Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно¬патриотических чувств у детей дошкольного возраста 7
1.1. Сущность нравственно-патриотических чувств 7
1.2. Условия для формирования нравственно-патриотических чувств у
детей дошкольного возраста в ДОО 12
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ДОО
2.1. Реализация педагогических условий по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в ДОО 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов работы по нравственно¬патриотических чувств у детей дошкольного возраста в ДОО 54
Выводы по второй главе 58
Заключение 60
Список литературы 63
Приложение 68
В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из приоритетных государственных задач. Актуальность проблемы заключается в том, что в современном обществе частично утеряны ценностные ориентиры. Сегодня существует стремление государства к их возврату и обновлению с учетом современных реалий.Под нравственно-патриотическим воспитанием в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 гг.», утверждённой Правительством РФ от 05.10.2010 г. Понимается процесс содействия нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к определению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству)[15; 54].
В проекте «Национальной доктрины образования РФ» подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Формирование нравственных ценностей у детей придавал огромное значение в своей педагогике К.Д. Ушинский. Нравственное воспитание, по его мнению должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым. Анализ научной литературы по исследуемой теме показал, что наиболее продуктивно проблемой нравственно-патриотического воспитания дошкольников занимались: К.Д. Ушинский, Р.С. Буре, С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, А.М. Виноградова, М.В Воробьева, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова, А.Р. Суровцева, Е.Ю. Демурова, Н.А.
Стародубцева и др . Современные педагоги, психологи, философы, осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, посвятили свои исследования следующим аспектам: формированию культуры поведения - С.В. Петерина; формированию гуманных отношений - А.М. Виноградова, М.В. Воробьева, Р.С. Буре, и др.; формированию любви к Родине - С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова; воспитанию нравственно¬волевых качеств - А.Р. Сурвццева, Е.Ю. Демурвва, Р.С. Буре, Н.А. Стародубова и др. ; формированию эмоционально отношения к людям разных национальностей, воспитанию у детей этики межнационального общения - Е.И. Радина, Р.И. Жуковская, М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, В. Д. Бондарь, А.П. Усова и др. [3]
В результате анализа теоритической литературы выявлено, что подавляющее большинство работ содержат лишь общие характеристики нравственно-патриотического воспитания, базирующиеся на определениях советской педагогической теории и адаптированные к современным условиям. Заметим также, что в настоящее время недостаточно полно разработан теоретико-методологический инструментарий воспитания патриотического сознания и нравственных ценностей и установок у дошкольников, не создана единая универсальная воспитательная система, которую можно было бы пpимeнять в дошкольной образовательной организации (далее - ДОО).
Цель исследования: теоретически обосновать и исследовать педагогические условия для формирования нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста..
Объект исследования: процесс формирования нравственно¬патриотических чувств у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
В основу исследования была выдвинута следующая гипотеза: формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста будет более эффективным при следующих педагогических условиях:
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста..
2. Вовлечение родителей в процесс нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста..
3. Организация среды для реализации нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста..
Исходя из целей и гипотезы, в работе мы поставили следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста..
2. Рассмотреть педагогические условия нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста..
3. Провести эмпирическое исследование по апробации выделенных педагогических условий у дошкольников (на примере детей старшего дошкольного возраста).
4. Выявить результативность опытно-экспериментальной работы.
Методологические основыисследования: К.Д. Ушинский, Р.С. Буре,
С.А. Козлова,А.М. Виноградова, М.В. Воробьева, Р.С. Буре, и др.; формированию любви к Родине - С.А. Козлова, Л.И, Жуковская, Э.К. Суслова; воспитанию нравственно-волевых качеств - А.Р. Суровцева, Е.Ю. Демурова, Р.С. Буре, Н.А. Стародубова и др.;
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования:
1) теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) анкетирование.;
3) беседа
Выборка исследования: МБДОУ детского сада «Теремок» с. Элегест с детьми дошкольного возраста. В исследовании приняло участие 40 семей воспитанников старшей группы «Солнышко» и средней группы «Гномики», 4 педагога.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут выявить чувства у детей.
Для решения поставленных задач, в исследовательской работе были использованы методы:
- теоретические: психолого-педагогический анализ научно¬методической литературы, анализ и интерпретация теоретических и экспериментальных данных, журнальных публикаций, документов;
- эмпирические: исследование, наблюдение, анкетирование, беседа, методы экспертной оценки, мониторинг, изучение и обобщение практического опыта деятельности педагогов дошкольной образовательной организация
База исследования: МБДОУ детский сад «Теремок» с. Элегест Чеди- Хольского района.
Структура квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
В соответствии с задачами исследования были изучены теоретические аспекты обучения нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города. Было выяснено, что одного подхода к определению «патриотическое воспитание» нет, но большая часть современных преподавателей представляют данный термин как постоянное действие, процесс, направленный на приобщение детей к ценностям конкретного сообщества, создание у них нравственных качеств, уверенности в значительности нравственных норм. Нравственно¬патриотическое воспитание детей, по всеобщему мнению, является одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения и включает в себя воспитание у детей любви и привязанности к собственной семье, дому, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе, уважение к труду, расширение представлений о стране, формирование чувств ответственности и гордости за заслуги страны, уважение к другим народам.
Работа проводится последовательно, от более близкого (семья, детский сад), к более сложному (город, государство). Именно поэтому, семья ребенка является главным звеном нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В свете концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит мысль о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные общественные университеты призваны посодействовать, помочь и увеличить их воспитательную работу, воспитание у детей патриотических чувств нужно выполнять в тесной взаимосвязи с родителями, семьей. Формирование нравственно-патриотических чувств у детей проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную взаимосвязь с семьёй. Необходимость включения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением разъясняется особенными педагогическими способностями,
которыми владеет семья и которые не может заменить дошкольная организация: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их социальная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создает подходящие условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в собственной работе с семьёй обязан базироваться на родителей не только лишь как на помощников детского сада, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОО, семьи и общественности. Предъявляя детям согласованные требования, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. В патриотическом воспитании особый смысл имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных образцах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с такого, что принято именовать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Задача ДОО - приобщить родителей к педагогическому процессу, увеличить сферу роли родителей в организации жизни дошкольника в ДОО, формируя условия для творческой самореализации не только преподавателей, детей, но и родителей.
Предложенная программа взаимодействия работы специалистов ДОО и родителей, направлена на воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.
Каждому человеку необходимо знать родную природу,историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Воспитание патриотизма, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому - очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только
равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.
По проведённым исследованиям на констатирующем этапе, мы можем сделать вывод:
- что не было таких специалистов, которые не считали бы важной проблемой организацию патриотического воспитания детей дошкольного возраста в ДОО, хотя в начале, педагоги испытывали некоторые затруднения при выборе форм и методов формирования нравственно-патриотических чувств у детей.
- большинство опрошенных семей не имело представления о важности нравственно-патриотического воспитания детей. Многие родители не интересовались вопросами патриотического воспитания.
После проведения анализа, был разработан план по повышению профессиональной компетентности педагогов по проблеме формирования нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста..
По итогам проделанной работы можно сделать вывод, что эмпирические исследования по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ДОО дала положительные результаты.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены. Гипотеза исследования о том, что формирование нравственно¬патриотических чувств у детей дошкольного возраста будет более эффективным при следующих педагогических условиях:
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста..
2. Вовлечение родителей в процесс нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста..
3. Организация среды для реализации нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, получила свое подтверждение.
1) Азизова, Н.Р. Семейные традиции - основа гармонизации отношений в семье и развития социума/ Н.Р. Азизова // Социальная педагогика в России, 2013. -№5. -С. 22 29.
2) Актуальные проблемы дошкольного образования: науч. -
метод.сопровождение ФГОС дошкольного образования сб. матер. 12
междунар. науч. - практ. Конф.: в 2 ч. Ч. 1. - Челябинск: Цицеро, 2014. - 393 с.
3) Александрова, Е.Ю. Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Государственное издательство «Учитель», 2007. - 208 с.
4) Алябьева, Е.А. "Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками" - М.: Сфера Страниц, 2009. - 128 с.
5) Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. Подготовка детей к школе. М.: Детство-Пресс, 2010. - 112 с.
6) Бабанский, Ю.К. Педагогика: Учеб.пособие для студентов пед. институтов 2-е изд., доп. и перераб / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1988. - 366 с.
7) Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб.пособие для вузов. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 52 с.
8) Белоногова, Г. Педагогические знания - родителям / Г .Белоногова, Л.Хитрова // Дошкольное воспитание. 2003. № 1. - С. 82 - 92
9) Бордовская, Н.В., Педагогика. Учебник для вузов. / Н.В Бордовская., А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2000. - 340 с.
10) Буре, Р.С. Воспитатель - дети. / Р.С Буре., Л.Ф Островская. - М.: изд. «Сатис», 1985. -204 с.
11) Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М. А. Васильева. - М.: 2005. - С.78
12) Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 с.
13) Вороненко, А.Г. Патриотическое воспитание в России / А.Г. Вороненко // Педагогические науки. - 2006. - № 5. - С. 12-19.
14) Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.Н. Доронова// Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С. 60-68.
15) Жуковская Р.И., Родной край./ Р.И. Жуковская, Н.Ф.Виноградова, С.А Козлова. - М.: Аргос, 1990. -213 с.
16) Кириллина, М. Патриотическое воспитание/ Кириллина М., Мельчина JI // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 20 - 25.
17) Козлова А. В. Работа ДОУ с семьей. / А. В . Козлова., Р. П. Дешеулина. - М.: Сфера, 2004. - 114 с.
18) Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьей./ А. В Козлова., Р. П. Дешеулина. - М.: Сфера, 2004. - 112 с.
19) Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб.пособие для студентов высш. и пед. учеб, заведений / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
20) Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб.пособие для студентов высш. и пед. учеб, заведений / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 10 с.
21) Кондрыкинский, Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Л.А. Кондрыкинский. - М.: Сфера, 2005. - 192 с.
22) Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с
23) Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 96 с.
24) Меренков А. Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе / А. Меренков, JI. Буйлова, Н. Кленова // Дошк. воспитание. - 2001. - № 8. - С. 61 - 64.
25) Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / Авт.-сост. В. Н. Косарева. - Волгоград: Учитель, 2013. - 166 с.
26) Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками / С.О Николаева. - М.: Владос, 2007. - 112 с.
27) Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание. М.: Линка - Пресс, 2003 г. - 200 с.
28) Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект / Авт.-сост. Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева. - Волгоград: Учитель, 2013. - 103 с.
29) От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. -М.: Мозаика - синтез, 2010. - 304 с.
30) Павлова, Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей Дошкольное воспитание / Л.О. Павлова // 2002. № 8. - С. 8 - 13.
31) 1 Ьтд'с!0^14^31^6 П.И. Педагоиика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 367 с.
32) 1 Ьтд'сЛ^ 14^13^6 П.И. Пeдатаиикa. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 377 с.
33) Пт^дк^с^т^с^т^т^п^, П.И. Пeдатаиикa. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических коллдджей - М.: Пддатаиичсакoe об общество России, 2001. - 385 с.
34) Пименова, Л. В. «Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста». - Пермь: Синти Про, 2000. - 92 с.
35) Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 2.: Процесс воспитания. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. - 27 с.
36) Подласый, П.П. Педагогика. Книга 1: Общие основы: Учебник для вузов. - М.: Владос, 2008. - С. 4350бщество России, 2001. - 385 с
37) Сакавичене, О. Патриотическое воспитание дошкольников / О. Сакавичене // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №3. - С. 24 - 27.
38) Сакавичене, О. Патриотическое воспитание дошкольников Ребёнок в детском саду/ О. Сакавичене // Ребенок в детском саду, - 2006. - №3. - С. 24
39) Сваталова, Т.А. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования / Т. А. Сваталова // Дошкольное воспитание. - 2011. - №1 С. 95.
40) Струмилин, С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. - 1960. - № 7. - 208 с.
41) Суслова, Э.К. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников / Э.К. Суслова // Детский сад от А до Я. - 2003. - №3. - С. 5-14.
42) Сушкова, И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования / И.В. Сушкова. - М.: Сфера, 2008. - 128 с.
43) Тимофеева, JI.JI. Метод проектов в ДОУ/ JI.JI. Тимофеева // Управление ДОУ. - 2011. - №3. - С. 22 28.
44) Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О.А. Хохлова // Справочник старшего воспитателя. - 2010. - №3.
45) Цеева, JI.X. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. / JI.X. Цеева, Н.В.Петрова. - Майкоп: изд. АТУ, 2004. - 340 с
46) Шаламова, Е. Патриотическое воспитание. / Е. Шаламова // Ребёнок в детском саду. - 2009. - №6. - С. 13 - 16.
47) Шалимова, Е. Патриотическое воспитание/ Е. Шалимова// Ребёнок в детском саду. - 2009. - №6. - С. 13 - 16.
48) Шамова, Т.И., Управление образовательными системами. /Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001. - 319 с.
50) www.spb tei.ru
51) www. portal-slovo. ru.
52) www.portal slovo.ru
53) www.gumer.info
54) www.archives.ru