Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №164578

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ,7
1.1. Понятие творческие способности в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Особенности проявления творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста 11
1.3. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной
организации 17
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста 28
2.3. Реализация психолого-педагогических условий развития творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста 35
2.4. Изучение эффективности проведенной работы 42
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 55

Актуальность: в настоящее время современное общество нуждается в людях, которые умеют нестандартно мыслить. Ученые в области педагогики и психологии Б.Г Ананьев, Л.С. Выготский, Л.С. Комарова, Б.М. Теплов говорят, о том, что формировать творчески активную личности, обладающую способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, необходимо в период раннего детства, это является одним из важных условий последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности [16].
Дошкольный возраст является одним из наиболее важных периодов в формировании и развитии творческих способностей. Возрастные особенности ребенка старшего дошкольного возраста, являющиеся важными предпосылками для развития творческих способностей личности: творческое мышление; расширение сферы общения ребенка; познавательные интересы; эстетическое развитие; взаимодействие детей с окружающим миром; освоение продуктивных видов деятельности, развивающееся воображение, которое выступает основой творческого потенциала личности [10]. Требования, к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования подробно прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования утвержденным приказом для этого необходимо создание оптимальных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений самим с собой, другими детьми, взрослыми и миром [35].
Одним из особо важных направлений дошкольного образования является поиск средств и психолого-педагогических условий, позволяющих наиболее эффективно развивать творческие способности детей дошкольного возраста; насыщение окружающей ребенка среды разнообразными новыми предметами и стимулами; целенаправленное проявление взрослыми творческих способностей с опорой на зону ближайшего развития ребенка, программа развития творческих способностей [36].
В то же время проблема развития творческих способностей недостаточно изучена. В период старшего дошкольного возраста очень развивать творческие способности детей, нужно не мешать желанию ребенка сделать что-то новое, а наоборот хвалить навыки ребенка [27].
В дошкольном учреждении творческие способности детей развиваются посредством игры, рисования, лепки, конструирования. Одним из эффективных средств развития творческого воображения является бумагопластика. В ее основе лежит художественное конструирование из такого пластичного и доступного материала, как бумага. Бумагапластика объединяет в себе различные виды творческой деятельности: на основе оригами могут применяться аппликация, рисование, конструирование из бумаги, квиллинг и др. Это способствует пробуждению у детей интеллектуальной и творческой активности, обучению планирования своей деятельности, освоению новых способов изготовления поделок.
В то же время эффективных технологий развития творческого воображения детей в дошкольной образовательной организации недостаточно.
Указанное противоречие обозначило проблему исследования, которая состоит в выявлении психолого-педагогических условий развития творческих способностей старших дошкольников.
Цель исследования: обосновать и реализовать психолого­
педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования (рассмотреть понятие «творческие способности»; охарактеризовать проявление творческих способностей в старшем дошкольном возрасте; обосновать психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста).
2. Подобрать методы и методики исследования творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести эмпирическое исследование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, сделать выводы.
4. Реализовать психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
5. Оценить эффективность проведенной работы
творческие способности детей старшего дошкольного возраста (способность переносить свойства знакомого предмета в новую ситуацию; способность создавать оригинальные идеи в заданном направлении; беглость; оригинальность; абстрактность названия; сопротивление замыканию; разработанность).
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста .
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:
• будет разработан и реализован комплекс занятий для детей по развитию творческих способностей на основе применения техники художественного моделирования «бумагопластика»;
• к педагогической работе по развитию творческих способностей детей будут привлечены родители.
Методы исследования: анализ научной литературы, тестирование, анализ продуктов деятельности.
Методики исследования:
1. «Как спасти зайку» (В.Т. Кудрявцев), цель методики выявить уровень способности переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
Тест «Круги» (Э. Вартег), с целью изучения креативности личности, ее способности создавать оригинальные идеи в заданном направлении (показателей: беглость, оригинальность, гибкость).
3. Тест Э.П. Торренс «Незаконченный рисунок», с целью исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Включает такие параметры, как беглость, абстрактность названия, оригинальность, сопротивлению замыкания, разработанность.
Научная новизна исследования:
1. Выявлены особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: наиболее сформированным показателем является «беглость» - способность быстро выполнять задание. Наименее развиты показатели такие, как «абстрактность названия», «сопротивление замыканию», «оригинальность». В целом, дошкольникам свойственен средний или низкий уровень развития творческих способностей.
2. Доказано, что развитие творческих способностей детей старшего дошкольного является эффективным при условиях: разработки и реализации комплекса занятий для детей на основе применения техники художественного моделирования «бумагопластика», а также привлечения к педагогической работе по развитию творческих способностей детей родителей.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, является актуальной и чрезвычайно важной именно на уровне дошкольного возраста, так как этот период является наиболее благоприятным для развития творческих способностей.
В ходе исследования были решены поставленные задачи:
1. Проанализирована научная литература по проблеме исследования Раскрыто понятие творческие способности.
2. Подобраны методы и методики исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Проведено эмпирическое исследование творческих способностей старшего дошкольного возраста, сделаны выводы.
4. Реализованы психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
5. Оценена эффективность проведенной работы.
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста эффективно при условиях: разработки и реализации комплекса занятий для детей по развитию творческих способностей на основе применения техники художественного моделирования «бумагопластика»; привлечения родителей к указанной педагогической работе.


1. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства. М.: Просвещение,
2013. 46 с.
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. 567 с.
3. Асмолов А.Г. Ребенок в культуре взрослых. М.: Юрайт, 2019. 150 с.
4. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей. М.: Просвещение, 2011. 167 с.
5. Березина В.Г. Детство творческой личности. СПб.: издательство Буковского, 2014. 160 с.
6. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. СПб.: Буковского, 2011. 60 с.
7. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Академия, 2002. 319 с.
8. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. М.: Юрайт, 2020. 219 с.
9. Васильева К. В. Бумагопластика как средство развития креативных способностей детей дошкольного возраста. 2015. 78-81 с.
10. Величко Ю.В. [Электронный ресурс] // Современное образование.
URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_38222132_30618264.pdf (Дата
обращения: 25.03.2022)
11. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 96 с.
13. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика. М.: Юрайт, 2020. 254 с.
14. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб.: Питер, 2019. 464 с.
15. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста. М.: Юрайт, 2020. 426 с....51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ