Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ДОО
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно¬патриотических чувств у детей дошкольного возраста 7
1.1. Сущность нравственно-патриотических чувств 7
1.2. Условия для формирования нравственно-патриотических чувств у
детей дошкольного возраста в ДОО 12
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ДОО
2.1. Реализация педагогических условий по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в ДОО 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов работы по нравственно¬патриотических чувств у детей дошкольного возраста в ДОО 54
Выводы по второй главе 58
Заключение 60
Список литературы 63
Приложение 68
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно¬патриотических чувств у детей дошкольного возраста 7
1.1. Сущность нравственно-патриотических чувств 7
1.2. Условия для формирования нравственно-патриотических чувств у
детей дошкольного возраста в ДОО 12
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ДОО
2.1. Реализация педагогических условий по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в ДОО 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов работы по нравственно¬патриотических чувств у детей дошкольного возраста в ДОО 54
Выводы по второй главе 58
Заключение 60
Список литературы 63
Приложение 68
В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из приоритетных государственных задач. Актуальность проблемы заключается в том, что в современном обществе частично утеряны ценностные ориентиры. Сегодня существует стремление государства к их возврату и обновлению с учетом современных реалий.Под нравственно-патриотическим воспитанием в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 гг.», утверждённой Правительством РФ от 05.10.2010 г. Понимается процесс содействия нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к определению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству)[15; 54].
В проекте «Национальной доктрины образования РФ» подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Формирование нравственных ценностей у детей придавал огромное значение в своей педагогике К.Д. Ушинский. Нравственное воспитание, по его мнению должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым. Анализ научной литературы по исследуемой теме показал, что наиболее продуктивно проблемой нравственно-патриотического воспитания дошкольников занимались: К.Д. Ушинский, Р.С. Буре, С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, А.М. Виноградова, М.В Воробьева, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова, А.Р. Суровцева, Е.Ю. Демурова, Н.А.
Стародубцева и др . Современные педагоги, психологи, философы, осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, посвятили свои исследования следующим аспектам: формированию культуры поведения - С.В. Петерина; формированию гуманных отношений - А.М. Виноградова, М.В. Воробьева, Р.С. Буре, и др.; формированию любви к Родине - С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова; воспитанию нравственно¬волевых качеств - А.Р. Сурвццева, Е.Ю. Демурвва, Р.С. Буре, Н.А. Стародубова и др. ; формированию эмоционально отношения к людям разных национальностей, воспитанию у детей этики межнационального общения - Е.И. Радина, Р.И. Жуковская, М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, В. Д. Бондарь, А.П. Усова и др. [3]
В результате анализа теоритической литературы выявлено, что подавляющее большинство работ содержат лишь общие характеристики нравственно-патриотического воспитания, базирующиеся на определениях советской педагогической теории и адаптированные к современным условиям. Заметим также, что в настоящее время недостаточно полно разработан теоретико-методологический инструментарий воспитания патриотического сознания и нравственных ценностей и установок у дошкольников, не создана единая универсальная воспитательная система, которую можно было бы пpимeнять в дошкольной образовательной организации (далее - ДОО).
Цель исследования: теоретически обосновать и исследовать педагогические условия для формирования нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста..
Объект исследования: процесс формирования нравственно¬патриотических чувств у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
В основу исследования была выдвинута следующая гипотеза: формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста будет более эффективным при следующих педагогических условиях:
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста..
2. Вовлечение родителей в процесс нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста..
3. Организация среды для реализации нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста..
Исходя из целей и гипотезы, в работе мы поставили следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста..
2. Рассмотреть педагогические условия нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста..
3. Провести эмпирическое исследование по апробации выделенных педагогических условий у дошкольников (на примере детей старшего дошкольного возраста).
4. Выявить результативность опытно-экспериментальной работы.
Методологические основыисследования: К.Д. Ушинский, Р.С. Буре,
С.А. Козлова,А.М. Виноградова, М.В. Воробьева, Р.С. Буре, и др.; формированию любви к Родине - С.А. Козлова, Л.И, Жуковская, Э.К. Суслова; воспитанию нравственно-волевых качеств - А.Р. Суровцева, Е.Ю. Демурова, Р.С. Буре, Н.А. Стародубова и др.;
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования:
1) теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) анкетирование.;
3) беседа
Выборка исследования: МБДОУ детского сада «Теремок» с. Элегест с детьми дошкольного возраста. В исследовании приняло участие 40 семей воспитанников старшей группы «Солнышко» и средней группы «Гномики», 4 педагога.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут выявить чувства у детей.
Для решения поставленных задач, в исследовательской работе были использованы методы:
- теоретические: психолого-педагогический анализ научно¬методической литературы, анализ и интерпретация теоретических и экспериментальных данных, журнальных публикаций, документов;
- эмпирические: исследование, наблюдение, анкетирование, беседа, методы экспертной оценки, мониторинг, изучение и обобщение практического опыта деятельности педагогов дошкольной образовательной организация
База исследования: МБДОУ детский сад «Теремок» с. Элегест Чеди- Хольского района.
Структура квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
В проекте «Национальной доктрины образования РФ» подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Формирование нравственных ценностей у детей придавал огромное значение в своей педагогике К.Д. Ушинский. Нравственное воспитание, по его мнению должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым. Анализ научной литературы по исследуемой теме показал, что наиболее продуктивно проблемой нравственно-патриотического воспитания дошкольников занимались: К.Д. Ушинский, Р.С. Буре, С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, А.М. Виноградова, М.В Воробьева, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова, А.Р. Суровцева, Е.Ю. Демурова, Н.А.
Стародубцева и др . Современные педагоги, психологи, философы, осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, посвятили свои исследования следующим аспектам: формированию культуры поведения - С.В. Петерина; формированию гуманных отношений - А.М. Виноградова, М.В. Воробьева, Р.С. Буре, и др.; формированию любви к Родине - С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова; воспитанию нравственно¬волевых качеств - А.Р. Сурвццева, Е.Ю. Демурвва, Р.С. Буре, Н.А. Стародубова и др. ; формированию эмоционально отношения к людям разных национальностей, воспитанию у детей этики межнационального общения - Е.И. Радина, Р.И. Жуковская, М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, В. Д. Бондарь, А.П. Усова и др. [3]
В результате анализа теоритической литературы выявлено, что подавляющее большинство работ содержат лишь общие характеристики нравственно-патриотического воспитания, базирующиеся на определениях советской педагогической теории и адаптированные к современным условиям. Заметим также, что в настоящее время недостаточно полно разработан теоретико-методологический инструментарий воспитания патриотического сознания и нравственных ценностей и установок у дошкольников, не создана единая универсальная воспитательная система, которую можно было бы пpимeнять в дошкольной образовательной организации (далее - ДОО).
Цель исследования: теоретически обосновать и исследовать педагогические условия для формирования нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста..
Объект исследования: процесс формирования нравственно¬патриотических чувств у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
В основу исследования была выдвинута следующая гипотеза: формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста будет более эффективным при следующих педагогических условиях:
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста..
2. Вовлечение родителей в процесс нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста..
3. Организация среды для реализации нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста..
Исходя из целей и гипотезы, в работе мы поставили следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста..
2. Рассмотреть педагогические условия нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста..
3. Провести эмпирическое исследование по апробации выделенных педагогических условий у дошкольников (на примере детей старшего дошкольного возраста).
4. Выявить результативность опытно-экспериментальной работы.
Методологические основыисследования: К.Д. Ушинский, Р.С. Буре,
С.А. Козлова,А.М. Виноградова, М.В. Воробьева, Р.С. Буре, и др.; формированию любви к Родине - С.А. Козлова, Л.И, Жуковская, Э.К. Суслова; воспитанию нравственно-волевых качеств - А.Р. Суровцева, Е.Ю. Демурова, Р.С. Буре, Н.А. Стародубова и др.;
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования:
1) теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) анкетирование.;
3) беседа
Выборка исследования: МБДОУ детского сада «Теремок» с. Элегест с детьми дошкольного возраста. В исследовании приняло участие 40 семей воспитанников старшей группы «Солнышко» и средней группы «Гномики», 4 педагога.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут выявить чувства у детей.
Для решения поставленных задач, в исследовательской работе были использованы методы:
- теоретические: психолого-педагогический анализ научно¬методической литературы, анализ и интерпретация теоретических и экспериментальных данных, журнальных публикаций, документов;
- эмпирические: исследование, наблюдение, анкетирование, беседа, методы экспертной оценки, мониторинг, изучение и обобщение практического опыта деятельности педагогов дошкольной образовательной организация
База исследования: МБДОУ детский сад «Теремок» с. Элегест Чеди- Хольского района.
Структура квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
В соответствии с задачами исследования были изучены теоретические аспекты обучения нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города. Было выяснено, что одного подхода к определению «патриотическое воспитание» нет, но большая часть современных преподавателей представляют данный термин как постоянное действие, процесс, направленный на приобщение детей к ценностям конкретного сообщества, создание у них нравственных качеств, уверенности в значительности нравственных норм. Нравственно¬патриотическое воспитание детей, по всеобщему мнению, является одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения и включает в себя воспитание у детей любви и привязанности к собственной семье, дому, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе, уважение к труду, расширение представлений о стране, формирование чувств ответственности и гордости за заслуги страны, уважение к другим народам.
Работа проводится последовательно, от более близкого (семья, детский сад), к более сложному (город, государство). Именно поэтому, семья ребенка является главным звеном нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В свете концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит мысль о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные общественные университеты призваны посодействовать, помочь и увеличить их воспитательную работу, воспитание у детей патриотических чувств нужно выполнять в тесной взаимосвязи с родителями, семьей. Формирование нравственно-патриотических чувств у детей проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную взаимосвязь с семьёй. Необходимость включения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением разъясняется особенными педагогическими способностями,
которыми владеет семья и которые не может заменить дошкольная организация: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их социальная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создает подходящие условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в собственной работе с семьёй обязан базироваться на родителей не только лишь как на помощников детского сада, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОО, семьи и общественности. Предъявляя детям согласованные требования, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. В патриотическом воспитании особый смысл имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных образцах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с такого, что принято именовать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Задача ДОО - приобщить родителей к педагогическому процессу, увеличить сферу роли родителей в организации жизни дошкольника в ДОО, формируя условия для творческой самореализации не только преподавателей, детей, но и родителей.
Предложенная программа взаимодействия работы специалистов ДОО и родителей, направлена на воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.
Каждому человеку необходимо знать родную природу,историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Воспитание патриотизма, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому - очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только
равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.
По проведённым исследованиям на констатирующем этапе, мы можем сделать вывод:
- что не было таких специалистов, которые не считали бы важной проблемой организацию патриотического воспитания детей дошкольного возраста в ДОО, хотя в начале, педагоги испытывали некоторые затруднения при выборе форм и методов формирования нравственно-патриотических чувств у детей.
- большинство опрошенных семей не имело представления о важности нравственно-патриотического воспитания детей. Многие родители не интересовались вопросами патриотического воспитания.
После проведения анализа, был разработан план по повышению профессиональной компетентности педагогов по проблеме формирования нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста..
По итогам проделанной работы можно сделать вывод, что эмпирические исследования по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ДОО дала положительные результаты.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены. Гипотеза исследования о том, что формирование нравственно¬патриотических чувств у детей дошкольного возраста будет более эффективным при следующих педагогических условиях:
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста..
2. Вовлечение родителей в процесс нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста..
3. Организация среды для реализации нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, получила свое подтверждение.
Работа проводится последовательно, от более близкого (семья, детский сад), к более сложному (город, государство). Именно поэтому, семья ребенка является главным звеном нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В свете концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит мысль о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные общественные университеты призваны посодействовать, помочь и увеличить их воспитательную работу, воспитание у детей патриотических чувств нужно выполнять в тесной взаимосвязи с родителями, семьей. Формирование нравственно-патриотических чувств у детей проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную взаимосвязь с семьёй. Необходимость включения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением разъясняется особенными педагогическими способностями,
которыми владеет семья и которые не может заменить дошкольная организация: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их социальная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создает подходящие условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в собственной работе с семьёй обязан базироваться на родителей не только лишь как на помощников детского сада, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОО, семьи и общественности. Предъявляя детям согласованные требования, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. В патриотическом воспитании особый смысл имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных образцах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с такого, что принято именовать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Задача ДОО - приобщить родителей к педагогическому процессу, увеличить сферу роли родителей в организации жизни дошкольника в ДОО, формируя условия для творческой самореализации не только преподавателей, детей, но и родителей.
Предложенная программа взаимодействия работы специалистов ДОО и родителей, направлена на воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.
Каждому человеку необходимо знать родную природу,историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Воспитание патриотизма, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому - очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только
равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.
По проведённым исследованиям на констатирующем этапе, мы можем сделать вывод:
- что не было таких специалистов, которые не считали бы важной проблемой организацию патриотического воспитания детей дошкольного возраста в ДОО, хотя в начале, педагоги испытывали некоторые затруднения при выборе форм и методов формирования нравственно-патриотических чувств у детей.
- большинство опрошенных семей не имело представления о важности нравственно-патриотического воспитания детей. Многие родители не интересовались вопросами патриотического воспитания.
После проведения анализа, был разработан план по повышению профессиональной компетентности педагогов по проблеме формирования нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста..
По итогам проделанной работы можно сделать вывод, что эмпирические исследования по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ДОО дала положительные результаты.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены. Гипотеза исследования о том, что формирование нравственно¬патриотических чувств у детей дошкольного возраста будет более эффективным при следующих педагогических условиях:
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста..
2. Вовлечение родителей в процесс нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста..
3. Организация среды для реализации нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, получила свое подтверждение.
Подобные работы
- Формирование нравственно - патриотических чувств у современных
дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Формирование нравственно - патриотических чувств у современных
дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ СОБЫТИЙ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Воспитание патриотических чувств у детей
старшего дошкольного возраста в процессе
реализации воспитательных событий в ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ УВАЖЕНИЯ К ВЗРОСЛЫМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА В ИГРАХ-ДРАМАТИЗАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Приобщение к истокам русской национальной культуры как средство формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024



