Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий в условиях малокомплектной
школы 6
1.1. Особенности малокомплектной школы 6
1. 2. Универсальные учебные действия 17
Глава II. Экспериментальная методика по формированию познавательных универсальных учебных действий в условиях
малокомплектной школы 34
2.1. Анализ программы 9 класса по биологии 34
2.2. Экспериментальная методика проведение уроков по формированию познавательных универсальных учебных
действий 60
Выводы 85
Список литературы 86
Современное образование - это образование, которое выдвигает ряд требований при реализации образовательного процесса. Эти требования нормируется такими документами государственной важности, как федеральный закон «Об образовании в РФ» и Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования .
В настоящее время в условиях современной школы методика обучения биологии переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, внедрением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Предъявляются новые требования к результатам обучения обучающихся: личностным, метапредметным, предметным.
Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся. Особое внимание уделяется метапредметным результатам, т.к. они включают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, что позволяет получить необходимую подготовку для продолжения обучения в учреждениях профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной социализации.
Одним из актуальных вопросов российского образования является введение Федерального государственного образовательногостандарта(ФГОС) второго поколения. В основу обучения нового ФГОС ООО положен системнодеятельностный подход, основным результатом обучения которого должно стать развитие личности ребенка на основе познавательной деятельности. Проблема организации познавательной деятельности, обучающихся изучалась психологами (С.Л.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, ВВ.Давыдов и др, педагогами (В.П.Беспалько, М.И.Махмутов, П.И.Пидкасистый, Т.И.Шамова и др.), методистами (Н.М.Верзилин, Б.Е.Райков, Н.А.Рыков, И.Д.Зверев, Д.И.Трайтак и др.).
Умение искать и находить пути решения возникающих проблем - одно из качеств успешной личности. Методика по формированию познавательных универсальных учебных действий способствует развитию самостоятельности и активности обучающихся, а также расширению кругозора, что в свою очередь, позволит им стать конкурентоспособными во взрослой жизни. Постоянное прорабатывание познавательных универсальных учебных действий приводит к тому, что ученик не "пасует" перед проблемами, а стремится их разрешить, также расширяется материальная база у учащегося, что способствует к успешной сдачи итоговой аттестации. Таким образом, формируется творческая личность, умеющая искать и находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, способная к самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.
В связи с этим определена тема исследования выпускной квалификационной работы «Методика формирование познавательных учебных действий на уроках биологии в условиях малокомплектной школы».
В ходе исследования нами была выделена методологическая база исследования:
Объект: образовательный процесс по биологии в малокомплектной школе.
Предмет исследования: методика формирования нознавате'льных
универсальных учебных действий при обучение биологии.
Гипотеза: методика формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии будет успешной, если будут определены приемы обучения, разработана их структура, дана их характеристика, выделены особенности их применения в соответствии с содержанием биологического материала.
Цель: разработать методику по формированию познавательных универсальных действий при изучение биологии в условиях сельской малокомплектной школы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
^Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Выявить возможности школьного курса биологии в формировании познавательных универсальных учебных действий.
3. Разработать и экспериментально проверить методику формировании познавательных универсальных учебных действий.
Анализ полученных результатов показал что:
1) первоначальная проверка сформированное™ компетентностей
позволила определить уровень сформированное™ позновательных универсальных уче'бных действий, что позволяет определить приоритетные направления деятельности.
2) систематический и учет контроль формирования универсальных уче'бных действий позволяет своевременно реагировать на сложившуюся учебную обстановку.
3) при сравнении можно заметить что, наблюдается рост по таким показателям в формировании универсальных уче'бных действий как, формулирование познавательной задачи, создание гипотез и их проверка, умение классифицировать, смысловое чтение, сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи на рисунке 4 отабражены показатели сформированности познавательных уче'бных действий (в баллах) в сравнении по показателям вводного и итогового контроля.
4) методика по формированию читательской грамотности показала свою эффективность. Результаты которых отображены в таблицах 6 и 7 .
Проведенное исследования по данной теме позволили сформулировать следующие выводы:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что
основными особенностями сельской современной малокомплектной школы являются:отсутствие параллельных классов; отсутствие одного или несколько классов; объединение классов в один или два класс комплекта ;недостаточное оснащение школ современным
оборудованием;малочисленность учительского состава; слитность с природным окружением.
2. Познавательные УУД - это общеучебные действия, которые включают в себя:самостоятельную постановку познавательной цели; поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств; смысловое чтение; моделирование.
Выявлены возможности школьного курса биологии в формировании познавательных универсальных учебных действий таких как: создание гипотез и их проверка, умение классифицировать, смысловое чтение, сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи.
3. Была разработана экспериментальная методика формирования познавательных универсальных учебных действий включающая разные формы, технологии и методы обучения . Успешность формирования УУД у учащихся зависит от правильной расстановки основных этапов
1) выделение цели формирования УУД, их функций в образовательном процессе, содержания и требуемых свойств с учетом возрастных особенностей учащихся;
2) определение ориентировочной основы каждого из УУД, обеспечивающей его успешное выполнение, и организацию ориентировки учащихся при его реализации;
3) организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме и от совместного выполнения действия к самостоятельному;
4) создание системы биологических задач, решение которых обеспечивает формирование заданных позновательных УУД.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов - М.: Академический проект, 2000.
2. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. - Тула, 2012. - 448с.
3. Бабанский Ю.К. Методическая работа в школе: организация и управление. -М.: Просвещение, 2006. - 626 с.
4. Богомолова О.Б. Проблемный подход в профильном обучении: одна задача - несколько решений // Информатика и образование. - 2010. - №1. - С. 95-114.
5. Вахрушев А.А. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Обо всем живом»/А.А.Вахрушев, О.А.Родыгина.- М. : Балласс, 2013. - 192 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
6. Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе.- Казань, 1967.
7.. Выготский Л.С. собрание соченений; в 6 т. Проблемы развития психики. Т.3./ под ред. А.М. Матюшкина М.: Педагогика,1983, 267с.
8. Давыдов В.В.проблемы развивающего обучения М.: Педагогика 1986. 98 с.
9. Дмитриев Г.Д. История теоритических исследований содержания образования в США// Педагогика.2006. № 7. С 93-105.
10. Гончаров В.С.Типы мышления и учебная деятельность. Свердловск, 1988.72 с.
11. Глазунов С.Н. Метод анализа проблемных ситуаций как способ активизации мыслительной деятельности учащихся // Преподавание истории в школе. - 2010. - №6. - С. 52-54.
12. Гневанова Г.Л. ФГОС начального образования [Текст] / Г.Л. Гневанова // Управление начальной школой. - 2013. - №7. - С.10-24.
13. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.:Изд-во МГУ, 1985.
14. Данилов М. А. и др. Дидактика / Б. П. Есипов, М. А. Данилов, М. Н. Скаткин, Э. И. Моносзон, С. М. Шабалов; под ред. Б. П. Есипова; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - М. : Изд-во Акад. пед. наук, 1957. - 517, [1] с. - Библиогр.: с. 503-516.
15. Давыдов В.В.проблемы развивающего обучения М.: Педагогика 1986. 98 с....69