Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №164626

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Мышление как психический познавательный процесс: определение,
виды, мыслительные операции, процессы мышления 5
1.2. Особенности мышления и мыслительных операций детей старшего
дошкольного возраста 10
1.3. Гендерные особенности развития мыслительных операций у детей 14
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 17
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 18
2.1. Характеристика экспериментальных групп и методик исследования 18
2.2. Результаты диагностики мыслительных операций мальчиков и девочек
старшего дошкольного возраста 21
2.3. Психолого-педагогические рекомендации, направленные на развитие
мыслительных операций мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста .... 28 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 45


Изучением процесса развития мышления детей старшего дошкольного возраста в детской психологии и педагогике занимались такие отечественные и зарубежные ученые-психологи как Н.И. Непомнящая, Т.Н. Овчинникова, К.А. Славская, Л.С. Выготский, Л.В. Божович, А.Н Леонтьев и другие.
Изучены особенности протекания мыслительных операций, развитие мышления в онтогенезе, мотивационная составляющая мышления и связь его с другими психическими познавательными процессами, однако малоизученными остаются гендерные особенности развития мышления, особенно в старшем дошкольном возрасте.
Старший дошкольный возраст является важнейшим периодом для развития мышления, особенно важно в этом возрасте развивать такие мыслительные операции как: сравнение, конкретизация, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.
Исследование влияний гендерных аспектов на развитие мышления ребенка, в последнее время, привлекает все большее внимание специалистов (И.С. Кон, Т.А. Репина, В.А. Крутецкий, Ш. Берн, В.Е. Каган). Однако на фоне значительного числа публикаций по исследованию особенности мышления ребенка старшего дошкольного возраста, проблема гендерной специфики мышления остается практически не изученной, а исследования детей дошкольного возраста единичны (И.Я. Каплунович, А.Л. Сиротюк) [26].
В настоящее время, в образовательной системе реализуется личностно­ориентированный подход к развитию ребенка [27], который должен базироваться в том числе и на учете индивидуальных различий мальчиков и девочек с учетом их психофизиологии. В связи с этим особую значимость при реализации личностно-ориентированного подхода имеет изучение уровня развития процесса мышления и мыслительных операций мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Целью исследования явилось изучение гендерных особенностей мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть мышление как психический познавательный процесс; особенности мышления и мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить гендерные особенности мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать психолого-педагогические рекомендации,
направленные на развитие гендерных особенностей мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: мыслительные операции детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования явились: гендерные особенности
мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста.
Исследования, проводимые Д. Мединой в области анатомо­физиологических различий мужчин и женщин, позволили выдвинуть предположение о том, что мыслительные операции мальчиков и девочек могут иметь свои специфические особенности.
При исследовании были использованы следующие методы и методики: теоретический (анализ психолого-педагогической литературы),
эмпирические (методика определения уровня развития мыслительных операций «Классификация по заданному признаку» Е.Л. Агаевой и методика определения уровня развития мыслительных операций анализа, сравнения и обобщения «Четвертый лишний» А.Ф. Ануфриевой, С.Н. Костроминой), методы качественной и количественной обработки данных.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы позволил изучить мышление как психический познавательный процесс; рассмотреть классификацию видов мышления по ведущему признаку; рассмотреть мыслительные процессы, протекающие при мышлении (суждение, умозаключение, определение понятий, индукция и дедукция); выделить такие мыслительные операции как анализ, синтез, абстракция, конкретизация, обобщение, сравнение.
Особое внимание было уделено изучению особенностей мышления и мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста, состоящих в поиске решения мыслительных задач в представлении, освоении речи и развитии рассуждений как способа решения мыслительных задач, появления «детских вопросов», появлении качественно нового соотношение умственной и практической деятельности, использования более сложных связей в объяснении явлений и процессов, появлении экспериментирования как способа понимания скрытых связей и отношений; появлении таких качеств ума как самостоятельность, гибкость, пытливость.
Подробно определены и рассмотрены гендерные особенности развития мышления и мыслительных операций, выявлены факторы, влияющие на доминирующий способ мышления, и определены области различий в умственной деятельности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Такими гендерными особенностями мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста явились: познавательная стратегия и пути
формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации; организация внимания; форма активации эмоций; мотивация деятельности и оценка достижений; поведение.
Для эмпирического исследования была сформирована выборка из 24 детей, из них 12 девочек и 12 мальчиков. Для выявления различий в мыслительных операциях были выбраны методики «Четвертый лишний» 37
А.Ф. Ануфриева, С.Н. Костроминой и «Классификация по заданному признаку» Е.Л. Агеевой.
Исследование по методике «Четвертый лишний» проводилось в форме беседы с предложением ребенку набора слов и просьбой выбрать лишнее. Проведенное исследование выявило, что низким уровнем развития процессов анализа и обобщения обладает 8% девочек, средний уровень зафиксирован у 75% девочек и 83% мальчиков, высокий уровень обнаружен у 17% девочек и 17% мальчиков.
Так же, при проведении исследования было замечено, что на выполнение заданий девочки потратили большее количество времени (36 минут), чем мальчики (23 минуты 45 секунд). В процессе выполнения заданий 58% девочек отвлекались от выполнения задания и задавали уточняющие вопросы по признаку обобщения, в то время как большая часть мальчиков (72%) быстро выполняли задание в соответствии с инструкцией, не задавая уточняющих вопросов и не отвлекаясь от выполнения задания.
Исследование «Классификация по заданному признаку» проводилось в форме беседы с демонстрацией ребенку эталонных карточек единицы и множества и 6 наборов парных карточек с просьбой сгруппировать по подобию. Полученные данные свидетельствуют о том, что низким уровнем развития элементов логического мышления и мыслительных операций анализа, сравнения и обобщения обладают 8% мальчиков, средним уровнем развития данных операций обладают 75% девочек и 60% мальчиков, а высокий уровень развития этих операций определен у 25% девочек и 32% мальчиков.
Так же, при проведении исследования было зафиксировано, что 24% девочек и 32% мальчиков быстро и правильно выполняли полученное задание, 68% девочек и 60% мальчиков исправляли свои ошибки после уточнения признака классификации, а 8% девочек и 8% мальчиков не поняли задание, не определили признак классификации и не смогли правильно выполнить полученное задание.
Обобщая полученные данные, можно сделать вывод о следующих различиях в мыслительных операциях мальчиков и девочек: на выполнение заданий девочки потратили большее количество времени, чем мальчики; в процессе выполнения заданий девочки чаще мальчиков отвлекались от выполнения задания и задавали уточняющие вопросы по признаку обобщения; на выполнение задания девочками было потрачено больше времени, чем мальчиками; свои ошибки чаще исправляли девочки, чем мальчики.
При анализе данных, полученных при проведении исследования по методике А.Ф. Ануфриева, С.Н. Костроминой «Четвертый лишний», были выявлены следующие различия в уровнях развития мыслительных операциях мальчиков и девочек: количество девочек, обладающих низким уровнем развития мыслительных операций больше на 8%, чем мальчиков, средним уровнем развития мыслительных операций обладает на 8% мальчиков больше, чем девочек; высокий уровень развития мыслительных операций выявлен у одинакового количества мальчиков и девочек - по 17%.
При проведении исследования по методике «Классификация по заданному признаку Е.Л. Агаевой были выявлены следующие различия в уровнях развития мыслительных операциях мальчиков и девочек: количество мальчиков, обладающих низким уровнем развития мыслительных операций больше на 8%, чем девочек, средним уровнем развития мыслительных операций обладает на 15% девочек больше, чем мальчиков; высокий уровень развития мыслительных операций анализа, сравнения и обобщения встречается чаще у мальчиков, чем у девочек на 7%.
Анализ данных, полученных при исследованиях показал, что большее количество детей (83%) обладают низким и средним уровнем развития мыслительных операций анализа, сравнения и обобщения, что обуславливает необходимость проведения мероприятий, направленных на развитие этих мыслительных операций.
На основании полученных эмпирическим путем данных, были разработаны как общие рекомендации педагогам по взаимодействию с детьми в образовательном процессе для развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста, так и рекомендации с учетом гендерных особенностей мальчиков и девочек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные эмпирическим путем данные и разработанные, на основе этих данных, практические рекомендации, могут быть использованы в практической деятельности педагога и педагога-психолога образовательного учреждения при взаимодействии с мальчиками и девочками в образовательном процессе для повышения уровня развития их мыслительных операций.
В процессе выполнения работы, поставленные задачи были решены, цель достигнута, а выдвинутая гипотеза подтверждена.


1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М.: Ось-89, 1997. 224 с.
2. Башаева М.Ю. Гендерные различия в особенностях мышления
детей дошкольного возраста // Социальная сеть работников образования, 2011. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-
roditeley/2011/10/31/gendernye-razlichiya-v-osobennostyakh-myshleniya (дата обращения: 26.04.2018 г.).
3. Бендас Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2006. 431 с.
4. Берн Ш. Гендерная психология. М.: Прайм-Еврознак, 2004. 320 с.
5. Жеребкина И.А. Введение в гендерные исследования. Ч. I: учеб. пособие. СПб.: Алетейя, 2001.
6. Воронцов Д.В. Основы гендерной психологии // Федеральный образовательный портал. 2002. URL: http://ecsocman.hse.ru/text/19286649/ (дата обращения: 18.04.2018 г.).
7. Вострикова Н.М. Понятие «мышление» в психолого­педагогической литературе // Сибирский педагогический журнал. 2012. №8. С.256 - 261.
8. Дарвиш О.В. Возрастная психология: учеб. пособие для высш.учеб. заведений. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 264 с.
9. Демин Д.Б. Особенности нейрофизиологического статуса детей и подростков (обзор литературы) // Экология человека. 2017. № 7. С.16 - 24.
10. Дусказиева Ж.Г. Гендерная психология: учебное пособие. Красноярск, Краснояр. гос. пед. ун-т им В.П. Астафьева. 2010. 108 с.
11. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологи - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. М.: ЛИНКА - ПРЕСС. 1998. 184 с.
12. Исаев Д.Д. Проблемы гендерной идентичности в клинической психологии. Рождение и жизнь: Материалы международной конференции по клинической психологии детства / Под общей редакцией проф. В.А. Аверина, проф. А. Н. Корнева. СПб: СПГПМА, 2010. 166 с.
13. Кирилина А.В. Гендерные исследования в лингвистике и теории коммуникации: Учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: РОССПЭН, 2004. 252 с.
14. Кисличенко А. Гендерные эксперименты в детских садах, или
половариабельные дети Европы. Живой журнал, сетевое сообщество, 2013. URL: http://annatubten.livejournal.com/249638.html (дата обращения:
26.04.2018 г.).
15. Клецина И.С. Гендерная психология. 2-ое изд. / Под ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер, 2009. 496 с....32


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ