Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика формирования познавательных учебных действий на уроках биологии в условиях малокомплектной школы

Работа №164641

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий в условиях малокомплектной
школы 6
1.1. Особенности малокомплектной школы 6
1. 2. Универсальные учебные действия 17
Глава II. Экспериментальная методика по формированию познавательных универсальных учебных действий в условиях
малокомплектной школы 34
2.1. Анализ программы 9 класса по биологии 34
2.2. Экспериментальная методика проведение уроков по формированию познавательных универсальных учебных
действий 60
Выводы 85
Список литературы 86

Современное образование - это образование, которое выдвигает ряд требований при реализации образовательного процесса. Эти требования нормируется такими документами государственной важности, как федеральный закон «Об образовании в РФ» и Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования .
В настоящее время в условиях современной школы методика обучения биологии переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, внедрением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Предъявляются новые требования к результатам обучения обучающихся: личностным, метапредметным, предметным.
Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся. Особое внимание уделяется метапредметным результатам, т.к. они включают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, что позволяет получить необходимую подготовку для продолжения обучения в учреждениях профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной социализации.
Одним из актуальных вопросов российского образования является введение Федерального государственного образовательногостандарта(ФГОС) второго поколения. В основу обучения нового ФГОС ООО положен системно­деятельностный подход, основным результатом обучения которого должно стать развитие личности ребенка на основе познавательной деятельности. Проблема организации познавательной деятельности, обучающихся изучалась психологами (С.Л.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, ВВ.Давыдов и др, педагогами (В.П.Беспалько, М.И.Махмутов, П.И.Пидкасистый, Т.И.Шамова и др.), методистами (Н.М.Верзилин, Б.Е.Райков, Н.А.Рыков, И.Д.Зверев, Д.И.Трайтак и др.).
Умение искать и находить пути решения возникающих проблем - одно из качеств успешной личности. Методика по формированию познавательных универсальных учебных действий способствует развитию самостоятельности и активности обучающихся, а также расширению кругозора, что в свою очередь, позволит им стать конкурентоспособными во взрослой жизни. Постоянное прорабатывание познавательных универсальных учебных действий приводит к тому, что ученик не "пасует" перед проблемами, а стремится их разрешить, также расширяется материальная база у учащегося, что способствует к успешной сдачи итоговой аттестации. Таким образом, формируется творческая личность, умеющая искать и находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, способная к самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.
В связи с этим определена тема исследования выпускной квалификационной работы «Методика формирование познавательных учебных действий на уроках биологии в условиях малокомплектной школы».
В ходе исследования нами была выделена методологическая база исследования:
Объект: образовательный процесс по биологии в малокомплектной школе.
Предмет исследования: методика формирования нознавате'льных
универсальных учебных действий при обучение биологии.
Гипотеза: методика формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии будет успешной, если будут определены приемы обучения, разработана их структура, дана их характеристика, выделены особенности их применения в соответствии с содержанием биологического материала.
Цель: разработать методику по формированию познавательных универсальных действий при изучение биологии в условиях сельской малокомплектной школы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
^Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Выявить возможности школьного курса биологии в формировании познавательных универсальных учебных действий.
3. Разработать и экспериментально проверить методику формировании познавательных универсальных учебных действий.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ полученных результатов показал что:
1) первоначальная проверка сформированное™ компетентностей
позволила определить уровень сформированное™ позновательных универсальных уче'бных действий, что позволяет определить приоритетные направления деятельности.
2) систематический и учет контроль формирования универсальных уче'бных действий позволяет своевременно реагировать на сложившуюся учебную обстановку.
3) при сравнении можно заметить что, наблюдается рост по таким показателям в формировании универсальных уче'бных действий как, формулирование познавательной задачи, создание гипотез и их проверка, умение классифицировать, смысловое чтение, сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи на рисунке 4 отабражены показатели сформированности познавательных уче'бных действий (в баллах) в сравнении по показателям вводного и итогового контроля.
4) методика по формированию читательской грамотности показала свою эффективность. Результаты которых отображены в таблицах 6 и 7 .
Проведенное исследования по данной теме позволили сформулировать следующие выводы:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что
основными особенностями сельской современной малокомплектной школы являются:отсутствие параллельных классов; отсутствие одного или несколько классов; объединение классов в один или два класс комплекта ;недостаточное оснащение школ современным
оборудованием;малочисленность учительского состава; слитность с природным окружением.
2. Познавательные УУД - это общеучебные действия, которые включают в себя:самостоятельную постановку познавательной цели; поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств; смысловое чтение; моделирование.
Выявлены возможности школьного курса биологии в формировании познавательных универсальных учебных действий таких как: создание гипотез и их проверка, умение классифицировать, смысловое чтение, сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи.
3. Была разработана экспериментальная методика формирования познавательных универсальных учебных действий включающая разные формы, технологии и методы обучения . Успешность формирования УУД у учащихся зависит от правильной расстановки основных этапов
1) выделение цели формирования УУД, их функций в образовательном процессе, содержания и требуемых свойств с учетом возрастных особенностей учащихся;
2) определение ориентировочной основы каждого из УУД, обеспечивающей его успешное выполнение, и организацию ориентировки учащихся при его реализации;
3) организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме и от совместного выполнения действия к самостоятельному;
4) создание системы биологических задач, решение которых обеспечивает формирование заданных позновательных УУД.


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов - М.: Академический проект, 2000.
2. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. - Тула, 2012. - 448с.
3. Бабанский Ю.К. Методическая работа в школе: организация и управление. -М.: Просвещение, 2006. - 626 с.
4. Богомолова О.Б. Проблемный подход в профильном обучении: одна задача - несколько решений // Информатика и образование. - 2010. - №1. - С. 95-114.
5. Вахрушев А.А. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Обо всем живом»/А.А.Вахрушев, О.А.Родыгина.- М. : Балласс, 2013. - 192 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
6. Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе.- Казань, 1967.
7.. Выготский Л.С. собрание соченений; в 6 т. Проблемы развития психики. Т.3./ под ред. А.М. Матюшкина М.: Педагогика,1983, 267с.
8. Давыдов В.В.проблемы развивающего обучения М.: Педагогика 1986. 98 с.
9. Дмитриев Г.Д. История теоритических исследований содержания образования в США// Педагогика.2006. № 7. С 93-105.
10. Гончаров В.С.Типы мышления и учебная деятельность. Свердловск, 1988.72 с.
11. Глазунов С.Н. Метод анализа проблемных ситуаций как способ активизации мыслительной деятельности учащихся // Преподавание истории в школе. - 2010. - №6. - С. 52-54.
12. Гневанова Г.Л. ФГОС начального образования [Текст] / Г.Л. Гневанова // Управление начальной школой. - 2013. - №7. - С.10-24.
13. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.:Изд-во МГУ, 1985.
14. Данилов М. А. и др. Дидактика / Б. П. Есипов, М. А. Данилов, М. Н. Скаткин, Э. И. Моносзон, С. М. Шабалов; под ред. Б. П. Есипова; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - М. : Изд-во Акад. пед. наук, 1957. - 517, [1] с. - Библиогр.: с. 503-516.
15. Давыдов В.В.проблемы развивающего обучения М.: Педагогика 1986. 98 с....69


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ