Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности

Работа №164549

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2022
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1. Характеристика творчества как феномена бытия человека и психологического становления личности 6
1.2. Сущность воображения, его виды 9
1.3. Роль изобразительной деятельности в развитии личности дошкольника14
1.4. Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности 17
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙСТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
2.1. Констатирующий этап. Определение исходного уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2. Формирующий этап. Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности 32
2.3. Контрольный этап. Оценка результативности проведенной работы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60

В современном обществе актуальным является вопрос воспитания творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно мыслить, решать важные жизненные проблемы. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.
Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. На страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка.
С раннего возраста жизнь требует достаточно сформированного уровня воображения. Так, уже к школе ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования образов предметов, знаков и символов, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно развитие воображения происходит в игре и изобразительной деятельности. Важно отметить, что это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания. В тех случаях, когда в семье, в детском учреждении уделялось значительное внимание специальным развивающим занятиям по изобразительной деятельности, с включением заданий, требующих от детей самостоятельного воссоздания и создания новых образов и ситуаций, их воображение оказывалось на более высоком уровне развития.
Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева и др.), она является средством умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей.
Развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем большим опытом он обладает, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения. Все сказанное делает тему нашего исследования актуальной.
Объект исследования - творческое воображение старших дошкольников.
Предмет исследования - динамика творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Цель исследования - развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Задачи исследования:
1) обзор психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2) проведение психолого-педагогического эксперимента.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (сентябрь-декабрь 2021 года) посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (январь 2022 года) заключался в диагностике исходного уровня развития творческого воображения детей;
III этап (февраль 2022 года) состоял в составлении и апробации программы занятий по изодеятельности;
IV этап (март-апрель 2022 года) заключался в оценке эффективности проделанной работы и написании текста ВКР....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования были получены следующие результаты.
Мы рассмотрели характеристики творчества как феномена бытия человека и психологического процесса личности.
Выяснили сущность понятия «воображение» и узнали о его видах. Сущность воображения состоит в том, что прежние представления и знания о вещах и явлениях преобразуются и на их основе создаются новые образы. Интенсивность воображения зависит от опыта и знаний человека.
В зависимости от степени выраженности активности различают 2 вида воображения: пассивное и активное.
Изучили роль изобразительной деятельности в развитии личности дошкольника. Ведущие условия развития творческого воображения:
1) предоставление свободы действовать (экспериментировать) с различными материалами при одновременном обогащении представлений об их свойствах и способах действий;
2) пробуждение эмоций (переживаний) в процессе восприятия действительности;
3) организация наблюдений за творческим процессом взрослых.
Мы провели анализ особенностей становления творческого воображения у дошкольников во время реализации изобразительной деятельности.
Нами было разработано содержание деятельности, направленной на творческое воображение у старших дошкольников через применение в рисовании нетрадиционных техник.
Изучили особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Разработали содержание работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на основе использования нетрадиционных техник рисования.
Составили перспективный план работы по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста на основе использования нетрадиционных техник рисования.
Разработали конспекты НОД с использованием нетрадиционных обеспечивающие реализацию перспективного плана.
Провели экспериментальное исследование по выявлению уровня творческого развития у детей.
Результаты, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что уровень развития творческого воображения у большинства детей старшего дошкольного возраста соответствует норме. Что свидетельствует об успешном проведении формирующего этапа экспериментальной работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на основе использования нетрадиционных техник рисования.
Нами было разработано содержание деятельности, направленной на творческое воображение у старших дошкольников через применение в рисовании нетрадиционных техник.


1. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1993. - С. 119-120.
2. Брушлинский А.В. Воображение и творчество. // Научное творчество. - 2009. - №3. - С. 341-346.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2011. - 490 с.
4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М., 2014. - 512 с.
5. Гаврина С. Развиваем воображение. Для 5-6 лет. - М.: Олма Медиа Групп, 2014. - 198 с.
6. Григорьева О.А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников. // Молодой ученый. - 2014. - №20 - С. 568-569.
7. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии: учебное пособие. - М.: Академия, 2021. - 224 с.
8. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. - Смоленск, 2004. - 214 с.
9. Дьяченко О. Развитие воображения дошкольника. - М.: Мозаика - Синтез, 2014. - 747 с.
10. Жатсель А. Воображение. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2016. - 144 с.
11. Жукова О. Память, внимание, воображение. - М.: Астрель, 2012. - 895 с.
12. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. // Вопросы психологии. - 2013. - №2. - С. 16-20.
13. Иванова А.А. Развитие творческого воображения старших дошкольников. // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Международной научной конференции. - Чебоксары: Интерактив плюс, 2015 - С. 136-138.
14. Игнатова С.В. Развиваем воображение. Рабочая тетрадь для до-школьников 5-6 лет. - М.: Ювента, 2012. - 937 с.
15. Ильенков Э.В. О воображении. // Народное образование. - 2018. - №3. - С. 56-58...(38)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ