ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ,7
1.1. Понятие творческие способности в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Особенности проявления творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста 11
1.3. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной
организации 17
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста 28
2.3. Реализация психолого-педагогических условий развития творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста 35
2.4. Изучение эффективности проведенной работы 42
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
1.1. Понятие творческие способности в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Особенности проявления творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста 11
1.3. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной
организации 17
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста 28
2.3. Реализация психолого-педагогических условий развития творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста 35
2.4. Изучение эффективности проведенной работы 42
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Актуальность: в настоящее время современное общество нуждается в людях, которые умеют нестандартно мыслить. Ученые в области педагогики и психологии Б.Г Ананьев, Л.С. Выготский, Л.С. Комарова, Б.М. Теплов говорят, о том, что формировать творчески активную личности, обладающую способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, необходимо в период раннего детства, это является одним из важных условий последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности [16].
Дошкольный возраст является одним из наиболее важных периодов в формировании и развитии творческих способностей. Возрастные особенности ребенка старшего дошкольного возраста, являющиеся важными предпосылками для развития творческих способностей личности: творческое мышление; расширение сферы общения ребенка; познавательные интересы; эстетическое развитие; взаимодействие детей с окружающим миром; освоение продуктивных видов деятельности, развивающееся воображение, которое выступает основой творческого потенциала личности [10]. Требования, к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования подробно прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования утвержденным приказом для этого необходимо создание оптимальных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений самим с собой, другими детьми, взрослыми и миром [35].
Одним из особо важных направлений дошкольного образования является поиск средств и психолого-педагогических условий, позволяющих наиболее эффективно развивать творческие способности детей дошкольного возраста; насыщение окружающей ребенка среды разнообразными новыми предметами и стимулами; целенаправленное проявление взрослыми творческих способностей с опорой на зону ближайшего развития ребенка, программа развития творческих способностей [36].
В то же время проблема развития творческих способностей недостаточно изучена. В период старшего дошкольного возраста очень развивать творческие способности детей, нужно не мешать желанию ребенка сделать что-то новое, а наоборот хвалить навыки ребенка [27].
В дошкольном учреждении творческие способности детей развиваются посредством игры, рисования, лепки, конструирования. Одним из эффективных средств развития творческого воображения является бумагопластика. В ее основе лежит художественное конструирование из такого пластичного и доступного материала, как бумага. Бумагапластика объединяет в себе различные виды творческой деятельности: на основе оригами могут применяться аппликация, рисование, конструирование из бумаги, квиллинг и др. Это способствует пробуждению у детей интеллектуальной и творческой активности, обучению планирования своей деятельности, освоению новых способов изготовления поделок.
В то же время эффективных технологий развития творческого воображения детей в дошкольной образовательной организации недостаточно.
Указанное противоречие обозначило проблему исследования, которая состоит в выявлении психолого-педагогических условий развития творческих способностей старших дошкольников.
Цель исследования: обосновать и реализовать психолого
педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования (рассмотреть понятие «творческие способности»; охарактеризовать проявление творческих способностей в старшем дошкольном возрасте; обосновать психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста).
2. Подобрать методы и методики исследования творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести эмпирическое исследование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, сделать выводы.
4. Реализовать психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
5. Оценить эффективность проведенной работы
творческие способности детей старшего дошкольного возраста (способность переносить свойства знакомого предмета в новую ситуацию; способность создавать оригинальные идеи в заданном направлении; беглость; оригинальность; абстрактность названия; сопротивление замыканию; разработанность).
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста .
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:
• будет разработан и реализован комплекс занятий для детей по развитию творческих способностей на основе применения техники художественного моделирования «бумагопластика»;
• к педагогической работе по развитию творческих способностей детей будут привлечены родители.
Методы исследования: анализ научной литературы, тестирование, анализ продуктов деятельности.
Методики исследования:
1. «Как спасти зайку» (В.Т. Кудрявцев), цель методики выявить уровень способности переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
Тест «Круги» (Э. Вартег), с целью изучения креативности личности, ее способности создавать оригинальные идеи в заданном направлении (показателей: беглость, оригинальность, гибкость).
3. Тест Э.П. Торренс «Незаконченный рисунок», с целью исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Включает такие параметры, как беглость, абстрактность названия, оригинальность, сопротивлению замыкания, разработанность.
Научная новизна исследования:
1. Выявлены особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: наиболее сформированным показателем является «беглость» - способность быстро выполнять задание. Наименее развиты показатели такие, как «абстрактность названия», «сопротивление замыканию», «оригинальность». В целом, дошкольникам свойственен средний или низкий уровень развития творческих способностей.
2. Доказано, что развитие творческих способностей детей старшего дошкольного является эффективным при условиях: разработки и реализации комплекса занятий для детей на основе применения техники художественного моделирования «бумагопластика», а также привлечения к педагогической работе по развитию творческих способностей детей родителей.
Дошкольный возраст является одним из наиболее важных периодов в формировании и развитии творческих способностей. Возрастные особенности ребенка старшего дошкольного возраста, являющиеся важными предпосылками для развития творческих способностей личности: творческое мышление; расширение сферы общения ребенка; познавательные интересы; эстетическое развитие; взаимодействие детей с окружающим миром; освоение продуктивных видов деятельности, развивающееся воображение, которое выступает основой творческого потенциала личности [10]. Требования, к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования подробно прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования утвержденным приказом для этого необходимо создание оптимальных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений самим с собой, другими детьми, взрослыми и миром [35].
Одним из особо важных направлений дошкольного образования является поиск средств и психолого-педагогических условий, позволяющих наиболее эффективно развивать творческие способности детей дошкольного возраста; насыщение окружающей ребенка среды разнообразными новыми предметами и стимулами; целенаправленное проявление взрослыми творческих способностей с опорой на зону ближайшего развития ребенка, программа развития творческих способностей [36].
В то же время проблема развития творческих способностей недостаточно изучена. В период старшего дошкольного возраста очень развивать творческие способности детей, нужно не мешать желанию ребенка сделать что-то новое, а наоборот хвалить навыки ребенка [27].
В дошкольном учреждении творческие способности детей развиваются посредством игры, рисования, лепки, конструирования. Одним из эффективных средств развития творческого воображения является бумагопластика. В ее основе лежит художественное конструирование из такого пластичного и доступного материала, как бумага. Бумагапластика объединяет в себе различные виды творческой деятельности: на основе оригами могут применяться аппликация, рисование, конструирование из бумаги, квиллинг и др. Это способствует пробуждению у детей интеллектуальной и творческой активности, обучению планирования своей деятельности, освоению новых способов изготовления поделок.
В то же время эффективных технологий развития творческого воображения детей в дошкольной образовательной организации недостаточно.
Указанное противоречие обозначило проблему исследования, которая состоит в выявлении психолого-педагогических условий развития творческих способностей старших дошкольников.
Цель исследования: обосновать и реализовать психолого
педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования (рассмотреть понятие «творческие способности»; охарактеризовать проявление творческих способностей в старшем дошкольном возрасте; обосновать психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста).
2. Подобрать методы и методики исследования творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести эмпирическое исследование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, сделать выводы.
4. Реализовать психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
5. Оценить эффективность проведенной работы
творческие способности детей старшего дошкольного возраста (способность переносить свойства знакомого предмета в новую ситуацию; способность создавать оригинальные идеи в заданном направлении; беглость; оригинальность; абстрактность названия; сопротивление замыканию; разработанность).
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста .
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:
• будет разработан и реализован комплекс занятий для детей по развитию творческих способностей на основе применения техники художественного моделирования «бумагопластика»;
• к педагогической работе по развитию творческих способностей детей будут привлечены родители.
Методы исследования: анализ научной литературы, тестирование, анализ продуктов деятельности.
Методики исследования:
1. «Как спасти зайку» (В.Т. Кудрявцев), цель методики выявить уровень способности переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
Тест «Круги» (Э. Вартег), с целью изучения креативности личности, ее способности создавать оригинальные идеи в заданном направлении (показателей: беглость, оригинальность, гибкость).
3. Тест Э.П. Торренс «Незаконченный рисунок», с целью исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Включает такие параметры, как беглость, абстрактность названия, оригинальность, сопротивлению замыкания, разработанность.
Научная новизна исследования:
1. Выявлены особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: наиболее сформированным показателем является «беглость» - способность быстро выполнять задание. Наименее развиты показатели такие, как «абстрактность названия», «сопротивление замыканию», «оригинальность». В целом, дошкольникам свойственен средний или низкий уровень развития творческих способностей.
2. Доказано, что развитие творческих способностей детей старшего дошкольного является эффективным при условиях: разработки и реализации комплекса занятий для детей на основе применения техники художественного моделирования «бумагопластика», а также привлечения к педагогической работе по развитию творческих способностей детей родителей.
Проблема развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, является актуальной и чрезвычайно важной именно на уровне дошкольного возраста, так как этот период является наиболее благоприятным для развития творческих способностей.
В ходе исследования были решены поставленные задачи:
1. Проанализирована научная литература по проблеме исследования Раскрыто понятие творческие способности.
2. Подобраны методы и методики исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Проведено эмпирическое исследование творческих способностей старшего дошкольного возраста, сделаны выводы.
4. Реализованы психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
5. Оценена эффективность проведенной работы.
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста эффективно при условиях: разработки и реализации комплекса занятий для детей по развитию творческих способностей на основе применения техники художественного моделирования «бумагопластика»; привлечения родителей к указанной педагогической работе.
В ходе исследования были решены поставленные задачи:
1. Проанализирована научная литература по проблеме исследования Раскрыто понятие творческие способности.
2. Подобраны методы и методики исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Проведено эмпирическое исследование творческих способностей старшего дошкольного возраста, сделаны выводы.
4. Реализованы психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
5. Оценена эффективность проведенной работы.
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста эффективно при условиях: разработки и реализации комплекса занятий для детей по развитию творческих способностей на основе применения техники художественного моделирования «бумагопластика»; привлечения родителей к указанной педагогической работе.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НЕТРАДИЦИОННЫМИ ТЕХНИКАМИ РИСОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством арт-терапии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017





