ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 12
1.1. Понятия «гражданская идентичность», «национальная идентичность»,
«патриотизм» и их особенности и соотношение 12
1.2. История возникновения и развития теории воспитания гражданина ... 19
1.3. Условия формирования гражданской идентичности и ее структура .... 22
1.4. Особенности формирования гражданской идентичности в российском
обществе 23
1.5. ФГОС ООО второго поколения о гражданской идентичности 27
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ
УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 32
2.1. Цель, задачи и гипотеза эксперимента 32
2.2. Методы исследования 33
2.3. Анализ результатов исследования 35
2.3.1. Констатирующий эксперимент 35
2.3.2. Формирующий эксперимент 42
Выводы по главе 2 49
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ 50
3.1. Технологии формирования гражданской идентичности 50
3.2. Способы формирования гражданской идентичности на уроках истории
и обществознания 54
3.3. Организационные формы воспитания гражданской идентичности в
урочной деятельности 61
3.4. Возможности уроков истории и обществознания 63
3.5. Описание разработок уроков истории и обществознания для
формирования гражданской идентичности обучающихся 8-х классов 66
3.6. Примерные методические рекомендации для учителей истории и
обществознания по формированию гражданской идентичности обучающихся 8-х классов 79
Выводы по главе 3 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ... 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 92
Актуальность. На формирование гражданской идентичности у обучающихся средней школы оказывает влияние множество факторов. Образовательная и экономическая ситуации, особенности социальной и культурной организации российского общества. Российское общество находится в состоянии напряженности и разобщенности. Можно выделить различные причины этих состояний: нерешенность социальных проблем, негативное отношение к власти, но наиболее важные - многонациональность и вытекающая из этого поликонфессиональность. В связи с этим государство ставит перед системой образования ряд задач, связанных с гражданско- патриотическим воспитанием молодого поколения. Но образовательные учреждения сталкиваются с определенными трудностями при реализации государственных программ по формированию гражданской идентичности, т.к. очень сложно подобрать методику обучения и воспитания гражданина, соответствующую условиям внутри образовательной организации.
Именно поиску (или созданию) наиболее подходящих методов формирования гражданской идентичности и посвящена данная работа. Актуальность работы обусловлена тем, что формирование гражданской идентичности является приоритетным направлением работы государства в области воспитания молодого поколения граждан, а уроки истории и обществознания оказывают на этот процесс особое влияние, т.к. основными факторами формирования гражданской идентичности являются общее историческое прошлое и общая культура.
Степень изученности. При анализе научной литературы, посвященной проблемам формирования гражданской идентичности, единого взгляда на это понятия не наблюдается. В зависимости от научного интереса конкретного исследователя изучаются разные аспекты понятия и выделяются различные проблемы. Гражданская идентичность рассматривается в рамках общего понятия «идентичность» - реализация базисных потребностей личности в принадлежности к группе (Т.В. Водолажская); также понятие определяется в качестве политико-ориентированной категории, в содержании которой выделяются политико-правовая компетентность личности, политическая активность, гражданское участие, чувство гражданской общности (И. В. Конода); А.М. Кондаков определяет гражданскую идентичность как осознание принадлежности человека к общности граждан того или иного государства, имеющей для него значимый смысл; М.А. Юшин считает гражданскую идентичность синонимичной таким понятиям как статус гражданина, гражданское состояние и определяет ее следующим образом - готовность и способность выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства.
Теме гражданской идентичности в социологической науке уделено достаточно много внимания. Важное место в исследовании занимает изучение сущности и динамики социальной идентичности. В целом проблемы социальной идентификации индивида изучались социальными психологами и социологами. Здесь необходимо отметить А. Тайфеля, Дж. Тернера, З. Фрейда,
Э. Эриксона, а также работы отечественных исследователей - С.Ю. Ивановой, Н.Н. Корж, Н.М. Лебедевой, В.Н. Павленко. Более конкретно проблемы гражданской идентичности и патриотического воспитания исследуются Б.Е. Винером, Л.Д. Гудковым, А.В. Кузнецовой, Е.А. Кублицкой, В.В. Лапкиным, В.И. Пантиным, З.В. Сикевичем. В частности, необходимо отметить научное значение монографии А.В. Кузнецовой и Е.А. Кублицкой «Гражданский патриотизм - основа формирования новой российской идентичности», посвященной изучению кризиса государственной макроидентичности в условиях трансформационного процесса на постсоветском пространстве .1 Основываясь на результатах массовых социологических опросов, проведенных под руководством члена-корреспондента РАН В.Н. Кузнецова в различных регионах Российской Федерации, авторы определяют значение и
1 Кузнецова А.В., Кублицкая Е.А. Гражданский патриотизм - основа формирования новой российской идентичности. М., 2005.
роль феномена «патриотизм» в консолидации общества и становлении новой российской идентичности.1
Несмотря на внимание множества ученых, понятие гражданской идентичности практически не освещается педагогами. Лишь отдельные вопросы, связанные с воспитанием гражданственности находят отражение на страницах педагогических журналов.
О возможности использования идентичности в качестве показателя социализированности личности, сопряженности механизмов ее становления и развития с механизмами социализации и воспитания свидетельствуют исследования А. В. Мудрика, И. Ф. Исаева, В.Г. Бочаровой, И.А. Липского, В.Д. Семенова и др. Проблема возрастной обусловленности процесса идентификации затрагивается в трудах Э. Эриксона, И.В. Дубровиной, В.С. Мухиной, В.И. Слободчикова.
Источники. При разработке и планировании уроков по истории России был использован УМК издательства «Просвещение», включающий в себя учебник «История России» в 2-х частях под редакцией А.В. Торкунова (8 кл.), рабочую тетрадь, атлас и контурные карты и др.
Учебник создан в соответствии с требованиями ИКС и ФГОС ООО. В учебнике освещены ключевые вопросы XVII в. Результатом освоения курса, по заявлению авторов, является формирование у обучающихся российской гражданской идентичности и патриотизма.
Для разработки уроков обществознания был использован УМК издательского центра «Вентана-Граф». Комплекс включает в себя: учебник «Обществознание: право в жизни человека, общества и государства (Соболева О.Б., 8 кл., под редакцией Г.А. Бордовского), рабочую тетрадь и рабочую программу. В учебнике рассматриваются проблемы влияния права на общественную жизнь и жизнь личности, излагаются основные юридические понятия, сведения о правах и обязанностях граждан РФ. Учебник соответствует требованиям ФГОС ООО.
Нормативно-правовой базой патриотического воспитания на современном этапе является Конституция РФ, а также ряд федеральных законов РФ (ФЗ «Об образовании»; ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; ФЗ «О ветеранах»; ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России»; ФЗ «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» и др.). Кроме того, в течение ряда лет реализуются государственные программы патриотического воспитания: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы»; «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2011 годы»; «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы».
В 2015 г. принята новая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы».
Подготовленная на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан «при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи».
В приоритетных направлениях современной государственной молодежной политики важное место занимает воспитание у школьников чувства истинного патриотизма и формирование твердой гражданской позиции. Кроме того, во ФГОС провозглашается новая цель образования - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, которая непосредственно влияет на формирование образовательной политики в сфер гражданского образования. Идеологической и методологической основой ФГОС является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая определяет систему базовых национальных ценностей, современный национальный воспитательный идеал, цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся в единстве учебной и внеучебной 3
деятельности.2 3
Среди базовых национальных ценностей выделяются патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество. Под патриотизмом в Концепции понимается любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству, а под гражданственностью - служение Отечеству, жизнь в условиях правового государства и гражданского общества, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания .4
Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р) приоритетами государственной политики в области воспитания являются:
1. Создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной,
2. Ориентированной на труд личности;
3. Формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
4. Поддержка единства и целостности, преемственности и
непрерывности воспитания;
5. Поддержка общественных институтов, которые являются
носителями духовных ценностей;
6. Формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения;
С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование». Обучающимся смогут прививать базовые ценности на уроках и онлайн. Будет усилена воспитательная компонента в учебной и учебно-методической литературе, на уроках и во внеучебной деятельности. При этом отдельного предмета по воспитанию в школах вводить не планируется.
Проект, основная цель которого воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально - культурных традиций путём вовлечения к 2025 году 25% граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания, станет ресурсной базой для дальнейшей реализации поправок в закон об образовании, направленных на воспитательную работу.
Сегодня семья - это основа общества. Именно в ней и осуществляется воспитание гражданина (на роль и ответственность семьи в воспитании будущего гражданина указывают и нормативные документы, перечисленные выше), но на наш взгляд, школа и другие институты образования оказывают на процесс воспитания патриота и настоящего гражданина не меньшее влияние. Утверждение нельзя назвать громким, т.к. сегодня школа - это центр духовной, культурной и интеллектуальной жизни молодого поколения, а именно эти компоненты и оказывают огромное влияние на формирования гражданской идентичности человека.
При изучении особенностей формирования гражданской идентичности в условиях современной России были выявлены следующие проблемы:
1. Гражданин не отождествляет себя с государством, определенной социальной группой (этому мешает ряд нерешенных социальных проблем)
2. Молодое поколение активно сопротивляется проводимой государством политике по воспитанию гражданина (у молодежи существуют свои авторитеты, которые не поддерживают государственный курс)
3. Воспитание гражданской идентичности школьников невозможно без использования современных методов и форм обучения, а также без личного влияния учителя-предметника на сознание обучающихся.
Цель исследования: Выявить наиболее эффективные формы работы учителя по гражданскому воспитанию на уроках истории и обществознания в 8-х классах.
Задачи исследования:
1. Проанализировать существующие понятия «гражданская идентичность»;
2. Определить соотношение понятий «гражданская идентичность», «национальная идентичность», «патриотизм»;
3. Выявить самоидентификацию обучающихся 8 «А» класса МБОУ СОШ №4 г. Дивногорска (Красноярский край);
4. Подготовить методические разработки уроков истории и обществознания для формирования гражданской идентичности обучающихся 8-х классов и опытно-экспериментальным путем проверить их эффективность;
Объект исследования: Гражданская идентичность.
Предмет исследования: Приемы формирования гражданской
идентичности на уроках истории и обществознания.
Проблема исследования: Многонациональность и
поликонфессиональность российского общества провоцируют различные кризисы. Один из них - кризис гражданской идентичности. Он касается представителей всех социальных групп, но наиболее уязвимы среди всех подростки. Из-за недостатка знаний об основах государственного устройства и дефицита знаний о роли и особенностях функционирования институтов гражданского общества, представители данной социальной группы не определяют себя как «гражданин России», иногда испытывают отрицательные чувства при попытке напомнить им об этом статусе. Подобные явления и определяют кризис гражданской идентичности в РФ. Исследование направлено на выявление сформированности основных компонентов гражданской идентичности - когнитивном, деятельностном и эмоциональнонравственном среди обучающихся 8-х классов, а также на проведение уроков, направленных на повышение уровня гражданского самосознания.
Экспериментальная работа была проведена на базе МБОУ СОШ №4 г. Дивногорска (Красноярский край).
Методология и методика исследования. Основным методом исследования стал теоретико-методологический анализ. Проведенный эксперимент позволил определить уровень знаний обучающихся 8 -х классов МБОУ СОШ №4 в области гражданской идентичности. Основными средствами получения входных данных и контрольного эксперимента стали тестирование и анкетирование. После анализа входных данных (Глава 2) были определены темы уроков по истории и обществознанию, а также методика их проведения для более эффективного формирования основных компонентов, составляющих гражданскую идентичность (описаны в Главе 3).
В результате анализа результатов автором работы был сделан вывод об эффективном использовании современных методов преподавания, направленных на формирование гражданской идентичности. Этим объясняется практическая значимость работы.
В науке понятие «идентичность» появилось во второй половине XX в и активно используется в политологии, социологии, психологии, педагогике и пр. Социологи изучали воздействие социальных институтов на формирование идентичности у индивида с акцентом на когнитивный и ценностный показатели. Социологи на протяжении десятилетий пытались ответить на вопрос: как под влиянием различных социальных институтов человек сохранял индивидуальность и при этом сочетал множество идентичностей.
Психологи подошли к изучению идентичности с другой стороны. В работах Э. Эриксона акцент делался на индивиде, а не на обществе и его институтах. Благодаря психологам был выработан личностный подход в формировании идентичности.
В педагогической науке акцент делается на эмоционально-ценностном компоненте идентичности, в следствие чего возникает теория рационального выбора
Прежде всего, педагоги говорят об идентичности как о показателе уровня социализированности личности, а также о взаимосвязи механизмов формирования идентичности с механизмами воспитания.
Исследователи спорят о роли внешних и внутренних факторов, определяющих идентичность. Одни говорят о главной роли внешних факторов (социологи), другие считают, что роль внешних факторов преувеличена и делают акцент на роли внутренних факторов (психологи). Педагогика стала арбитром в этом споре. Ученые-педагоги пытаются дать адекватную оценку влиянию как внешних (среда), так и внутренних факторов (сознание человека).
С конца XX в. особый интерес у ученых вызывает гражданская идентичность. Таким образом в изучение идентичностей включаются политологи. Этот интерес был вызван политическими изменениями, которые коснулись не только России, но и мира в целом. В нашей стране с демократическими преобразованиями возросла роль институтов гражданского общества, что определило заказ системе образования - сформировать личность нового типа - гражданина РФ. Этот заказ также подтверждается геополитической ситуацией.
Разработка, развитие и осуществление программ гражданско- патриотического воспитания осуществляется Правительством РФ с 2001 года. В них представлены рекомендации по формированию гражданской идентичности, которые учитывают особенности российского менталитета и исторического прошлого, разработанные на основе анализа трудностей в процессе воспитания гражданина РФ.
Также формирование гражданской идентичности в школе невозможно без опоры на ФГОС ООО. В работе были перечислены требования по формированию гражданской идентичности при работе в основной школе.
На формирование гражданской идентичности обучающегося оказывают влияние такие качества личности как критическое мышление, патриотизм, гражданственность. Они обеспечивают свободу личности. Поэтому на уроках истории и обществознания уделялось особое внимание формированию целостного образа России, который включает в себя исторических, правовой и патриотический аспекты.
Внедрение и разработка современных методов преподавания, способствующих формированию гражданской идентичности обучающихся 8 - х классов - одна из главных задач каждого педагога общеобразовательной организации. В работе представлен опыт работы учителя истории и обществознания и даны рекомендации по воспитательной работе именно в рамках этих уроков. Но формирование качеств гражданина у подростков продолжается на каждом уроке, а также во внеурочной деятельности. Поэтому необходима слаженная работа педагогического коллектива образовательного учреждения и работников учреждений дополнительного образования в сфере гражданско-патриотического воспитания.
В ходе написания работы были решены следующие исследовательские задачи:
Автором работы были рассмотрены понятия, составляющие сущность гражданского образования - гражданская идентичность, патриотизм, национальная идентичность и пр.
Также были проанализированы наиболее популярные формы и методы формирования гражданской идентичности на уроках истории и обществознания. Некоторые из них были использованы в ходе эксперимента.
После анализа теоретического аспекта исследования были проведены эксперименты - констатирующий, который определил целесообразность работы по гражданскому воспитанию в 8-х классах МБОУ СОШ №4 г. Дивногорска; и формирующий, показавший эффективность проведенной работы в течение учебного года.
Таким образом, в ходе исследования была подтверждена проблема, описанная во введении к данной работе - многонациональность и поликонфессиональность российского общества провоцируют различные кризисы. Один из них - кризис гражданской идентичности. Он касается представителей всех социальных групп, но наиболее уязвимы среди всех подростки. Из-за недостатка знаний об основах государственного устройства и дефицита знаний о роли и особенностях функционирования институтов гражданского общества, представители данной социальной группы не определяют себя как «гражданин России», иногда испытывают отрицательные чувства при попытке напомнить им об этом статусе. Подобные явления и определяют кризис гражданской идентичности в РФ - и предложены некоторые варианты ее возможного решения, а именно, формировать гражданскую идентичность обучающихся 8-х классов, используя потенциал уроков истории и обществознания.
Цель работы - выявить наиболее эффективные формы работы учителя по гражданскому воспитанию на уроках истории и обществознания в 8-х классах - была достигнута. Автором работы предлагаются наиболее подходящие темы уроков для гражданского воспитания и описываются формы работы обучающихся и учителя в рамках этих уроков. Их эффективность подтвердилась контрольным анкетированием.
1. Аристотель Политика / Аристотель; переводчик С. А. Жебелёв; под общей редакцией А. И. Доватура. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 297 с.
2. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. Учебное пособие. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1998. - 320 с.
3. Белозерова Л.С. Теоретические подходы к обоснованию проблем гражданского воспитания в современных условиях / Л.С. Белозерова // Теория и практика обучения и воспитания в образовательных учреждениях. - Кострома. - 2005. - С. 17 - 26
4. Велилаева Л.Р., Абдуллаева Н.Р. Понятие «Национальной идентичности»: теоретико-литературный аспект исследования // Universum: филология и искусствоведение. - 2020. - №6. С. 26-28.
5. Вострикова Н.М. О применении стратегии «бортовой журнал» в лекционном курсе химической дисциплины / Н.М. Вострикова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2011. - №3. - С. 79 - 83.
6. Вяземский Е.Е., Следзевский, И.В., Саватеев, А.Д. Концепция гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждения // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2010. - № 4. С. 24-37
7. Государственная программа «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: Утверждена
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493,
Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 03.07.2016 г. № 359-ФЗ)
8. Гражданское образование: Учебно-методическое пособие. - Саранск, 2004. - С. 9-24.
9. Гражданское образование: формирование активной жизненной позиции гражданина: Сборник статей для методистов и преподавателей общественных дисциплин. - М.: «Веди-принт», 2001. - С. 7.
10. Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (5-8 кл.). - М.: Просвещение, 1992. - 287 с.
11. Инкижекова М.С. Категории «национальная идентичность» и «патриотизм» в современном образовательном пространстве / М.С. Инкижекова // Знание. Понимание. Умение. - 2017. - №4. С. 34 - 45
12. Иоффе А.Н. Методические приемы в гражданском образовании. - Тольятти.: Развитие через образование, 1999. - С. 14-17.
13. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России /А.Н. Иоффе // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - № 9. - С. 19-25.
14. Искусство и цивилизационная идентичность [отв. ред. Н.А. Хренов]; Науч. совет РАН «История мировой культуры». - М.: Наука, 2007. - 603 с.
15. История России. 8 класс. Учеб. для общеоразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин и др.; под ред. А.В. Торкунова. - 3 изд. - М.: Просвещение, 2018. - 111 с....48