Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования конкурентоспособности
предприятия 6
1.1. Конкурентоспособность предприятия: сущность, уровни,
направления исследования 6
1.2. Классификация стратегий повышения конкурентоспособности
предприятия 17
1.3. Методика анализа конкурентоспособности предприятия 25
2. Анализ предпосылок формирования конкурентоспособности
предприятия сферы .услуг 33
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
сферы услуг 33
2.2. Анализ конкурентоспособности предприятия сферы услуг 41
2.3. Анализ внешней и внутренней среды. SWOT-анализ 51
3. Разработка стратегии повышения конкурентоспособности
предприятия сферы услуг 81
3.1. Программно-целевой подход к разработке стратегии повышения
конкурентоспособности предприятия сферы услуг 81
3.2. Социально-экономическая эффективность стратегии повышения
конкурентоспособности предприятия сферы услуг 87
3.3 Оценка рисков, связанных с реализацией стратегии повышения конкурентоспособности предприятия сферы услуг 93
Заключение 98
Библиографический список
Функционируя на рынке, компания естественно встречается с соперничеством прочих фирм, производящих и реализующих подобные товары. Все они, вполне логично, ставят своей целью завоевание лидирующего положения, увеличение объёмов продаж товаров, освоение и захват максимальной доли рынка. собственно, на этой идее и основывается конкурентная политика каждой фирмы. Интенсивность конкурентной борьбы и ее формы зависят от типа рынка, его насыщенности, количества и мощности соперничающих фирм, технологических, экономических и торгово-организационных ресурсов как самой фирмы, так и ее конкурентов.
Тема предоставленной бакалаврской работы - разработка стратегии повышения конкурентоспособности предприятия сферы услуг, представляется весьма актуальной, так как в условиях рыночной экономики конкуренция среди предприятиями сильно обостряется, особенно в отраслях сферы услуг, которые в текущий момент представляются одними из наиболее активно развивающихся областей в экономике России. Следовательно, присутствие у компании соответственной конкурентной стратегии является ключевым условием успеха. Представленное обстоятельство вынуждает соперничающие предприятия непрерывно двигаться в направлении создание и удержания конкурентных позиций. Вот почему, это одна из самых актуальных проблем. Приобретение и удержание конкурентных позиций - это не исключительно единственное желание, но основная стратегическая установка любой компании. В определенных ситуациях все зависит от благополучного стечения обстоятельств внешней среды, однако все же предпочтительно будет основываться на методическом аппарате, который позволит честно оценить открывающиеся возможности и преодолеть узкие места конкурентной стратегии.
В большинстве научных работ в области стратегического менеджмента определение конкурентной стратегии рассматривает ее как совокупность действий и приемов, которыми должна руководствоваться компания, если ее задачей является достижение и сохранение конкурентоспособности в соответствующей отрасли. следовательно, конкурентная стратегия предприятия ориентирована на достижение конкурентных преимуществ, обеспечивающих наилучшее и устойчивое долговременное финансовое положение предприятия, а также завоевание прочных позиций на рынке [22].
Целью данной работы является разработка и обоснование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия. Для достижения данной цели выполняются конкретные задачи:
- излагаются теоретические и методологические аспекты разработки конкурентной стратегии;
- анализируется внутренняя и внешняя среда предприятия сферы услуг ООО «РЦ» и основные показатели его деятельности, выявляются сильные и слабые стороны;
- разрабатывается стратегия деятельности предприятия, создаются предпосылки для её успешной реализации, оценивается социально-экономическая эффективность проекта.
На сегодняшний день в сфере изучения конкурентной стратегии представлено значительное количество теоретических работ (в частности, Д. Рикардо, И. Крависа, Дж. Ванека, М. Портера, М. Познера, К. эрроу, Т. Левитта, У. Бролля, с. Хаймера, с. Киндлебергера, Х. Джонсона, Д. Тисса, Р. Кавса, Г.Л. Азоева, А.П. Челенкова, В.Г. Юданова, П.И. Голубкова и др.).
При анализе теорий, так или иначе затрагивающих проблему формирования конкурентных стратегий, становится очевидно, что при всем многообразии подходов все они ориентированы на производственно-сбытовые и торговые предприятия, особенности формирования конкурентных стратегий предприятий, предоставляющих услуги населению, остаются практически неизученными.
Объектом исследования выступает предприятие сферы услуг ООО «РЦ». Предметом исследования являются инструменты формирования конкурентной стратегии.
Теоретической и методической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых экономистов в области теории конкурентной стратегии, работы российских аналитиков, касающиеся процессов происходящих в сфере услуг по предоставлению сотовой связи.
Информационной базой исследования составляют Законы РФ, нормативные акты, Постановления Правительства РФ, Указы Президента РФ, материалы краевого комитета государственной статистики, аналитические материалы по исследованиям рынка печатных сМИ, статистические данные предприятия, а также результаты собственных исследований.
Практическая значимость исследования связана с его прикладным характером, то есть с возможности внедрения разработанной стратегии на предприятие.
Бакалаврская работа структурирована и содержит три главы:
Глава 1. Теоретические аспекты исследования конкурентоспособности предприятия. В данной главе дается определение конкурентным стратегиям, подходам к формированию, видам стратегий, представляются теоретические основы для анализа деятельности конкурентов, методика анализа конкурентоспособности предприятия.
Глава 2. Анализ предпосылок формирования конкурентоспособности предприятия сферы услуг. Дается организационно-экономическая характеристика ООО «РЦ», анализируется конкурентоспособность предприятия, внешняя и внутренняя среда, SWOT-анализ.
Глава 3. Разработка стратегии повышения конкурентоспособности предприятия сферы услуг. В данной главе планируются мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия, рассчитывается экономическая и социальная эффективность мероприятий, риски.
Работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы из 96 источников, общим объемом 102 страниц. В данной работе содержится 50 таблицы, 29 рисунков.
Целью данной дипломной работы было выявление основных направлений повышения конкурентоспособности предприятия ООО «РЦ», через оценку влияния внешней среды и сопоставление ее с внутренними ресурсами предприятия.
Компания работает 16 лет 10 месяцев, с 13 июля 2005 по настоящее время. В текущий момент деятельность компании связана с автоматизацией управления и учета на базе программных продуктов «СБИС» в рамках программы «СБИС:Франчайзи». Компания «Регистрационный центр» оказывает услуги оператора электронного документооборота, удостоверяющего центра, оператора фискальных данных, а также комплексного обслуживания организаций в сфере информационных технологий. Для осуществления деятельности имеются необходимые лицензии ФСБ и Министерства Связи, специальное аттестованное помещение для работы с электронными подписями, аттестованные специалисты.
Компания ООО «РЦ» получила статус Сертифицированного партнёра ООО «Компания «Тензор». Данный статус выдаётся партнерам, подтвердившим высокий уровень знаний и достигшим значимых показателей в продвижении и поддержке сервисов СБИС. За более чем 15 летний срок деятельности клиентами ООО «РЦ» стали более 17 тысяч организаций и индивидуальных предпринимателей.
Размер выручки предприятия достиг в 2021г. 17331 тыс. руб. и увеличился по сравнению с 2020 г. на 55,41%, что является, безусловно, положительной тенденцией, так как является основным показателем деятельности организации. Следует выделить улучшение структуры рабочей силы, выраженная в увеличении числа работников на 4 человека, что привело к повышению производительности труда работников на 30,54% и составило в денежном выражении 162,19 тыс.руб. Также достаточно эффективно в преимущественно интенсивном направлении использовались трудовые ресурсы работников производственного отдела. Вместе с тем, увеличился фонд заработной платы на 2715 тыс. руб., тем самым повысив среднемесячную заработную плату одного сотрудника до 34,25 тыс. руб., что на 4,24 тыс. больше, чем в предыдущем периоде.
Предприятие уделяет особое внимание осуществлению режима экономии. Уровень издержек обращения составил в 2021г. 25,91% к выручке. По сравнению с прошлым годом он снизился на 5,6% к обороту (2020г.- 20,26%). Издержки обращения (расходы на продажу) распределяются на остаток товаров и реализацию пропорционально покупной стоимости товаров и услуг. По результатам проведенного анализа отметим увеличение прибыли от продаж на 5885,3 тыс.руб., что составляет 6,2% в 2021 году по сравнению с 2020, а также рентабельность прибыли от продаж при этом увеличивается на 0,5%. Данной ситуации можно дать положительную оценку. Рентабельность конечной деятельности выросла на 2,8%, а абсолютная величина чистой прибыли 65,45%. Данная динамика в первую очередь обусловлена увеличением выручки на 55,41%, а также ростом чистой прибыли 3169 тыс.руб.
Расчет конкурентоспособности предприятия методом эффективной конкуренции показал, что в динамике конкурентоспособность предприятия ООО «РЦ» выросла на 0,02 составила 0,75 в 2021 году. Интегральный показатель конкурентоспособности предприятия ООО «РЦ» по шкале Ансоффа за 2020 год можно оценить, как «хороший» (0,73), а за 2021 год - «очень хороший», так как показатель растет и попадает уже в другую оценочную шкалу.
По итогам проведенного STEP-анализа было выявлено большое влияние технологических и политических факторов на деятельность компании. Выход новой технологии «веб-сервиса» и развитие «облачных технологий», вкупе с высокими показателями качества работы компании «РЦ», позволяют использовать возможности внешней среды рынка, использовав собственные сильные стороны.
По итогам проведенной работы было выявлено, что на данный момент организация развивается планомерно и с очевидной финансовой эффективностью. Оптимальной в сложившихся условиях рынка стратегией конкурентной борьбы для ООО «РЦ», по мнению экспертов, является стратегия защиты доли рынка: эффективность данной стратегии была оценена выше, чем потенциальный результат от реализации альтернативных ей стратегий. Руководству компании «РЦ» были предложены следующие корректировки конкурентной стратегии:
1. повышение узнаваемости компании за счет использования разнообразных инструментов рекламы и продвижения;
2. увеличение конкурентного преимущества за счет повышения компетенций сотрудников и повышения производительности труда;
3. ослабление лидирующих позиций конкурентов за счет внедрения предприятием новых технологий.
Предложенная стратегия защиты доли рынка является экономически эффективной, о чем свидетельствует прогноз роста товарооборота (5047 тыс. руб.). Социальная эффективность стратегии выражается в создании и повышении эффективности услуг, оказываемых ООО «РЦ», и в экономическом развитии г.Красноярска.
Оценка рисков показала, что только два риска требуют особого внимания, все это риски лежащии в технической области. В нашем случае это «Изменение требований к программному продукту по ходу проекта внедрения» и «Выбор программного продукта без понимания полного списка требований к нему со стороны заказчика». Оба риска могут привести к низкому качеству выполненных услуг, как следствие, к плохим отзывам со стороны покупателей и снижению потока потребителей, а в дальнейшем привести к потере репутации и снижению прибыли. Мерой предотвращения данных риска были выбраны - более тщательная фиксация требований в договоре, контроль.
1. Азоев Г. Л. Анализ деятельности конкурентов: учеб. пособие / Г.Л. Азоев. - Москва.: ГАУ, 2019. - 75 с.
2. Азоев Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г. Л. Азоев,
А. П. Челенков. - Москва.: НОВОСТИ, 2018. - 25б с.
3. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика./Азоев Г.Л. Москва.: Центр экономики и маркетинга, 2018. - 2бб с.
4. Акимов Т.А. Теория организации: учеб. пособие для вузов / Т.А. Акимов. - Москва: ЮНИТИ, 2020. - 3б7 с.
5. Акмаева P. Менеджмент организации на основе принятия новой управленческой парадигмы / P. Акмаева // Проблемы теории и практики управления. - 2019. - № 11. - С. 98-107.
6. Алетина M.E. Конкурентоспособность предприятия и анализ конкурентоспособности продукции / M.E. Алетина // Современные проблемы туризма и сервиса: сборник статей научных докладов по итогам всероссийской научно-практической конференции. - Черкизово: Российский государственный университет туризма и сервиса, 2019. - С. 10-18.
7. Алещенко В.В. Теоретико-методологические вопросы конкурентоспособности экономической системы / В.В. Алещенко // Маркетинг в России и за рубежом. - 2019. - № 1. - С. 107 - 111.
8. Аминов э. этапы разработки и реализации конкурентной стратегии / э. Аминов // Практический маркетинг. - 2019. - №б. - С. 30 - 35.
9. Аминов э.Ф. Методика построения конкурентных стратегий предприятий автомобильной промышленности на зарубежных рынках: Дисс. на соиск. уч. ст. канд.э.н/э.Ф.Аминов. -Набережные Челны,- 2020. - 13б с.
10. Ананина Р.Ф. Совместные покупки как вид кооперационно-сетевых взаимодействий потребителей и бизнеса / Р.Ф. Ананина, В.В. Куимов // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 18. - № 18. - С. 2бб5-2б7б.
11. Андрианов К.Е. Теоретические аспекты конкурентных преимуществ в системе aнтикpизиcнoгo yпpaвлeния предприятием / К.Е. Aндpиaнoв // Современные инновационные технологии и проблемы устойчивого развития общества: материалы международной научно-практической конференции. - Москва: Ковчег, 2018. - С. 148-150.
12. Антамошкина, О.И. Стратегический менеджмент: учеб. пособие /О.И. Антамошкина, Т.А. Вашко, С.А. Шабалин; Краснояр. Гос. Торг.-зкон.Ин-т. - Красноярск, 2001.- 164 с.
13. Багиев, Г.Л. Маркетинг: Учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х.Анн; Под общ. Ред. Г.Л. Багиева. - М.: ОАО «издательство экономика», 2011. -231 с.
14. Баринов В.А. Развитие организации в конкурентной среде / В.А. Баринов, А.В. Синельников // Менеджмент в России и за рубежом. — 2019. — №б. - С. 1б - 22.
15. Белоусов В. Л. Анализ конкурентоспособности фирмы / В. Л. Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 5. - С. 35-43.
16. Бельков Е.А. К вопросу о дефинициях конкурентного потенциала / Е.А.Бельков // Научные труды Московского Гуманитарного Университета - 2018. - № 133. - С.22 - 2б.
17. Бельков М.В. Особенности использование потенциала конкурентоспособности в предпринимательских структурах строительной отрасли /М.В.Бельков// Вестник университета (Государственный университет управления).- 2018. - №3. - С. 22 - 25.
18. Беляевский, И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учеб. пособие / И. К. Беляевский. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 320 с.
19. Бланк, И.А. Управление прибылью / И.А. Бланк.- Киев: Ника- Центр, 2011.-544 с.
20. Богатин, Ю.В. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций: учеб. Пособие для ВУЗов / Ю.В. Богатин, В.А. Швандар. - М.: Финансы;
ЮНИТИ - ДАНА, 2018.- 253 с.
21. Богомолова И.П. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фaктopa рыночного превосходства экономических объектов / И.П. Богомолова , Е.В. Хохлов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2018. - № 1. - C. 113 - 119.
22. Бондарева C.P. Конкурентные преимущества и их роль в формировании конкурентных стратегий развития организации / С.Р.Бондарева //экономические и гуманитарные науки - 2019. - №3. - C.101- 108.
23. Бондарева С.Р. Методы формирования стратегий конкуренции / С.А.Никитин, С.Р.Бондарева // Известия ТулГУ. экономические и юридические науки. - 2019 - С.176-184.
24. Боровских Н. Конкурентные стратегии: методология формирования и развития / Н. Боровских //Маркетинг. - 2019. - № 2. - С. 37¬ 48.
25. Браун Марк Г. Сбалансированная система показателей: на маршруте внедрения / Браун Марк Г.- Москва: Альпина Бизнес Букс, 2019. - 22б с.
26. Бугаенко М.В. Анализ современных методов оценки конкурентоспособности промышленных предприятий / М.В. Бугаенко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 10¬2. - С. 25-29.
27. Булеев А.И. Количественный коэффициент
конкурентоспособности товаров и услуг / А.И. Булеев // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 2019. - № 5. - С. 4б-52.
28. В. Куимов, Ю.Ю. Суслова, Е.В. Щербеко, // Региональные технологические платформы - как инструмент инновационного развития территории [др.]; под ред. В.В. Куимова. Красноярск: Сиб.федер. ун-т, 2017. - 552 с.
Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник /О.С. Виханский. - 2-е изд., перераб. и доп. - M.: Гардирика, 2017. - 528 с.
30. Вopoнoв Д.С. Cooтнoшeниe конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности его продукции / Д.С. Воронов // Современная конкуренция. - 2019. - № 1 (49). - С. 39-45.
31. Воронов Д.С. Конкурентоспособность предприятия: оценка, анализ, пути повышения / Д.С. Воронов, В.В. Криворотое - Екатеринбург: УГТУ - УПИ, 2002. - 9б с.
32. Гельвановский, M. Конкурентоспособность в микро -, мезо - и макроуровневом измерениях / M. Гельвановский, В. Жуковская, И Трофимова // РэЖ. - 2001. - № 3. - С. б7-73.
33. Герчикова И.Н. Менеджмент : учебник для вузов / Герчикова И.Н.. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 511 с. — ISBN 978-5-238-01095-3.
— Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: ййрз://’№№№лргЬоокзйор.ги/81661.й1ш1 (дата обращения: 06.06.2022). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
34. Глухов, A. Оценка конкурентоспособности товаров и способы ее обеспечения / A. Глухов // Mapкeтинг. - 2018. - № 2. - С. 5б-б4
35. Голубков Е.П. Mapкeтинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е.П. Голубков.
- Mocквa: Юрайт, 2017. - 474 с.
36. Голубков, Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе / Е.П. Г олубков // Mapкeтинг в России и за рубежом. - 2019. - № 2. - С. 27-33.
37. Горбашко, E.A. Meнeджмeнт качества и конкурентоспособности:Учебное пособие / E.A. Горбашко. - СПб.: Изд-во СПбГУэФ, 2019. - 207 с.
38. Дейян, A. Стимулирование сбыта и реклама на месте продаж / A. Дейян Л., Троадек. - M.: Прогресс-Универс, 2019. - 152 с.
39. Драчева, Е.Л. Meнeджмeнт: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. - 2-е изд., стер. - M.:
Академия: Мастерство, 2019. - 288 с.
40. Зaвьялoв, П. C. Koнкypeнтocnocoбнocть и мapкeтинг / П. C. Завьялов // РэЖ. - 2018. - № 12. - C. 50-55.
41. Закутин Г.П. Информационное обеспечение
конкурентоспособности продукции и услуг / Г.П. Закутин, Г.Л. Кедровская,Ю.А. Шумов. - М., 2017. - 141 с.
42. Зулькарнаев, И.У. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий / И.У. Зулькарнаев, Л.Р. Ильясова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2017. - № 4. - C. 15-24.
43. Игольников, Г. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства / Г.Игольников, E. Патрушева // Российский экономический журнал. - 2019. - № 11. - C. 108-111.
44. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Остожье, 201б. - 33б с.
45. Кандалинцев В.Г. Cбaлaнcиpoвaннoe управление предприятием:учеб. пособие / В.Г. Кандалинцев. - Москва: КноРус, 2020. - 224 с.
46. Качалина Л.Н. Конкурентоспособный менеджмент /Л.Н. Качалина. - Москва: эксмо, 2020. - 4б4 с.
47. Квасникова В.В. Конкурентоспособность товаров и организаций / В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич. - Москва: Новое знание, 2018. - 192 с.
48. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство / И. Кирцнер.
- Москва: Юнити-Дана, 2018. - 239 с.
49. Кокорев, В.П. Курс лекций по менеджменту: учеб. Пособие /
В.П.Кокорев. - Барнаул: АГУ, 2019. - 43б с.
50. Кондрашев, В. Анализ проблем конкурентоспособности / В. Кондрашев// экономист. - 2019. - № 12. - C. 8б-89.
51. Коробейников, О.П. Стратегическое поведение: от разработки до peaлизaции / О.П. Kopoбeйникoв, В.Ю. Колес'ов, A.A. Тpифoлoвa // Менеджмент в Росси и за рубежом. - 2018. - №3. - С. 88-129.
52. Коротков, з.М. Концепция российского менеджмента / з.М. Коротков. - М.: ДеКА, 2020. - 89б с.
53. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, А. Гари. - Москва: Вильямс, 201б. - 752 с.
54. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент: пер. с англ. / Ф. Котлер; под ред. О.А.Третьяк, Л.А.Волковой, Ю.Н.Каптуревского. - СПб: Питер, 2011. - 89б с.
55. Красова В. 7 нот менеджмента / В. Красова, А. Привалова - Москва: зКСМО, 2019. - б5б с.
56. Кротков, А.М. Конкурентоспособность предприятия: подходы кобеспечению, критерии, методы оценки / А.М. Кротков, Ю.Я. Еленева// Маркетинг в России и за рубежом. - 2018. - № б. - С. 19-24.
57. Кузнецов, Ю. Развитие методологии менеджмента / Ю. Кузнецов // Проблемы теории и практики управления. - 2019.-№4.-с.110-113.
58. Куимов В.В. Региональные технологические платформы как инструмент инновационного развития территории: монография / В.В. Куимов, Ю.Ю. Суслова, Е.В. Щербенко, Д.А. Толстой, А.О. Куимов. - Москва: ИНФРА-М; Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 201б. - 343 с.
59. Лазаренко, А. А. Методы оценки конкурентоспособности / А. А.Лазаренко. // Молодой ученый. — 2018. — № 1 (б0). — С. 374-377
60. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Ю.Н. Лапыгин, Д.Ю. Лапыгин. - Москва: Инфра-М, 2018. - 400 с.
61. Левшина О.Н. Современные методы обеспечения конкурентоспособности в предпринимательстве / О.Н. Левшина. - Москва: Юриспруденция, 2018. - 17б с.
62. Лисенков М.В. Конкурентный потенциал и конкурентная стратегия в совокупности отношений конкурентоспособности / М.В.
Лисенков // Вестник ТГУ. — 2018:Вып.2(58) — C. 63-65.
63. Лифиц И.М. Фopмиpoвaниe и oцeнкa конкурентоспособности товара и услуг / И.М. Лифиц. - Москва: Юрайт. 2017. - 338 с.
64. Мазилкина Е.И. Конкурентная разведка / Е.И. Мазилкина. - Москва: АЙ ПИЭР МЕДИА, 2018. - 94 с.
65. Менеджмент: Вопросы и ответы: учеб. Пособие / А.Н. Чаплина, С.В. Здрестова; Краснояр. Гос. Торг.-зкон. Ин-т. - Красноярск, 2018. - 175с.
66. Методы стратегического анализа: учеб. Пособие / Сост. Т.А.Вашко; Краснояр. Гос. Торг.-зкон. Ин-т. - Красноярск, 2011. - 110 с.
67. Моисеева Н.К. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление / Н.К. Моисеева, Ю.П. Анискин. - Москва: Внешторгиздат, 2018. - 452 с.
68. Мухин В.И. Исследование систем управления: учебник / В.И. Мухин. - Москва: зкзамен, 2019. - 384 с.
69. Печенкин, А. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей / А. Печенкин, В. Фомин // Маркетинг. - 2012. - № 2. - С. 23 - 25.
70. Пешкова, Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы / Е.П. Пешкова. - М.: Ось - 89, 2018. - 80 с.
71. Платонова Т.К. Управление конкурентными преимуществами бизнеса как основа повышения его конкурентоспособности / Т.К. Платонова // зкономический рост: проблемы, закономерности, перспективы: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2019. - С. 39¬41.
72. Плонский В. Снижение издержек - фактор конкурентной способности / В. Плонский // зкономист. - 201б. - №4. - С. 52 - 57.
73. Портер М.з. Конкуренция / М.з. Портер. - Москва: Вильямс, 2014. - 495 с.
74. Поршнев А.Г. Управление организацией: учебник / А.Г. Поршнев, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - Москва: ИНФРА-М, 2019. - бб9 с.
75. Разработка стратегии развития организации: учебно¬практическое пособие / Сост. Вашко Т.А., Григоревская Т.В.; Краснояр. Гос. Торг.-зкон. Ин-т. - Красноярск, 2012. - б4с.
76. Сабанадзе А.Г. Необходимость управления конкурентными преимуществами предприятия в современных условиях / А.Г. Сабанадзе // Актуальные вопросы права, зкономики и управления: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2017. - С. 272-274.
77. Савченко И. Система управления предприятием как фактор повышения его конкурентоспособности / И. Савченко // Менеджмент сегодня. - 2019. - №3. - С. 42 - 49.
78. Светуньков, С.Г. Конкуренция и предпринимательские решения / С.Г. Светуньков, А.А. Литвинов. - Ульяновск: Издательство: «Корпорация технологий продвижения», 2020. - 25б с.
79. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации: учебник для вузов / А.М.Смолкин. - Москва: Инфра-М, 2018. - 248 с.
80. Сорокина М.В. Менеджмент торгового предприятия / М.В. Сорокина. - Санкт - Петербург: Питер, 2020. - 528 с.
81. Столяров О.Б. К вопросу об оценке показателей конкурентоспособности / О.Б. Столяров // Проблемы менеджмента качества в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции/- 2018. - С. бб - б9.
82. Стрелкова Л.В. зкономика и организация инноваций. Теория и практика: учеб. пособие / Л.В. Стрелкова, Ю.А. Макушева. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 235 с.
83. Сухов С.В. Онтология управления организациями / С.В. Сухов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2018. - №5. - С. 2б-33.
84. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность: учебник / Р.А. Фатхутдинов. - Москва: зкономика, 2018. - 50б с.
85. Фатхутдинов, P.A. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / P.A. Фатхутдинов. -М: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2019. - 892 с.
86. Фатхутдинов, P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / P.A. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 312 с.
87. Философова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие / Т.Г. Философова, B.A. Быков. - Москва: Дело, 2017. - 273 с.
88. Чайникова Л.Н. Конкурентоспособность предприятия: учеб. пособие / Л.Н. Чайникова, В.Н. Чайников. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2017. - 229 с.
89. Черкашнев P.IO. Paзpaбoткa и совершенствование механизма получения конкурентных преимуществ предприятием при использовании информационных технологий / P.O. Черкашнев // Социально-экономические явления и процессы. - 201б. - № 11. - С. б5-72.
90. Четыркина Н.О. Управление конкурентоспособностью организаций сферы услуг: учеб. пособие / Н.О. Четыркина.- Санкт- Петербург: СПбГУэФ, 2019. - 128 с.
91. Шеремет, A^. Методика финансового анализа / A^. Шеремет, E.B. Негашев. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 305 с.
92. Шкардун, В.Д. Методика исследования конкуренции на рынке / В.Д. Шкардун, Т.М. Axтямoв // Маркетинговые исследования в Poccии и за рубежом. - 2018. - № 4. - С. 44 - 54.
93. Оданов A.O. Конкуренция: теория и практика: учеб.-практ. пособие / A.O. Оданов. - Москва: Aкaлиc, 2012. - 275 с.
94. Ошкова Л.В. Конкурентный анализ товарных рынков и услуг: учеб. пособие / Л.В. Ошкова; Красн. гос. торг.- экон. ин-т. - Красноярск, 2008. - 294 с.
95. Исследование рынка потребительского кредитования в Poccии [электронный ресурс] // иттр//ууу.сгес11т.1Т1
Осупова Д. A. Поведение банка на рынке кредитования
[электронный ресурс] / Д. A. Юсупова // HTTp://www.eliBrary.ru