического образования школьников в условиях ФГОС основного общего образования" является актуальной.
Объектом исследования является процесс дополнительного биологического образования школьников.
Предмет исследования: методика проведения занятий по программе дополнительного биологического образования «Лаборатория юного биолога» для учащихся 5-6 классов.
Цель исследования заключается в выявлении эффективных методических условий формирования познавательных УУД обучающихся 5­6 классов в процессе реализации программы дополнительного биологического образования «Лаборатория юного биолога».
Для реализации цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы исследования в психолого - педагогической и методической литературе.
2. Разработать программу дополнительного биологического образования "Лаборатория юного биолога" для учащихся 5-6 классов.
3. Разработать и экспериментально осуществить внедрение методики проведения занятий по программе "Лаборатория юного биолога" в образовательный процесс МБОУ "Степновской СОШ".
Гипотеза: разработанная нами экспериментальная методика будет эффективна, если при ее реализации будут соблюдены следующие организационно - методические условия:
• исследовательская работа будет выстроена в единой логике, то есть будет проходить по единому алгоритму;
• учащиеся проведут не менее двух исследований;
• педагог осуществит мониторинг достигнутых результатов учащихся, с целью отслеживания динамики развития исследовательских умений учащихся и, при необходимости, проведения своевременной корректировки.
Теоретической основой исследования послужили:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
• Проект научно - обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Естественнонаучные предметы. Биология»;
• Современная теория и практика педагогического процесса в системе дополнительного образования (А.К. Бруднов, В.В. Белова, В.А. Горский, А.Я. Журкина, М.Б. Коваль, Г.А. Попова, СВ. Сальцева, О.Г. Тавстуха, А.И. Щетинская).
Теоретическая и практическая значимость исследования:
• Разработана программа курса «Лаборатория юного биолога» для учащихся 5-6 классов.
• Разработана методика проведения занятий к программе
«Лаборатория юного биолога».
• Разработан мониторинг достигнутых результатов освоения программы «Лаборатория юного биолога».
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.
3. Методы математической обработки данных.
База исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Степновской СОШ» п. Степного, Назаровского района.
Процесс диссертационного исследования включает несколько этапов.
Подготовительный этап (поисково-теоретический) - постановка проблемы исследования, поиск и анализ научной литературы по данной проблеме, анализ дополнительных общеобразовательных программ, соответствующих ФГОС. На основании проведенного анализа сформулированы гипотеза, цели и задачи исследования, определены объект и предмет исследования.
Основной этап - разработан план эксперимента, изучены методы обработки полученных результатов, разработаны программа курса «Лаборатория юного биолога» и методика проведения занятий в условиях МБОУ «Степновской СОШ» п. Степного, Назаровского района; разработан мониторинг диагностики результатов освоения разработанной программы.
Заключительный этап - проведен педагогический эксперимент по внедрению программы «Лаборатория юного биолога» и методики проведения занятий по программе в МБОУ «Степновской СОШ»; проанализированы и обобщены итоги экспериментальной работы, систематизированы результаты эксперимента. Сформулированы выводы исследования.
Новизна данной исследовательской работы заключается в разработке программы дополнительного биологического образования для учеников 5-6 классов и методики занятий к данной программе, а также в разработке мониторинга диагностики результатов освоения разработанной программы.
Структура работы включает введение, две главы, выводы, библиографический список, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование, проведённое в рамках данной магистерской диссертации, имеет теоретико-экспериментальный характер.
В диссертации рассмотрены проблемы дополнительного и общего биологического образования в свете ФГОС. В рассматриваемом нами Стандарте основного общего образования прописана внеурочная деятельность на базе общеобразовательных учреждений, представляющая одно из направлений дополнительного образования на современном этапе.
Во ФГОС ООО прописаны требования к результатам освоения учащимися учебного предмета «Биология», относящегося к естественнонаучной предметной области. Составлен «портрет выпускника основной школы».
Среди наиболее значимых проблем современного биологического образования детей в России обозначена проблема реализации практико­ориентированных форм урочной и внеурочной деятельности. Проблема эта связана, прежде всего, с сокращением учебного плана и трудоемкостью организации опытного обучения.
В качестве возможного решения обозначенной проблемы нами была разработана программа факультативного курса для обучающихся 5-6 классов «Лаборатория юного биолога», в основу которой положено проведение, написание и защита исследовательских работ учащихся. К программе нами также разработана методика проведения занятий и мониторинг достигнутых результатов обучающихся.
Нами осуществлено экспериментальное внедрение разработанной методики и программы «Лаборатория юного биолога» в образовательный процесс МБОУ «Степновской СОШ» Назаровского района.
Дальнейшее направление диссертационного исследования в рамках выбранной нами темы может быть связано с разработкой программы дополнительного биологического образования «Лаборатория юного биолога» для обучающихся 7-8 классов и методики проведения занятий к программе.
Поставленная цель исследования нами достигнута. Результаты проведенного педагогического эксперимента подтвердили выдвинутую в начале исследования гипотезу.
В процессе выполнения диссертационного исследования нами сформированы следующие выводы:
1. Анализ состояния проблемы исследования в психолого -
педагогической и методической литературе показал, что дополнительное образование в России, в настоящее время, является неотъемлемой частью образовательного процесса и представляет собой вид образования, направленный на всестороннее
удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
2. В основу программы дополнительного биологического образования "Лаборатория юного биолога" положено формирование познавательных УУД. Данная программа предполагает вовлечение школьников в исследовательскую работу, позволяет проявить ученикам свои творческие способности и обеспечивает переход от информативного обучения к активному исследовательскому.
3. В ходе педагогического эксперимента определены основные организационно-методические условия: исследовательская работа учащихся должна быть выстроена в единой логике (проходить по единому алгоритму); учащимся необходимо провести не менее двух исследований; педагогу необходимо осуществить мониторинг достигнутых результатов обучающихся.
Разработанная методика проведения занятий по программе дополнительного биологического образования "Лаборатория юного биолога" показала свою эффективность.


1. Анохина, Г.М. Дидактические условия развития личности в системе школьного естественнонаучного образования: автореф. дис. докт. пед. наук 13.00.01 - М.: 2009. - 25 с.
2. Асмолов, А. Г., и др.; Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
3. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании: к освоению компетентностного подхода. // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-13.
4. Березина, В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. - автореф. дис. канд. пед. наук. 13.00.01 - М.: 2002. - 19 с.
5. Бершадский, М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и
психологические основания образовательной технологии. - М.:
Педагогический поиск, 2003. - 256 с.
6. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 15-20.
7. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно­практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2014. - 416 с.
8. Воробьева, Т.П. Оценка качества в системе дополнительного образования детей. // Качество образования в школе, 2011. - № 3. - С. 49-56.
9. Воробьева, Т.П. Оценка качества в системе дополнительного образования детей. // Качество образования в школе, 2011. - № 3. - С. 49-56.
10. Воровщиков, С.Г. Компетентностный подход в образовании. // Философия образования. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2007. № 2. - С. 27­32.
11. Галкина, Е.А. Технология обучения биологии: учебно­методическое пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2011. - 176 с.
12. Давыдов, В.В. Концепция учебной деятельности школьников. // Вопросы психологии. 1981. - № 6. - С. 27-35.
13. Давыдов, В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования. // Вопросы психологии, 1991. - № 6.- С. 5-14.
14. Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения/ интернет ресурс: обсуждение на LiveInternet [режим доступа: http://www.liveinternet.ru ]
15. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Катунова, Н.Ф. Трубицин, Н.Ю. Конасова, С.С. Филипов, А.Г. Бойцова, Р.У. Богданова; под. ред. О. Е. Лебедева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 256 с....42


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ