Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация психологического кружка в школе

Работа №16456

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
670
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психологический кружок как форма внеклассной работы по психологии в школе 6
1.1. Понятие, цели, принципы внеклассной работы 6
1.2. Формы и методы внеклассной работы по психологии 10
1.3. Характеристика кружка как формы внеклассной работы в школе 16
1.4. Специфика внеклассной работы по психологии в младшем школьном возрасте 00
Выводы по 1 главе 23
Глава 2 . Эмпирическое изучение организации психологического кружка в начальной школе МБОУ СОШ с. Кочетово Тандинскогокожууна 25
2.1. Обзор программ кружков по психологии в образовательных учреждениях 25
2.2. Опыт проведения кружка по психологии в 3 классе МБОУ СОШ с. Кочетово 37
2.3. Рабочая программа психологического кружка «Хунчгкеш» для подготовительного класса 48
Выводы по 2 главе 54
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Приложение 1. Игры и упражнения для использования на занятиях психологического кружка


Стратегической направленностью школы 21 века согласно государственным документам (закон «Об образовании») [46], становится подготовка воспитанника, обладающего опытом творческой деятельности, а также продуктивно, осмысленно и творчески умеющего реализовать знания на практике. Сегодня очень важно найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нём механизм самореализации, саморазвития, самовоспитания, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Большими возможностями в формировании личности, способной к полноценной самореализации, обладает психология (как научная, так и практическая). Психология все больше и больше внедряется в систему образования как учебный предмет и как форма психологического сопровождения личностного роста учащихся. Психология становится в наше время одной из востребованных обществом гуманитарных дисциплин, призванных готовить школьников к самостоятельной активной жизни в обществе. Именно поэтому необходимо психологическое образование со школьных лет.
Органической частью учебно-воспитательного процесса школы является внеклассная работа. Являясь продолжением и развитием процесса, осуществляемого на уроках, она углубляет и расширяет знания, способствует расширению кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению предмета.
Большое воспитательное и развивающее значение имеет внеклассная работа по психологии. Она, формируя и развивая личность ребёнка, совершенствует заложенное природой человеческое качество, корректирует нежелательные социальные отклонения в поведении и сознании школьников. Внеклассные мероприятия помогают овладеть дополнительными знаниями по психологии. Считаем, что внеклассная деятельность по психологии (впрочем, как и уроки психологии) создает условия для формирования мировоззрения и жизненной позиции и саморазвития, повышения психологической культуры учащихся.
Виды и формы внеклассной и внешкольной работы по психологии разнообразны. Наиболее популярным является из них психологический кружок. Кружковая работа определяется как организация педагогом разных видов деятельности школьников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка [2,с. 190]. На занятиях кружка педагог не связан жесткими временными и плановыми рамками, может допускать отвлечения, если дети заинтересовались каким- либо вопросом.
Проблема состоит в том, что в общеобразовательных школах мало уделяется методическим аспектам организации кружковой работы по психологии.
Все это делает актуальной тему нашего дипломного исследования «Организация психологического кружка в школе».
Объект исследования - внеклассная работа по психологии в средней школе.
Предмет исследования - организация психологического кружка в начальной школе.
Цель исследования: изучить основы организации кружка по психологии для младших школьников
Задачи:
1. Определить понятие внеклассной работы, выявить ее цели и принципы.
2. Раскрыть формы и методы внеклассной работы по психологии с учетом возрастных особенностей младших школьников.
3. Обобщить собственный и чужой опыт руководства и организации психологического кружка для младших школьников.
4. Провести исследование кружковой работы по психологии у учащихся младшего школьного возраста.
5. Разработать рабочую программу психологического кружка «Хунчугеш» для подготовительного класса на базе МБОУ СОШ с. Кочетово на 2017-2018 гг.
Теоретико-методологическая основа исследования: теория и методика воспитания в начальной школе (В.А. Сластенин, C.JI. Выдыш, И.З. Гликман, Л.Д. Гуткина) [35,11,12,14];принципы и признаки внеклассной работы (С.Г. Ковалева, Н.Ф.Дик, Е.Н. Барышников, Н.И. Болотина, Б.З. Вульфов, Д.В. Григорьев,И.Я. Ланина) [21,16,3,9,10,13,27]; опыт преподавания психологии в школе (И.В. Дубровина, Ю.М. Забродин, О.В. Хроменко, М.В. Попова и другие) [17,19,41,32], положения об организации психологической работы в школе (М.Р. Битянова) [6],подходы к изучению младшего школьного возраста (Д.Б. Эльконин, В.А. Крутецкий, B.C. Мухина, Л.Ф. Обухова) [44,23,29,31].
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение информации
2. Эмпирические методы: анализ документов, наблюдение, анкетирование.
Практическая значимость исследования: Материалы ВКР, подборка практических материалов для работы с детьми,могут быть использованы учителями начальных классов в их профессиональной деятельности. Разработка программно-методического обеспечения кружка по психологии может быть полезна педагогам-психологам школ, воспитателям дошкольного образовательного учреждения, классным руководителям, студентам.В целом, результаты исследования направлены на совершенствование работы кружков по психологии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Внеклассная работа в школе - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации деятельности обучающихся. Ее основные задачи: 1. Привитие интереса;2. Развитие и усовершенствование навыков; 3. Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся;4. Подготовка учащихся к практической деятельности;5.Организация отдыха учащихся в сочетании с их эстетическим и нравственным воспитанием.
Цель внеклассной работы - развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, содействию личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Кружок по психологии направлен на повышение самооценки, сплочение детского коллектива, снижение конфликтности, развитию у детей эмпатии, творческих способностей, воображения самооценки и взаимооценки, наблюдательности, воспитание основ нравственности, профилактике и психокоррекции агрессивности, конфликтности, замкнутости и тревожности.
В эмпирической части ВКР проведено изучение организации психологического кружка в начальной школе МБОУ СОШ с. Кочетово Тандинскогокожууна. Обобщен авторский опыт проведения психологического кружка для младших школьников Кружок проводился в соответствии ФГОС НОО на основе программы формирования
психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаевой (Уроки психологии в начальной школе).
Всего в 2016-2017 уч. году проведено 35 занятий кружка. Разработаны поурочные планы, презентации по отдельным темам. С учащимися 3 класса проводились индивидуальные и групповые занятия с использованием технического оборудования, дидактического материала. На занятиях проводилась диагностика интеллектуальных и личностных особенностей учащихся. Внимание уделялась темам: дружба, сотрудничество, взаимоотношения с родителями и учителями. Описаны проблемы в организации кружковой работы.
В пункте 2.3. представлена авторская рабочая программа психологического кружка «Хунчугеш» для детей подготовительного класса на тувинском языке. Составлен календарно-тематический план работы кружковых занятий. Предлагаемая программа не является обязательной во всех своих частях. Программа в зависимости от местных условий, от умения руководителя, от интересов родителей и учащихся может быть изменена как в теоретической, так и в практической части. Руководитель кружка может сокращать материал по одной теме и увеличивать на другой, исключать отдельные темы и вводить новые. В Приложении 1 предложена подборка игр и упражнений, которые можно использовать на занятиях психологического кружка.
Таким образом, цель ВКР достигнута, задачи решены.



1. Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии / Б.Ц. Бадмаев. - М., 2001,- 110 с.
2. Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя: в 2 кн. / Б.Ц. Бадмаев. - М., 2004. - 190 с.
3. Барышников, Е.Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения / Е.Н. Барышников,- СПб.: АРОСС, 2005,¬125с.
4. Белошистая, А.В. Индивидуальная работа с ребенком как условие развития его личности / А.В. Белошистая // Вопросы психологии. - 2000. - №4. - С. 148-153.
5. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад,- М.: Наука, 2002,- 540 с.
6. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе /М.Р. Битянова. - М.: Еенезис, 2000. - 289с.
7. Бобунова, Н.А. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / Н.А. Бобунова, М.З. Шайдулина, E.JI. Бродецкая, Е.В. Щеглова. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. — ETRL:http://festival. lseptember.ru
8. Болдырев, Н.И. Классный руководитель. [Текст] / Н.И. Болдырев- М.: Просвещение, 2008. - 147 с.
9. Болотина, JI.P. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах / JI.P. Болотина, Д.И. Латышина,- М.: Просвещение, 1978,- С.6-9.
10. Вульфов, Б.З. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы / Б.З. Вульфов, М.М. Поташник. - М.: Просвещение, 1943,- 144 с.
П.Выдыш, C.JI. Сущность внеклассной воспитательной работы.- Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL:http://pedsovetinfo
12. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания [текст] / И.З. Гликман,- М.: РОС, 2002,- 155 с.
13. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. [Текст] / Д.В. Григорьев - М.: Просвещение, 2010. - 241с.
14. Гуткина, Л.Д. Настольная книга классного руководителя. [Текст] / Л.Д. Гуткина - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 149 с.
15. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. [Текст] / Н.И. Дереклеева - М.: «ВАКО», 2003. - 214 с.
16. Дик, Н.Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах. [Текст] / Н.Ф. Дик - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 169 с.
17. Дубровина, И.В. Преподавание психологии в школе: /А.ДА Андреева, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - М.: Изд-во Моск. психолого-соц. инст.; Воронеж: Изд-во «Модек», 2007.-400с.
14.Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей [текст] / Е.Б. Евладова, Л.Е. Логинова, Н.Н. Михайлова. - М.: ШКОЛА, 2002,- 240 с.
19. Забродин, Ю. М. Психология в школе / Ю. М. Забродин. - М., 1994..144 с.
20. Карандашев, В. Н. Методика преподавания психологии / В. Н. Карандашев. - СПб., 2005,- 165 с.
21. Ковалева, С.Е. Внеклассная работа - как средство повышения компетентности учащихся / С.Е. Ковалева, О.М. Иванова, Н.Ю. Баталева, Е.В.Стрелецкая, В.В.Крылов. - Санкт-Петербург, 2011. - 101 с.
22. Комарова, Т. С. Коллективное творчество детей / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1994. - 94 с.
23. Крутецкий, В.А. Психологические особенности младшего школьника / Хрестоматия по возрастной психологи / В.А. Крутецкий. - М.: ИПП, 2003.-280 с.
24. Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материалы / В. Н. Карандашев, А. С. Лисянская, Т. А. Крылова,- Волгоград : Учитель, 2011. - 319 с.
25. Кутрухин, И. П. Роль кружков в развитии младшего школьника / И. П. Кутрухин // Начальная школа - 1993. -№1.-С.14-15.
26. Кутьев, В.О. Внеурочная деятельность школьников / В.О. Кутьев,- М.: Просвещение, 1983,- С.72-75.
27. Ланина, И. Я. Не уроком единым / И.Я. Ланина. - М.: Просвещение, 1991.-95 с.
28. Ляудис, В. Я. Методика преподавания психологии / В. Я. Ляудис. - М., 2000,- 205 с.
29. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество/ B.C. Мухина// учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М.: «Академия», 2000. - 456 с.
30. Никольская, И.М., БардиерГ.Л. Уроки психологии в начальной школе. 2-е изд., доп. и перераб. / И.М.Никольская, Г.Л. Бардиер Г.Л. - СПб.: Речь, 2004. - 190 с.
31. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. / Л.Ф. Обухова. -М.: Тривола, 1995.-360с.
32. Попова, М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учебно-методическое пособие. / М.В. Попова - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000. - 288 с.
33. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. /гл. ред. В.В. Давыдов,- М.: Большая рос.энцикл., 1993-1999,- [Электронный ресурс]. - Режим доступа. — URL: http: //www. otrok.nj/teach/enc/
34. Савельева, Ф. Н. Нравственный идеал как центр воспитательной системы школы - [Электронный ресурс].- Режим доступа. — URL:http://old.portal-slovo.ru
35. Сластенин, В.А. Воспитание младших школьников в процессе внеклассной и учебной деятельности / В.А. Сластенин,- М., 1980,- С. 56-74
36. Сластенин, В. А. Методика воспитательной работы /В. А. Сластенин,- М., 2002,- 70 с.
37. Сластенин, В.А. Педагогика [текст] / В.А. Сластенин,- М.: Академия, 2008. - 576 с.
38. Словарь педагогических терминов. Методическое пособие для
работников образовательных учреждений. Выпуск 1.—М.: УЦ «Перспектива», 2010. — 40 с.
39. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4) / О. В. Хухлаева,- Москва, издательство «Генезис», 2012. - 309 с.
40. Харламов, И.Ф. Педагогика [текст] / И.Ф. Харламов, 2-е изд.- М.: 1990,- 350 с.
41. Хроменко, О. В. Методика преподавания психологии / О. В. Хроменко. - Ростов, 2004,- 170 с.
42. Чередов, И.М. Система форм организации обучения в советской школе [текст] / И.М. Чередов,- М.: 1987,- 288 с.
43. Шепелева, В.И. Принципы организации внеклассной работы. [Текст]/ В.И. Шепелева - М.: ЭКСМО-Пресс, 2004. - 284 с.
44. Эльконин, Д.Б. Возрастная психология / Д.Б. Эльконин. - М.: ИПП, 2005.-290 с.
Интернет-ресурсы:
45. http://docs.cntd.ru/document/412328888
46. http: //минобрнауки. рф/документы/922
47. http: //zarubinoschool. ru/attachments/article/19
49. https://infourok.ru/programma kruzhka po psihologii diva 3 klassa- 170745.htm
50. https://mul tiurok.ru/files/proghramma-psikhologhichieskogho-kruzhka- tropinka-k-svoiemu-ia.html
51. http: //vandex. ru/clck/i sredir?from=vandex. ru%3B search%2F%3Bweb%3 B%3B&text=&etext= 1443.Q21BOzgOPS3NtYii 8zm8dRMqus2B


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ